Рабочая программа по элективному курсу Микробиология

Рабочая программа элективного курса «Микробиология» предназначена для химико-биологического профиля и составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программы элективного курса Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: М.: Вентана – Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов). Вид элективного курса: предметно - ориентированный. Данный курс позволяет расширить знания учащихся о грибах, вирусах, бактерия...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Шебекино Белгородской области»


«Рассмотрено»

Руководитель УМО

_________Арнаутова Н.З.

Протокол № __от

«_____»__________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «СОШ № 4 г. Шебекино»

_____________Коровянская О.И.

«____»____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 4 г.Шебекино»

_________Касьянова Е.И.

Приказ № _____

от «____»_________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«МИКРОБИОЛОГИЯ»


НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

( ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)





Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Микробиология» предназначена для химико-биологического профиля и составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программы элективного курса Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: М.: Вентана - Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов). Вид элективного курса: предметно - ориентированный.

Цели курса:

1.Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.

2.Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.

3.Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.

4.Расширить представление учащихся о вирусах:

- вызывающих заболевания растений;

- бактериофагах;

- вызывающих заболевания у животных и человека;

5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях - паразитах, молочнокислых бактерий.

6.Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.

Задачи курса:

1.Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.

2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.

Рабочая программа элективного курса реализуется в течение одного года в профильном химико - биологическом классе, 1 час в неделю, в 10 или в 11 классе 34 часа. Планирование соответствует авторской программе, уменьшено количество уроков с 35 до 34часов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова­ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Учебно - методический комплекс:

1. Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана - Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов).

2. Шапиро Я.С. Микробиология : 10-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений \ Я.С. Шапиро .-М. : Вентана- Граф, 2008 . -272 с. : ил.-

( Библиотека элективных курсов).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из них на изучении теоретических основ микробиологии- 22 часа, 12- уроков практических работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

-Владеть определениями основных понятий и терминологией;

-Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.

-Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.

-Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты

для микроскопических исследований;

-Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.

Тематическое планирование

Тема урока

Кол - во

В том числе

п/п




час


теоретич.

практич.

1

Вводное занятие


1

1



Вирусы (9 ч)

2

Вирусы

9


8


1

3

Бактерии

10


5


5

3

Грибы

12

6


6

4

Роль микроорганизмов в генетической инженерии

2

2


-

5

Микроскопические растения и животные

Дополнительный материал

6

Итого

34

22


12

Содержание программы элективного курса «Микробиология»

Вводное занятие

Микробиология как научная и учебная дисциплина, объ­екты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важней­шие отрасли.

1. Вирусы

Общая характеристика вирусов как представителей не­клеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строе­ние вирусной частицы - вириона. Классификация вирусов,

ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактерио­фагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы - паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические ос­новы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насеко­мых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром при­обретенного иммунодефицита (СПИД) - опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.

Примерная тема практического занятия:

Диагностика вирусных болезней растений.

2. Бактерии

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бакте­рий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круго­вороте биогенных химических элементов. Бактерии - продуцен­ты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвен­ного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бак­териальные удобрения и их использование в земледелии. Бакте­рии - паразиты растений, их экономическое значение. Биологи­ческие основы защиты растений от болезней.

Бактерии - компонент нормальной биоты организма живот­ного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болез­ни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. При­родные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии - воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии - компонент нормальной биоты организма челове­ка, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии - возбудители болезней человека, классификация бак­териозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в при­роде, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии - проду­центы аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.

Примерные темы практических занятий:

  1. Бактерии - возбудители молочнокислого брожения.

  2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).

  3. Азотфиксирующие бактерии - симбионты растений.

  4. Бактерии - возбудители болезней культурных растений (бактериозов).

  5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, во­де, воздухе).

3. Грибы

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразо­вания и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы - симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их ис­пользование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы - разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилакти­ки и лечения микозов растений.

Грибы - паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравле­ния. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы - продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных био­органических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).

Примерные темы практических занятий:

  1. Морфология и размножение грибов.

  2. Важнейшие классы грибов и их представители.

  3. Дрожжевые грибы - возбудители спиртового брожения.

  4. Грибы - возбудители болезней культурных растений (ми­козов).

  5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).

  6. Обнаружение и количественный учет грибов.

4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии

Генетическая инженерия - направление новейшей био­технологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроор­ганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инже­нерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганиз­мы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

5. Микроскопические растения и животные

(дополнительный материал)

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простей­шие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.

Учебно- методические средства обучения

1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. - М.: Агропромиздат, 1986.

2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. - М.: Наука, 1986.

3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. - М.: Колос, 1982.

4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и са­нитарная микробиология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2003.

5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами - основа жизни расте­ний. - М.: Изд-во МСХА, 1990.

6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Прак­тикум по общей фитопатологии. - СПб.: Лань, 2002.

7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. - М.: Профессионал, 2004.

8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.

9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. - СПб.: Наука, 1995.

10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов ву­зов. - М: Дрофа, 2006.

11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. - М.: Агропромиздат, 1990.

13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. - Киев: Наукова думка, 1988.

15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. - М.: Мир, 1995.

16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. - М.:Мир, 1997.

17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. -Л.: Наука, 1984.

18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. - Пущино: ПНЦ РАН, 1994.

19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вреди­телям и болезням. - Л.: Агропромиздат, 1986.

20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов ву­зов. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университе­та, 1994.


Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

необходимое

В наличии


1.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


Таблицы

1

Анатомия, физиология и гигиена человека

1

1

2

Биотехнология

1

1

3

Генетика

1

1

5

Основы экологии

1

1

6

Портреты ученых биологов

1

1

7

Правила поведения в учебном кабинете

1

1

8

Правила поведения на экскурсии

1

1

9

Правила работы с цифровым микроскопом

1

1

10

Систематика животных

1

1

12

Систематика растений

1

1

13

Строение, размножение и разнообразие животных

1

1

14

Строение, размножение и разнообразие растений

1

1

15

Схема строения клеток живых организмов

1

1

16

Уровни организации живой природы

1

1


Карты

1.

Биосферные заповедники и национальные парки мира

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5г.Шебекино»

2

Население и урбанизация мира

1

1

3

Природные зоны России

1

1

4

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

1

1


Атласы

1

Анатомия человека

1

1

2

Беспозвоночные животные

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

3

Позвоночные животные

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

4

Растения. Грибы. Лишайники

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

1

Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии

1

1

Для учителя,, учащихся и домашнего пользования

2

Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии

1

1

Для учителя ,учащихся и домашнего пользования

3.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом и компьютерном виде)


Видеофильмы

1

Фраг Фрагментарный видеофильм о сельск-ых жив-х

Живо

1

1

2.

Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

1

1

3

Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных

1

1

4

Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных

1

1

5

Фрагментарный видеофильм по генетике

1

1

6

Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов

1

1

7

Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)

1

1

8

Фрагментарный видеофильм об охране природы в России

1

1

9

Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека

1

1

10

Фрагментарный видеофильм по гигиене человека

1

1

11

Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи

1

1

12

Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

1

1

13

Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов

1

1

14

Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле

1

1

Транспаранты

1

Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.)

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

2

Набор по основам экологии

1

1

То же

3

Рефлекторные дуги рефлексов

1

1

То же

4

Систематика беспозвоночных животных

1

1

То же

5

Систематика покрытосеменных

1

1

То же

6

Систематика бактерий

1

1

То же

7

Систематика водорослей

1

1

То же

8

Систематика грибов

1

1

То же

9

Систематика позвоночных животных

1

1

То же

10

Строение беспозвоночных животных

1

1

То же

11

Строение и размножение вирусов

1

1

То же

12.

Строение позвоночных животных

1

1

То же

13

Строение цветков различных семейств растений

1

1

То же

14

Структура органоидов клетки

1

1

То же

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1

Видеокамера на штативе

1

Планируется в приобретении школы в течении 5 лет

2

Компьютер мультимедийный

1

1

3

Копировальный аппарат

1

1

4

Мультимедийный проектор

1

1

5

Набор датчиков к компьютеру

1

6

Цифровая фотокамера

1

Планируется в приобретении школы в течении 5 лет

7

Экран проекционный

1

1

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Приборы, приспособления

1

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

13

13

5 штук. По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

2

Микроскоп лабораторный

13

13

3

Термометр наружный

1

1

4

Термометр почвенный

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

5

Цифровой микроскоп или микрофотонасадка

1

1

Реактивы и материалы

1

Комплект реактивов для базового уровня

1

1

6.МОДЕЛИ


Модели объемные

1

Модели цветков различных семейств

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

2

Набор «Происхождение человека»

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

3

Набор моделей органов человека

1

1

4

Торс человека

1

1

5

Тренажер для оказания первой помощи

1

Планируется в приобретении школы в течении 5 лет


Модели остеологические

1

Скелет человека разборный

1

1

2

Скелеты позвоночных животных

1

1

3

Череп человека расчлененный

1

1

1

Коллекции


1

Вредители сельскохозяйственных культур

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

2

Ископаемые растения и животные

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»

3.

Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)

1

1

По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»







© 2010-2022