Рабочая программа факультатива «Мое здоровье в моих руках» для учащихся 8 классов

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»



Рассмотрено

Руководитель МО учителей биологии, географии, химии

_____________А.И. Резникова

Протокол №____

от «_____»___________2015 г

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________И.А. Середина

от «_____»_______2015 г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Богучарская СОШ № 1»

_____________Е.П. Богданова

Приказ № ____

от «____» ____________2015 г.



Рабочая программа

факультатива

«Мое здоровье в моих руках»

для 8а, 8б, 8в классов

на 2015-2016 учебный год





Учитель биологии О.С. Караповская

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………………...…3

2. Общая характеристика курса…………………………………..………………………4

3. Описание места курса в учебном плане………………………………………..……..4

4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса……………………...…5

5. Содержание курса…………………………………………..…………………………..7

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………………....8

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………...………………………………....10

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 000 с. - (Стандарты второго поколения).

Необходимость создания и ведения факультатива обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а "болезни поведения" стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Факультатив «Моё здоровье в моих руках» для учащихся 8-ых классов посвящён одной из главных проблем - сохранению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно - ориентированный, рассчитан на 70 часов.

Факультатив "Мое здоровье в моих руках" поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

Умение вести здоровый образ жизни - признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

Основная цель - воспитание у подростков:

1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической - способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной - способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения - способность понимать своё предназначение). Курс имеет профильный упор на естественно - научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.

2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

Программа факультатива предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

  • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области "Мое здоровье в моих руках";

  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;

  • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;

  • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Рекомендуемые формы организации занятий:

  • cоставление проектов по темам исследований;

  • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;

  • умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;

  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;

  • проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини - группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций,

"Влияние сотовых телефонов на организм подростков";

"Отношение подростков МКОУ «Богучарская СОШ № 1» к вредным привычкам";

"Стресс и его воздействие на организм подростка";

"Влияние шума на детский организм";

"Влияние компьютеров на здоровье человека";

"Как противостоять давлению среды";

"Что значит быть счастливым?";

"Наркотики, алкоголь и сигареты";

"Я в этом мире".

Выполнив программу факультатива "Мое здоровье в моих руках" школьники будут знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • мотивы здорового образа жизни;

  • отрицательное влияние вредных привычек, "болезней поведения" на организм подростка;

  • пути формирования здорового образа жизни.

Школьники будут уметь:

  • оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;

  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Школьники будут применять:

  • полученные знания на практике;

  • полученные знания для осознанного выбора профессии.

2. Общая характеристика курса

Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.

Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-14 -летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

3. Описание места курса в учебном плане

Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений, учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, о психическом и социальном здоровье человека. Актуальность программы «Моё здоровье в моих руках» - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины.

Программа факультативного курса рассчитана на 70 часов. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. В данной программе предусмотрено проведение практических работ.



4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса

Личностными результатами освоения курса являются следующие умения:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья - своего, а так же близких людей и окружающих.

  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

  • Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.





5. Содержание курса

1. Введение (2 часа).

"Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования". Пути формирования здорового образа жизни.

2. Вредные привычки, их профилактика (28 часов).

Алкоголизм. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 "Работа со статистическими данными". Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя. Курение. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 "Проведение исследования и выявление курящих - подростков, (анкетирование, тесты)". Наркомания. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 "Работа со статистическими данными". Токсикомания. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 "Работа со статистическими данными".

3. Простудные заболевания (4 часа).

Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 "Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе".

4. Стресс (4 часа).

Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, "экзаменационный стресс". Практическая работа № 6 "Работа над проектом по теме раздела".

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём (12 часов).

Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Воронежской области. Практическая работа № 7 "Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования. Встреча с врачами по проблеме. "Болезни поведения" подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. Понятие о "болезнях поведения" (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.

6. Причины нарушения здоровья (8 часов).

Окружающая среда и здоровье человека. Неправильное питание - результат болезней. Компьютер и здоровье человека.

7. Сохранение здоровья (8 часов)

Закаливание организма. Культура питания. Витамины - круглый год.. Режим дня - залог здоровья.

8. Первая медицинская помощь (2 часов).

Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 "Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка.

9. Обобщение: "За здоровый образ жизни" (2 часа).

Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Введение (2 часа)

1-2

Пути формирования здорового образа жизни подростка.

Беседуют о том, что такое ЗОЖ, как правильно его формировать

Вредные привычки, профилактика (28 часов)

3-4

Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом

Выясняют, что такое алкоголизм, каковы его особенности течения, последствия.

5-6

Детский и подростковый алкоголизм.

Практическая работа "Работа со статистическими данными".

7-8

Влияние алкоголя на здоровье девушки.

Обсуждают влияние на организм девушек алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя

9-10

Состав компонентов табачного дыма.

В лабораторных условиях изучают состав компонентов табачного дыма

11-12

Влияние сигарет на организм подростка.

Изучают влияние курения на системы органов новорождённого, ребенка, подростка, на организм девушки, последствия курения.

13-14

Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм.

Практическая работа "Проведение исследования и выявление курящих - подростков». Проводят анкетирование, обрабатывают полученные данные.

15-16

Понятие о наркомании, наркотических веществах

Знакомятся с понятиями «наркомания», «наркотические вещества», «наркотики» и т.д.

17-18

Влияние наркотиков на организм подростка

Изучают влияние наркотиков на организм подростков.

19-20

Виды наркомании.

Знакомятся с видами наркомании.

21-22

Причины и последствия наркозависимости

Обсуждают причины и последствия наркозависимости

23-24

Наркотическая зависимость, пути решения проблем.

Обсуждают пути избавления от наркотической зависимости.

25-26

Токсикомания и подросток

Знакомятся с понятиями «токсикомания», «токсические вещества» и т.д. Обсуждают причины токсикомании, влияние токсических веществ на организм подростка и пути избавления от зависимости.

27-28

Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.

29-30

Последствия токсикомании на организм подростка.

Простудные заболевания (4 часа)

31-32

Простудные заболевания

Знакомятся с простудными заболеваниями, путями их передачи, мерами предостережения, отрицательным воздействием на организм

33-34

Бактериальные и вирусные инфекции.

Учатся различать бактериальные и вирусные инфекции, разбирают методы борьбы с инфекциями

Стресс (4 часа)

35-36

Понятие о стрессе, причины

Знакомятся с понятием «стресс», причинами появления стресса у подростков

37-38

Пути снятия стресса.

Знакомятся с путями снятия стресса

Заболевания подростков, передающиеся половым путём (12 часов)

39-40

Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Знакомятся с понятиями «СПИД», «ВИЧ», причинами возникновения этих заболеваний, путями заражения

41-42

Распространение СПИДа в мире, стране, Воронежской области.

Практическая работа "Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.

43-44

Встреча с врачами

Беседа с врачами Богучарской ЦРБ по теме.

45-46

"Болезни поведения" подростков.

Знакомятся с понятиями о "болезнях поведения" (гонорея, сифилис), их отрицательным влиянием на организм подростка, стадиями, симптомами, профилактикой. Обсуждают раннюю беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности; молодую семью и ее ответственность за воспитание детей.

47-48

Профилактика болезней поведения подростков.

49-50

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.

Знакомятся с инфекциями, передаваемыми половым путём, их стадиями, симптомами.

Причины нарушения здоровья (8 часов)

51-52

Окружающая среда и здоровье человека.

Выясняют, как окружающая среда влияет на здоровье человека.

53-54

Неправильное питание - результат болезней

Выясняют, как неправильное питание влияет на здоровье человека.

55-56

Компьютер и здоровье человека.

Обсуждают проблему «Влияние компьютера на здоровье человека»

57-58

Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье

Самостоятельно готовят презентации о причинах, нарушающих здоровье, представляют их для публичного обсуждения.

Сохранение здоровья (8 часов)

59-60

Закаливание организма

Знакомятся с принципами закаливания организма.

61-62

Культура питания

Знакомятся с принципами правильного рационального питания подростка.

63-64

Витамины - круглый год.

Знакомятся с витаминами, выясняют в каких продуктах они содержатся, в каком количетве, как витамины влияют на организм.

65-66

Режим дня - залог здоровья.

Выясняют, что такое режим дня, какую роль он играет в сохранении здоровья подростка.

Первая медицинская помощь (2 часа)

67-68

Необходимость умения оказания первой медицинской помощи

Учатся оказывать первую медицинскую помощь при передозировке табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

69-70

Обобщение "Мое здоровье в моих руках"

Обобщают знания, полученные на занятиях в течение уч.года



7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

(для учителя)

  1. Богарад И.В. "Больной и врач". М.: Знание, 1982. - 96с. - (Нар. Унт - т. Факт. Здоровья. № 8).

  2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

  3. Волков Г.И. "Нервный ребенок: каприз или болезнь?" - М.: знание, 1982. - 224с. -

  4. Росляков Г.Е. "Враги нашего здоровья". М.: Знание, 1992. - 98с. - (Нар. Унт - т. Факт. Здоровья. № 7).

  5. Чуднов В.И. "Берегите тишину". М., "Медицина", 1978.

  6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 "Как вырастить ребенка здоровым?". - М.:АНС, 1993 - 384 с.

  7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. "Авитаминозы - простуда". - М.: АНС, 1992 - 400с.

(для детей)

  1. Коростылев Н.Б. "От А до Я" изд. Медицина, 1980 год.

  2. Ротенберг Р. "Расти здоровым": Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. - М.: физкультура и спорт, 1991 - 592с., ил.

  3. Соколов Ю.Е. "Книга знаний для детей". - М.: ООО "Издательство Астрель", 2001 - 320с.

  4. Тихонова А.Е. "Здоровье человека и экология Хабаровского края". - Хабаровск: Издательский дом "Приамурские ведомости", 2004 - 160 с.

  5. Жербин Е.А. "Река жизни". - М.; Знание, 1990 - 224с. -

  6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. "Архитектура души". М.; Аванта + , 2002. - 640с.









© 2010-2022