Задания олимпиады по экологии для 7 класса

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания по экологии для 7 класса

Задание №1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально- 25баллов.
Выбери один правильный ответ из предложенных вариантов:

1) Кто выдвинул специальный термин «экология»?

а) Ч Дарвин.

б) Э. Геккель.

в) Аристотель.

г) В.И. Вернадский.

2) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания - это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

3) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) Гидрофиты.

б) Мезофиты.

в) Гигрофиты.

г) Ксерофиты

4) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

а) биосфера

б) тропосфера

в) биогеоценозом

г) экосферой

5. Пухоеды - это:

а) Хищники.

б) Эктопаразиты.

в) Эндопаразиты.

г) Нет правильного ответа.

6)Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) Одну популяцию одного вида.

б) Две популяции одного вида.

в) Две популяции двух видов.

г) Одну популяцию двух видов.

7) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей

8) Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых икра:

а) Имеет крупные размеры.

б) Охраняется самкой.

в) Плавает в толще воды.

г) Закапывается в песок.

9)Парой хищник - жертва могут являться:

а) Росянка и комар.

б) Гриб - трутовик и береза.

в) Актиния и рак-отшельник.

г) Тля и муравей.


10)Особь - это:
а) биологический вид
б) отдельно взятый живой организм
в) сообщество животных
г) семья живых организмов


11) Экология в переводе с греческих слов означает:
а) тепло, свет;
б) растения, животные;
в) дом, жилище.
г) защита окружающей среды


12) Птицы метят свои территории:
а) экскрементами
б) звуками
в) перьями
г) гнездами


13)Основной компонент экосистемы, создающий органические вещества:
а) растения
б) бактерии
в) грибы
г) животные


14)Фитоценоз - это:
а) разные виды животных
б) разные виды растений
в) разные виды бактерий
г) разные виды грибов

15) Среда обитания - это:
а. хищники, влияющие на организмы.
б. только свет, влияющий на организмы;
в. только вода, влияющая на организмы;
г. живая и неживая природа влияющая на организмы;


16)Автотрофами являются:
а) бактерии
б) растения
в) насекомые


17). Какие особенности не характерны для обитателей почвенной среды:
а) наличие жабр;
б) кожное дыхание;
в) удлиненное тело;
г) роющие конечности


18) Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?
а) егерь;
б) лесник;
в) браконьер.
г) наблюдатель

19) Экология - наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду

б) влияние загрязнений на здоровье человека

в) влияние деятельности человека на окружающую среду

г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами

20) В непосредственной близости от автозаправочной станции лучше всего располагать:

а) зеленые растения

б) школу

в) дом отдыха

г) военный склад

21)Атмосферный воздух наименее загрязнён:

а) возле котельных

б) у автодорог

в) в лесу

г) возле промышленных предприятий

22) Из перечисленных деревьев хвойными являются:

а) берёза

б) сосна

в) осина

г) тополь

23) Детский оздоровительный лагерь лучше всего располагать:

а) в лесу

б) рядом с оживлённым шоссе

в) в центре города

г) на территории промышленного

24)Животное, которое нападает на другое животное, поедает только часть его вещества, редко вызывая гибель, относится к числу:

а) хищников

б)плотоядных

в) паразитов

г) всеядных

25.Чем меньше размеры живого организма, тем, как правило:

а)больше скорость его размножения

б) медленнее он размножается

в) ниже у него интенсивность обмена веществ

г) дольше он живет

Задание №2. «Задание с обоснованием». Выберите правильный ответ (2 балла) и обоснуйте свой выбор (3балла). максимальное количество баллов за задание - 25б.

1. Перед тем, как на бедных почвах выращивать сосну и быстро обновить хвойные леса, вместе с деревьями выращивают специальные грибы. Какое это имеет значение?

а) в выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов

б) грибы регулируют условия влажности

в) грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы

г) грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.

2. Бабочка Аполлон (семейство Парусники) занесен в Красную книгу России, Украины, Белоруссии, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, а также в Красную Книгу Ивановской области. Для увеличения численности этого вида в первую очередь необходимо:

а) посадить леса на месте лугов

б) восстанавливать и расширять биотопы вида, прекратить распашку лесных опушек, высаживать нектароносные растения для бабочек и кормовые - гусениц.

в) размножать аполлона в искусственных условиях;

г) сократить площадь лугов за счет посадки лесных культур.

3. До недавнего времени болота старались осушать и мелиорировать для оптимизации природных ландшафтов. Однако в настоящее время проекты осушения болот были признаны антиэкологичными, так как для учёных стала очевидной огромная роль болот в биосфере, которая заключается:

а) в аккумуляции азота и фосфора в связанном состоянии

б) в поддержании стабильности климата Земли

в) в регулировании количества выпадающих на сушу осадков

г) в сохранении разнообразия болотных видов животных

4. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:

а) снижение количества дорожно-транспортных происшествий

б) улучшение работы дорожных служб

в) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

5. Сплошная вырубка участка таёжного леса может привести:

а) к увеличению пожароопасности и возгораемости лесов

б) к созданию условий для размножения вредящих лесу организмов

в) к развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки

г) к химическому загрязнению водоёмов

Задание №3. «Установление последовательности» каждый вопрос -10б. Максимум за задание -30б.

1. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал
А) голые скалы
Б) зарастание мхами
В) заселение лишайником
Г) образование тонкого слоя почвы
Д) формирование травянистого сообщества

2. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей
А) еж
Б) полевой слизень
В) орел
Г) листья растений
Д) лисица

3. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии)
А) заселение кустарниками
Б) заселение лишайниками голых скал
В) формирование устойчивого сообщества
Г) прорастание семян травянистых растений
Д) заселение территории мхами

Задание №4. Прочитай текст, найди в нём экологические ошибки и подчеркни их. Обоснуй свой выбор. Правильный ответ оценивается в5б. Максимум-20б.

Весна в степи

Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над первоцветами кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей. Растения и животные готовятся к жаркому лету.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 7 КЛАСС

Задание №1 (каждое задание-1 балл (25б.)

1

б

2

а

3

в

4

а

5

б

6

в

7

б

8

в

9

а

10

б

11

в

12

б

13

а

14

б

15

г

16

б

17

а

18

а

19

г

20

а

21

в

22

б

23

а

24

в

25

а



Задание №2. «Задание с обоснованием»(25б.) Правильный ответ (2 балла) обоснование (3балла), максимальное количество баллов за задание - 25б.

1.Ответ-г. Примерное обоснование следующее: Лесоводы учитывают симбиоз деревьев и грибов, получающих взаимную выгоду. Для нормального развития многие виды растений в том числе и голосемянные, такие как сосна, нуждаются в симбиозе с определенными микоризными грибами. Микориза (греч. μύκης - гриб и ρίζα - корень) (грибокорень) - симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений. Гриб получает от дерева углеводы, аминокислоты и фитогормоны, а сам делает доступным для поглощения и всасывания растением воду и минеральные вещества, прежде всего соединения фосфора. Кроме того, гриб обеспечивает дерево большей поверхностью всасывания, что особенно важно, когда оно растёт на бедной почве.

2.Ответ- б. Примерное обоснование следующее: Вид экологически приурочен к полянам и опушкам сухих сосновых боров и пойменным лугам. Основная причина снижения численности и исчезновения аполлона - уничтожение природных биотопов обитания вида - вытаптывание и палы в окрестностях населённых пунктов, распашка опушек, облесение полян и пустошей, сенокошение, избыточная рекреационная нагрузка и т.д. Вид обладает слабой способностью к миграциям, и исчезновение его в том или ином районе часто оказывается безвозвратным. Необходимо, в первую очередь, восстанавливать и расширять биотопы вида: создавать долговременные поляны и просеки, прекратить распашку лесных опушек, высаживать нектароносные растения для бабочек и кормовые - гусениц (очиток большой). Поэтому наиболее эффективными мерами будет охрана и расширение мест обитания.

3.Ответ-б. Примерное обоснование следующее: В настоящее время стала очевидной огромная роль болот в поддержании стабильности климата Земли. До недавнего времени болота старались осушать и мелиорировать в целях преобразования природы. Сейчас подсчитано, что болотистые районы являются одними из главных поставщиков в атмосферу газа метана. Его вырабатывают бактерии, содержащиеся в бескислородных нижних слоях болот. Метан относится к так называемым «парниковым» газам, которые задерживают часть теплового излучения Земли в космическое пространство. Если содержание метана в атмосфере резко упадет, климат Земли похолодает вплоть до наступления нового ледникового периода. Болота Западной Сибири вносят особо ощутимый вклад в регуляцию парниковых газов в атмосфере всей Земли. Проекты осушения этих болот оказались антиэкологичными. Они подорвали бы биосферное равновесие.

4. Ответ - в. Примерное обоснование следующее: При работе автомобиля на газовом топливе основным преимуществом является значительно меньшее загрязнение окружающей среды, особенно снижается выброс оксида углерода.

5. Ответ - В. Примерное обоснование следующее: При сплошной вырубке таёжного леса (зона избыточного увлажнения) происходит усиление поверхностного стока на лесосеках и, как следствие, изменение гидрологического режима территории. Одновременно с заболачиванием отдельных участков может наблюдаться усиление водной эрозии, выражающееся в росте оврагов и появлении оползней.

Задание №3. «Установление последовательности» каждый вопрос -10б. Максимум за задание -30б.

1. Ответ АВГБД

2. Ответ ГБАДВ

3. Ответ БДГАВ

Задание №4. Прочитай текст, найди в нём экологические ошибки и подчеркни их. Обоснуй свой выбор. Каждый правильный ответ оценивается в5б. Максимум-20б.

4- ошибки.

1. Ковыль - это не первоцвет.

2. Лапчатка - это не первоцвет.

3. Пауки над цветами не кружатся.

4. Сайгак - это не грызун.





© 2010-2022