Разработка урока по теме Кровь 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65»












Урок из раздела

«Внутренняя среда организма»


по теме

«ПЛАЗМА КРОВИ, ЕЕ СОСТАВ.

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ».



8 класс










Автор-составитель:

Бабенко Н. Е.

учитель биологии высшей

квалификационной категории.











г. Новокузнецк, 2015

ПЛАЗМА КРОВИ, ЕЕ СОСТАВ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ.


Цель: сформировать знания о составе крови и ее функциях, роли свертывания в предохранении организма от потерь крови, раскрыть материал о необходимости сохранения постоянства солевого состава плазмы крови, сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциями, раскрыть материал о защитных свойствах организма, продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы учебной деятельности, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

Сопоставьте два факта:

  1. человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

  2. переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.

Подумайте над этими фактами и объясните:

а) почему человек погибает без крови?

б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека?

Ответы учащихся:

  1. Разносит кислород и питательные вещества.

  2. Уносит продукты распада.

  3. Участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов.

  4. Участвует в регуляции температуры тела.

  5. Защищает организм от ядовитых веществ, болезнетворных организмов.

Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит кровь?

Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Действительно, кровь - самая удивительная ткань нашего организма.

Общее количество крови в организме человека составляет 7 % его веса, но по объему это около 5 - 6 литров у взрослого человека. Кстати, у новорожденных детей кровь составляет 14,7 % от веса тела, в год - 11%.

Как вы думаете, с чем это связано? (более интенсивный обмен веществ в этом возрасте).

Если дать крови отстояться, то образуется два резко отличающихся друг от друга слоя. (таблица «Состав крови») Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма, и нижний слой - осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.

Заполнение учащимися схемы в тетради.

Разработка урока по теме Кровь 8 классРазработка урока по теме Кровь 8 классКровь

плазма форменные элементы

Разработка урока по теме Кровь 8 классРазработка урока по теме Кровь 8 классРазработка урока по теме Кровь 8 классРазработка урока по теме Кровь 8 классРазработка урока по теме Кровь 8 классРазработка урока по теме Кровь 8 класс

эритроциты лейкоциты тромбоциты


В среднем в организме человека насчитывают 25 триллионов эритроцитов, 50 миллиардов лейкоцитов, 2 триллиона тромбоцитов.

Изучать состав и значение плазмы, форменные элементы крови мы будем, работая в группах. На столах у каждой группы имеются задания-алгоритмы и необходимая дополнительная информация, которой вы будете пользоваться. Итак, каждая группа приступает к выполнению своего задания. Время, которым вы располагаете - 5 минут.

(В течение 5 минут учитель обходит группы и консультирует учащихся).

1. Важнейший компонент крови - плазма. Что это такое, мы узнаем от группы 1.

Во время выступления дополняется схема по составу плазмы:


ПРазработка урока по теме Кровь 8 класс л а з м а

Разработка урока по теме Кровь 8 класс

вода органические вещества минеральные соли

90 % 7 % 0,9 %

Разработка урока по теме Кровь 8 класс

Учитель: Физиологический раствор, применяемый в медицине при введении лекарственных препаратов, должен иметь концентрацию 0,9 %, так как такая же концентрация солей в плазме крови.

Задачи классу:

  1. Почему в кровь нельзя переливать обыкновенную воду?

  2. Физиологический раствор вводится людям, потерявшим большое количество воды, зачем?

Ответы:

  1. При этом концентрация солей в плазме уменьшится, а это приведет к набуханию эритроцитов.

  2. При этом концентрация солей в плазме увеличится, а это приведет к сморщиванию эритроцитов.

2. А сейчас от группы 2 мы узнаем, что из себя представляют эритроциты. А все учащиеся внимательно слушают и заполняют таблицу «Форменные элементы крови».

Дополнительная информация:

Если эритроциты одного человека уложить в один ряд, то получится ниточка, которой можно три раза опоясать земной шар. Если считать все эритроциты со скоростью 100 штук в минуту 450 тысяч лет. В один день костный мозг производит 320 миллиардов эритроцитов.

Задачи классу:

  1. У холоднокровных животных при небольшой потребности в кислороде эритроциты очень крупные. Эритроциты человека в три раза меньше эритроцитов лягушки, но зато их число в 1 мм3 крови в 13 раз больше. Чьи эритроциты будут переносить больше кислорода? Как объяснить это явление?

  2. При переселении человека в горы число эритроцитов у него постепенно увеличивается и сравнивается с числом эритроцитов в крови людей, живущих в горах. Как объяснить это явление?

  3. Почему у человека, живущего на равнине и поднявшегося высоко в горы, кружится голова, и он может даже потерять сознание?

3. Соединение гемоглобина с кислородом - оксигемоглобин - непрочное соединение. Есть вещества, которые вступают с гемоглобином в стойкое соединение. Об этом нам сообщат учащиеся группы 3. (Сообщение об отравлении угарным газом).

4. Предоставим слово группе 4. Над какой проблемой вы работали? (учащиеся сообщают о заболевании анемия).

Учитель: Природная среда, окружающая человека, населена множеством «соседей по планете». Из более чем 1,5 миллиона видов животных почти 50 тысяч видов ведут паразитический образ жизни. Поэтому организм, подобно средневековой крепости, строит крепкую оборону. Достаточно паразиту любого ранга попытаться проникнуть в тело человека или животного, как в действие вступают все защитные механизмы.

5. Первыми на пути посторонних веществ и микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Если возбудитель преодолевает этот барьер, защитную функцию начинают выполнить лимфатические и кровеносные сосуды. В формировании внутренних механизмов защиты участвуют лейкоциты. Свое название они получили от греческого «леуцос» - белый, бесцветный.

Итак, о лейкоцитах нам расскажет группа 5. (учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу «Форменные элементы крови»).

6. Иногда лейкоциты становятся врагами организма. Как это возможно? Об этом - группа 6. (сообщение учащихся о лейкемии).

7. Если на кухне неисправен кран, то вода из него будет течь и течь. Если же у тебя ранка, то кровь, немного покапав, перестанет течь сама собой. Как же так получается? Объяснит это группа 7. (учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу «Форменные элементы крови» и схему «Свертывание крови»).

8. Свертывание крови - защитная реакция организма. Выпущенная из сосудов кровь свертывается в течение 3-4 минут. У всех ли людей бывает именно так? Предоставляется слово группе 8. (сообщение учащихся о гемофилии)

Существуют и другие заболевания. Когда кровь обладает повышенной свертываемостью, внутри кровеносных сосудов образуются тромбы. Это очень опасно. Обнаружено, что никотин усиливает свертываемость крови. Сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами.

Вывод: Итак, что мы узнали сегодня на уроке? (ответы учащихся)

III. Закрепление.

По изученному на уроке материалу выполним небольшие тесты. (выполнение тестов - 3 минуты).

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Как усвоили материал? Внизу на листке ответов поставьте условный значок.


IV. Домашнее задание.

  1. Стр. 117-121 в учебнике.

  2. Работа в тетради стр. 35-36 - 3 задания на выбор.

  3. Роль ученых в развитии представлений об иммунитете: И. И. Мечников, Э Дженнер, Л. Пастер - индивидуально по желанию учащихся.



© 2010-2022