- Преподавателю
- Биология
- Интегрированный урок биологиии и самопознания
Интегрированный урок биологиии и самопознания
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устинова И.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
10
План урока биологии,
интегрированного с предметом «Самопознание».
КГУ «Школа - гимназия»
отдела образования акимата г. Лисаковска
Дата 22.01.2016
Интегрированный урок биологии и самопознания
Педагоги: Устинова И.А.,Криницкая Е.В.
Класс 9
Кол-во учащихся - 27
Тема: Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение синтетической теории эволюции.
Ценность: внутренний покой
Качества: преданность делу, сосредоточенность, терпение, уверенность в себе, позитивное мышление.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им
раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Время
Цель урока: Сформировать представление учащихся об эволюционной теории происхождения видов Ч.Дарвина, основных принципах эволюционной и синтетической теории эволюции, основываясь на общечеловеческой ценности - внутренний покой.
Задачи урока:
-
Раскрыть основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина о происхождении видов, показать важность преданности делу через результат работы Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» и изучение биографии Ч.Дарвина.
-
Развивать у учащихся позитивное мышление, уверенность в себе, умение работать с учебником и дополнительным материалом, умение работать в группе.
-
Воспитывать потребность в терпении и сосредоточенности, стимулировать развитие познавательного интереса.
Ресурсы: (материалы, источники) музыка «Хрустальная мелодия», спокойная музыка, видеосюжет по уроку, задания для творческой работы.
Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознание): позитивный настрой, позитивное высказывание, творческая деятельность, групповая работа, заключительная минута урока.
Внутренняя интеграция: интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока.
9.25
9.26
9.27
9.34
9.35
9.36
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы хотим всех присутствующих поздравить с годом обезьяны,символ которого присутствует на уроке. Хотим пожелать хорошего настроения и удачи вам и нам! Сегодня мы проводим интегрированный урок биологии и самопознания. И начнем его с позитивного настроя.
Учитель самопознания:
Позитивный настрой.
Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад - сад вашей души. Подумайте, с кем бы вы хотели прогуляться по этому саду, над которым светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, уверенности в себе и позитивных мыслей. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза.
Учитель биологии Сегодня на уроке мы продолжаем изучать развитие эволюционных идей и доказательства эволюции органического мира.
Давайте вспомним, как шло возникновение и развитие эволюционных представлений, выполнив следующие задания в технологической карте урока. Подпишите карту и выполните первое задание. Время выполнения 2 мин.
Проверка домашнего задания
-
Закончите предложение
1.Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы…… /эволюционное учение/.
2. Основоположник эволюционного учения ..../Ч. Дарвин/.
3.Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется.. /систематикой/.
4.Первая эволюционная теория была предложена ../ Ж.Б.Ламарком/.
5.Закон «Упражнения и неупражнения органов был предложен»../ Ж.Б.Ламарком/.
Проводим самопроверку - варианты правильных ответов на экране. Поставьте себе заработанное количество баллов.
Следующее задание.
-
Определите, какие утверждения верны:
На выполнение задания дается также 3 мин. Поставьте + или -.
1.Ламарк создал лучшую искусственную систему(-)
2.Линней считал, что виды существуют и не изменяются(+)
3.Ламарк создал первую эволюционную теорию (+)
4.Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному (+)
5.Линней разделил всех животных на 5 классов (-)
6. Ламарк отрицал изменчивость видов (-)
7.Ламарк считал, что все признаки, приобретенные, приобретенные в течение жизни, наследуются потомками (+)
8.Линней закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий вида (+)
Взаимопроверка в парах.
Вы справились, молодцы, а теперь посмотрите на экран и определите, о каком ученом составлен синквейн:
1.Трудолюбивый, сосредоточенныйный.
2.Путешествовал, наблюдал, анализировал.
3.Выяснил причины эволюции живого.
4.Гений.
5? (Ч. Дарвин)
Правильно, на сегодняшнем уроке мы будем говорить о Ч.Дарвине и его теории эволюции. Запишите тему урока в технологическую карту.
Сообщение темы урока: Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение синтетической теории эволюции.
Учитель самопознания:
Когда мы говорим об этом выдающемся ученом на ум приходит пословица:
Позитивное высказывание.
«Терпение и труд все перетрут»
Вопросы:
1. Что такое терпение? (умение ждать)
2. Что такое труд? (работа)
3. Как вы понимаете выражение «перетрут»? (приведут к результату)
4. Как вы понимаете данное высказывание? (получить результат работы можно с помощью труда и терпения)
1мин
1 мин
1 мин
Самопроверка 1 мин
поставь себе количество баллов, которое ты заработал ( правильный ответ - 1 балл)
2 мин
Взаимопроверка в парах 1 мин
поставь однокласснику то количество баллов, которое он заработал ( правильный ответ - 1 балл
1 мин.
1 мин
1 мин
Учащиеся записывают тему урока в тетради
2 мин
9.38
Групповая работа
Учитель биологии:
Основной заслугой Ч.Дарвина является то, что он четко назвал три главные причины (движущие силы эволюции ): борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость. Что вы об этом знаете?
1гр. Борьба за существование.
2гр. Естественный отбор
3гр. Наследственность и изменчивость
4гр. Известно ли вам, что- либо о Ч.Дарвине?
Заслушиваются устные ответы учащихся.
2 мин
9.40
Учитель самопознания
Рассказывание истории (беседа)
Я хочу рассказать вам о Ч.Дарвине, как о человеке и как о личности.
Биография Ч. Дарвина - рассказ учителя. Сейчас мы посмотрим видеосюжет, но не просто посмотрим, а еще и поработаем. Обратите внимание на технологическую карту - задание 3. Посмотрите видеофрагмент, напишите ответы в краткой форме.
Видеосюжет (вопросы к видеосюжету в технологической карте: название корабля, годы путешествия, как переводится с анг. «бигль»)
Вопросы:
-
Что стало решающим поворотом в судьбе Ч.Дарвина?( путешествие на корабле «Бигль»).
-
В качестве кого путешествовал Ч.Дарвин?(натуралист)
-
Сколько лет он путешествовал?( 5 лет).
-
Какие наблюдения привели Ч.Дарвина к убеждению об изменяемости видов во время его путешествия на корабле «Бигль»?
Рассказ учителя самопознание о Ч.Дарвине
( продолжение)
Ч.Дарвин по возвращению из кругосветного путешествия стал убежденным эволюционистом. Рассказ об отношениях с А.Уоллесом.
5 мин
На Галапогосских вулканических островахЧ.Дарвин обнаруживает нигде больше не встречающиеся,но очень похожие на южно - американские виды птиц,черепах,ящериц.Нелепо было бы предположить,что для каждого вновь возникающего острова творец создает свои особые виды животных.Ч.Дарвин делает другой вывод: животные попали на острова с материка и изменились в результате приспособления к новым условиям обитания.
9.45
Учитель биологии:
Для того ,чтобы разобраться в движущих силах эволюции мы сейчас поработаем в группах другого состава.
Творческая работа в группах
Напоминание ! Не забываем о
правилах работы в группе и распределении обязанностей в группе ( спикер - представляет результаты работы группы, секретарь - оценивает работу каждого члена группы, организатор - организует работу группы).
1гр. Борьба за существование.
2гр. Естественный отбор
3гр. Наследственная изменчивость
4гр. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина, синтетическая теория эволюции
13 мин ( 5 мин на подготовку + по 2 мин. на выступление каждой группе)
(учащиеся переходят в другие группы по цвету под музыку и работают по заданию: прочитать указанные страницы учебника, составить кластер, защитить).
Выступление групп, защита кластера и запись движущих сил эволюции в технологической карте.
Секретарь группы оценивает работу каждого в группе.
10.00
Вопросы во время выступления групп:
-
Почему же ни одуванчики, ни мухи, ни кролики, ни какие - либо другие организмы не заполняют собой весь земной шар. Почему всем хватает места на Земле? (борьба за сущ.)
-
Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития? (естеств. отбор)
-
Почему не все потомки доживают до взрослого состояния? (конкуренция, гибель)
-
Что может быть причиной их гибели? Что не хватает всем живым организмам для существования?( пищи, жизненного пространства, убежищ, мест размножения)
-
Какой вывод из этих предположений делает Ч.Дарвин? ( Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе происходит борьба за существование)
-
Что является следствием борьбы за существование?(отбор)
-
Какие факторы объясняют эволюционные процессы по Ч.Дарвину? (изменчивость и наследственность, борьба за существование и естественный отбор)
Учитель самопознания:
-
Что помогло Ч Дарвину добиться успеха в создании теории эволюции?
-
Что можно сказать об отношении человека к делу, который 20 лет жизни посвятил обработке материала, собранного в путешествии? (преданность делу)
-
Какими качествами обладал Ч.Дарвин, как ученый? (терпение, сосредоточенность, имел позитивное мышление, уверенность в себе)
Поставьте себе оценку за урок
2 мин
1 мин
Учащиеся выставляют себе оценку за урок
10.03
Домашнее задание: параграф 36, составьте синквейн, используя на выбор ключевые слова: эволюция, борьба, отбор.
1 мин
10.04 -10.08
Закрепление «Веер»- Закончите фразу
-
«Чарль Дарвин - это ученый, который…»
-
«Борьба за существование возникает…»
-
«Естественный отбор приводит…»
-
«Наследственная изменчивость…»
-
Назовите качества современного исследователя - натуралиста
Рефлексия1 :
Выберите значок в технологической карте, отвечающий вашему настроению на уроке.
Рефлексия 2.
Если вы считаете, что поняли тему урока - прикрепите обезьянку на дерево, если сомневаетесь - на ствол, если еще нужно поработать - под дерево.
Резервное задание
10.08 -10.09
Блиц - опрос по теме урока (мифы о Ч Дарвине):
- Кто первым разработал научную теорию эволюции? (Жан Батист Ламарк)
- Является ли теория эволюции общепринятой в научном мире? (да)
- Согласно теории эволюции Дарвина выживает сильнейший?(нет, наиболее приспособленный)
- От кого произошел человек по Дарвину? ( от близкого общего предка человека и человекообразной обезьяны - обезьяноподобное существо)
4 мин
Учащиеся отвечают без подготовки
10.09 - 10.10
Заключительная минута тишины.
Закройте глаза, подумайте о том, что нового Вы для себя сегодня узнали и открыли.
1 мин