Рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по биологии курса «Бактерии. Грибы. Растения» составлена на основе авторской программы по биологии В. В. Пасечника 5-11 классы, М.: Дрофа, 2010; примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования; учебному плану МБОУ школы на 2015-2016 учебный год.

Изучение биологии курса «Бактерии. Грибы. Растения» направлено на достижение следующих целей:

- усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и роли организмов;

- развитие у учащихся умений проводить наблюдения над живы­ми объектами работать с лабораторным обо­рудованием, проводить простые опыты и ставить опыты по изучению жизнедеятельности растений;

- привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Курс биологии «Бактерии. Грибы. Растения» решает следующие образовательные и воспитательные задачи:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе;

- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки в тетрадях.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Пасечник В. В. Биология «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: «Дрофа», 2007.

В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии: взаимосвязь строения и функций организма, уровни организа­ции живой природы, учение об эволюции органиче­ского мира, многообразие и классификация организ­мов, экологические закономерности.

Курс биология «Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.

Для курса «Бактерии. Грибы. Растения» особенно важны межпредметные связи с курсами физики, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления. Понятия о многообразии и эволюции растительного мира, его рациональном использовании, являются общими для курсов биологии, географии материков и физической географии России, при нахождении новой информаций и оформлении докладов и рефератов с информатикой; при изучении нового открытия в биологии с историей.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; лабораторные опыты; игры. В данной программе проводятся лабораторные работы, которые не оцениваются и являются обучающими.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания. Изучение программы по биологии сопровождается применением дидактического и раздаточного материалов, микропрепаратов и микроскопов.

В основное содержание рабочей программы внесены следующие изменения:

1. На основании календарного учебного графика МБОУ СОШ на 2015-2016 учебный год уменьшено общее количество часов до 34. 2.Уменьшено количество часов с 4 до 3 на изучение темы «Клеточное строение организмов». 3. Уменьшено количество часов с 2 до 1 на изучение темы «Введение». 4. Увеличено количество часов с 5 до 6 на изучение темы «Царство Растения». Введен 1 час на изучение темы «Лишайники». В стандарте данная группа живых организмов не рассматривается, но я считаю необходимым рассмотреть это вопрос при изучении курса «Биология, 6 класс», т.к. данная тема очень часто встречается в заданиях ЕГЭ. Согласно программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника тема «Лишайники» изучается в разделе «Бактерии и Грибы», но т.к. лишайники - это симбиоз водорослей и грибов, а учащиеся еще не изучали раздел «Водоросли» к этому моменту, то считаю необходимым изменить порядок уроков. Урок по теме «Лишайники» изучать в разделе «Царство Растения» после изучения темы «Водоросли». 5. 1 час использован для изучения темы «Классификация растений», которой нет в программе, а в государственном стандарте основного общего образования содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация). В связи со слабым оснащением кабинета биологии, отсутствием необходимой материально-технической базы и малым количеством часов большинство демонстраций и лабораторных работ сокращено. В данной программе предусмотрен резерв в количестве 1 часа

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышенный уровень заболеваемости), перенос праздничных дней (в соответствии с Постановлением Минтруда и социальной защиты. Отставание по программе будет устранено в соответствии с Положением о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам (курсам) (раздел 3, п.3.3.). Изменения вносятся в Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую программу.

Анализ результативности обучения биологии за год показывает 100% успеваемость, в течение года не было неуспевающих. Качество знаний 64%, степень обученности 58%. В течение всего учебного года в основном стабильно обучались на «4» - 13 человек. Эти ребята очень старательные, систематически готовятся к урокам. Они проявляет желание изучать биологию на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Часть детей имеет низкую мотивацию к обучению. Это в основном мальчики, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий, у этих ребят плохо поставлена речь. Поэтому с ними нужно систематически проводить устные опросы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли) ткани;

  • основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;


  • способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие растений;

  • элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений;

- особенности строения и жизнедеятельности растений разных отделов, бактерий, грибов

и лишайников;

- признаки усложнения строения растений изученных групп;

- значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, редкие и
исчезающие виды растений местной флоры.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органы цветкового растения;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений;


  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйствейных культур;

  • сравнивать растения;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками,
выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

Содержание учебной дисциплины

Введение (1 час)

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь ор­ганизмов со средой обитания. Взаимосвязь орга­низмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными из­менениями в природе. Ведение дневника наблюде­ний.

1. Клеточное строение организмов

(3 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, яд­ро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление ве­ществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных рас­тительных тканей.

■ Лабораторные работы

Устройство лупы и микроскопа. Рассматривание клеток с по­мощью лупы.

Клеточное строение кожицы лука

2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их стро­ение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съе­добные и ядовитые грибы. Правила сбора съедоб­ных грибов и их охрана. Профилактика отравле­ния грибами. Роль грибов в природе и жизни чело­века.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпоч­ных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи).

3. Царство Растения (6 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Мето­ды изучения растений. Общая характеристика рас­тительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цвет­ковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда оби­тания водорослей. Строение одноклеточных и мно­гоклеточных водорослей. Роль водорослей в приро­де и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Стро­ение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, мно­гообразие, среда обитания и роль в природе и жиз­ни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Сре­да обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообра­зие. Среда обитания. Значение цветковых в приро­де и жизни человека.

Демонстрация лишайников.

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных рас­тений. Виды корней и типы корневых систем. Ви­доизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие по­бега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листь­ев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их клас­сификация.

■ Лабораторные работы

Изучение органов (семени )цветкового растения.
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.

5. Жизнь растений (7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (пита­ние, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, раз­множение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Раз­множение растений. Половое и бесполое (вегета­тивное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хло­рофилла; опытов, доказывающих поглощение рас­тениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание расте­ний, испарение воды листьями.

Классификация растений (1 час)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с клас­сификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяй­ственных растений.

■ Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

6. Природные сообщества (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологиче­ских групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на чело­века.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Резерв- 1 час

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.


Оценивание устного ответа учащихся


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности

рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает

рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении

практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным

материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание

вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и

неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные

элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены

малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное

содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить,

раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в

соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем

необходимо для оценки «3».


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.


Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «3»;

• три ошибки - оценка «2».

Контроль уровня обучения

Тема

Вид контроля

1

Общая характеристика лишайников.

тестирование

2

Цветковые растения

тестирование

3

Плоды и их классификация.

сам работа

4

Размножение семенных растений.

тестирование


Источники информации и средства обучения


Рекомендуемая литература для учителя:


  1. Программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Составитель Пальдяева Г.М. - М.: Дрофа, 2009.

  2. Генкель П.А. Физиология растений. М.: Просвещение, 1985

  3. Илларионова Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6 класс. - М.: Вако, 2003

  4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989

  5. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2005.

  6. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007.

  7. Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике.- М.: Просвещение, 1982

  8. Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М.: Просвещение, 1991 г.

  9. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. - М.: Дрофа, 1998.

  10. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы:

Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996.

  1. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника. -М.: АСТ-Пресс, 1999 г.

Литература для учащихся:

1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007.

Средства обучения:

  1. Оборудование кабинета биологии.

  2. Интернет-ресурсы




Календарно-тематическое планирование

Тема уроков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Практ часть

Д\з

Контроль

Дата

План

Факт

Введение. 1ч.

1

Биология - наука о живой природе.

Биология Основные царства жи­вых организмов: бакте­рии, грибы, растения, животные. Фенологические наблюдения за растения­ми осенью. Методы изучения рас­тений.

Называть основные царства живых организмов. Приводить примеры значения биологических знаний.

Давать определение термину биология. Наблюдать за сезонными изме­нениями растений.

Введение с.9-12.§11. Начать фенологические наблюдения за осенни­ми изменениями деревьев

вводный


УОНМ.

1. Клеточное строение организмов. 3ч.

2-1.

Увеличительные приборы.

Правила работы с мик­роскопом. Хлоропласты Хлорофилл Строение кожи­цы лука: оболочка, по­ры, вакуоль, цито­плазма, ядро. Особенности строения мякоти листа

Называть клеточные структуры и их значения. Распознавать и описывать кле­точное строение кожицы лука, мякоти листа. Сравнивать по заданным кри­териям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Л раб 1.Устройство лупы и микроскопа. Рассматривание клеток с по­мощью лупы.

2.Клеточное строение кожицы лука.

§ 2.

фронтальный

КУ

3-2.

Строение клетки.

индивидуальный

УОНМ.

4-3

Жизнедеятельность клетки. Понятие «ткань».

Ткани. Хромосомы Поступление веществ в клетку, движение цито­плазмы. Деление и рост. Значение движения цитоплазмы. Изменения ядра и ци­топлазмы при делении.

Называть; структуры клетки, участвую­щие в делении; роль хромосом. Распо-знавать и описывать последовательность стадий деле­ния клетки. Отличать старую клетку от мо­лодой клетки.

§ 3,4часть.

инд работы по карточкам


КУ

2. Царства бактерии и грибы. 4ч.

5-1

Общая характеристика бактерий.

Паразиты Сапротрофы Спора Строение бактериаль­ной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать по

рисунку строение бакте­риальной клетки. Выделять отличительные осо­бенности бактерий. Сравнивать строение бактери­альной и растительной клетки.

Д.з. §5, 6.

фронтальный

УОНМ

6-2

Общая характеристика грибов

Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело.

Мицелий. Микориза Особенности строения шляпочных грибов

Давать определение терминам

сапрофиты, паразиты. Выделять признаки царства Грибы. Объяснять роль грибов в при­роде и жизни человека. Сравнивать грибы с растениями и животными.

§ 7,8 ,

фронтальный

УОНМ.

7-3

Плесневые грибы и дрожжи.

Мукор, пеницилл. дрожжи. Особенности их строения и значение

Знать особенности строения плесневых грибов и дрожжей.

Уметь проводить наблюдения

§ 9.

индивидуальный

КУ

8-4

Роль грибов в природе и жизни человека

Съедобные и ядовитые. Особен-ности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, и пеницилл, дрожжи. Заражение с/х растений.

Давать определение терминам мицелий, микориза. Приводить примеры шляпоч­ных грибов, произрастающих в данной мест-ности. Распознавать ри­сунку и описывать строение шляпочных грибов. Различать ядовитые и съедоб­ные грибы.

§9,10

инд работы по карточкам

КУ

3. Царство Растения. 6ч.

9-1

Водоросли.

Низшие растения. Высшие расте-ния. Группы растений. Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, крас­ные водоросли. Значение водорослей. Хламидомонада.

Давать определение термину

ботаника. Выделять особенности высших и низших растений. внешнее строение водорослей. Сравнивать строение однокле­точных водорослей и раститель­ной клетки.

Д.з. § 12

Работа с книгой

УОНМ.

10-2

Общая характеристика лишайников.

Кустистые, листоватые и накипные лишайники

Давать определение термину симбиоз. Рас-познавать представителей лишайников. Вы-являть влияние лишайников на растения.

§13

тестирование

КУ.

11-3

Моховидные.

Споровые растения Спорангий Сперматозоид. Яйцеклетка Основные признаки мхов.

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать внешнее строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные.

§ 14.

индивидуальный

КУ

12-4

Папоротникообразные.

Основные признаки папоротников. Многообразие папо­ротников. Значение их в природе и жизни человека.

Распознавать растения данного отдела.

Выделять общие черты строе­ния высших споровых растений. Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека.

§15

фронтальный

КУ

13-5

Голосеменные.

Особенности строения голосе-менных расте­ний: появление семян, развитие корневой сис­те-мы. Жизненные формы: лианы, деревья, кустарники. Значение голосеменных расте­ний и их разнообразие.

Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения данного отдела. Распознавать и описывать наиболее известных представителей голосеменных.

Выделять приспособления голосеменных расте­ний для жизни в условиях дефицита влаги

Д.з.§16. Упр.51 в рабочей тетради

фронтальный .

УОНМ

14-6

Цветковые растения

Покрытосеменные расте­ния Особенности их строения: появление семян, развитие корневой сис­темы. Жизненные формы: деревья, кустарники,

лианы. Значение покрытосемен-ных расте­ний и разнообразие.

Давать определение покрытосемен-ные растения. Распознавать расте-ния данного отдела. Распознавать и описывать наиболее известных представителей. Выделять приспособления их.

Д.з.§17

тестирование

КУ

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 8 ч.

15-1

Строение семян.

Двудольные Однодольные Строение семян: се­мен-ная кожура, семя­доли, зародыш, эндос­перм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Распознавать и описывать

строение семян однодольных и двудольных растений.

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

Лаб. работа «Изучение органов (семени )цветкового растения».

Д.з.§18. Упр.60 в рабочей тетра­ди

фронтальный

КУ

16-2

Строение корневых систем.

КУ

Функции корня Особенности клеточно­го строения корня рас­тений наземной и вод­ной сред обитания.

Приводить примеры видоизме­нений корней в связи с выпол­няемой функцией. Устанавливать соот-ветствие между видоизменениями корня и его функциями.

§19, 21, рис в тетради

индивидуальный

17-3

Почки и их строение.

Побег. Узлы. Междоузлия Строение почки. Виды почек: па-зушные, верхушечные; генера­тив-

ные и вегетатив­ные. Видоизме-нения побе­гов: корневище, луко­вица, клубень.

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побе­га, почки.

Приводить примеры растений, имеющих

видоизмененные побе­ги. Объяснять, что почка - видоиз­мененный побег.

§22.

фронтальный

УОНМ

18-4

Строение и функции листа.

Функции листа. Приспособления ли­стьев к факторам ос­вещенности и влажно­сти.

Распознавать и описывать

строение листа.

Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений.

§23, §24 (функции листа), §25.

фронтальный

КУ

19-5

Строение стебля.

Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцеви-на. Клеточное строение стебля.

Называть функции слоев стеб­ля.

Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину.

§26 (многообразие стеблей), 27

индивидуальный

КУ

20-6

Цветок и его строение

Строение цветка: око­лоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик, ты­чинка, цвето­ложе, цветоножка.

Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана.

Выявлять приспособления рас­тений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Лаб. работа «Изучение строения цветка».

§28.

фронтальный

УОНМ

21-7

Соцветия.

Соцветия. Биологическое значе­ние соцветий.

Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка, типы соцветий. Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия.

Лаб. работа «Ознакомление с различными видами соцветий»

§29. Упр. 98 на стр. 42

инд работы по карточкам

КУ

22-8

Плоды и их классификация.

Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стру­чок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распростра­нения плодов..

Называть функции плодов, спо­собы их распространения. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Выделять приспособле-ния к распространению плодов и се­мян.

Лаб. работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

§30,§31. Упр. 102 на стр43.

.

Сам. работа

КУ

6. Жизнь растений. 7ч

23-1

Минеральное питание растений

Причины движения во­ды по сосудам стебля. Минеральное питание. Транспортировка ве­ществ. Удобрения.

Описывать опыты, демонстри­рующие испарение воды, пере­движение воды и минеральных солей по древесине. Объяснять влияние условий

§33. Упр. 98 на стр. 42

Работа с книгой

УОНМ

24-2

Фотосинтез.

Фотосинтез. Условия для образова­ния крахмала. Необходимые вещест­ва для фотосинтеза и продукты. Локализация процессов фотосинтеза.

Описывать механизм фотосин­теза, передвижения органических веществ. Определять роль органов рас­тений в образовании органических ве­ществ.

Объяснять космическую роль зеленых растений.

§34

фронтальный

КУ

25-3

Дыхание растений.

Значение дыхания. Опыты, под-тверждаю­щие дыхание растений. Приспособления рас­тений для дыхания. Взаимосвязь процесс-сов дыхания и фотосинтеза. Био-логическое значе­ние рыхления.

Выделять приспособления рас­тений для дыхания. Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Задание со свободным ответом.

§35

фронтальный

КУ

26-4

Испарение воды листьями.

Значение испарения для жизни растения. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Испарение воды

Описывать опыты, демонстри­рующие испарение воды, пере­движение воды и минеральных солей по древесине. Объяснять влияние условий ок­ружающей среды на испарение воды листьями.

§39 (растение целостный организм). §36 до листопада.

индивидуальный

УОНМ

27-5

Рост растения.

Рост растения. Верхушечный рост кор­ня. Развитие побега из почки. Развитие растения.

Называть стадии развития рас­тения.

Объяснять механизм верхушечно­го роста и минерального питания. Наблюдать за ростом и разви­тием комнатного растения, раз­множающегося вегетативно.

В 4 на с.175.

§39 (рост и разви­тие растений).

фронтальный

КУ

28-6

Способы размноже­ния растений.

Бесполое размноже­ние: спорообразова­ние, вегетатив-ное. Способы вегетативного размножения: Особенности полового размножения

Давать определение терминам

половое размножение, спермато­зоид, яйцеклетка. Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно. Выделять особенности полового типа размножения у растений.

§40, §41.

. фронтальный

КУ

29-7

Размножение семенных растений.

Двойное оплодотворе­ние цветковых растений. Формиро-вание пыль­цевых зерен и зароды­шевого мешка. Способы опыления: самоопыление и пере­крестное. Ветроопыляемые и на-секомоопыляемые рас­тения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми.

Давать определение термину

двойное оплодотворение.Распоз-навать и описывать по рисунку способы опыления рас­тений. Рас-познавать и описывать эта­пы раз-множения и развития по­крыто-семенных растений. Выделять признаки насекоопы-ляемых и ветроопыляемых рас­тений.

§43,42

тестирование

КУ

Классификация растений. 1ч.

30-1

Основы систематики растений

Основные систематические категории. Знакомство с классификацией цветковых растений

Давать определение понятий: классификация, систематика. Признаки се­мейств: строе­ние цветка, тип соцветия, тип плодов.

Лаб. работа «Выявление признаков сем-ва по внешнему строению растений»

§45, 46

фронтальный

УОНМ

6. Природные сообщества. 3ч

31-1

Экологические факторы

УОНМ

Влияние экологических факторов на растения.

Определять черты приспособления растений к факторам среды.

§ 54

инд работы по карточкам


32-2

Характеристика экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм.

Узнавать и различать растения различных экологических групп

§ 55,58

фронтальный

КУ

33-3

Итоговый урок

Обзор всего курса «Биология. Бактерии, грибы, растения

знать основные понятия, явления из курса «Биология растений; уметь выделять из общего главное, уметь корректно выражать свои мысли, уметь работать с тестовыми заданиями

инд работы по карточкам

фронтальный

Обобщение и систематизация знаний

34-4

Резерв





© 2010-2022