Статья «Проблемное обучение»

Работа «Проблемное обучение» посвещена передовой технологии. Одной из главных задач является повышение интереса детей к урокам биологии. В статье раскрыты классификационные признаки и особенности этой методики. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых школьники самостоятельно добывают знания. Также предложен ряд практических заданий, которые я применяю в своей работе постоянно. Благодаря методам данной технологии удается добиваться усвоения всех компонентов биологического образования
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тишкова С.К. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Горно-Алтайска»

Знания - дети удивления и

любопытства.

Луи де Бройль.


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через методы проблемного обучения



Тишкова Светлана Константиновна, учитель биологии

Горно - Алтайск

2010г.





Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя.

Современная трактовка понятия «содержание образования» дана в трудах крупного отечественного дидакта Лернера И..Я. («Зачем учителю дидактика». Биология в школе 1998г. №1 стр. 43-46; «Учить творчески, воспитывать личность» - Биология в школе 1998г. №4 стр. 53-56.)

Основываясь на высказанной в этих работах точке зрения, в содержании образования можно выделить следующие основные компоненты, подлежащие усвоению обучающимися:

  1. Знания о мире;

  2. Способы деятельности (умения и навыки);

  3. Опыт творческой деятельности;

  4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения обучающихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Отсутствие интереса приводит к тому, что обучающийся не стремится углублять свои знания.

Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у обучающихся - это использование на уроках

идей проблемного обучения биологии.



Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.

Цели:
Приобретение ЗУН.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.

Особенности методики:
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую.

Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению поставленной цели.

В соответствии с концепцией содержания об­разования И.Я. Лернер и

М.Н. Скаткин предлагают классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной школьников, которой выделяют две группы.

первая - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные;

вторая - продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Проблемное изложение может строиться на материале из истории науки или путем доказательного раскрытия современного способа реше­ния поставленной проблемы. С его помощью учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания позна­вательных действий.

Частично-поисковый (эвристический) метод постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, карте, тексту учебной статьи; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем - сделать выводы из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т.д.

Исследовательский метод учит самостоятельному осуществлению процесса познания. Он призван, во-первых, обеспечить творческое применение знаний; во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их; в-третьих, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности; и, в-четвертых, является условием формирования познавательного интереса, мотивации деятельности школьников



Применение методов проблемного обучения
на уроках биологии.

Методы проблемного обучения являются эффективным средством повышения мотивации учащихся.

Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс обучения, сделать познаваемое личностно значимым.

В практике работы учителя проблемные задания представляют собой небольшие поисковые задачи, решение которых требует прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.

Творческие самостоятельные работы позволяют учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.



Задания на анализ и синтез:

Найдите лишнее слово:

а) пшеница, рожь, овес, лук;

б) капуста, редька, редиска, огурец;

Составь группы животных с общими признаками.

Даны животные:

Жук, тритон, ящерица, пчела, жаба, бабочка, змея, лягушка, крокодил.

а) жук, пчела, бабочка - насекомые;

б) ящерица, змея, крокодил - пресмыкающиеся;

в) тритон, жаба, лягушка - амфибии.

Задания на обобщение, систематизацию:

Для понятий каждой строчки подбери слово с общим значением:

а) голубь, ворона, сорока - птицы;

б) медведка, таракан, бабочка - насекомые;

в) волк, лиса, куница - млекопитающие.




Постановка проблемной ситуации.

Какие особенности строения сердца, позволяют ему, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам?

Строение сердца.

Статья «Проблемное обучение»

!!!Поиск, исследование; поиск решения проблемы, появление идеи решения, реализация найденного

1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью рисунка и модели торса. Подумайте и ответьте на вопрос, почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца. Куда она обращена?

2. Определите с помощью текста учебника каковы размеры сер­дца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (§22-Уч. К.).

3. Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образова­нием, покрывающим сердце?

4. Определите правую и левую половины сердца.

5. Рассмотрите поверхность модели сердца, а также пользуясь рисунками и текстом учебника, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок. Какое это имеет значение?

6. Найдите аорту - самую крупную артерию и легочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунках и модели они обозначены разным цветом.

7. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца.

Назовите их.

8. Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите су­хожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапа­нов, сухожильных нитей и мышечных сосочков?

9. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их функ­циональное значение?

10. Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

!!! Установление связи.

11. А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания, выполнив следующее задание: запишите в тетради, что обозначено под цифрами 1-12 на рисунке тематической карты.

!!!Контроль результатов.



Творческий подход.


С помощью рисунка составьте рассказ на тему «Воспалительный процесс».

Статья «Проблемное обучение»


Действие сопоставления:


Из перечня (1-5) выберите ответы на вопросы(I-V) и зашифруйте их:

1.Недостаточность лейкоцитов

2.Образование антител.

3.Недостаточность тромбоцитов.

4.Недостаточность

эритроцитов, гемоглобина.

5.Фагоцитоз.

.I. Причины малокровия.

II. Одна из причин несвертываемости крови.

III. Способы защиты организма от чужеродных тел.

IV. Способ уничтожения бактерий в организме.

V. Проявление нарушения постоянства состава крови.

I -4, II -3, III -2, IV-5, V-1.

Экологическая ситуация.


  • Человек - часть живой природы Земли. Здоровье человека оп­ределяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах нашего города довольно широкий выбор и разнообразный ассортимент молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в поли­этиленовых бутылках, используемых вторично.

  • Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье и предложите пути ее решения.

При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и о качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды - стеклянной тары и внешний вид продавцов, кипятить молоко.

Заключение

Таким образом, проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений, и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.

Важно добиваться комплексного усвоения обучающимися всех компонентов содержания биологического образования, в противном случае результаты не будут соответствовать современным требованиям.








Использованная литература.

Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. М. Просвещение 1989г.

стр. 158.

Лернер И.Я.. Зачем учителю дидактика? Биология в школе 1988г. №1

стр. 43-46

Лернер И.Я. Способы и уровни усвоения содержания образования -

Биология в школе 1988г.№2 стр.62-64

Лернер И.Я. Учить творчески, воспитывать личность - Биология в школе 1988г. №4 стр.53-56.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.

.М. Педагогика 1972г. стр.207

Махмутов М.М. Проблемное обучение. М. Педагогика 1975г. стр 367.

Усова А.В. Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.

М. Знание 1987г. стр.79.






© 2010-2022