Урок природоведения по теме Землетрясения

Урок по природоведению5-й классТема «Землетрясение».Цель: сформировать у учащихся представление о землетрясении как грозном явлении природ, причинах его происхождения, зонами распространения, последствиями и правилами поведения при землетрясениях. Задачи:•        дать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмически активные районы»;•        выяснить причины происхождения землетрясений;•        познакомить с зонами распространения землетрясений на...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природоведение

5-й класс

Тема «Землетрясение».


Цель: сформировать у учащихся представление о землетрясении как грозном явлении природ, причинах его происхождения, зонами распространения, последствиями и правилами поведения при землетрясениях.

Задачи:

  • дать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмически активные районы»;

  • выяснить причины происхождения землетрясений;

  • познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле;

  • выяснить, как предсказывают землетрясения;

• научить показывать на карте сейсмоопасные районы мира.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, печатные тетради.

ХОД УРОКА

I.Проверка знаний.

1 .Ядро Земли-

  1. Рельеф-

  2. Горная порода-

  3. Вещества-

  4. Минералы-

  5. Мантия -

  6. Земная кора -

II. Изучение нового материала

Учитель: Это одно из самых грозных явлений природы, с которыми сталкивается человек на нашей планете. За какие-то минуты оно может полностью разрушить целые города, поменять очертания огромных участков суши и морей. По определению С. И. Ожегова -это подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. О каком природном явлении пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся).

Тема урока «Землетрясения» (учащиеся записывают в тетрадь).

Землетрясения - колебания земной поверхности, возникающие в результате разрывов и смещения в земной коре (учащиеся записывают в тетрадь).

Старейшее из собраний сочинений о землетрясениях - китайское, уходящее в прошлое почти на 2800 лет. В этом уникальном каталоге содержится описания сотен опустошенных подземных бурь, происходящих на территории страны с 780 года до н. э. Первые достоверные списки умеренных и сильных подземных гроз в японском каталоге восходят к 416 году н. э.

Отдельные описания сильных землетрясений, происходящих в зоне Средиземноморья в период пяти веков до н. э., содержащихся в дошедших до нас произведениях древнегреческих ученых, философов, историков, политических деятелей и поэтов и драматургов.

Русские летописи упоминают землетрясение в Нижнем. Новгороде в 1596 году. Указываются точно день и час этого события: «Июня 18 день, 3 часа нощи». «... вверх и вниз по Волге на версту появились щели великие...»

Причины землетрясения.

В ряде легенд говорится, что землетрясения вызывали боги. В Древнем Египте - бог Земли, в Древнем Вавилоне и у ассирийцев - бог погоды. Считалось, что библейски бог посылал землетрясения в виде кары за прегрешения людей. В одной из легенд говорится, что Содом и Гоморру он осыпал огнем и серой, перевернул «вверх дном» оба города и всю окрестность вокруг.

В древнем японском сказании упоминается огромный сом (намадзу), который живет под землей и иногда колотится об нее своим телом, производя землетрясения. За поведением намадзу следит божество (даймёдзин) с большой каменной калатушкой в руках. Но когда даймёдзун отвлекается от своих обязанностей, намадзу начинает двигаться и Земля содрагается.

У индусов виновниками землетрясений считались слон, который держит на своей спине землю и крот.

В старой легенде казахов и киргизов говорится, что Земля покоится на огромной рыбе. Землю опоясывает гигантский дракон. На краю ее стоит голубой бык, на одном роге он держит небо. При движениях рыбы происходит землетрясение, если пошевелится бык, неизбежно наступит конец света.

Аристотель в IV веке до н. э. Утверждал, что землетрясения происходят в результате скопления воздуха в многочисленных подземных пещерах, который, стремясь вырваться наружу, вызывает сотрясение земной поверхности.

Долгое время ученые придерживались этой теории. Но многие продолжали верить, что землетрясения - это божья кара. В стихотворении «Землетрясение», написанном неизвестным автором примерно в 1750 году, эта убежденность выражена следующим образом:

Чья мощна длань в безумной злобе

Так - раз за разом - нас трясет?

Иль воет пар в земной утробе?

Иль царь морской трезубцем в Берег бьет?

Ах нет! То нечестивец рать

Земля терпеть уже не в силах.

Спешит злодеев покарать

и вся дрожит, готовя им могилу.

Учитель: земная кора образована гигантскими литосферными плитами, которые осуществляют медленные горизонтальные и вертикальные движения. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки.

Сейсмически активные районы (от греческого «сейсмос» - землетрясение) - это районы, где особенно часты землетрясения (учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: где на нашей планете часты землетрясения? (ответы учащихся) Очаг землетрясения - место, где происходит сдвиг горных пород (учащиеся записывают в тетрадь).

Эпицентр (с греч. «эпи» - над) - место наибольшего проявления землетрясения

(учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Чарльз Рихтер - американский физик, сейсмолог. Именно он в 1935 году изобрел шкалу для измерения силы землетрясений. Его именем она и была названа.

Учитель: сила землетрясений измеряется в баллах - от 1 до 12. По рис. 5 «Шкала землетрясений» сопоставьте описание землетрясения с номером, который соответствует землетрясению данной силы (учитель зачитывает описание, учащиеся сопоставляют).

1 -2 балла - слабые толчки;

3-4 балла - сдвигаются мелкие предметы;

5-6 баллов - падают предметы;

7-8 баллов - появляются трещины на стенах, падают трубы;

9-10 баллов - разрушаются многие постройки:

11-12 баллов - появляются трещины в земле, полностью разрушаются здания.


Последствия землетрясений, (демонстрация старинных гравюр и фотографий, изображающих разрушения после землетрясений)

Последствия одного из самых сильных землетрясений (магнитуда могла составлять 9), произошедшего в старейшем районе Европы - Лиссабоне- в 1755 и захватившего территорию свыше 2,5 млн. км2, были столь грандиозны (погибло 50 тыс. из 230 тыс. горожан, в гавани выросла скала, прибрежное дно стало сушей, изменилось очертание побережья Португалии) и так поразила европейцев, что Вольтер откликнулся на него «Поэмой о гибели Лиссабона» (1756, русский перевод 1763). По-видимому, впечатление от этой катастрофы было столь сильным, что Вольтер в поэме оспаривал учение о предустановленной мировой гармонии. Сильные землетрясения, как бы они ни были редки, никогда не оставляют современников равнодушными. Так, в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595) кормилица вспоминает землетрясение 1580, которое, судя по всему, пережил сам автор.

Учитель: землетрясения опасны своей внезапностью. Существуют приборы для предсказания этого грозного явления (демонстрация изображений старинных и современных приборов).

Учитель: животные и растения реагируют на приближение стихии. Сообщение ученика: оказывается, животные и растения чутко откликаются на сигналы приближающихся ударов подземной стихии. Лучше всего изучено поведение животных. Перед землетрясением многие животные начинают вести себя по-иному. Но в отличие от погодных атмосферных катаклизмов, в преддверии подземных ударов они не прячутся в своих убежищах, а, наоборот, вылезают из них на открытое пространство. Из сотен разных живых существ, обладающих сейсмочувствительностью, выделяются обитатели гор. Например, горные козлы хребтов Сьерра-Невады за несколько суток до подземных толчков спускаются с высокогорных пастбищ на равнину. Так же реагируют на приближение подземных толчков и другие жители гор - из лесов уходят лисы и волки. Только что улегшиеся на зимнюю спячку сурки за сутки до землетрясения вдруг просыпаются и вылезают из своих нор. Подобным образом ведут себя земляные черви, которые, несмотря на понижение температуры, в массовом количестве выползают из почвы.

Широко распространены случаи, когда за час-два до начала землетрясения домашние животные также начинают вести себя необычно. Наблюдения за собаками и кошками показали, что некоторые из них предугадывают землетрясения на расстоянии до 200 км от эпицентра. А в калининградском зоопарке одна слониха затрубила за 20 минут до подземных толчков.

Большую сейсмочувствительность проявляют и рыбы. Известно, например, что чуть ли не за двое суток до Нортриджского землетрясения 1994 года в Южной Калифорнии во многих горных реках исчезла форель, ушедшая вниз по течению подальше от эпицентра. Что же представляют собой магические способности, которыми обладают "ничтожные" черви дождевые, "гады ползучие" и которыми обделен "царь природы" человек? Наиболее распространенной научной гипотезой является предположение, что живые существа откликаются на предваряющие землетрясение тонкие возмущения природных электромагнитных или просто магнитных полей. В. Орлов, роман «Альтист Данилов»

«... Данилов почувствовал себя скверно. Его тошнило. Кружилась голова. Билось сердце... и неприятнее всего было ощущения беспокойства, тоски или даже безысходности... минут десять. Потом прошло... Наутро Данилов развернул в троллейбусе газету и ... увидел заметку: в Турции был зафиксирован подземный толчок силою в семь - восемь баллов., именно в те минуты и было Данилову плохо. В те десять минут».

III. Закрепление знаний

Выполнить задание в печатной тетради (№ 2, стр. 47).

IV. Задание на дом

  • изучить статью о землетрясениях на с. 72 учебника;

  • сообщение о любом землетрясении (по желанию).



Литература:

  1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина «Природоведение» - М.: Дрофа, 2001.;

  2. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Природоведение. 5 класс: метод. Пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. - М.: Дрофа, 2007.;

  3. Плешаков А.А. Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.

  4. Плешаков А.А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 5 классА.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Семенцова В.Н. «Природоведение. 5 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. - Спб.: «Паритет», 2002.»;

  6. Сухова Т.С., Строганонов В.И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008.


© 2010-2022