Статья Активизация обучения на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация обучения на уроках биологии

учитель биологии Ревина Н.А.

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Активное обучение способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств обучающихся; развивают их познавательные силы; выявляют и реализуют потенциальные возможности обучающегося; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с рядом проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное усвоение нового материала. Во-первых, отсутствие интереса к предмету, в Лицее биология не является профильным предметом, интеллектуальная пассивность. Особенно у старшеклассников 10-11 классов. Во-вторых, у большинства школьников отсутствует стремление к всестороннему развитию. Это связано с тем, что в последние годы в нашей жизни произошли огромные изменения, и у школьников появилась возможность «не напрягать» свои мозги, а воспользоваться готовым продуктом: решебниками, вариантами ответов по всем предметам, используя всемирную паутину. В-третьих, отсутствие развития у детей творческого мышления. Неразвитость творческого мышления объясняется тем, что современные школьники практически не читают ни художественных, ни научно-популярных изданий. Всё свободное время дети проводят за телефонами, причём, играют в игры с узкой специфической направленностью, которые уводят в виртуальный мир, не давая возможности ребёнку самому что-либо интересное придумать, подавляют развитие творческого потенциала. В-четвертых, большинство обучающихся не хотят работать самостоятельно, т.к. настроены на получение уже готовых знаний.

Успех же любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации проблема более сложная. Психологи различают четыре вида внутренней мотивации:

  • Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности);

  • Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности);

  • Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки);

  • Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).

Наиболее значимыми для успешной познавательной деятельности являются первые два вида мотивации.

Для мотивации учебной деятельности лицеистов применяю:
создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др. Приём значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Например: Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?

Данный приём заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приёма значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников. Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся

Не менее важным при активизации учебно-познавательной деятельности учащихся считаю является принцип взаимообучения, учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для этого как нельзя лучше подходит групповая работа, которая имеет ряд преимуществ:

- ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности;

- побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого;

- улучшает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний;

- создает целостную картину образовательного процесса, что облегчает применение знаний в реальных ситуациях,

- повышает познавательную мотивацию и сохраняет работоспособность участников группы,

- способствует развитию коммуникативных способностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе.

Для повышения мотивации использую прием самооценка. В конце урока, взяв в руки журнал, прошу подумать, какую оценку по пятибалльной системе каждый из них себе поставит, при этом не позволяется кадетам выставлять оценки друг другу. При затруднении - обращаемся к цели урока и задачам, всё ли понял, был активен при работе в группе, предлагал пути решения…. Использую также приём оценки «с определенной суммой баллов». Объясняю, что группа, лучше всех обосновавшая собственную версию решения поставленных задач, получит максимальное количество - 25 баллов (группа из 5чел.). Группа, выдвинувшая собственную версию, но не сумевшая её обосновать, но активно участвующая в обсуждении проблемы - 20баллов, эти баллы группа распределяет самостоятельно. Группа объявляет в классе свое решение и обосновывает его.

Использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей Используемые проблемные ситуации, создают осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активной познавательной деятельности к предмету.

Так в 7 классе при изучении типа Кишечнополостные, перед лицеистами ставится вопрос: Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл. Как вы думаете, почему животное получило такое название?

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Так при изучении темы «Пластический обмен. Биосинтез белка» в 11 классе группе предлагается:

5гр (5 человек) Проанализируйте схему опыта по синтезу белка. Ответьте на вопрос: Чей белок получится в лабораторных условиях? Приведите не менее 3 аргументов (для продвинутых).

Для опыта были использованы:

ВОЛК-аминокислоты рибосомы - ЛЯГУШКА

? т-РНК - БЕРЕЗА

КОРОВА- фермент кодаза

ЗАЯЦ - и-РНК АТФ-ЧЕЛОВЕК

На уроках в целях активизации познавательной деятельности применяю загадки, ребусы, кроссворды, поговорки, пословицы. Кроссворд - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.

Чаще всего мы используем кроссворды при изучении терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. На следующем уроке их решаем по группам или индивидуально. Можно также предложить детям закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Например, по биологии в 11 классе после изучения темы «Деление клетки» задаю разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз митоза, составьте вопросы. Если кроссворд использовать на этапе закрепления, то к заданию добавляем: кто выполнит первым и без ошибок. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет, и в то же время заинтересовывает, дает возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество. Составление кроссворда может быть формой отчета при групповой работе.

Развитию познавательной активности обучающихся способствует широкое использование лабораторных работ. Они позволяют школьникам осуществить необходимые наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат. Запись результатов наблюдения я предлагаю делать ребятам в виде текстовых записей, рисунков, схем, таблиц, графиков.

Одним из существенных слагаемых активизации познавательной деятельности обучающихся является игра. Практика показывает, что использование игровых элементов на уроках позволяет естественным и простым способом «возбудить» деятельность научного воображения и создать в памяти обучающегося многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнообразными явлениями жизни. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:

«Снежный ком» - класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одной характерной черте животных типа Плоские черви и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру.
Развивают мышление такие игры как «Четвертый (5) лишний», когда учащимся предлагается из нескольких организмов (признаков) выбрать тот, который по каким - то признакам не соответствует общему ряду и дать этому объяснение: предлагается одинаковый набор карточек, на которой изображены: 1.Амеба протей. 2.Инфузория туфелька. 3.Медуза корнерот. 4.Эвглена зеленая.. Что лишнее? Очевидно, что лишним будет медуза, т.к. это многоклеточное животное.

На доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись.

Например, 1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет,

лишнее 2-отряд Совы, 1,3 - отряд Дрофы.

«Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

«Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим - растительноядный, следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.

«Фоторобот» - группа кадет - это отделение полиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции за помощью отыскать пропавший органоид (при изучении цитологии) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фотопортрет, учитывая особенности внешнего и внутреннего строения или функций.

Значение этих игровых моментов на уроке очень велико, так как, играя, ученик совершает лишь мотивированные действия, а не по принуждению, значит, введенные в игру знания усваиваются прочно и надежно.

Полноценное развертывание учебного процесса, базирующегося на дидактической игре, предусматривает значительный личностно-профессиональный потенциал учителя, который в процессе обучения выполняет разные роли. Атмосфера игры трансформирует позицию учителя, который балансирует между ролями организатора, помощника и участника общего действия. Он обеспечивает тонкую границу между игровым действием, в которую втянуты ученики, и специальной фиксацией учебно-познавательных результатов игры. Таким образом, используя дидактическую игру в своей педагогической работе, учитель сам может выполнять следующие функции: тьютера, судьи-рефери, тренера, председательствующего ведущего.

На уроках использую пословицы, басни, притчи, так в 8 классе - урок «Гигиена зрения» предлагаю кадетам басню Крылова И. «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала,
А от людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести очки.

Вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке?

На уроке в 9классе по теме «Наследственность. Изменчивость» задаю вопрос: Какое отношение имеют к теме урока народные поговорки «Свинья не родит бобра, а всё поросёнка», «В семье не без урода»?

Применяю домашний эксперимент - мини-проекты по изучаемой теме, разминки.

Домашний эксперимент - это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту. В теме «Опорно-двигательная система человека» предлагаю определить наличие плоскостопия у своих родных, выяснить причины, сделать рекомендации.

Разминки - короткие, емкие и информативные задания - упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.
А) «Скажи другими словами» - предложить несколько вариантов выражения мысли, изложенной в какой-нибудь фразе, другими словами, смысл фразы искажать нельзя (например: большая часть жгутиконосцев - одноклеточные существа. Вариант ребенка: большинство родственников эвглены - простейшие организмы.
Б) «Дуэль» - класс делится на пары дуэлянтов, которые садятся друг напротив друга, образуя два ряда. Каждой паре задается вопрос. Победитель дуэли оценивается по точности и полноте ответа. Побежденный дуэлянт переходит в команду победителя.
Если оба ответа верны, игроки остаются в своих командах. Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд.
Г) «Потерянные слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. Этот прием использую при изучении нового материала ,создавая проблемную ситуацию( не знаешь-узнай?), работают лицеисты индивидуально, затем возникшие затруднения разрешаются в паре ,в группе или с лицеистами -консультантами. При опросе, за определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.

При изучении темы «Многообразие кишечнополостных» можно использовать текст:
Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________ материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся.


Ключевые слова текста которые должны быть вписаны: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачки, мальки рыб, водные насекомые, рифы, строительные, ожоги.


Оценочная шкала: 12-11 баллов - «5», 10-9 баллов - «4», 8-6 баллов - «3», менее 5 баллов - «2».


Д) «Верю - не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор.

Е) «Да-нет» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов, в теме «Эволюция»:

1. Правда ли то, что естественный отбор является движущей силой эволюции? (да)

2. Правда ли то, что наличие полезных свойств, позволяет организмам проигрывать в борьбе за существование? (нет)

3. Правда ли то, что накопление полезных свойств в популяции приводит к естественному отбору? (да)

4. Правда ли то, что в основу теории эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора - изменчивость организмов, борьба за существование и естественный отбор? (да)

5. Правда ли то, что изменчивость это свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов? (да)

6. Правда ли то, что наследственность бывает только наследственной? (нет)

7. Правда ли то, что изменчивость, возникшая в ответ на изменение условий жизни, называется наследственной? (нет)

8. Правда ли то, что наследственная изменчивость поддерживается появлением мутаций и генетической рекомбинацией? (да)

9. Правда ли то, что генотип, это комплекс свойств и признаков организма, т.е. результат реализации его генетической программы в конкретных условиях? (нет)

10. Правда ли то, что генофонд это сумма всех генотипов, представленных в популяциях вида?(да)

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых лицеисты сами должны:

• отстаивать свое мнение;
• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
• рецензировать ответы товарищей;
• оценивать ответы и письменные работы товарищей;
• объяснять более слабым обучающимся непонятный материал;
• самостоятельно выбирать посильное задание;
• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

И в результате, я уже не слышу от лицеистов «мне ваша биология не нужна»!

Литература


1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 17с..
2 .Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - 62 с.
3. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. - Волгоград, изд. Учитель, 2007
4. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.
5. Борзова З.В, Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. - 126с.
7. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах-Изд. Учитель: Волгоград,2007.
8. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
9. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. 27 с.
10. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. - С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.


© 2010-2022