Практическая работа на тему основных функций социокультурной деятельности

Практическая работа по основным функциям социокультурного менеджмента на примере школьного мероприятия "Урок мужества "Дорога Жизни" В работе дана теоретическая часть по этой теме, затем часть функций расписана по материалам мероприятия. Очень удобно при подготовке мероприятий любого уровня использовать метод "Дерево целей" и, конечно, планы подготовки и проведения очень удобны и наглядны в форме схем и таблиц. Эта работа - тот минимум, который необходим. Можно добавить "Тайминг мероприятия", ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельностиПрактическая работа на тему основных функций социокультурной деятельности«ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,

ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социокультурный менеджмент»

на тему: «Функции социокультурного менеджмента

на примере урока мужества «Дорога Жизни»





Магистр Волокитина Л.Д.

Форма: заочная

Направление:

Социально - культурная деятельность

Преподаватель: Спицына Л.А.

Содержание

1. Функции менеджмента социокультурной деятельности. Общие функции управления:

1.1. Планирование. Стр.3

1.2. Организация. Стр.5

1.3. Координация. Стр.5

1.4. Мотивация. Стр.6

1.5. Контроль. Стр.8

2. Подготовка и организация Урока мужества, посвященного Дню открытия Дороги Жизни в блокадном Ленинграде в ноябре 1942 года

2.1.Цели и задачи мероприятия. Стр.9

2.2.Дифференциация потребителей. Схема. Стр.10

2.4. Актуальность. Стр.10-11

2.5.Историческая справка. Стр.12

2.6.Форма проведения. Стр.12

3.Схема «Дерево целей» Стр.12

4.План подготовки мероприятия. Таблица. Стр.13

5. Сценарный план мероприятия. Таблица. Стр.14

6.Оборудование. Смета расходов. Стр.15

7.Сенарий урока мужества «Дорога Жизни». Стр.25

8.Оценка мероприятия. Таблица «Представление Стр.26 мероприятия.



1.Планирование (определение целей и путей их достижения) предполагает четкую постановку целей, разработку и реализацию плана, обеспечивающего оптимальное достижение целей. Функция планирования включает в себя:

-содержание деятельности;

-финансирование и другое обеспечение;

-организационная структура;

-требования к персоналу;

-подбор, расстановка, стимулирование кадров;

-система учета, отчетности и контроля.

Преимущества планирования заключается в таких положениях, как:

-научное предвидение;

-рациональное использование ресурсов;

-внутренняя координация;

-адаптация к внешней среде;

-концентрация сил и средств на наиболее перспективных направлениях развития.

Планы, разрабатываемые в социально - культурой сфере различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны.

По содержанию различают планы культурно - досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и др.

По уровню делятся на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.

По степени директивности (обязательности выполнения) существуют: прогнозные (представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации), директивные (подлежащие обязательному выполнению).

По срокам реализации планы различают на:1)перспективные (среднесрочные и долгосрочные) 2) текущие (краткосрочные и оперативные).
Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т. п.).

В таких планах указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период.

Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией.

К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы.

Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией.

К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы.

Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных и месячных (календарных) и других оперативных планах работы.

К оперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.

Стратегические и тактические планы призваны конкретизировать содержание намеченной деятельности в отдельных программах, проектах, текущих плановых документах, бизнес-планах, дополнены системами анализа, оценки, контроля, корректировки деятельности.

Центральная роль стратегии заключается в определении как содержания конкретных планов, так и организации обеспечения их выполнения, требования к контролю и персоналу. Цель стратегии- удостовериться, что компания находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые.

2.Организация. Данная функция менеджмента создает условия для эффективной деятельности сотрудников на основе координации их усилий в процессе осуществления социально-культурной деятельности.

Полномочия - право менеджера использовать определенные ресурсы

компании и давать поручения ее сотрудникам для решения поставленных задач.

Делегирование полномочий - возможность их передачи полностью или

частично кому-либо из подчиненных.

· Ответственность - мера наказания за невыполнение сотрудником возложенных на них функций или задач.

Этапы организационной деятельности:

-Установление целей организации;

-Выявление и классификация видов деятельности по реализации социально-культурных программ.

-Группировка этих видов деятельности исходя из максимально эффективного использования ресурсной базы социально-культурной деятельности.

-Формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление групп видов деятельности.

-Наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными для достижения целей.

-Вертикальная и горизонтальная взаимоувязка этих подразделений посредством должностных связей и информационных потоков.

3.Координация в менеджменте - это процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организационной структуры в интересах выполнения стоящих перед ней задач.

Согласно научным источникам, существуют следующие

факторы координации:

- Уровень разделения труда.

- Взаимозависимость подразделений.

- Размеры организации.

- География подразделений компании.

- Соотношение централизации и децентрализации в ней.

- Стиль управления.

- Уровень развития коммуникации

Виды координации:

1.Номинальная - подразделения вносят свой вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны.

2.Последовательная - работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах.

3.Обоюдная - вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого и наоборот.

4.Мотивация в менеджменте - процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей, или целей организации. В качестве побуждения человеческого поведения, мотивация требует четкого представления потребностей и вознаграждений.

Потребность - ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо.

Вознаграждение - все, что человек считает ценным для себя. В основе современного понимания мотивации две идеи: потребностей (определяющих содержание и направленность) человеческой деятельности и оценки этой деятельности социальным окружением и самой личностью. В психологии и социальной психологии выработаны самые различные концепции человеческих потребностей. Согласно 3. Фрейду, человеком движут две основные группы влечений: к жизнеутверждению (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос). Согласно Я. Э. Голосовкеру, человеком движут три основные группы мотивов»):

1)вегетативный (мотив самосохранения индивида: потребности в пище, сне, одежде и т. п.);

2)сексуальный (мотивы самосохранения человека как вида, прежде всего - в продолжении рода);

3)культурный (мотивы социального самоутверждения человека: в творчестве, в успехе, в признании и т. д.).

В научных источниках существуют содержательные и процессуальные теории мотиваций

Содержательные теории мотивации акцентируют внимание на потребностях сотрудников.

1.Теория Д. МакКлелланда поведение человека определяют три потребности:

-Власть (влияния на других, в том числе и через конфронтацию),

- Успех.

-Причастность (общение, дружеские отношения и т. п.)

2.Теория Ф. Герцберга утверждает, что побудительные мотивы подразделяются на:

-гигиенические факторы: условия труда и его оплаты, политика фирмы, психологический климат.

-мотиваторы: предоставление дополнительных полномочий, продвижение, успех.

Основная идея этой теории состоит в том, что состоянием, обратным удовлетворению, является не неудовлетворение, а отсутствие удовлетворенности.

3. Теория мотивации потребностей А. Маслоу провозглашает последовательное удовлетворение человеческих потребностей.

Процессуальные теории мотивации акцентируют внимание на процессе мотивации

1. Теория В. Врума (теория дожиданий) представляет собой следующую формулу:

Мотивация ---Ожидаемый результат---Ожидаемое вознаграждение----

----Ожидаемая ценность вознаграждения.

2. Теория справедливости. Оценка работником своего вознаграждения в сравнении с вознаграждениями других людей за аналогичную работу. При несправедливом вознаграждении снижается эффективность труда.

3. Теория Портера-Лоулера гласит о том, что уровень прилагаемых работником усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий влечет за собой ожидаемое вознаграждение.

К мотивации относятся не только намерения и возможности, но также и возможность их соотнесения, принятия решения, а также воля, способствующая реализации решения. Отсутствие хотя бы одного из этих факторов (желаний, возможностей их осуществления, невозможность принятия самостоятельного решения или безволие) разрушает мотивацию, создавая предпосылки не только к дизмотивации, но и к развитию неврозов, конфликтов. Принципиальным обстоятельством является то, что все мотивы, действия и результаты деятельности подвергаются оценке со стороны общества, самой личности, и, тем самым, сама оценка выступает важным компонентом мотивации в менеджменте.

5. Контроль как функция менеджмента.

Проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации - есть контроль. Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели,(цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет /будет), развитие процесса (будет/есть).

Сущность контроля раскрывает механизмы:

- сбора, обработки и анализа информации о фактических результатах;

- сравнения фактических и плановых показателей;

- выявления отклонений и выявления причин;

- корректировки;

- разработка стандартной системы отчетности.

В практике менеджмента существуют разные виды контроля.

Предварительный контроль осуществляется до начала работы и направлен на проверку стартовых условий деятельности. Проверяется соответствие ресурсов заданным критериям, осуществляется диагностика профпригодности сотрудников.

Текущий контроль осуществляется в процессе социокультурной деятельности, где сопоставляются поставленные цели и полученные результаты.

Заключительный контроль проводится по завершению работы. Данный вид контроля необходим для выявления и устранения проблем, возникавших в процессе работы, для вознаграждения сотрудников за полученные результаты.

Существует типология контроля по видам деятельности.

Финансовый контроль охватывает такие виды функционирования организации, как:

- стратегические задачи и перспективное планирование;

- получение финансовой отчетности от подразделений;

- стандартные формы отчетности по подразделениям и для компании в

целом (прибыль, издержки, финансовое состояние и т.д.);

- высшее/среднее звено: аппарат контролера;

- Филиалы: финансовая служба, бухгалтерия;

- часть функций передается низовым звеньям (административный кон-

троль).

Административный контроль обеспечивает:

- выполнение намеченных социально-значимых программ и проектов программ (связан с планированием);

- учет и анализ хозяйственных показателей (производство, уровень реализации социокультурной услуги);

- долю на рынке социокультурных услуг, долю продукта, в сегменте профессионально ориентированной деятельности

- состояние портфеля востребованности в актуальном сегменте рынка.

Следует понимать, что если управленческий контроль требует централизации, то административный основан на децентрализации деятельности. Важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров и установить задания и критерии их выполнения. Актуальной проблемой в социально-культурном сегменте выступает такой вид контроля, как контроль качества.

Условиями эффективного контроля выступает 1) наличие планов, 2) развитый учет, 3) отлаженная система информации и 4) рациональная организационная структура (четкость распорядительства).

Подготовка и организация Урока мужества, посвященного Дню открытия Дороги Жизни в блокадном Ленинграде в ноябре 1942 года.

Цель: патриотическое, духовно нравственное воспитание молодежи,

Задачи:

1.Воспитание у школьников любви к Родине.

2.Воспитание гордости за свою Родину, за соотечественников.

3.Воспитание уважения к старшему поколению.

4.Воспитание нетерпимости к проявлениям фашизма и всякого посягательства на жизнь и свободу человека

5.Обеспечение диалога между «поколениями».

6.Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников.

7.Формирование у старшего поколения положительного отношения к современной молодежи, как к людям, с интересом изучающих историю своей страны и свято хранящих память о ее героических страницах.

Дифференциация потребителей (участников):

Участники мероприятия Урока мужества, посвященного Дню открытия Дороги Жизни в блокадном Ленинграде в ноябре 1942 года

слушатели

Приглашенные

Организаторы

Старшеклассники школы №29, 9-10 классы.

Совет музея Совет старшеклассниковТворческая группа Группа сопровождающих

Члены городской организаии «Защитники и жители блокадного Ленинграда.



Место и время проведения: МБОУ «Школа №29» Конференц-зал. 20 ноября 2014 в 13:00.

Актуальность: В период перестроек и преобразований нашего общества патриотическое и идейно-нравственное воспитание молодежи ушло на второй план, был незаслуженно забыт опыт прошлых поколений, приоритетными стали такие понятия, как экономическое процветание, бизнес, успешность, карьера и т.д. Дошло до того, что дети шутя рисуют свастику, а некоторые вполне осознанно. Это недопустимо. Необходимо использовать все возможности, чтобы прекратить эти негативные тенденции и «начать восхождение» к формированию человека высоконравственного, гражданина и патриота своей страны. Молодежь должна знать, понимать, распознавать тревожные симптомы в обществе, чтобы не повторились ужасы прошлого. Я отдаю предпочтение таким мероприятиям, иногда даже в ущерб важным делам только потому, что детям войны уже больше 70-ти лет. Остались единицы защитников Ленинграда, ежегодно, а то и ежемясячно уходят от нас ветераны, рядеют ряды наших блокадников и настанет день, когда свидетелей войны не останется вовсе. Поэтому мы просто обязаны все услышать, узнать, запомнить и сохранить в своем сердце.

Историческая справка: 18-22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера была построена и открыта ледовая трасса - « Дорога Жизни» длиной в 30 километров, которая, несмотря на большую опасность, (бомбежки, нестабильный лед Ладожского озера) внесла огромный вклад в обороноспособность города, спасла многих Ленинградцев от голодной смерти, помогла пережить самую страшную блокадную зиму 1941-1942 года, по этой дороге были вывезены в эвакуацию сотни жителей блокадного города. В г. Балашиха Московской области есть организация «Защитники и жители блокадного Ленинграда». Члены этой организации - постоянные и желанные гости в школе №29, где расположен музей «Блокдного Ленинграда».

Форма мероприятия: Урок мужества с приглашением ветеранов. Рассказ активистов музея о событиях этого дня в 1941году, стихи о блокаде, песни о войне очень эмоционально воспринимаются аудиторией, в зале стоит тишина. Ветераны с большим волнением в который раз слушают о блокаде, у кого-то заболело сердце, волнение это передается ребятам, девочки украдкой утирают слезы, боль прошлых лет проходит через их души. На завершающем этапе мероприятия, когда мальчишки и девчонки дарят ветеранам цветы, разливают чай, слушают их воспоминания видно, с каким трепетом и уважением они относятся к нашим блокадникам, это один из важнейших (если не самый главный) этапов мероприятия.

Выбор творческой группы«Дерево целей»

Личные звонки приглашенным гостям

Привлечение посетителей

Отбор вокалистов и чтецов

Утверждение списка слушателей

Привлечение участников

Выбор группы сопровождающих

Урок мужества «Дорога Жизни»

Утверждение группы обеспечения

Подготовка

Определение целей, задач, формы, места и времени проведения

Составление плана подготовки, определение ответственных

Встреча почетных гостей

Организация

Торжественная часть. Выступление школьников.

Написание сценария, распределение ролей

Подготовка оборудов-я

Поздравление юбиляров

Подготовка чаепития (заказ выпечки, закупка чая, конфет, сахара, салфеток, одноразовой посуды)

Слово предоставляется ветеранам.

Чаепитие.

Подготовка помещения

Запись интервью, воспоминаний, фото на память.

Закупка цветов (розы)



План подготовки мероприятия

№п/п

мероприятия

Сроки исполнения

ответственный

1

Определение целей, задач, формы, места и времени проведения мероприятия

0311.2014

Волокитина Л.Д. Зам.директора по ВР, руководитель музея

2

Утверждение списков участников мероприятия

03.11.2014

Совет старшеклассников, Совет музея

3

Утверждение сметы

05.11.2014

Максимова А.А. директор школы

4

Написание и утверждение сценария

06.11.2014

Волокитина Л.Д. Зам.директора по ВР, руководитель музея

5

Распределение ролей

06.11.2014

Совет старшеклассников, Совет музея

6

Репетиции с ведущими

10.11.2014, 14.11.2014

Веденкина Н.В. председатель родительского комитета школы

7

Репетиции с чтецами

10.11.2014, 14.11.2014

Ткачева Л.В. педагог-организатор, учитель русского языка и литературы

8

Репетиции с вокалистами

10.11.2014, 14.11.2014

Сочнева В.В. преподаватель музыки, руководитель музыкального кружка

9

Совместные репетиции

17.11.2014, 18.11.2014

Веденкина Н.В. председатель родительского комитета школы.

10

Генеральная репетиция

19.11.2014

Волокитина Л.Д. Зам.директора по ВР, руководитель музея

11

Подготовка чаепития (заказ выпечки, закупка чая, конфет, сахара, салфеток, одноразовой посуды)

17.11.2014

Селивестрова Б.К. зам.директора по АХЧ

12

Подготовка помещения

20.11.2014

Группа обеспечения

13

Закупка цветов (розы) и подарков юбилярам.

19.11.2014

Волокитина Л.Д. Зам.директора по ВР, руководитель музея, группа обеспечения

14

Подготовка и проверка технического оснащения.

19.11.2014

Редозубов Иван, член актива музея, ученик 10А класса.

Сценарный план мероприятия 20.11.2014

9:00

Подготовка помещения. Расстановка столов, стульев. Подготовка посуды, питьевой воды, сервировка

Группа обеспечения. Совет старшеклассников.

11:00

Генеральная репетиция, проверка оборудования.

Волокитина Л.Д. Зам.директора по ВР, руководитель музея, группа обеспечения

12:15

Организация дежурства на входе для встречи и сопровождения ветеранов в конференц-зал

Группа сопровождения

13:00

Начало мероприятия

13:00-13:05

Вступительное слово руководителя музея

Руководитель музея

13:05-13:10

Слова поздравления представителя администрации

Заведующая отделом культуры Администрации города

13:10

Повествование.

ведущие

Стихотворение Ю.Воронова «Опять война»

Чтец 1

Повествование.

ведущие

Песня «Дети войны»

Т.Шевкунова

Повествование.

ведущие

Стихотворение В. Верковского «Дорога Жизни»

Чтец 2

Песня «Холода»

Т.Шевкунова, Д.Горбунова

Повествование.

ведущие

Отрывки из поэмы О.Бергольц «Блокадная баллада»

Чтец 3

Песня «Ленинградки»

Т.Шевкунова, Д.Горбунова

Повествование.

ведущие

Стихотворение «По дороге Жизни…» А. В.Молчанов

Чтец 4

14:00

Поздравление юбиляров

14:10

Ответное слово блокадников

Руководитель организации

14:30

Чаепитие. Воспоминания.

Группа обеспечения

15:00

Сопровождение гостей

Группа сопровождения

15:15-16:00

Уборка помещения

Организаторы мероприятия

Оборудование

1.Ноутбук -1шт.

2.Сетевой удлинитель-1 шт.

3.Столы большие -8шт.

4.Сулья -55шт.

Смета расходов

№ п/п

Наименование

Количество шт.

Цена руб.

Сумма руб.

1

Скатерти одноразовые

8

21

263

2

Одноразовые ложки

1 уп

65

65

3

Одноразовые кружки

50

2.5

125

4

Фотографии в подарок с прошлого мероприятия

65

7

455

5

Подарки юбилярам

2

710

1420

6

Розы

45

25

1125

7

Пирожки

160

24

3840

8

Чай Гринфилд

2

65

130

9

Сахар рафинад

2

55

110

10

Конфеты разные

2.5

300

700

Итого:

7753

Сценарий урока мужества,

посвященного открытию ледовой Дороги Жизни

21 ноября 1941 года в блокадном Ленинграде.

Волокитина Л.Д., руководитель музея

По материалам обзора «Ленинградская блокада» Елизаветы Дмитриевны Перепеченко 1994-2009г. и документальной памятке «Героическая оборона Ленинграда» Анатолия Владимировича Молчанова 2007г., материалам балашихинской районной общественной организации участников обороны и жителей блокадного Ленинграда.

Звучит песня А.Розенбаума «Дорога Жизни»Ветераны рассаживаются за столы.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие наши гости! Сегодня особенный день как для ленинградцев, так и для нас, учеников 29 школы, где расположился военно-исторический музей блокадного Ленинграда. День открытия Дороги Жизни стал традиционным памятным днем для нас. Это пример мужества и героизма, невероятной стойкости и несгибаемой воли к Победе советского народа, это самые трагические и героические страницы нашей истории. Мы рады видеть вас, и гордимся тем, что в этот памятный день вы с нами.

Ведущий 2: Сегодня мы снова говорим о великом городе, о его великих людях. «За свою трехсотлетнюю историю Петербург-Ленинград никогда никому не сдавался: его не взяли ни Карл 12 в 1704 году, ни шведский король Густав в 1788. Наполеон, победоносным тайфуном пронесшийся по Европе, в Петербурге не был. Английский адмирал Непир в 1854 году крейсировал в Финском заливе, но город ему не достался. И, наконец, беспрецедентный по силе и трагизму подвиг 1941-1944 годов».

Чтец 1: (Горшихина Аня)

Опять война,

Опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить….

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова,

Но даже если это правда,

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Юрий Воронов

Ведущий 3:Сегодня большинство знает об этих событиях только по книгам, статьям и кинофильмам. Но еще живут, не только в Ленинграде - Петербурге, но и в других городах, в том числе и нашем городском округе Балашиха, люди, для которых блокада - не только история, а частичка личного, пережитого. Здесь продолжает свою работу ленинградское блокадное братство.

Наибольшую часть коллектива составляют дети - малыши блокадного города, которым тогда едва исполнилось 4-6 лет, они были эвакуированы, или провели в блокаде 900 дней. Ребята школьного возраста были привлечены на оборонные работы, дежурили санитарами в госпиталях, гасили зажигалки на крышах домов, молодые люди 19-24 лет принимали непосредственное участие в боевых действиях, многие от первого до последнего дня ВОВ.

Звучит песня «Дети войны» Таня Шевкунова

Ведущий 4;«Героическая оборона Ленинграда была самой продолжительной и самой кровавой операцией Великой Отечественной войны. Она действительно не имеет равных себе в истории человечества по своим масштабам, по героизму, стойкости и самоотверженности защитников и жителей города, по принесенным ими жертвами и по значению для исхода войны. О Подвиге Ленинграда надо знать истинную правду, чтобы гордиться своей принадлежностью не только к этому Великому Городу-Герою, но и к стране, в которой есть такой Город». Анатолий Владимирович Молчанов.

Ведущий 1: На рассвете 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии, вероломно нарушив договор о ненападении, перешли границу Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Уже на 18 день немцы вторглись на территорию Ленинградской области с юга. 9 июля взяли Псков и, несмотря на сопротивление наших войск и ополчения, начали продвижение к Питеру. 10 июля немецкие войска подошли к реке Луге. До Ленинграда оставалось чуть больше 100 км. Но врагу потребовалось два месяца, чтобы пройти их.

Ведущий 2: Утром 28 августа 1941 года через станцию Мга проскочили 2 последних эшелона с эвакуированными Ленинградцами. В тот же день станцию взяли немцы. Последнее железнодорожное сообщение 3-х миллионного города прервалось полностью. 8 сентября кольцо вокруг города сомкнулось, Ленинград оказался в тисках сухопутной блокады. В блокадном кольце оказалось более 2.5 миллионов гражданского населения, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот.

Сорок первый, сентябрь, восьмое число

В этот день нас блокады огнем обожгло.

Мы не знали еще, что замкнулось кольцо

И что смерть нам уже заглянула в лицо…

Мы в тот день не могли даже предположить,

Как нам долго терпеть и как мало нам жить…

Ведущий 3: 9 сентября начался яростный штурм города. Ожесточенные бои шли у Пулковских высот, у Колпина. 23 сентября, понеся большие потери, враг прекратил штурм. В дальнейшем противник еще четырежды пытался взять Ленинград. Несмотря на превосходство немецких сил в технике в 5-6 раз, ему это не удалось. Фашисты надеялись, что ленинградцы сами вымрут от голода и холода…

Фюрер решил стереть Ленинград с лица Земли, уничтожив всех его жителей. В секретной директиве немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» говорилось: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…»

Ведущий 4: Еще 18 июля в Ленинграде были введены карточки на все продукты. Летом нормы были довольно высокие, но после того, как 30 августа немцы перерезали железнодорожную связь со страной, подвоз продовольствия, топлива и боеприпасов в Ленинград по суше стал невозможен. В сентябре 1941 фашисты сожгли Бадаевские продуктовые склады. Водные перевозки осенью 1941 года не могли обеспечить потребности в продовольствии жителей города и его защитников. 2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и других продуктов. Зачастую, кроме хлеба, никаких продуктов не выдавали.

Хлебные нормы постоянно снижали, нужно было затратить немало сил и энергии, чтобы выкупить паек - отстоять очередь, которую иногда занимали с ночи. В 1941 году рано наступили сильные морозы, не работал водопровод и канализация, не было электричества, остановился городской транспорт. Ведущий 1: Практически у всех ленинградцев стало развиваться блокадное заболевание, вызванное длительным недоеданием - дистрофия. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать.

Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, с остановившимися глазами.

Первыми последствия голода ощутили ленинградские малыши. Уже в октябре детская больница на Васильевском острове была переполнена истощенными детьми…спасти удавалось не многих. Малыши умирали, в основном от истощения. Морг был забит, а сандружинницы все носили и носили туда детские трупики…С 16 июля по 20 ноября норма хлеба для детей понизилась с 400 граммов до 125 граммов в сутки. Все с нетерпением ждали, когда появится необходимая толщина льда на Ладажском озере.

Ведущий 2: Ладожское озеро - самое большое озеро в Европе. Площадь его 18 тыс.кв. км., наибольшая глубина 230 м. Это практически пресноводное море с сильными штормами и неустойчивым подвижным ледовым покровом. Испокон веков было известно, что оно грозно и коварно, судоходство на нем затруднено. Для прохождения машины с тонной груза в кузове необходима была 200 мм толщина льда. Пешеходы- разведчики, перебираясь с западного берега озера на восточный берег, измеряли толщину льда и намечали вехи для будущей ледовой магистрали.

17 ноября лед достиг толщины 100 мм. Конный транспорт, машины, трактора, подготовленные для перевозки грузов, ждали морозов. Работники дорожной службы по нескольку раз в день измеряли лед, но были бессильны ускорить его нарастание. 18 ноября подул северный желанный ветер, температура понизилась до минус 12 градусов. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. Ждать больше не было сил. По магистрали направили конные обозы. Изнуренные лошади едва шли, падали и подняться уже не могли. Таких лошадей тут же на льду рубили на части и отправляли мясо в город. В самые тяжелые дни ноября, когда иссякли запасы хлеба,- 20 ноября служащие, иждивенцы и дети стали получать минимальную норму хлеба 125 г.

Ведущий 3: И вот пришел тот светлый день, когда началось движение машин по льду. В ночь с 22-го на 23 ноября, соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей покатились одна за другой 60 автомашин за долгожданным грузом. Когда съезжали на лед, он прогибался и трещал, хотя расстояние между машинами было 300 м. Кабины не закрывали, чтобы легче было выбраться, фары не включали, чтобы не привлечь близко находящегося врага. Несколько машин ушло под лед и водители не смогли выбраться из них. Среди участников первого рейса автомашин был и наш балашихинец из п.Салтыковка Платонов Иван Семенович. По его воспоминаниям написано стихотворение Вадима Верковского «Дорога Жизни»:

Чтец 2: (Рукавов Илья)

Мы ночью даже фары не включали,

Чтоб не привлечь внимания врага,

В мороз в кабинах дверь не закрывали,

Чтобы успеть нам выскочить когда,

Лед под машиной с треском разверзался

И грузовик, как якорь шел ко дну,

И Ладога безжалостно глотала

Груженую машину не одну….

Ведущий 4: 23 ноября колонна вернулась, доставив 33 тонны продовольствия. На следующий день доставили только 19 тонн: неровный хрупкий тонкий лед, машины грузили по 2-3 мешка и при такой осторожности несколько машин затонуло. И все же на душе становилось веселее, движение транспорта нарастало. К машинам прикрепляли на буксире сани: 3- 4 мешка клали в машину и 2-3 мешка на сани. Первые 4 дня ездили только по ночам, потом перевозки шли круглосуточно. Впоследствии на «Дороге Жизни» работали 4500 шоферов, на льду несли службу зенитчики. Внесли свой труд летчики, регулировщики, дорожники, связисты, складские рабочие, медики. Всего участников обеспечения Дороги Жизни было около 20 000 человек.

Песня «Холода» Тяня Шевкунова, Даша Горбунова

Ведущий 1: В грозные дни блокады эта дрога явилась единственной транспортной магистралью, соединяющей через Ладожское озеро со всей страной обреченный на смерть город. Водители, смертельно усталые, голодные, под беспрерывным обстрелом с обмороженными руками, ногами, лицами ремонтировали изношенные грузовики прямо здесь, на льду. Водитель Васильев Ф.И. не выходил из машины 48 часов и доставил 12 тонн продовольствия.

Чтец 3: (Михайлова Дарья)

О да - иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей -
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле. (Можно убрать, если слишком много )
Казалось - солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
навеки лунный снег, и лед,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
- К заре, сказали, привезут...
- Гражданочки, держаться можно...-
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
- Ну, так и есть - мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре -
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.

Ведущий 2: Шоферы, ремонтники, регулировщики и связисты приобрели опыт и уверенность в работе. С 24 января хлебный паек был увеличен: рабочие стали получать по 400 г хлеба, служащие -300 г, иждивенцы и дети - 250 г, войска первой линии - 600 г, войска тыловых частей - 400 г. А с 11 февраля хлебный паек был вновь увеличен.

Последние рейсы в апреле 1942 года были очень тяжелыми. Сверху льда примерно на метр стояла вода. Под ней не было видно воронок и машины проваливались в них. Часто глохли моторы и приходилось выходить по пояс в ледяную воду, чтобы вручную завести машину. До берега доехать было нельзя - лед таял, приходилось переносить груз на себе, по пояс в воде примерно метров 500. Рейсы прекратились 26 апреля 1942 года. После войны здесь построили Триумфальную арку, на мраморной плите которой высечены слова

Потомок, знай, в суровые года

Верны народу, дому и Отчизне

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели Дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

Ведущий 3: Одна из драматических страниц в истории блокады - эвакуация…22 января 1942 г Государственная Комиссия приняла специальное постановление об эвакуации из Ленинграда 500 тысяч человек. В первую очередь вывозили детей, женщин, престарелых и больных людей. С 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда через Ладогу было эвакуировано 554 тысячи 186 человек, в основном детей.

В небе кружили самолеты и бомбили транспорт с детьми, не обращая внимания на эмблему Красного Креста. Но оставаться в голодающем городе было еще опасней, и Ленинград спешил вывезти своих малышей в глубокий тыл. Зимой - на машинах по коварному ладожскому льду, летом - на баржах по воде.

Можно стихотворение Валерия Шумилина «Скорее в сердце страх уйми..»

Ведущий 4: От истощения, бомбежек они погибали в пути от Финляндского вокзала до Ладожского озера, в его водах и на Большой Земле - на ладожском берегу, по пешеходному пути до железной дороги. Много эшелонов с эмблемой Красного Креста на крышах вагонов немецкие самолеты разбомбили и сожгли дотла. Но все-таки большинство эвакуированных детей добирались до безопасных волжских, уральских и сибирских городов и селений, и многие из них дождались Победы.

Песня «Ленинградки» Таня Шевкунова

Ведущий 1: За четыре неполных месяца было эвакуировано 514 069 человек: в январе было вывезено 11 296 человек, в феврале -117 434, в марте -221 947, в апреле -163 392 человека. Продолжили эвакуацию по воде: с мая по ноябрь было вывезено 448 010 человек. На этом эвакуация закончилась. По «Дороге Жизни» было вывезено и уникальное оборудование, которое не использовалось в то время в Ленинграде.

Ледяная дорога - «Дорога Жизни» действовала 152 дня, начиная с 22 ноября 1941 года. За пять зимних месяцев 1941-1942 года грузовики совершили пробег более сорока миллионов километров, то есть тысячу рейсов вокруг экватора, перевезено 360 тысяч тонн топлива, продовольствия и боеприпасов.

Ведущий 2: На памятнике, установленном в поселке Кобона, высечено: «Дорога Жизни, прорвав фашистскую блокаду, соединила сердце Ленинграда с родной Москвой, со всей Отчизной».

Она - как легенда, как песня, как знамя,

У этой дороги не будет конца -

Она навсегда пролегла через память,

Навеки прошла через наши сердца…

Герои, опаленные войною,

Построили под грохот канонад

Дорогу Жизни, что со всей страною

Соединила гордый Ленинград. («Дорога Жизни» Николай Кутов)

(Из статьи Галины Васильевны Клюкиной в газету «Факт»)

Ведущий 3: «В настоящее время на Дороге Жизни установлено много памятников. 45 мемориальных километровых столбов, размещенных на автомобильной трассе, это дань величайшему мужеству защитникам Ленинграда.На третьем километре Дороги Жизни растет пятнадцатиметровый цветок из белого бетона с мраморной крошкой - где была смерть, там пробилась жизнь».

Чтец 4: (Шевцов Алексей)

По Дороге Жизни - сглаженной, спрямлённой,

Залитой асфальтом - мчит машин поток.

Слева, на кургане, к солнцу устремлённый

Их встречает белый каменный Цветок.

Памятью нетленной о блокадных детях

На земле священной он навек взращен,

И к сердцам горячим всех детей на свете

Он призывом к Дружбе, к Миру обращён.

Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!

Подойдите ближе, головы склоня.

Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,

Тех, кто детским сердцем город заслонял.

У Дороги Жизни шепчутся берёзы,

Седины лохматит дерзкий ветерок.

Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,

Плачет вместе с вами каменный Цветок.

Сколько их погибло - юных ленинградцев?

Сколько не услышит грома мирных гроз?

Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться.

Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз.

Их похоронили в братские могилы.

Был обряд блокадный, как война, жесток.

И цветов тогда мы им не приносили.

Пусть теперь в их память здесь цветёт Цветок.

Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,

Поднял выше леса белый лепесток.

Всей земле Российской, всей земной планете

Виден этот белый каменный Цветок.

Молчанов А.В.

Ведущий 4:

- Аллея Пионерской Славы и 900 березок с повязанными на них пионерским галстуками,

- Дневник Тани Савичевой в камне,

- На пятом километре - памятник летчикам «Балтийские крылья»,

- На десятом километре - «Дуб и лавр», символизирующие жизнь и славу.

- На семнадцатом километре - Монумент «Катюша», посвященный зенитной батарее,

-На сороковом километре - гигантское Разорванное кольцо и свежий след протектора автомашины, показывающее, что время не властно над величием подвига советских людей.

«Да. Если бы не Ладога родная,

Едва ли смог бы выжить Ленинград

И выстоять в страшнейшей из осад,

А как потом бы шла война, кто знает….»

Нам наше прошлое свято и дорого -

Гордость победами, горечь утрат.

Вечная память защитникам города!

Вечная слава спасителям города!

Вечная слава тебе, Ленинград!

Сегодня в этом зале присутствует человек, который в 17 лет отправился на фронт и защищал Ленинград на Пулковских высотах.

16 ноября он отметил 90-летний юбилей. Это Шестимиров Михаил Егорович.

И еще один именинник присутствует среди наших гостей- 22 ноября Апостолову Олегу Павловичу исполняется 85 лет. Когда началась блокада, ему было всего 12лет.

Поздравляем юбиляров. Подарки. Звучит «Блокадная баллада» М. Муромова. Ребята дарят ветеранам розы. Начинается чаепитие.

Оценка мероприятия:

Считаю, что все поставленные задачи были выполнены. Мероприятие оставило глубокий след в душах детей и ветеранов. Микрофонами не пользовались (в это время был ремонт в актовом зале, где всегда проводились такие встречи), но оказалось, что без них намного лучше.

Ветераны произносили слова благодарности детям за радушный прием, за уважение, были счастливы, что все дети в школе здороваются и улыбаются им. Особенно их радует, что память живет и будет жить в их сердцах. Старшеклассники долго не расходились, обсуждая все, что произошло. Когда 16-летний парень сказал, что хочет заработать денег побольше, купить и подарить цветы каждому пожилому человеку в городе, чтобы он улыбнулся и почувствовал себя счастливым, я поняла, что мы идем к нашей большой цели. Я отпускаю всех детей после торжественной части, но не уходит никто. Им нравится быть причастными к важному делу, они удивлены, насколько благодарны пожилые люди за капельку внимания к ним проявленного. Чувство радости оттого, что делаешь добро, желание делать добро - это уже половина нашего успеха.

1.

Представление мероприятия

Наименование мероприятия

Урок мужества «Дорога Жизни»

Периодичность

ежегодное мероприятие

Категорию участников

Старшеклассники, преподаватели, ветераны блокады.

Форму проведения мероприятия

Урок мужества

Дата проведения мероприятия

20.11.2014г.

Время проведения мероприятия

13.00ч.

2.

Цели и задачи проведения мероприятия

Цель:

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Задачи:

1.Воспитание у школьников любви к Родине. 2.Воспитание гордости за свою Родину, за соотечественников.3.Воспитание уважения к старшему поколению.4.Воспитание нетерпимости к проявлениям фашизма и всякого посягательства на жизнь и свободу человека5.Обеспечение диалога между «поколениями».6.Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников.7.Формирование у старшего поколения положительного отношения к современной молодежи, как к людям, с интересом изучающих историю своей страны и свято хранящих память о ее героических страницах

4.

Количественные показатели.

На мероприятии присутствовало:

2013г.

2014г.

ветеранов

школьников

ветеранов

школьников

18

31

38

42

27


© 2010-2022