Программа по биологии для 11 класса

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации мо г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»


«Рассмотрено»

протокол №4 от 24.03.2015г

заседания ШМО учителей

естественнонаучного цикла

«Согласовано»

протокол № 6 от 28.05.2015г

заседания НМС

«Утверждено»

приказ 351 от 31.08.2015г

Руководитель ШМО

Председатель НМС

Директор школы

Сычева Т.В.

Сычёва Т.В.

Меха А.В.


_______________

_______________

Рабочая программа по

Биологии

Учитель: Бухарова Юлия Александровна

Ступень: 3

Класс: 11

Срок реализации:__1_____учебный год

Разработана на основе: ГОСТ - 2004

Учебник: Д.К. Беляева, М.П. Бородина, Н.Н. Воронцова «Общая биология», издательство «Просвещение», 2012 год



Салехард

2015


Пояснительная записка

Программа по курсу биологии для 11-го класса составлена на основе федерального компонента примерной программы ГОС-2004 основного общего образования по биологии.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии 11-го класса направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в 11 классе составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Вид; Экосистемы.

В качестве УМК используется учебник Д.К. Беляева, М.П. Бородина, Н.Н. Воронцова «Общая биология», издательство «Просвещение», 2006 год, который рекомендуется Министерством Образования Российской Федерации (приказ МО РФ) и соответствует основным разделам примерной программы ГОС-2004.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий:

Цели

Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах ( вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Межпредметные связи: с экологией (тема «Экосистемы»)

Место предмета в базисном учебном плане

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено, в 11 классе - 35 часов (1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Целеполагания

  • Лекционно-семинарно-зачетная

  • Проблемного обучения

  • Коллективного (группового) способа обучения

  • Модульного обучения

  • Проектного обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ

  • практические работы, направлены на формирование и определение умений работы с источниками биологической информации;

  • биологические диктанты, направленные на проверку усвоения основных понятий и терминов;

  • тестовые задания, предназначенные для осуществления контроля знаний по разным темам курса;

  • творческие задания направлены на самостоятельное раскрытие причинно-следственных взаимосвязей биолого-химических явлений;

  • индивидуальные задания, составленные с учетом индивидуальных способностей учащихся;

  • опережающие задания, для активизации процесса изучения нового материала.

Учебно-тематический план

Раздел

11 класс


Общее количество часов

теория

практика

Контроль

Повторение.

2

1

Вид

21

14

3

4

Экосистемы

11

2

7

2

Итого:

34

16

10

7


Календарно-тематический план

№ урока по порядку

Дата/коррекция

Название раздела, тема урока

Тип, форма урока (по Б. Блуму)

Система диагностики и текущего контроля


Дидактические единицы

Дескрипторы

ОУУН

В соответствии с ГОС-2004

Сверхстандартные

(НРК, школьный компонент, УМК, авторский)

Повторение

1


Повторение за курс биологии 10-го класса

Обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос




Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов

2


Входная диагностическая контрольная работа

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование в форме ЕГЭ




Вид

3


История эволюционных идей.

Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

эволюционные идеи.

Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.


Эволюция

Умение выделять характерные причинно-следственные связи


4


Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира


Эволюционная теория

Естественнонаучная картина мира

5


Семинар «Развитие эволюционных идей»

Комплексного применения новых знаний

Подготовка докладов




6


Итоговый (дифференцированный) зачет «История эволюционных идей»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Дифференцированный зачет





7

8


Вид, его критерии.

Лабораторная работа

«Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Комплексного применения знаний

Фронтальный опрос

Выполнение лабораторных работ

Критерии вида

Описание редких видов ЯНАО

Критерии вида

вид

Работа с текстом учебной статьи

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Защита проектов на основе выполнения лабораторных работ

9

10


Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Закрепление новых знаний

Фронтальный опрос

Отчет по результатам экскурсии

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

Многообразие видов ЯНАО

Популяция

Структура популяции

11


Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Синтетическая теория эволюции.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Движущие силы эволюции



Движущие силы эволюции

12


Результаты эволюции.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Практическая работа

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Комплексного применения знаний

Индивидуальный опрос

Выполнение практической работы

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Многообразие видов ЯНАО

Многообразие видов

13


Причины вымирания видов.

Биологический прогресс и биологический регресс.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Редкие и исчезающие виды

Вымирающие виды животных и растений ЯНАО

Прогресс

регресс

14


Семинар «Основы эволюции»

Закрепление знаний

Подготовка проектов





15


Дифференцированный зачет по теме «Основы эволюции

Проверки, оценки и коррекции знаний

Дифференцированный зачет





16


Гипотезы происхождения жизни.

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

Выполнение практической работы

Формы сохранности ископаемых растений и животных


Гипотезы происхождения видов

Поиск необходимой информации в справочных изданиях

Умение выступать перед аудиторией

17


Отличительные признаки живого.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира


Признаки живого

18


Семинар «Происхождение жизни на Земле»

Обобщения и систематизации знаний

Подготовка рефератов




19


Контрольная работа «Происхождение жизни на земле»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование





20


Гипотезы происхождения человека

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Изучения и первичного закрепления новых знаний


Закрепления знаний

Фронтальный опрос

Выполнение практической работы

Движущие силы антропогенеза


Гипотезы происхождения человека

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям


21


Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас


Палеонтология

эмбриология

22


Семинар «Происхождение человека»

Комплексного применения знаний

Подготовка тезисов выступления




23


Контрольная работа «Происхождение человека»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование




Экосистемы

24


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы


Экология

Работа с текстом учебной статьи

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Защита проектов на основе выполнения лабораторных и практических работ

25


Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз


Паразитизм

Хищничество

Конкуренция

симбиоз

26


Видовая и пространственная структура экосистем.

Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Лабораторная работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Закрепления знаний

Индивидуальный опрос

Выполнение практических и лабораторных работ

Ярусность растительного сообщества

Видовая и пространственная структура экосистем своей местности

Структура экосистем

27


Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

Выполнение практической работы

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Составление схем передачи веществ и энергии на примере экосистем своей местности

Пищевые связи

Круговорот веществ

28



Причины устойчивости и смены экосистем.

Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

Выполнение практической работы

Экосистема

Агроэкосистема


Агроэкосистемы своей местности

Экосистемы

29

Семинар «Разнообразие экосистем»

Комплексного применения знаний

Подготовка проекта



30

Дихотомический зачет по теме: «Структура экосистем»

Проверки, оценки и коррекции знаний

Дихотомический зачет



Изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

31



Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода)

Практическая работа «Решение экологических задач».

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

Решение экологических задач

Биосфера

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Круговорот углерода в биосфере


Биосфера

Границы биосферы


32


Итоговая контрольная работа за курс 11-го класса

Проверки, оценки и коррекции знаний

Тестирование в форме ЕГЭ



33


Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Комплексного применения знаний

Индивидуальный опрос

Выполнение практической работы

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Экологические проблемы своей местности


34


Правила поведения в природной среде

Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).»

Комплексного применения знаний

Фронтальный опрос

Отчет по результатам экскурсии

Заповедники и заказники России



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

© 2010-2022