Рабочая программа по биологии, 5 класс, Пасечник В. В

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии, 5 класс, Пасечник В.В.Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 им. А.С. Пушкина г.Черемхово»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы


_________________

Бархатов В.А.



Принята педагогическим советом

МОУ «Школа № 8 г.Черемхово»

от 28 августа 2015 года

Протокол № 1

Введена в действие

приказом директора

МОУ «Школа № 8 г.Черемхово»

от 1 сентября 2015 года

Приказ №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

(5 класс)






(Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, В. В. Пасечник)





Составитель: Селянгина Анна Николаевна,

учитель химии и биологии,

первая квалификационная категория








г. Черемхово, 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» предназначена для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Обеспечивает подготовку в предметной области «Естественно-научные предметы», и ее освоение должно обеспечить:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

  • осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Данная программа составлена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

  • примерной программы основного общего образования по биологии, допущенной Министерством образования и науки РФ как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • междисциплинарных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»);

  • программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Программа обеспечена УМК для 5-х классов.

Учебники

Тетради на печатной основе

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.

Актуальность программы обусловлена противоречиями:

  • между потребностью показать учащимся значимость биологических знаний, возможностью их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни;

  • между потребностью современного общества в людях, способных к самостоятельному исследовательскому поиску во всех сферах жизнедеятельности, и ориентацией в массовой школе на репродуктивный характер овладения знаниями, где учебный процесс рассматривается в контексте исполнительской деятельности школьников;

  • между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству образования, и отсутствием у старшего школьника потребности в самосовершенствовании и постоянном самообразовании;

  • между благоприятными возрастными предпосылками формирования исследовательских умений школьников и слабой их реализацией в самообразовании;

  • между необходимостью повышения уровня самообразования современного школьника и недостаточной разработанностью педагогического инструментария активизации этого процесса в общеобразовательной школе.

Основная идея данной программы: в настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Значимость данной программы определена следующими положениями. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Цель учебного предмета в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Также биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы;

  • формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Биология ставит следующие основные задачи курса на этапе основного образования:

  • открыть учениками общих принципов функционирования, устройства, развития живых систем и применить открытые открытее принципы к многообразию проявлений жизни на Земле;

  • самостоятельно открыть (построить) учениками новое знание и далее его опробовать на многообразных примерах, которые могут как подтверждать, так и опровергать эти знания (модели);

  • установить места координации биологии и других учебных предметов с дальнейшим построением в этих точках образовательных модулей.

Цель программы: социализация учащихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи программы:

  • научить ориентироваться в системе моральных норм и ценностей:

  • формировать ценностное отношение к жизни вообще, к живой природе, в частности;

  • развивать познавательные мотивы, направленные на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладеть ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формировать у учащихся познавательную культуры, осваиваемую в процессе познавательной деятельности, и эстетическую культуру как способность эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Срок реализации программы: 1год.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками биологической информации: статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики биологических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных биологических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют мыслить пространственно, во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения. В связи с этим реализация целей биологического образования школьников предполагает создание следующих условий:

  • постановка познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;

  • создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не целями, а мотивами, отношением их к предмету; постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового способа деятельности;

  • постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания проблемной ситуации знания-незнания;

  • способ учебной деятельности вырабатывается школьником самостоятельно в процессе решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных методических приемов, которые изложены в виде готовых правил, образцов, алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса в объеме 1 ч. в неделю.

Учебный предмет «Биология» тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «Окружающий мир», «Природоведение».

Логические связи данного предмета с остальными предметами: история, астрономия, физика, биология.

Система оценки достижений учащихся:

Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов обучающихся включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.

Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений обучающихся относительно прошедшего учебного года, позволяющего организовать эффективно процесс повторения и определить эффекты от обучения за прошлый учебный год.

Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и универсальные учебные действия для определения проблем и трудностей в освоении предметных способов действия и УУД и планирования работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.

Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также УУД.

Планируемые результаты освоения программы в 5 классе.

Личностные:

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Личностные УУД

  • Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.

  • Развитие Я-концепции и идентичности личности.

  • Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения.

  • Развитие морального действия. Ориентация в морально-нравственных основах поведения.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

  • учитывать установленные правила в Планировании и контроле способа решения.

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Получат возможность научиться:

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

  • Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

  • Использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач.

  • Строить сообщения в устной и письменной форме.

  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  • Устанавливать аналогии.

Получат возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

Получат возможность научиться:

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

  • С учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметными результатами

Обучающиеся научатся:

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и

  • объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов

  • по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:

  • безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы

  • растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и

  • цветковые);

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых

  • организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,

  • папоротники, голосеменные и цветковые);

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их

  • результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь

  • элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной

  • гигиены;

  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Получат возможность научиться:

  • Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

  • Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Биология-наука о живом мире (8 ч)

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)






Календарно-тематическое планирование

Биология. (Пасечник В.В.)

5 класс (1 час в неделю, всего 35 ч)

урока

Дата

Тема урока

Код элемента содержания (КЭС)

Элемент содержания

Код требования к уровню подготовки выпускников (КПУ)

Требования к уровню подготовки

Характеристика деятельности

УУД

Контроль

ИКТ

1.

Биология - наука о живой природе

1.1

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.

1.1.1

Знать и понимать: основные положения биологических теорий.

Определять содержание и структуру биологии.

Познавательные: уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

2.

Методы исследования в биологии

1.1

Роль

биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1.1.1

Знать и понимать: смысл основных теоретических категорий и понятий.

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

3.1

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы,

гетеротрофы, аэробы, анаэробы.

2.8

Определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Решение проектной задачи

4.

Стартовая контрольная работа


Определяется актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, намечается «зона ближайшего развития», организуется коррекционная работа в зоне актуальных знаний

1.1

2.8

2.3

Знать и понимать: смысл основных

теоретических категорий и понятий.

Зафиксировать свои достижения в «зоне актуального развития». Наметить «зону ближайшего развития»


Контрольная работа

5.

Среды обитания живых организмов.

3.1

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы,

гетеротрофы, аэробы, анаэробы.

2.6.2

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и

идиоадаптации у растений и животных

Умеют различать

среды обитания организмов, знают их особенности.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

6.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

7.1


Экологические факторы: абиотические,

биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

2.6.3

Выявлять биотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи

организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах.

Умеют определять понятия «Экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

7.

Обобщающий урок.

3.1

7.1

Разнообразие организмов. Экологические факторы: абиотические,

биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

2.6.2

2.6.3

Уметь: выделять приспособления у организмов к среде обитания

Имеют первоначальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

8.

Устройство увеличительных приборов.

2.1

Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании

современной естественнонаучной картины мира.

2.7.1

Сравнивать биологические объекты(клетки, ткани, органы и системы органов,

организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и

агроэкосистемы)

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Познавательные:

преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

смысловое чтение. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

9.

Строение клетки.

2.1

.Развитие знаний о клетке.

Клеточное строение организмов- основа единства органического мира,

доказательство родства живой природы.

2.5.1

Распознавать и описывать клетки растений и животных

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Тематический контроль

10.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

2.1

Клеточное строение организмов- основа единства органического мира,

доказательство родства живой природы.

2.5.1

Распознавать и описывать клетки растений и животных

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации; извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрации, таблицы, схемы, карты)

11.

Пластиды.

2.4

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки

- основа ее целостности.

2.5.1

Описывать клетки растений и животных.

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

Самостоятельная работа

12.

Химический состав клетки.

2.3

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и

функций неорганических и органических веществ(белков, нуклеиновых

кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических

веществ в клетке и организме человека

2.5.1

Описывать клетки растений и животных.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

13.

Лабораторная работа: Химический состав клетки.

2.3

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и

функций неорганических и органических веществ(белков, нуклеиновых

кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических

веществ в клетке и организме человека

2.5.1

Описывать клетки растений и животных.

Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.

Познавательные:

преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

смысловое чтение. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

14.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).

2.5

Обмен веществ и превращения энергии- свойства живых организмов.

2.7.2

Сравнивать процессы и явления(обмен веществ у растений, животных, человека,

пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез)

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

15.

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

2.5

Обмен веществ и превращения энергии- свойства живых организмов.

Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. С

2.7.2

Сравнивать процессы и явления(обмен веществ у растений, животных, человека,

пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез)

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

Тематический контроль

Тематическая проверочная работа

16.

Понятие «ткань».

2.7

Клетка- генетическая единица живого.

2.7.1

Сравнивать биологические объекты(клетки, ткани, органы и системы органов,

организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и

агроэкосистемы)

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей.

Познавательные:

преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

смысловое чтение. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

17.

Обобщающий урок.

2.3

2.4

2.5

2.7

Строение клетки.

2.5.1

Описывать клетки растений и животных.

Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

Самостоятельная работа

18.

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

4.2

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.

Бактерии- возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

2.7.1

Сравнивать биологические объекты(клетки, ткани, органы и системы органов,

организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и

агроэкосистемы)

Выделяют существенные признаки бактерий

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

Самостоятельная работа

19.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

4.2

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.

Бактерии- возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

2.7.1

Сравнивать биологические объекты(клетки, ткани, органы и системы органов,

организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и

агроэкосистемы)

Выделяют существенные признаки бактерий

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

20.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

4.3

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование

грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных

и ядовитых грибов.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

21.

Шляпочные грибы.

4.3

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование

грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных

и ядовитых грибов.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Тематический контроль

Тематическая проверочная работа

22.

Плесневые грибы и дрожжи.

4.3

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование

грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных

и ядовитых грибов.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

23.

Грибы-паразиты.

4.3

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование

грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных

и ядовитых грибов.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

Самостоятельная работа

24.

Обобщающий урок

2.4

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование

грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных

и ядовитых грибов.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

Самостоятельная работа

25.

Ботаника - наука о растениях.

4.4

Царство растений. Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст);

вычитывать все уровни текстовой информации;

Самостоятельная работа

26.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

4.4

Царство растений. Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Выделяют существенные признаки водорослей.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

27.

Роль водорослей в природе и жизни человека.

4.4

Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений. Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.

2.8.

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

28.

Лишайники.

4.3

Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Познавательные:

преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

смысловое чтение. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тематическая проверочная работа

29.

Мхи.

4.4

Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Познавательные:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

30.

Папоротники, хвощи, плауны.

4.4

Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Познавательные:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

31.

Голосеменные растения.

4.4

Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений. Биосфера. Разнообразие растений и животных.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Познавательные:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

32.

Покрытосеменные растения.

4.5

Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Познавательные:

преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

смысловое чтение. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

33.

Происхождение растений.

4.4

Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и

размножение растительного организма(на примере покрытосеменных

растений). Распознавание(на рисунках) органов растений.

2.9.1

Анализировать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп

организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Познавательные:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Самостоятельная работа

34.

Итоговая контрольная работа

4.4

Царство растений.

2.8

определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической

группе(классификация)

формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Познавательные:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

35.

Обобщающий урок

4.4

Царство растений.

3.1.2

Обосновать мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями,

животными, бактериями, грибами и вирусами

Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература, используемая при разработке программы:

1. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.

3. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.

Информационное обеспечение:

  1. Библиотека наглядных электронных пособий по биологии Кирилла и Мефодия. Учебник по биологии 5 класс. Электронный диск.

Интернет - ресурсы:

  • fcior.edu.ru

  • ege.edu.ru. − Портал ЕГЭ.

  • fipi.ru. −Федеральный институт педагогических измерений.


© 2010-2022