- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по элективному курсу Микробиология
Рабочая программа по элективному курсу Микробиология
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арнаутова Н.З. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Шебекино Белгородской области»
-
«Рассмотрено»
Руководитель УМО
_________Арнаутова Н.З.
Протокол № __от
«_____»__________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «СОШ № 4 г. Шебекино»
_____________Коровянская О.И.
«____»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 4 г.Шебекино»
_________Касьянова Е.И.
Приказ № _____
от «____»_________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«МИКРОБИОЛОГИЯ»
НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
( ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Микробиология» предназначена для химико-биологического профиля и составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программы элективного курса Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: М.: Вентана - Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов). Вид элективного курса: предметно - ориентированный.
Цели курса:
1.Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
2.Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
3.Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
4.Расширить представление учащихся о вирусах:
- вызывающих заболевания растений;
- бактериофагах;
- вызывающих заболевания у животных и человека;
5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях - паразитах, молочнокислых бактерий.
6.Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.
Задачи курса:
1.Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
Рабочая программа элективного курса реализуется в течение одного года в профильном химико - биологическом классе, 1 час в неделю, в 10 или в 11 классе 34 часа. Планирование соответствует авторской программе, уменьшено количество уроков с 35 до 34часов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Учебно - методический комплекс:
1. Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана - Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов).
2. Шапиро Я.С. Микробиология : 10-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений \ Я.С. Шапиро .-М. : Вентана- Граф, 2008 . -272 с. : ил.-
( Библиотека элективных курсов).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из них на изучении теоретических основ микробиологии- 22 часа, 12- уроков практических работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
-Владеть определениями основных понятий и терминологией;
-Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.
-Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
-Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты
для микроскопических исследований;
-Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Тематическое планирование
-
№
Тема урока
Кол - во
В том числе
п/п
час
теоретич.
практич.
1
Вводное занятие
1
1
Вирусы (9 ч)
2
Вирусы
9
8
1
3
Бактерии
10
5
5
3
Грибы
12
6
6
4
Роль микроорганизмов в генетической инженерии
2
2
-
5
Микроскопические растения и животные
Дополнительный материал
6
Итого
34
22
12
Содержание программы элективного курса «Микробиология»
Вводное занятие
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы - вириона. Классификация вирусов,
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы - паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии - продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии - паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.
Бактерии - компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии - воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.
Бактерии - компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии - возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии - продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Примерные темы практических занятий:
-
Бактерии - возбудители молочнокислого брожения.
-
Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
-
Азотфиксирующие бактерии - симбионты растений.
-
Бактерии - возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
-
Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).
3. Грибы
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы - симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы - разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.
Грибы - паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы - продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
-
Морфология и размножение грибов.
-
Важнейшие классы грибов и их представители.
-
Дрожжевые грибы - возбудители спиртового брожения.
-
Грибы - возбудители болезней культурных растений (микозов).
-
Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
-
Обнаружение и количественный учет грибов.
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
Генетическая инженерия - направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные
(дополнительный материал)
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.
Учебно- методические средства обучения
1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. - М.: Агропромиздат, 1986.
2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. - М.: Наука, 1986.
3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. - М.: Колос, 1982.
4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2003.
5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами - основа жизни растений. - М.: Изд-во МСХА, 1990.
6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Практикум по общей фитопатологии. - СПб.: Лань, 2002.
7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. - М.: Профессионал, 2004.
8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.
9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. - СПб.: Наука, 1995.
10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов вузов. - М: Дрофа, 2006.
11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. - М.: Агропромиздат, 1990.
13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. - Киев: Наукова думка, 1988.
15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. - М.: Мир, 1995.
16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. - М.:Мир, 1997.
17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. -Л.: Наука, 1984.
18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. - Пущино: ПНЦ РАН, 1994.
19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вредителям и болезням. - Л.: Агропромиздат, 1986.
20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов вузов. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 1994.
Оборудование и приборы
№
Наименование объектов и средств
Материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
необходимое
В наличии
1.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы
1
Анатомия, физиология и гигиена человека
1
1
2
Биотехнология
1
1
3
Генетика
1
1
5
Основы экологии
1
1
6
Портреты ученых биологов
1
1
7
Правила поведения в учебном кабинете
1
1
8
Правила поведения на экскурсии
1
1
9
Правила работы с цифровым микроскопом
1
1
10
Систематика животных
1
1
12
Систематика растений
1
1
13
Строение, размножение и разнообразие животных
1
1
14
Строение, размножение и разнообразие растений
1
1
15
Схема строения клеток живых организмов
1
1
16
Уровни организации живой природы
1
1
Карты
1.
Биосферные заповедники и национальные парки мира
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5г.Шебекино»
2
Население и урбанизация мира
1
1
3
Природные зоны России
1
1
4
Центры происхождения культурных растений и домашних животных
1
1
Атласы
1
Анатомия человека
1
1
2
Беспозвоночные животные
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
3
Позвоночные животные
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
4
Растения. Грибы. Лишайники
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
1
Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии
1
1
Для учителя,, учащихся и домашнего пользования
2
Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии
1
1
Для учителя ,учащихся и домашнего пользования
3.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом и компьютерном виде)
Видеофильмы
1
Фраг Фрагментарный видеофильм о сельск-ых жив-х
Живо
1
1
2.
Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
1
1
3
Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных
1
1
4
Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных
1
1
5
Фрагментарный видеофильм по генетике
1
1
6
Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов
1
1
7
Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)
1
1
8
Фрагментарный видеофильм об охране природы в России
1
1
9
Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека
1
1
10
Фрагментарный видеофильм по гигиене человека
1
1
11
Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи
1
1
12
Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
1
1
13
Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов
1
1
14
Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле
1
1
Транспаранты
1
Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.)
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Набор по основам экологии
1
1
То же
3
Рефлекторные дуги рефлексов
1
1
То же
4
Систематика беспозвоночных животных
1
1
То же
5
Систематика покрытосеменных
1
1
То же
6
Систематика бактерий
1
1
То же
7
Систематика водорослей
1
1
То же
8
Систематика грибов
1
1
То же
9
Систематика позвоночных животных
1
1
То же
10
Строение беспозвоночных животных
1
1
То же
11
Строение и размножение вирусов
1
1
То же
12.
Строение позвоночных животных
1
1
То же
13
Строение цветков различных семейств растений
1
1
То же
14
Структура органоидов клетки
1
1
То же
4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1
Видеокамера на штативе
1
Планируется в приобретении школы в течении 5 лет
2
Компьютер мультимедийный
1
1
3
Копировальный аппарат
1
1
4
Мультимедийный проектор
1
1
5
Набор датчиков к компьютеру
1
6
Цифровая фотокамера
1
Планируется в приобретении школы в течении 5 лет
7
Экран проекционный
1
1
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Приборы, приспособления
1
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
13
13
5 штук. По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Микроскоп лабораторный
13
13
3
Термометр наружный
1
1
4
Термометр почвенный
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
5
Цифровой микроскоп или микрофотонасадка
1
1
Реактивы и материалы
1
Комплект реактивов для базового уровня
1
1
6.МОДЕЛИ
Модели объемные
1
Модели цветков различных семейств
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Набор «Происхождение человека»
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
3
Набор моделей органов человека
1
1
4
Торс человека
1
1
5
Тренажер для оказания первой помощи
1
Планируется в приобретении школы в течении 5 лет
Модели остеологические
1
Скелет человека разборный
1
1
2
Скелеты позвоночных животных
1
1
3
Череп человека расчлененный
1
1
1
Коллекции
1
Вредители сельскохозяйственных культур
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Ископаемые растения и животные
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
3.
Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»