Аналитическая справка работы педагога (описание системы работы)

      В материале описывается система работы педагога и результаты профессиональной деятельности учителя по предметам биология и география, а также опыт работы классного руководителя по направлению "Я и мы", мониторинг профессиональной переподготовки педагога, повышения квалификации.Освещены результаты обучающихся в научно-исследовательском направлении, творческих конкурсах, их спортивные достижения разных уровней.      Данный материал будет полезен педагогам, учавствующим в профессиональных кон...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Аналитическая справка работы педагога (описание системы работы)Аналитическая справка работы педагога (описание системы работы)Аналитическая справка работы педагога (описание системы работы)Аналитическая справка работы педагога (описание системы работы)Содержание

Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года…………………………………………………….3

Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся

по учебному предмету……………………………………………………………….8

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта…………………………………………………………………..13

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса

на основе эффективного использования современных технологий, в том числе информационных технологий………………………………………………………17

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе…………………………………………………….19

Непрерывность профессионального развития учителя…………………………...22






Мечта стать учителем возникла ещё в детстве, когда была ученицей Святославской средней школы. Закончив её, поступила в КемГУ на биологический факультет. Будучи студенткой, совмещала работу с учёбой. На «отлично» сдала Государственные экзамены по биологии и педагогике и защитила выпускную квалификационную работу. В трудовой книжке появилась запись от 26.08.1998 года: «Принята в качестве учителя биологии и географии в Святославскую среднюю школу». В 2008-2009 году прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО (ПК) с КРИПК и ПРО по образовательной программе «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин» по направлению «География». Четырнадцатый год преподаю в школе. Большое внимание уделяю экологическому воспитанию школьников.

В ежегодном послании Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года Д. А. Медведев сказал, что в настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования…, одной из составляющей которой является экологическое образование. Целенаправленная работа по экологическому воспитанию школьников приобретает статус социального заказа общества педагогам, является настоятельным требованием времени, в котором мы живём.

В своей деятельности обеспечиваю и поддерживаю процессы самопознания и саморазвития личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности, реализации природного потенциала в урочной и во внеурочной деятельности.

Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года

Учебная деятельность на уроках биологии и географии строится по программам для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11 кл., автор программы Н. И. Сонин. География. 6 - 9 кл., авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, Г. Я Лисенкова, 10 - 11 кл., автор-составитель В.И. Сиротин.

Мой педагогический опыт показывает, что введение экологического аспекта в преподавание биологии и географии пробуждает интерес к изучаемым предметам. За период с 2008 по 2011 год количество обучающихся, желающих повысить уровень знаний по биологии и географии выросло. Об этом свидетельствуют данные анкетирования по выбору предметов для занятий во внеурочное время (приложение 1). В 2010 учебном году 66,6% учащихся их 11 класса выбрали биологию для углубленного изучения предмета.

Использование на уроках традиционных и современных педагогических технологий, активизации познавательной деятельности обучающихся, дифференцированного, проблемного и метапредметного подходов, блочно-модульного обучения, применение ИКТ - технологий, технологии критического мышления позволяют повышать активность учащихся на уроках и достигать позитивных результатов обучения. В 2009 году при проведении аккредитации образовательного учреждения выполнение тестов по биологии (обязательному предмету) составило 100% (приложение 2).

С 2008 (в сравнении с 2007 г.) по 2011 год резко вырос процент выбора сдачи экзамена по биологии (с 25% - до 66,6%) (рис. 1).

Рис. 1. Динамика роста выбора биологии в качестве предмета для итоговой аттестации, в %


Обучающиеся подтверждают знания по предметам при сдаче экзаменов в традиционной форме (2010 г. география и биология - 100%), в форме ГИА и ЕГЭ (таблица 1).

Таблица 1

Процентное отношение выпускников, участвующих в итоговой аттестации

Учеб-

ный

год

Форма

экза-мена

% обучающихся от общего количества выпускников

% выпускников, подтвердив-ших абсолютную успеваемость

% выпускников, подтвердив-ших качественную успеваемость

%

выпускников, подтвердивших годовую оценку

2008

ЕГЭ

25

100

100

100

2008-2009

ГИА (в новой форме)

65

100

25

75

2009-2010

Тради-ционная


66

100

100

100 (26% повысили результат)

2010-2011

ЕГЭ


ГИА

66,6


11

50


100

50


100

50


100

Источник: Аккредитационный паспорт ОУ, публичный отчёт директора школы К. А. Беленковой за 2009-2010, 2010-2011 учебные года.

В 2009-2010 учебном году 26% выпускников из 9 класса при сдаче экзамена по биологии повысили отметку (с «3» на «4» - 13%; с «4» на «5» - 13%).

Выпускники после окончания школы поступают в средние специальные и высшие учебные заведения на факультеты, где биология является вступительным экзаменом при поступлении (табл. 2).

Таблица 2

Количество обучающихся, поступивших в ВУЗы, где вступительным экзаменом является биология (в %)

Учебный год

ВУЗ, факультет

Количество поступивших (% от общего количества выпускников)

2008-2009

Кемеровский Государственный сельскохозяйственный институт, гуманитарно-педагогический факультет

18

2008-2009

Кемеровская Государственная медицинская Академия, фармацевтический факультет

18

2008-2009,

2009-2010

Анжеро-Судженский филиал Кемеровского Государственного университета, факультет физической культуры

21


19

2010-2011

Кемеровская Государственная медицинская Академия, педиатрический факультет

33

Источник: Аккредитационный паспорт ОУ, публичный отчёт директора школы К. А. Беленковой за 2009-2010, 2010-2011 учебные года.

За последние три года возросло количество участников школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады по биологии и географии (рис. 2)(2007-2008 год приведен для сравнения). В 2009 году ученица 8 класса Сорокина Анна заняла 1 место в муниципальном этапе олимпиады по биологии (приложение 13). В 2011 году две ученицы из 11 класса стали участницами межвузовской олимпиады КемГУ по биологии, а в этом учебном году три восьмиклассницы приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии (Центр поддержки талантливой молодежи, результаты олимпиады пока не объявлены).

Рис. 2. Процентное соотношение участников предметных муниципальных олимпиад по биологии и географии


Анализ абсолютной и качественной успеваемости по предметам за последние три года позволяют сделать вывод о том, что качество обученности школьников по биологии повысилось с 63% до 67%, что в среднем составило 65%, по географии с 66% до 70% (68%) при абсолютной успеваемости по предметам 100% (рис 3).

Рис. 3. Абсолютная и качественная успеваемость обучающихся по биологии и географии в 2008-2011 годах, в %


Обучающиеся подтверждают знания по предметам при проведении классно-обобщающего контроля, административных контрольных работ (приложение 4), на открытых уроках школьного и муниципального уровней (при проведении семинаров), при прохождении мониторинга оценки качества предметных достижений. В 2009-2010 учебном году ребята показали высокий уровень знаний в области естественных наук (табл. 3).

Таблица 3

Мониторинг оценки качества предметных достижений 5, 7, 8 классов в области естествознания за 2009-2010 учебный год

Класс

Абсолютное выполнение тестов, в %

Качество выполнения тестов, в %

Количество обучающихся подтвердивших итоговую оценку, в %

Количество обучающихся повысивших оценку, в %

5

100

86

86

-

7

100

100

100

40

8

100

22,5

80

-

Источник: Публичный отчёт директора школы К. А. Беленковой за 2009-2010 учебный год, классные журналы 5, 7, 8 классов за 2009-2010 учебный год.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении биологии и географии, дополнительные занятия со слабоуспевающими, проведение тренингов, консультаций и элективных курсов способствуют повышению интереса обучающихся к изучаемым предметам.

Для организации познания природы и явлений, происходящих в ней, в своей деятельности использую практико-ориентированный подход. Организую экологические экскурсии в природу при изучении следующих тем: «Взаимоотношения организма и среды», «Биосфера и человек», «Взаимосвязи в экосистемах», на которых обучающиеся овладевают системой знаний об экологических взаимодействиях в природе.

Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

Для реализации социального заказа общества наиболее благоприятна внеурочная деятельность. Интерес к тому, что ближе всего - основа интереса ко всему остальному. Краеведение пробуждает интерес к предметам и воспитывает уважение к родной земле, её природным особенностям.

2008 учебный год стал завершающим этапом существования школьного лесничества «Берёзка», которое было создано на базе нашей школы по ходатайству КГСХИ в 2003 году с целью формирования экологической культуры школьников через непосредственное взаимодействие с окружающей средой (приложение 5). Работа была организована в сотрудничестве с Ижморским сельским лесхозом и строилась в четырёх направлениях: образовательная, научно-практическая и исследовательская, производственная, культурно-массовая, пропагандистская, просветительская деятельность.

За время существования лесничества была проведена большая работа по приобщению учащихся к научно-практической деятельности. Результатом этой деятельности стало многократное участие и победы членов лесничества в областных слётах-конкурсах ученических производственных бригад. За активную работу в школьном лесничестве, большой вклад в сохранение и преумножение лесных богатств Кузбасса, бережное отношение к природе большинство ребят награждено благодарственными письмами, дипломами, почётными грамотами Департамента образования Кемеровской области, КГСХИ. Деятельность нашего лесничества неоднократно освещалась в средствах массовой информации (приложение 6).

Производственная деятельность в лесничестве «Берёзка» была основным направлением, связанным с выращиванием в питомнике хвойных пород деревьев, наблюдением и уходом за посадочным материалом, высадки их на территории села Святославка. За время деятельности лесничества было высажено более 4000 саженцев сосны и лиственницы.

Мы с ребятами, под руководством лесничего Бориса Васильевича Беленкова, определили маршрут экологической тропы. Ежегодно мы ходим на экскурсии по этой тропе и выполняем необходимые виды работ (приложение 7).

В 2007-2008 учебном году наше лесничество заняло 3 место во Всекузбасском конкурсе-месячнике на звание «Лучшее школьное лесничество Кемеровского управления лесами» (приложение 8).

К сожалению, вследствие реорганизации Ижморского сельского лесхоза деятельность школьного лесничества была приостановлена. Учитывая неослабевающий интерес обучающихся к познанию природы родного края, мы продолжили нашу работу в экологическом объединении «Экологическое краеведение. Юный исследователь». Деятельность нашего объединения строится в тесной взаимосвязи с районным Домом детского творчества.

Работа осуществляется согласно рабочей программе (приложение 9), которая предусматривает изучение биолого-экологического состояния природных систем нашей местности. Эта программа была одобрена и зарецензирована Соловьёвым Леонидом Иосифовичем доцентом, методистом по географии и краеведению кафедры естественно-математических дисциплин КРИПК и ПРО.

Цель работы экологического объединения - воспитание любви к своей малой родине, бережного отношения к природе, вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической культуры личности. Объектами наших исследований являются воздух, вода из различных водоёмов села, почва.

В рамках деятельности экологического объединения нами создан инновационный образовательный проект «Науки юношей питают» с целью формирования знаний школьников об экосистеме своего села через урочную и внеурочную деятельность. Продуктом проекта стал свод исследовательских работ обучающихся об экологическом состоянии нашего села (приложение 10).

Результатом деятельности на экологической тропе стала коллекция природных материалов, которую используют на уроках окружающего мира учителя начальных классов (приложение 16).

Проблемы, рассматриваемые на заседаниях объединения «Юный исследователь» («круглые столы», экологические симпозиумы), нашли своё отражение в конкурсной работе Беленкова Владислава ученика 7 класса, представленной на Всероссийский конкурс сочинений по вопросам глобальной экологии «Письмо президенту России», проводимого кафедрой ЮНЕСКО МГИМО в 2010 году. В работе были освещены экологические проблемы нашей области, села и предложены возможные меры по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы.

Исследовательская работа ученика 8 класса Беленкова Владислава в 2011 году (по определению количества потребляемой электроэнергии) была отправлена на конкурс экологических проектов «Экология и человек» в ОДЭБС. Автор работы был приглашён на научно-практическую конференцию, где занял третье место и был награждён грамотой Департамента образования и науки (приложение 15).

Результатом проведённых экологических акций «Сохраним окружающую природу», «Если не мы, то кто?» стали детские экологические листовки, они распространены среди учащихся школ территориального поселения, воспитанников дошкольных ОУ, расклеены в домах культуры и клубах. Лучшие работы представлены в областной акции «Сохраним ёлочку» (приложение 11).

Школьники принимают активное участие в экологических конкурсах при проведении предметных декад, ежегодных конференциях «Живи, Кузнецкая земля!». В 2011 году в муниципальном этапе этой туристко-краеведческой конференции обучающийся экологического объединения «Юный исследователь» восьмиклассник Холодов Александр занял второе место. Его работа «Сколько наша семья потребляет энергоресурсов и выбрасывает углекислого газа» отличалась правильностью оформления, грамотностью, содержательностью, чёткой последовательностью в этапах исследования и была высоко оценена членами жюри и присутствующей на ней гостьей Смокотиной Любовью Пантелеевной - главным хранителем областного краеведческого музея.

Работа Александра была отправлена на областной этап конференции в ОЦДЮТЭ ДООЦ «Сибирская сказка» села Костёнково Новокузнецкого района, а затем и сам он был приглашён на неё для защиты своего исследования. Со своей научно-исследовательской работой, суть которой заключалась в определении количества потребляемых его семьёй энергоресурсов и выбрасываемого CO2, он выступил перед огромной публикой ребят, преподавателей не только из школ, но и из высших учебных заведений области. Среди десяти участников, соревновавшихся в своих научных исследованиях в номинации «экологическое краеведение», Саша занял почётное третье место (приложение 15).

Ежегодно проводим акции «Каждой пичужке - наши кормушки», «Помоги птице зимой», «Давайте будем беречь природу», «Спасём зелёную планету!». Учащиеся выпускают экологические вестники, листовки, принимают участие в областных и районных акциях посадки леса «Подари лес потомкам», по пропаганде здорового образа жизни «Скажем курению нет!», «Урок чистой воды» (приложение 12). В 2010 году ученица 10 класса Елена Горшунова заняла 3 место в районном конкурсе «Служу Отечеству» в номинации «Медицинские вопросы» (приложение 13).

Ребята из экологического объединения «Юный исследователь» оценили загрязнённость воздуха села, по методике, предоставленной ОДЭБС. Лучшие работы (Беленкова Владислава, 8 класс - 2011г., Холодова Александра, 8 класс - 2012г.) были отправлены в ГБНОУ «ГМЛИ» для участия в областной научно-практической конференции исследовательских и прикладных работ обучающихся «Мы - будущее Кузбасса» (ЮНИОР).

Ежегодно с ребятами принимаем участие в муниципальном этапе туристического слёта, проводимого в посёлке Ижморский. В 2011 году наша туристическая команда заняла 3 место в общекомандном зачёте среди школ района, 1 место в конкурсе «Туристическая песня», 2 место в конкурсе «Разведение костра», 3 место в конкурсе «Приготовление пищи» (приложение 15). В августе 2011года наша эколого-биологическая группа приняла участие в областном слёте «Юных краеведов» в селе Подъяково тсп. «Солнечный туристан», где ребята участвовали в областной экологической акции; заняли 2 место в конкурсе «Описание экологического объекта»; 2 место в конкурсе фотографий.

В январе 2012 года исследовательская работа Александра Холодова «Способы определения качества питьевой воды в домашних условиях» отправлена на областной конкурс «Водных проектов», а в феврале научно-исследовательская работа Антона Фурмана, ученика 7 класса отправлена на Всероссийскую заочную конференцию научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку», по итогам конкурса он стал лауреатом 2 степени, был приглашён в Москву на XII открытую конференцию, где вновь стал лауреатом 2 степени. Летом приняли участие во Всероссийской конференции «Философия успеха» в г. Анапе, по результатам конференции Антон стал лауреатом 2 степени, занял 2 место в турнире «Юность. Бизнес. Успех», 2 место в командной игре-квесте, 3 место в интеллектуально-творческой олимпиаде.

В настоящее время мы с ребятами занимаемся изучением радиационного загрязнения воздуха села. Продуктом данного исследования станет исследовательский проект «Сосна в качестве тест - объекта в радио- и общеэкологических исследованиях».

Члены объединения «Юный исследователь» ведут собственную экологическую страницу на школьном сайте svytoslavka ucoz.ru/index/ehkologicheskij_kruzhok/0-7, где находит отражение его деятельность.

Одна из составляющих нашей деятельности - походы по родному краю. Летом 2008 года мы с ребятами путешествовали по Горной Шории, сплавлялись по рекам, изучали растительный мир, проводили исследование по определению чистоты воды рек.

С 1999 года являюсь заведующей учебно-опытным пришкольным участком. Весной и осенью организую практическую деятельность на пришкольном участке (приложение 3). В процессе такой работы решаются учебно-воспитательные экологические задачи, заключающиеся в подготовке учащихся к жизни, к дальнейшему повышению уровня общего образования. За последние 3 года мы с ребятами провели опыты: «Влияние длины светового дня на растения редиса» и другие. Для того чтобы получить более достоверный результат, мы проводим повтор опытов (не менее трёх раз), что позволяет дать более объективную оценку опытнической работе.

Пришкольный учебно-опытный участок нашей школы является лучшим в районе. Ежегодно принимаем активное участие в районных смотрах-конкурсах учебно-опытных участков и занимаем призовые места: 2008 уч. год - 3 место, 2008-2009 уч. год - 1 место, 2009-2010 уч. год - 3 место (см. портфолио за 3 уч. года).

Внеурочная деятельность позволяет способствовать росту интереса к изучению биологии и географии, увеличить число обучающихся, успешно выполняющих экологические научно-исследовательские проекты, принимать активное участие в экологических акциях, конкурсах, конференциях разного уровня, в предметных олимпиадах.

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

В течение 13 лет являюсь классным руководителем: 2008-2009 учебном году в 8 классе; в 2009-2010 учебном году выполняла функции классного руководителя в двух классах в 8 и 9; в 2010-2011 учебном году - классный руководитель 8 класса. Работа с подростками ведётся в соответствии с индивидуально-психологическими рекомендациями, характерными для данных возрастных категорий. В 8 и 9 классах обучаются ребята из разных возрастных групп (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика классов (2009-2010 учебный год), в %

Класс

Количество мальчиков

Количество девочек

Год рождения

1993

1994

1995

1996

1997

8

100

-

-

-

-

80

20

9

44

56

11

22

56

11

-

Класс

Категория семьи

Полная

Неполная

Многодетная

Малообеспеченная

8

80

20

20

80

9

78

22

33

67

Классное руководство с 2008 года строится в направлении «Я и мы» с целью воспитания интеллектуальной, всесторонне развитой личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, готовой к выбору профессии, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных задач. Работа проводится согласно учебно-воспитательным планам и предусматривает проведение традиционных и личностно-ориентированных классных часов, индивидуальной работы с родителями.

Разновозрастной коллектив ребят не мешает им быть дружными и сплочёнными. По результатам исследования, проведённого в 2010 году по методике Л. Г. Жедуновой, можно сказать, что психологическая атмосфера в коллективе в среднем составляет 83,4 балла (максимальный балл - 90). Классное руководство осуществляется в тесной взаимосвязи с учителями - предметниками. В 8 и 9 классах абсолютная успеваемость по всем предметам составляет 100%. В 9 классе на «4» и «5» обучаются 45%, в 8 классе - 100% (табл. 5).

Таблица 5

Анализ успеваемости и уровня воспитанности обучающихся за период с 2008 по 2011 год, в %

Класс

Абсолютная успеваемость по предметам

Качественная успеваемость по предметам

Общий интеллектуальный уровень

Средний уровень воспитанности

8

100

85

высокий

высокий

9

100

47,5

средний

выше среднего

Источник: Классные журналы с 2008-2009 уч. г. по 2010-2011 уч. г., анализ воспитательной работы классных руководителей зам. директора по воспитательной работе Е. А. Ярышкиной за 2008-2011 уч. года.

Из всех ребят Владислав Беленков учился на «отлично» в течение всех лет обучения, а в 2011 году поступил в ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат», в котором успешно обучается в данный момент.

Ребята принимают активное участие во всех классных и общешкольных мероприятиях: предметных олимпиадах, декадниках, месячниках, спортивных соревнованиях разного уровня, культурно-развлекательных мероприятиях, волонтёрском движении, социально-значимых акциях («Мы - против наркотиков»), муниципальных творческих конкурсах, конкурсах патриотической направленности (к 85-летию Ижморского района, к годовщинам Победы в Великой Отечественной войне, оформление цветников у фасада школы, у памятника погибшим землякам). Обучающиеся входят в состав творческих вокальных коллективов «Потешки» (43%), «Петрушка» (35%), работающий при СДК. Об уровне интеллектуального и творческого развития ребят свидетельствуют их награды (приложение 13).

В 2008 году Владислав Беленков за отличную учёбу и активную работу в жизни школы, села, района, за участие в научно-исследовательской деятельности был награждён поездкой в Грецию; в 2009 году Полина Ярышкина стала участницей областного этапа научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля»; в 2010 году за хорошую учёбу Сергей Ужечкин отдыхал во Всероссийском ДЦ «Океан», за активное участие в программе «Школьная весна» был отмечен «Океанской грамотой»; Владислав Бойко за спортивные достижения награждён Губернаторским значком «Отличник физической подготовки Кузбасса»; в 2009 году Иван Харченко принял участие в областном конкурсе «Корнями дерево сильно», в 2011-2012 году участвовал в Общероссийском конкурсе «Патриоты России», в одном из этапов, предусмотренных конкурсной программой, он занял 1 место (январь). За хорошую учёбу, активную жизненную позицию, проявленный интерес к научно-исследовательской деятельности в эколого-биологическом направлении, участие и победы во Всероссийских конкурсах, интеллектуальных играх награждён поездкой в Грецию (в этом учебном году).

50% обучающихся 8, 9 классов в 2010 году стали участниками Всероссийского игрового конкурса «КИТ - компьютеры, информатика, технологии», в 2011 году 47% обучающихся участвовали в международном интерактивном конкурсе по естествознанию «Колосок», 52% ребят приняли участие во Всероссийском конкурсе «ЧИП». Ребята заинтересованы в своих достижениях в области естествознания, анализируют свои результаты и вновь изъявляют желание на повторное участие в этих конкурсах (приложение 13).

Во внеурочное время обучающиеся посещают кружки и факультативы (табл.6).

Таблица 6

Занятость обучающихся во внеурочной деятельности в 2011 году, в %

Класс

Спортивные секции

Кружок «Юный компью-терщик»

Хоккей

Факультатив «Примени математику»

Кружок «Юный исследователь»

(для 6-8 кл.)

8

100

80

100

100

80

9

78

66

55

100

-

Источник: Анализ занятости обучающихся во внеурочной деятельности заместителя директора по воспитательной работе за 2011 год.

Большинство из ребят входят в состав совета старшеклассников, участвуют в заседаниях районного молодёжного парламента школьников «Бригантина», «Клуб эрудитов», «Заседаниях лидеров» и др. Внутри коллектива создано ученическое самоуправление, абсолютно все ребята выполняют свои функциональные обязанности. В классах нет курящих и склонных к распитию спиртного. Ведут пропаганду здорового образа жизни, не пропускают дни здоровья. Ни один из обучающихся не состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

Успех ребят во многом объясняется заинтересованностью родителей делами и обучением своих детей их тесным сотрудничеством с классным руководителем (посещаемость родительских собраний с 2008 по 2011 г.г. составила 94%, организуют и проводят эти собрания сами родители). По методике Е. Н. Степановой «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» было проведено анкетирование родителей, которое показало высокий уровень степени удовлетворённости (в среднем 3,8 баллов, при максимальном количестве 4).

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий, в том числе информационных технологий

Традиционно в нашей школе проводятся открытые уроки и смотры знаний. Мною за период с 2008 по 2011 годы даны открытые уроки по темам «Органические вещества клетки» (дифференцированный урок биология-химия) в 10 кл.; «Австралия» в 6 кл.; «Среда обитания» в 5 кл.; смотры знаний по темам «Реки России» в 6 кл.; «Клетка - единица живого» в 8 кл. Анализ проведённых уроков и смотров знаний подтверждает уровень обученности детей (приложение 14).

В 2010 году на базе нашей школы провела районный семинар по теме «Совершенствование форм и методов подготовки обучающихся для повышения качества итоговой аттестации» с использованием ИКТ-технологий, технологии проектной деятельности. Обучающиеся показали высокий уровень обученности, семинар получил высокую оценку учителей предметников района (приложение 14).

Несколько лет подряд внедряю в образовательный процесс интегрированное обучение (природоведение и физика, физика и география, биология и химия, биология и физика). Анализ работы показывает, что процессы интеграции являются эффективным инструментом образовательного процесса, они позволяют повысить мотивацию обучающихся к преподаваемым дисциплинам и повышает уровень знаний обучающихся. В 2011-2012 учебном году на базе нашей школы совместно с учителем химии Фурман Оксаной Николаевной было проведено районное методическое объединение учителей биологии и химии. На нём мы показали мастер-класс «Рождение знаний в процессе обучения» и интегрированное занятие (2 часа) по теме «Химия крови» в 8 классе на основе метапредметного подхода. Методическая работа семинара была высоко оценена учителями-предметниками района, благодарность за проведённый семинар была освещена в районной газете «Наша жизнь» (приложение 17).

Вот уже третий год в свои уроки ввожу элементы исследовательской деятельности, возможности кабинета и сотрудничество с педагогами из разных общеобразовательных (в том числе и высшей школы) учреждений района и области позволяют проводить некоторые биологические эксперименты на таких темах как: «Дыхание растений» 6 класс, «Органические вещества клетки» 9 класс, «Кровообращение» 8 класс и др. Опыт показывает, что исследовательская деятельность так же способствует повышению интереса обучающихся к предмету и повышает их уровень знаний.

Использование компьютерных технологий, наличие в кабинете интерактивной доски позволяют выстраивать систему уроков, значительно повышающих качество образовательного процесса. Такие уроки направлены на развитие у обучающихся умений и качеств, необходимых им в 21 веке: коммуникативные умения, творчество, любознательность, межличностное взаимодействие и сотрудничество, направленность на саморазвитие. В этом учебном году мы вместе с ребятами 9 класса и учителем физики Фурман Оксаной Николаевной работаем над созданием совместного интерактивного проекта в сети Интернет «Радиация! Радиация? Радиация…», информацию о проекте можно посмотреть на сайте kem-edu.ru на странице KuzWiki (ПК-11/12-15, слушатель Беленкова Лариса Эриковна) в рамках программы «Intel» - обучение для будущего. Данный вид деятельности очень нравится обучающимся, повысилось качество подготовки к урокам, ребята заинтересованы в создании собственных продуктов труда.

На протяжении всей своей деятельности использую тестовый контроль (разные формы), такой вид работы позволяет экономить время на уроке и более рационально его использовать для отработки полученных знаний, закрепления, обобщения и систематизации. Эта работа позволяет подготовить обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ (табл. 1), а затем по результатам ЕГЭ беспрепятственно поступить в высшие учебные заведения Кузбасса (табл. 2). При аттестации и аккредитации нашего учебного заведения в 2004 и 2009 годах процент выполнения работ обучающимися по биологии составил: 100% (приложение 2).

За последние три года абсолютная успеваемость по предметам географии и биологии составляет 100%, качественная (география - 68%; биология - 65%).

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Система моей работы основывается на эколого-исследовательском и краеведческом подходах в обучении и воспитании обучающихся.

Активно участвую в работе РМО учителей биологии и географии. В 2011году назначена руководителем районного методического объединения учителей биологии. В 2008 году подготовила творческий отчёт по теме «Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения» и выступила с ним перед педагогами на РМО учителей биологии. В 2008 году участвовала в работе «круглого стола» РМО учителей биологии по теме «Экологическое воспитание обучающихся»; провела консультацию для начинающих биологов по теме «Решение задач по генетике»; выступала на районном семинаре (августовская конференция: заседание предметных секций) с темой «Актуальные проблемы преподавания биологии». С 2009 года была назначена председателем территориальной предметной комиссии по проверке части «С» ГИА по биологии, в 2010 году назначена экспертом территориальной предметной комиссии по проверке части «С» ГИА по биологии (областной северный куст); в 2009 году председателем муниципальной комиссии по проведению предметной олимпиады. В этом же году выступила на августовской конференции перед аудиторией педагогов естественных наук по теме «Анализ ГИА-9 и ЕГЭ-9 по биологии»; провела мастер-класс по теме «Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения уровня и качества знаний». В 2010 году в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года» на муниципальном этапе выступила перед аудиторией педагогов, методистов, заведующего отделом образования, работников Администрации Ижморского района с темой инновационного исследовательского проекта «Науки юношей питают». Показала мастер-класс «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности», провела урок по биологии на базе Ижморской школы №1 в 6 классе «Дыхание», выступила с публичной лекцией по теме «Жить здорово». В 2011 году в рамках конкурса «Учитель года Кузбасса» областного этапа выступала перед аудиторией почётного жюри, представителей Администрации ДОиН КО, конкурсантов, слушателей с темой методического объединения «Реализация краеведческой составляющей в школьном лесничестве «Берёзка» и объединении «Юный исследователь». На базе школы № 99 провела метапредметное занятие в 6 классе «Класс двудольные. Семейство крестоцветные». В июне 2011 года провела мастер-класс на районном семинаре «Организация летней оздоровительной кампании» по теме «Что мы едим? Что мы пьём?» перед аудиторией директоров района, заместителей по воспитательной работе, педагогов-организаторов. Осенью 2011 года выступила на РМО учителей географии по теме «Исследовательская деятельность обучающихся. Оформление конкурсных работ».

Регулярно участвую в работе областных семинаров, конференций, августовских встреч, проводимых Областным центром мониторинга качества образования, КРИПК и ПРО, КГСХИ, ГНОУ «ГМЛИ»: «Подготовка к ГИА-10», «Итоги и перспективы ГИА и ЕГЭ по биологии», «Актуальность экологического образования в Кузбассе», «Элементы новых технологий в работе сельской школы», «Организация исследовательской деятельности обучающихся», «Формирование универсальных учебных действий средствами учебника биологии - издательства «Мнемозина».

На протяжении нескольких лет являюсь участницей конкурсного движения: принимаю участие в муниципальных и региональных конкурсах:

2005г. - Всекузбасский конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам России»; 2008 г. - областной конкурс «Педагоги Кузбасса - за здоровое поколение» (в составе группы учителей, работающих по здоровьесберегающим технологиям в процессе обучения и воспитания); 2010 г. - сертификация профессиональной компетентности; 2010 г. - областной конкурс социально значимых проектов (в составе группы учителей); районная выставка на августовской конференции «Наша новая школа - новой России»; 2010, 2011 год - победитель школьного, муниципального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года - 2011», участие в областном этапе конкурса «Учитель года - 2011», 2011; 2012 года - участие в федеральном конкурсе на получение денежного поощрениями лучшими учителями (ПНПО); участие в областном конкурсе методических материалов по пропаганде сбережения лесов Кузбасса; в областном заочном «Конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию» в номинации «Образовательная (учебная)». В 2012г. приняла участие во Всероссийском открытом форуме «Педагогический Олимп» по результатам которого стала лауреатом 2 степени (МАН «Интеллект будущего») г. Анапа.

Обобщение опыта работы находит отражение в работах, которые находятся в педагогической копилке отдела образования: рабочая программа экологического объединения «Экологическое краеведение. Юный исследователь» (2010г.), инновационный образовательный проект «Науки юношей питают» (2010 г.); КРИПК и ПРО на кафедре естественно-математических дисциплин: творческий отчёт по теме «Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения уровня и качества знаний» (2009 г.); выпускная работа «Формирование экологической культуры школьников при изучении географии» (2009 г.); проект методических рекомендаций «Население России» (2009г.); на кафедре профессионального мастерства: описание опыта работы педагога «Реализация краеведческой составляющей в школьном лесничестве «Берёзка» и кружке «Юный исследователь» (2011 г.). В 2010 году приняла участие в районной выставке на августовской конференции «Наша новая школа - новой России», в 2011 году в выставке августовской конференции «Высокая результативность в деятельности педагога» где были представлены данные работы. В 2011 учебном году приняла участие во II региональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования» в направлении «Организация внеклассной работы по биологии», проводимой КГСХИ. По результатам конференции планируется издание сборника материалов конференции, в этот сборник будет включена данная публикация с описанием системы нашей деятельности во внеурочное время (апрель 2012 года).

Третий год являюсь руководителем педагогической практики студента КГСХИ, отличника гуманитарно-педагогического факультета по специальности биология К. Б. Беленкова (приложение 15).

Имею свои страницы на сайте социальная сеть работников образования nsportal.ru, на сайте kem-edu.ru на странице KuzWiki, на которых размещаю свои методические разработки, исследовательские и проектные работы и другие материалы.

Непрерывность профессионального развития учителя

На протяжении всех лет педагогической деятельности стараюсь «шагать в ногу со временем». Регулярно прохожу курсовую подготовку и участвую в работе семинаров разного уровня (табл. 7).

Таблица 7

Повышение квалификации педагога

Наименование образовательной программы ПК (тема), объём часов

Наименование образовательного учреждения, место нахождения

Форма освоения образователь-ной программы

Дата и № документа о повышении квалификации

Теория и практика биологического образования, 144


ГОУ ДПО (ПК) с «КРИПК и ПРО»,

г. Кемерово


Очные курсы

с 5.12. 2008 по 25.12.2008 г.г.,

рег. № 99057

Теория и практика социально-экономического образования, 144

Очные курсы

с 5.02.2009 по 26.02.2009 г.г.,

рег. № 12027

Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин» направление «География», 504



ГОУ ДПО (ПК) с «КРИПК и ПРО»,

г. Кемерово



Очное обучение



с 24.10.2008 по 01.12.2009 г.г.,

рег. № 299

Элементы новых технологий в учебной и внеучебной работе сельской школы, 36

ФГОУ ВПО «КГСХИ»,

Г. Кемерово

Краткосрочное обучение

С 25.03.2010 по 26.03.2010 г.г.,

рег. № 16

Организация исследовательской деятельности обучающихся, 32

ГНОУ «ГМЛИ»

Курсовая подготовка в накопительном режиме

С 10.01.2011 по 13.01.2011 г.г.,

рег. № 4311

Региональная модель выявления и поддержки одарённых детей независимо от их социального статуса и места проживания


ГОУ ДПО (ПК) с «КРИПК и ПРО»,

г. Кемерово


Стажировочная площадка


с 20.12.2011 по 22.12.2011 г.г.

Организация исследовательской деятельности с одарёнными детьми

ГБНОУ «ГМЛИ»

Курсовая подготовка в накопительном режиме

с 10.01.2012 по 12.01.2012 г.г.

Дистанционное обучение по программе «Intel» - обучение для будущего


ГОУ ДПО (ПК) с «КРИПК и ПРО»,

г. Кемерово


Дистанционные курсы


с 12.02.2012 года


21



© 2010-2022