Технологическая карта урока биологии на тему: Грибы

Технологическая карта для урока биологии 5 класс по программе И.Н.Пономаревой. Тема :"Грибы". Технологическая карта разработана с учетом требований ФГОС, содержит  примечания, которые помогут организовать работу обучающихся на уроке. Обучающиеся добывают новые знания , работают в парах, ищут информацию в учебнике и в интернете. В конце урока оценивают свою работу на уроке. В результате происходит не только формирование новых знаний по данной теме, но и формирование универсальных учебных действий...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Подгоренского муниципального района Воронежской области



Технологическая карта урока на тему:

«Царство Грибы»



Выполнила:

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Гордиенко

Людмила Викторовна

пгт Подгоренский 2013

Тема урока: «Царство Грибы»

Автор: Гордиенко Людмила Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Школа: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Класс: 5

Предмет: биология

Тип урока: «открытие» новых знаний

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные (новые информационные) технологии

Краткое описание идеи занятия: Данный урок биологии - седьмой урок раздела «Многообразие живых организмов» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией И.Н. Пономаревой. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное познавательное развитие школьников, реализацию творческого потенциала учащихся. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником И.Н. Пономаревой, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке без привлечения дополнительного дидактического материала. Вместе с тем концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.

Цели урока:

- формирование представлений о грибах как представителях отде­льного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных;

- выделение су­щественных особенностей представителей царства Грибы;

- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

- формирование умения осознанно трудиться над поставленной целью.

Задачи урока:

- уметь определять понятия «грибница», «плодовое тело», «гифы», «грибокорень»;

- научить давать характеристику представителей царства грибов;

- развивать умение давать самооценку своей деятельности;

- самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в парах;

- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, самоуважение.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

  1. формулировать суть биологических понятий «грибница», «плодовое тело», «гифы», «грибокорень»;

  2. научить давать характеристику представителей царства грибов;

  3. объяснять, почему грибы выделены в отдельное царство.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать со справочной, научной литературой;

Регулятивные УУД:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • работать в парах;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  1. стремиться к совершенствованию собственной речи;

  2. испытывать потребность в самовыражении через слово;

  3. толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.


Основные понятия: грибница,

плодовое тело,

гифы, грибокорень.

Ресурсное обеспечение урока: компьютер для учителя, проектор, экран, 6 ноутбуков с выходом в интернет.

Технологическая карта урока


Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат


Вводная часть.

1. Мотивация

Мотивировать

учащихся

к определению

целей и задач урока

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Давай посмотрим на слайды презентации и попробуем определить тему сегодняшнего урока биологии. (слайды 1-11)

─ Какие объекты живой природы вы видите на слайдах презентации? (тигр, дерево, цветок, птица, божья коровка, лягушка, дрожжи, плесень, заболевания растения, грибы).

─ Одни и те же организмы изображены ли на всех слайдах? (На слайдах изображены разные организмы).

- Чем они отличаются друг от друга? ( внешним видом, размерами, образом жизни).

- Вы знаете, что все живые организмы образуют органический мир нашей планеты. Жизнь на Земле представлена в огромном разнообразии. Но все живые организмы, которые имеют клеточное строение, делятся на 4 основные царства. Какие царства вы уже изучили? К каким царствам относят эти живые организмы? ( царство бактерий, царство растений и царство животных).

- К какому царству относятся организмы, которые изображены на слайде презентации?

(Слайд 12 презентации, на котором изображён шляпочный гриб).

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока биологии, помня о том, что мы продолжаем изучать большой раздел биологии, который называется «Многообразие живых организмов».

Тема сегодняшнего урока: «Царство Грибы».

Настрой на позитивное начало урока.

На слайдах тигр, дерево, цветок, птица, божья коровка, лягушка, дрожжи, плесень, заболевания растения, грибы.


Отвечают на вопрос.

Все живые организмы образуют живой или органический мир, но внешне отличаются друг от друга, отличаются способностью к движению. Они принадлежат к органическому миру, но относятся к разным царствам: царству бактерий, царству растений и царству животных.

Отвечают на вопрос.

К царству растений, к царству животных.

Затрудняются в ответе. Дают неверные ответы.

Формулируют тему урока. Тема сегодняшнего урока: «Царство Грибы».

3 мин

2. Определение целей и задач урока.

Целеполагание

Помочь учащимся определить основные вопросы урока.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.

(На какие вопросы мы должны получить ответ в ходе работы на уроке?)

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У каждого из вас есть один лист

  • «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, почему грибы выделяют в отдельное царство

Узнать, что такое грибокорень или микориза.


Узнать, что такое «ведьмины круги»


Научится искать нужную информацию в интернете


Запомнить представителей царства грибов


Пополнить свой словарный запас.


Отдохнуть на уроке.


- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

Определяют основные вопросы урока :

-Почему грибы выделяют в отдельное царство?

-Какое строение имеет гриб?

- Как питается гриб?

Заполняют опросный лист-анкету

(см. Приложение )







2-3 ученика зачитывают поставленные цели.

3 мин

Основная часть.

3. Информа

ционный блок.

а) работа в группах по 2 человека с заданиями (см Приложение )

Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться со строением грибов.

- Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать любой гриб такой, каким вы себе его представляете (см Приложение ).

(слайд 12)

Просматривает рисунки учащихся.

- Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело гриба (слайд презентации). Хотите узнать, как выглядит гриб? Тогда открывайте учебники (с. 58, рис.50) и рассмотрите рисунок, найдите к нему пояснение в тексте.

-Что представляет собой гриб?

-Правильно, вы нашли нужную информацию в учебнике. Теперь дополните свой рисунок, обозначьте тело гриба - грибницу. Плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки (слайд 13).

Гриб и показывают свои рисунки. У большинства или у всех рисунок шляпочного гриба (см Приложение ).

Открывают учебники (с. 58, рис.50) и рассматривают рисунок, находят к нему пояснение в тексте.

Отвечают на вопрос. Тело гриба - грибница-представлено тонкими ветвящимися трубчатыми нитями - гифами. Гифами образовано плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки.

Дополняют свой рисунок, делают обозначения.

4 мин

б) актуализа

ция

субъектного

опыта

учащихся, работа с текстом на стр. 57-60, рис. 50, 51,52.

Содействовать

развитию навыков

ознакомительного,

изучающего чтения

научного

текста.

Добиться от учащихся осмысления того, что грибы относятся к отдельному царству, сочетая признаки животных и растений.

- Скажите, пожалуйста, на какие живые организмы похожи грибы, из тех, которые вы уже изучили?

- Чем грибы похожи на растения?

-Верно, но вы назвали не все признаки. Для того, чтобы все признаки выяснить и выписать их, вам надо обратиться к учебнику, с. 58 .

- В ваших листах есть задание 2, где указаны признаки грибов, которые есть и у растений.

  1. ___________________

  2. ___________________

  3. ___________________

  4. Всасывают воду и растворённые в ней минеральные вещества.

  5. Образуют витамины.

-Назовите признаки растений у грибов (слайд 14)

-Но у грибов есть и признаки животных. (Задание 3).

- Какие признаки животных есть у грибов? Для того, чтобы все признаки выяснить и выписать их, вам надо обратиться к учебнику с. 58.

  1. В клеточной стенке есть хитин.

  2. Отсутствие хлоропластов.

  3. Запасают углеводы в виде гликогена.

  4. Образуют мочевину.

  5. _________________________

-Назовите признаки животных у грибов ( слайд 15)

- Почему грибы выделяют в отдельное царство?

Отвечают на вопрос. Грибы похожи на растения

Отвечают на вопрос. Грибы неподвижны, постоянно растут в верхушечной части.

Заполните таблицу в листах:

Признаки грибов (учебник с.58 )

Ищут в учебнике, какие признаки ещё не указаны

Называют признаки растений у грибов:

1.Клеточная стенка;

2. Растут в верхушечной части;

3. Неподвижны;

4.Всасывают воду и растворённые в ней минеральные вещества.

5. Образуют витамины.

Ищут в учебнике, какие признаки ещё не указаны

Заполните таблицу в листах:

Признаки грибов (учебник с.58 )

Называют признаки животных у грибов:

1.В клеточной стенке есть хитин.

2.Отсутствие хлоропластов.

3.Запасают углеводы в виде гликогена.

4.Образуют мочевину.

5. Питаются готовыми органическими веществами ( гетеротрофы).

Отвечают на вопрос. Грибы - это организмы, которые сочетают в себе признаки животных и растений.

3 мин

4. Аналити-

ческий блок.

Исследовательская работа

Тренировать внимание учащихся.

Способствовать

развитию умения

аргументировать

своё мнение

- Я предлагаю вам исследовательскую работу о явлении, названном «ведьмины круги». Что это за явление?

В ваших листах это задание 4.

1. В каких странах наблюдается такое явление?

2.Что представляет собой это явление?

3. Какова причина возникновения этого явления?

Работают в интернете.

Выступление учащихся с результатами исследовательской работы.

Проверяют и оценивают свою работу.

5 мин

Заключительная часть.

5.Подведение

итогов урока

Способствовать

развитию

умения

обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.

-Я предлагаю вырастить дома особый плесневый гриб -мукор. Для этого вам надо немного несвежего хлеба, капельку воды и тепло. Через несколько дней на поверхности хлеба появится пушистый налёт. Это и есть мукор.

- Грибов на нашей планете огромное разнообразие. Вы только начинаете их изучать. Я желаю вам новых, интересных открытий на этом пути.

Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.

1 мин.

6. Рефлексия

Предоставить

учащимся

возможность

определить своё

эмоциональное

состояние. Мотивировать учащихся к

творческой

деятельности

Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?

Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (цветные карточки).

Письменно оценивают своё эмоциональное

состояние на уроке при помощи опросного листа-анкеты (см.приложение ).

Несколько учащихся зачитывают свои результаты.

1 мин







ПРИЛОЖЕНИЕ


Дата:__________________________________

Тема урока:_________________________________________________________________________________________________


Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, почему грибы выделяют в отдельное царство

Узнать, как размножаются грибы

Узнать, что изучает наука «микология»

Узнать, что такое грибокорень или микориза.

Узнать, что такое «ведьмины круги»

Научится искать нужную информацию в интернете


Запомнить представителей царства грибов

Пополнить свой словарный запас.

Отдохнуть на уроке.


Задание 1.


Рисунок гриба:











Задание 2.

Признаки грибов: (признаки, сходные с растениями)

1. Образуют витамины

2. Всасывают воду и растворённые в ней минеральные вещества 3.___________________________________________________________________________________________________________ 4.___________________________________________________________________________________________________________ 5.___________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.

Признаки грибов: (признаки, сходные с животными)

1.В клеточной стенке есть хитин

2.Отсутствие хлоропластов

3.Запасают углеводы в виде гликогена

4.Образуют мочевину 5.______________________________________________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________


Задание 4.

Работа с ресурсами интернета


Исследовательская работа: « Что такое «ведьмины круги», как они образуются?»

1. Когда и в каких странах возникло название этого явления?


2. Что представляет собой это явление?


  1. Какова причина возникновения этого явления?


Технологическая карта урока биологии на тему :Грибы

Самооценка работы на уроке


Литература:

  1. Демидова, М. Ю. Что нового в стандартах второго поколения по естественнонаучным дисциплинам?// Народное образование [электронная версия].-2010.-№5.-С.154-160.

  2. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика.-2010.-№5.-С.18-23.

  3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи: Бюллетень.-2009.-№6.-С.7-18.

  4. Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения// Педагогика.-2009.-№10.-С.46-50.

  5. Пономарева И.Н., Николаев И.В.. Корнилова О.А. Биология. 5 класс учебник по ФГОСам.-М.: Вентана-Граф, 2012.-128 с.

  6. Тоболкина, И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации // Одаренный ребенок.-2009.-№3.-С.48-59.

  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Интернет-материалы:

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.






© 2010-2022