Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры

Мозговая Галина Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Натальин Яр Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Экология - комплексная наука. На уроках экологии мы используем материал таких предметов как биология, химия, физика, обществознание и других. Следовательно цели и задачи экологического воспитания и обучения результативными будут лишь в том случае , если они решаются комплексно. Экология обманчива своей кажущейся простотой. Представители всех царств живой природы, популяции, биогеоценозы, биосфера имеют системную организацию. Эти системы состоят из структурных элементов, различных по степени сложности, но связанных между собой. За любым проявлением взаимосвязей стоит сложный системный характер. Для этих систем характерны открытость и динамичность, их элементы приспосабливаются к изменяющимся условиям существования. Динамичность характерна как для внутрисистемных, так и межсистемных связей. Многообразие различных по степени сложности элементов системы - залог ее устойчивости. Иногда в системах наблюдаются отклонения от нормы ,накопление таких «ошибок» происходит либо постепенно, либо «скачками».Важное экологическое правило, которое называют правилом 1%, напоминает нам о том что изменение энергетики природной системы в среднем на 1% выводит ее из состояния равновесия. Часто причиной нарушения экологического равновесия является человек. На ранней стадии социогенеза человек не выделял себя из окружающей природы, жил в согласии с ней. Но с течением времени из разумного партнера превратился в неразумного потребителя. Природа начала утрачивать способность к саморегуляции, самоочищению и самовосстановлению. Нарушенные на разных уровнях связи в системах природы породили экологические проблемы, экологические кризисы .Перед человечеством возникла проблема: «Как изменить способ взаимодействия со средой, как перестроить мировоззрение, чтобы избежать экологической катастрофы?». Основой человеческих ценностей является единство с природой. Пришла пора серьезное внимание уделять формированию экологической культуры, являющейся неотъемлемой частью общей культуры. Ведь познание и выполнение норм экологической культуры приведет не только к улучшению условий окружающей среды, но и повысит качество жизни человека. Для некоторых сегодняшних сельских учеников школа останется единственным источником общетеоретических и практических экологических знаний, умений, навыков, формирующих основы мировоззрения. Предметы естественнонаучного цикла имеют огромный практический потенциал для решения экологических проблем. Формирование экологической культуры, экологического мировоззрения должно быть продумано как система, реализуемая не только на специальном предмете экология, но и всей совокупности естественнонаучных дисциплин ,а также во внеурочной и внеклассной работе. Содержание образования имеет серьезное воспитательное значение .Мораль и нравственность формируются не только при воздействии на эмоциональную сферу человека, но и в зависимости от полноты знаний ребенка и того, каким образом раскрывается перед ним окружающий мир. Каждый человек пользуется щедрыми дарами планеты Земля, ее богатства - собственность всего человечества. Но далеко не всегда люди чувствуют ответственность за то ,как они строят отношения с природой. Школа, учитель быстро реагирует на изменения в жизни общества, на изменения в окружающей среде. На всех предметах естественнонаучного цикла много тем и отдельных заданий, в рамках работы над которыми формируются экологическое сознание, экологические знания, способы экологической деятельности. На таких уроках учитель старается подвести к выводу о том, что человек неотъемлемая часть природы, от состояния которой зависит состояние нашего организма. Об уровне развития человеческой цивилизации судят по уровню культуры, в том числе и экологической. В основе экологической культуры лежат законы, направленные на сохранение и воспроизведение природных ресурсов. В создавшихся в настоящее время условиях выживание человечества зависит полностью от него самого. Выполнение определенных моральных и правовых норм - важнейший признак высокой культуры. Работа учителя биологии, экологии должна строится таким образом, чтобы каждому ребенку дать экологические знания, заложить основы индивидуальной экологической культуры, воспитывать любовь к природе. Опыт работы показывает , что результативной работа по данному направлению будет лишь в том случае, если ребята будут активными участниками экологической деятельности. С этой целью ежегодно проводятся экологические акции: «Живи , родник !», «Чистые берега реки Солянки», « За чистоту села Натальин Яр» и многие другие. Во многих мероприятиях задействованы и ученики, и родители, и учителя. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок ,время которого ограничено. Тщательно продуманные и подготовленные лабораторные и практические работы, экскурсионная деятельность по наблюдениям в природе, отборе образцов для исследования, учете численности животных или растений - бесценное время ,позволяющее решать не только проблемы обучения, но учить нормам общения с природой, входить в природу другом, обращать внимание на ее величие , на хрупкость жизни, и на то , что мы сами -часть природы. Другой формой организации экологически ориентированной деятельности школьников является проектная деятельность. Как отмечалось выше, экология - комплексный предмет, следовательно подход к организации проектной деятельности, тоже должен быть комплексным. Это успешно решается, в условиях нашей сельской школы, в рамках работы методического объединения учителей естественнонаучного цикла. Так при выполнении комплексного экологического проекта на тему «Заказник Перелюбский - особо охраняемая территория Саратовской области» , с учетом тематического планирования по экологии, биологии, географии были выделены несколько проектов. Под руководством учителя географии изучены характерные особенности степной зоны и географическое положение заказника; в рамках предмета краеведение - причины создания охраняемой территории, происхождение названия животных, а также традиции и обычаи степных жителей ,связанных с этими животными ; под руководством учителя биологии и экологии изучены особенности расселения, численности животных, их морфологические особенности и поведение. Следует отметить ,что неоднократное изучение особенностей расселения, учет численности животных показывает положительную динамику. Заказник был создан с целью восстановления численности дрофы, стрепета, красавки, степного сурка (байбака).В ходе исследований, наблюдений было отмечено , что на территории заказника встречается 28 видов животных , занесенных в Красную книгу Саратовской области. Работая над комплексным проектом «Роль малых рек в степном Заволжье: река Солянка», выделяем ряд проектов, позволяющих достичь единой цели, как в плане обучения, так и воспитания. В рамках краеведения выявляется происхождение названия реки; географии- географическое положение, ландшафт, гидрометрические показатели, характер дна и берегов; на уроках экологии и биологии- гидрофизические и гидрохимические показатели, антропогенное воздействие на водоем. Много узнают ученики в ходе работы над проектом, но особый интерес вызывает проведение лабораторных исследований. Конечно для полного санитарно- гигиенического и микробиологического исследования требуется специальное оборудование и много времени. Но ребята с увлечением проводят исследование качества воды по органолептическим показателям: запах, вкус, цветность, прозрачность, мутность, наличие посторонних частиц, Рн воды. Сравнивают качество воды из речки и из родника. Очень важным в этой деятельности является то, что закончив работу над проектом, ребята выявляют проблемы, требующие изучения и дальнейшей деятельности. После защиты проектов, сообщаю ребятам, что вода из речки Солянка, была отправлена на лабораторные исследования в « Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в Пугачевском районе. Вода ни по санитарно- гигиеническим, ни по микробиологическим показателям не соответствует критериям, предъявляемым к питьевой воде. Сравнивая полученные результаты с лабораторными, приходим к выводу о правильности исследований проведенных ребятами. Это тоже очень важный аспект. В ходе проекта выявляется ряд новых проблем: как сохранить родник ; как остановить заиливание водоемов, заболачивание берегов и зарастание русла; изучить влияние повышенного содержания в воде ряда соединений на здоровье человека. Выпуск информационных листов будет итогом проекта.

На территории Перелюбского района в административном округе, в котором находится наша школа, есть единственный в районе памятник природы разрез «Куцеба». Исследуя этот уникальный разрез, были выполнены проекты «Дрейф материков и тектоника плит», «В поисках исчезнувших миров: тайны мезозоя». Большое значение в плане формирования экологической культуры имеют проекты «Исследование окрестностей села Натальин Яр», «Проектирование села Натальин Яр XXI веке», в котором рассматриваются в комплексе экологические и экономические проблемы.

В ходе образовательной деятельности на уроках биологии и экологии выполняются различные проекты: исследовательские, практико-ориентированные, информационные и творческие. Методика работы над различными видами проектов педагогами изучена. Успешно выполняются долгосрочные комплексные проекты и проекты, позволяющие достичь цели в рамках одного урока. Важными считаю информационные проекты, позволяющие изучать экологические законы, методы познания природы. Более эффективной работа по формированию экологической культуры будет тогда, когда выполняемые проекты актуальны, имеют практическую или теоретическую значимость, как для участников проекта, так и для общества в целом. Важным воспитательным этапом в работе является выход с проектами на общешкольный, муниципальный, региональный уровни.

Ребенок должен видеть, что материал востребован. Это стимул для дальнейшей работы, проявления самостоятельности, инициативы, привития чувства ответственности за свой край, состояние окружающей среды. С рядом работ, или отдельными исследованиями мы выходим в средства массовой информации, от которых во многом зависит формирование экологического сознания населения.

Во всех делах союзником должна быть природа. Она вдохновляет, вызывает переживания, влияет на умственные способности, помогает понять законы взаимодействия живых организмов между собой и с факторами неживой природы .Наши дети- наше будущее. От нас зависит с каким мировоззрением они уйдут из стен нашей школы.

© 2010-2022