- Преподавателю
- Биология
- КТП по биологии в 5 классе по ФГОС
КТП по биологии в 5 классе по ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Большова М.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (35 ч)
-
№ урока
Тема урока
Кол - во часов
Тип урока
Целевая установка
Понятия
Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)
Домашнее задание
Дата
проведения
предметные
метапредметные
личностные
план
факт
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.
1.
Введение. Что такое живой организм.
1
Изучение нового материала
Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма
Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.
Выделение отличительных признаков живых организмов.
Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.
Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.
С.6-10 вопросы
2.
Наука о живой природе.
1
Комбинированный
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых
они занимаются
Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология
Знание объектов изучения
естественныхнаук и основных правил работы в кабинете биологии
Познавательные УУД:умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Познавательный интерес к естественным наукам
С 12-15
3.
Методы изучения природы. Л.р. 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
1
Комбинированный
Изучениеособенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений
Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение
Ознакомление
с методами исследования живой природы и
приобретение элементарных
навыков их использования
Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух
Понимание
значимости
научного исследования природы
С 17-21
4.
Увеличительные приборы. Л.р. 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».
1
Изучение нового материала
Изучение устройств увеличительных приборов
Лупа, микроскоп
Освоение
основных правил работы смикроскопом
Познавательные УУД:
Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Соблюдение правил работы с биологическими приборами иинструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микрскопы).
С 23-26 учить правила
5.
Живые клетки. Л.р. 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».
1
Комбинированный
Формирование представлений оклетке как
единицестроенияживого организма
Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.
Знание и различение на таблицах основныхчастей клеток(ядра, оболочки, цитоплазмы).
Познавательные УУД:
овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Представление о единстве живой природы
на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.
С 27-31
6.
Химический состав клетки. П.р. 4 « Определение состава семян пшеницы». 5«Определение физических св-в белков,жиров углеводов»
1
Комбинированный
Формирование представлений о химическом составе клеток
Неорганические и органические вещества.
Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Понимание единства происхождения всех живых организмов.
С.33-38
7.
Великие естествоиспытатели.
1
Комбинированный
Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии
Аристотель,
Карл Линней, Чарльз Дарвин,
Владимир Иванович
Вернадский
Знание и оценка вклада ученых-биологов в
развитие науки
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Понимание
роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе
С.47-49 сообщения
8.
Обобщение по теме: «Живой организм: строение и изучение».
1
Обобщение знаний
Обобщение
и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение».
Биология, живые клетки тела, вещества.
Применение полученных знаний в практической работе.
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Познавательный интерес к
естественным наукам
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов
9.
Как развивалась жизнь на Земле.
1
Изучение нового материала.
Формирование представлений о развитии жизни на Земле.
Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров.
Знание основных этапов развития жизни на Земле.
Познавательные УУД:использовать разнообразные приемы работы с информацией.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросыучителя.
Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.
С 52-56
10.
Разнообразие живого.
1
Комбинированный
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для
их изучения
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи-
кации: тип (отдел) - класс -отряд (поря
док) - семейство - род - вид
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные УУД:
умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание
научного значения классификации живых организмов
С 57-59 вопросы
11.
Бактерии.
1
Изучение нового материала.
Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы
Бактерии - безъядерные одноклеточные организмы
Выделение существенных особенностей
строения и
функционирования бактериальных клеток.
Знание правил, позволяющих
избежать заражения болезнетворными бактериями
Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в
природе и
жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных
бактерий.
С 60-62 макет бактерий
12.
Грибы.
1
Комби-
ниро-
ванный
Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.
Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты
Выделение существенных особенностей
представителей царства Грибы. Знание правил
оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Понимание роли представителей царства Грибы в
природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной
помощи при отравлении
ядовитыми грибами
С 64-67 рисунки,загадки
13.
Растения - автотрофы.
1
Комбинированный
Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы
Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники,
Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные)
Выделение существенных особенностей
представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства
Растения.
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Осознание
важности растений в природе и жизни человека
С 68 вопросы
14.
Водоросли - группа низших растений.
1
Комбинированный
Формирование умений характеризовать основные группы водорослей.
Водоросли, слоевище.
Знание строения водорослей.
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую,готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
С 69-72
15.
Мхи и папоротники - группа высших споровых растений.
1
Комбинированный
Формирование представлений об особенностях высших споровых растений.
Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.
Знание строение мхов и папоротников. Знание признаков отличий мхов и папоротников.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
С 73-78
16.
Голосеменныеи Покрытосеменные - группа высших семенных растений.
1
Комбинированный
Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.
Знание особенностей строения голосеменных и покрытосеменных растений.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
С 79-86 загадки
17.
Значение растений в природе и жизни человека.
1
Комбинированный.
Формирование представлений означении растений в природе ихозяйственной
деятельности человека
Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения
Знание о существовании
сортов культурных растений.
Элементарные
представления
о лекарственных растениях.
Объяснение роли биологии в практической
деятельности
человека.
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей
практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
Понимание
необходимости биологических знаний
для хозяйственной деятельности человека
С 88-90
18.
Признаки царства животные. Простейшие.
1
Комбинированный
Формирование представлений оживотных
как представителяхотдельного царства живой природы
Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.
Многоклеточные животные. Типы:
Кишечнополостные, Иглокожие,Кольчатые черви,Моллюски, Членистоногие, Хордовые
Выделение существенныхособенностей
представителейцарства Животные. Знание основных систематических
единиц царства
Животные
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическоевосприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
Представление
о значении
животных в природе, осознание их хозяйственного
и эстетического значения для человека
С 91-93
19.
Беспозвоночные животные.
1
Комбинированный
Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных.
Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.
Знание о типах и представителях беспозвоночных животных.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическоевосприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
Представление о видах беспозвоночных животных.
С 94-96 рисунки
20.
Позвоночные животные.
1
Комбинированный
Формирование представлений о многообразии позвоночных животных.
Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Знание о типах и представителях позвоночных животных.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическоевосприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
Представление о видах позвоночных животных.
С 97-99
21.
Значение животных в природе и жизни человека.
Формирование представлений означении животных в природе и хозяйственной
деятельности человека
Биологическая
защита урожая,
породы животных, сорта растений, лекарственные растения
Знание о существовании
различных пород животных.
Объяснение роли биологии в практическойдеятельности
человека
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщенияи презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своейпрактической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
Пониманиенеобходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека
С 100-101 понятия
22.
Обобщение по теме: «Многообразие живых организмов».
1
Обобщение знаний
Обобщение
и систематизация знаний учащихся по теме: «Многообразие живых организмов».
Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения.
Применение полученных знаний в практической работе.
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Познавательный интерес к естественным наукам
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов.
23.
Три среды обитания. Л.р.1 «Определение растений и животных. П.р. «Исследование особенностей строения растений и животных».
1
Изучение нового материала
Формирование представленийоб особенностях вод
ной, наземно- воздушной и почвенной среды и приспособленностиорганизмовк обитаниюв этих средах.
Компонентыприроды. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания
Знание компонентов природы. Представление о
многообразии
обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.
Познавательные УУД:умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать своюточку зрения.
Понимание
необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают
С 104-107
24.
Жизнь на разных материках.
1
Изучение нового материала
Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.
Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,
Южная Америка,
Австралия, Антарктида. Природные условия.
Растительный и животный мир материков
Знание матери-
ков планеты и
их основных
природных особенностей.
Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-
тельном и животном мире
каждого материка.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою
точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
С 109-113 изучить карту
25-
Природные зоны.
2
Изучение нового материала
Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты.
Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.
Знание природных зон планеты и
их основных
природных особенностей.
Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мирекаждой природной зоны.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать своюточку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.
С 115-119 изучить карту
26..
Жизнь в морях и океанах.
1
Изучение нового
Формирование представлений о роли Мирового океана
на планете.
Изучение
приспособлений живых организмов,
обитающих
в разных частях и на разных глубинах океана
Мировой океан.
Обитатели
поверхностных вод (планктон),
обитатели толщи воды, обитатели
морских глубин
Знание роли
Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов,обитающих вверхних слояхводы, в ее толще и живущих на дне
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
Осознание роли Мирового
океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах
С 121-124
27
Обобщение по теме: «Среда обитания живых организмов».
1
Обобщение знаний
Обобщение
и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов».
Применение полученных знаний в практической работе.
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Познавательный интерес к естественным наукам