Конспект урока биологии

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным. Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника.   3.Целеполагание Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления  о том, что они будут изучать.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока биологии

по теме: «Места обитания и строение земноводных»

7 класс

учителя биологии

МАОУ Лопазновская ООШ Сладковского района

Тюменской области

Сафоновой Ольги Васильевны










Тема урока: Места обитания и строение земноводных

Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях строения и жизнедеятельности представителей Класса Земноводные.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности строения представителей Класса Земноводные в связи с особенностями жизнедеятельности;

  • познакомиться с многообразием земноводных и доказать их роль в природе.

Тип урока: урок приобретения первичных знаний.

Применяемые технологии: технология проблемного диалога, технология исследовательской деятельности, технология деятельностного метода.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная индивидуальная и групповая работа.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с текстом.

Ход урока

I.Орг. момент

Цель: психологическая настройка детей на урок

2.Мотивация

Цель:

подготовка мышления детей к изучению нового материала.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Подсказка первая - эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая - эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

Третья подсказка - многих представителей держат в аквариумах и террариумах - для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника.

3.Целеполагание

Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления о том, что они будут изучать.

Учитель: Кто догадался, какая у нас тема урока? Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Тема урока «Класс Земноводные». (слайд1)

Кто скажет, что мы будем изучать на уроке? Узнаем признаки земноводных, их особенности строения и среду обитания. (Слайд 2)

Запись темы урока в тетради (Слайд 3,4)

4.Пробное действие

Цель: создание проблемной ситуации, обращающее внимание детей на недостаточность знаний о земноводных

Учитель: Откуда взялось такое название - земноводные? Второе название ( Слайд 5) представителей этого класса - "амфибии". Амфибии - греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки - амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных - земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад.

Учитель: Ребята, вы знаете, кто является предком земноводных? (Предки древних кистеперых рыб).

Ученики: Если затрудняются дать ответ. Обращаются к учебнику биология, автор В.Н. Константинов, стр.184, рис. 138.

Учитель: В настоящее время насчитывают около 5 тыс. видов амфибий, объединенных в три отряда: Хвостатые (тритоны, саламандры), бесхвостые (лягушки и жабы) и безногие (червяги). (Слайд 6)

И хотя они такие разные, но у них есть общие признаки.

Вы сможете назвать признаки земноводных?

5.Построение проекта выхода из затруднения

Поставим задачи, для достижения цели урока:

1.определим среду обитания земноводных;

2.рассмотрим особенности строения и их жизнедеятельность;

3.узнаем о многообразии земноводных .

6.Открытие новых знаний

Цель: организация подводящего диалога, работаем с рисунками учебника, слайдами, направленного на построение и осмысление нового знания об особенностях строения земноводных

Учитель: Ребята, а какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Обращаюсь к чувствам учащихся. Создаю ситуацию успеха)

Ученики: Рассказывают о своих чувствах и ощущениях по отношению к лягушкам и жабам.

Учитель: Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека чувство настороженного интереса, страха и отвращения, как земноводные, особенно семейство жаб. (Слайд7)

Учитель: Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу?

Куда она старалась спрятаться?( Организую диалог. Подвожу к выводу о среде обитания земноводных. Объясняют, почему так назван класс.)

Учитель: Следовательно, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий.

Оба названия класса, «земноводные» (рус.земля и вода) и «амфибии»

(с греч.Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных.

Большинство из них хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде.

Ученики: Делают вывод: поэтому земноводных, считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Учитель: 1. Ребята, сейчас мы проведем небольшую лабораторную работу, в ходе которой постараемся определить основные признаки земноводных. Рассмотрим особенности внешнего строения лягушки(Слайд 8), а признаки запишем в таблицу 1. (Приложение 1), учебник стр. 176, рис 131

Будем работать в группе. У вас у каждого есть маленькие листочки с цифрой. Каждый будет выполнять задание под своим номером. Можно пользоваться учебником и дополнительным материалом.

Давайте посмотрим, что у вас получилось

Сформулируем выводы.

2. Ребята, мы рассмотрели часть внешних признаков земноводных, давайте подробнее изучим этот вопрос. Приступаем к выполнению следующего задания

«Вставьте пропущенные слова» (Приложение 2)

Будем работать с текстами на карточках (Приложение 3)и рис. 131 учебника биология животные, автор В.М. Константинов.

Проверим тексты

( Организую индивидуальную работу с текстом по вариантам. Организую самопроверку.)

7.Применение новых знаний в практической деятельности

Цель: формирование умения применять знания в различных ситуациях

Учитель: Ребята, многие из признаков земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, амфибии всё же не порвали до конца связь с водой.

Давайте соотнесем признаки приспособленности Земноводных к среде обитания. (Приложение 4) Проверим

(Организую устную работу с заданием на слайде и прослушивание ответов).

8.Первичное закрепление

Цель: Применение новых знаний в игре.

Учитель: Можно сделать вывод о том, что лягушка - животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующие факты снимут ваши сомнения. (Слайд 9)

А сейчас я предлагаю сыграть с вами в игру «Верю» «Не верю».

Я буду читать утверждения, а вы если верите - то поднимайте руку. Сыграем? (Приложение 5).

(Организую мыслительную деятельность детей, расширяю кругозор, задавая обучающие вопросы)

Учитель: Изменилось ли у вас отношение к лягушкам?

Ученики: Приходят к выводу, что земноводные - удивительные существа, приносящие огромную пользу.

9. Итог Цель: Обобщение и систематизация новых знаний.

Учитель: Ребята, мы рассмотрели основные признаки Земноводных.

Давайте посмотрим, что вы запомнили? У вас на столах карточки с заданием: «Выберите 6 верных признаков у Земноводных». (Приложение 6) Проверка

10.Рефлексия

Цель: формирование умения анализировать и оценивать свою работу

Учитель: Наше занятие подходит к концу и мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Предлагаю выполнить задание «Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне понравилось…

Мне больше всего запомнилось…

Я думаю, что лягушки …

Мое мнение о лягушках …

Ребята, у вас изменилось отношение к лягушкам?

Закончить наш урок мне хочется таким стихотворением Бориса Заходера «О чем они поют»?

Лягушек спросили: - о чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте.
Лягушки сказали: - о том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем!

Ребята, о чем это стихотворение?

- Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Спасибо за урок!

Д/з: § 36.










Приложение 1.

Лабораторная работа

1). Рассмотрите лягушку шпорцевую и запишите признаки в таблицу 1.

1. Определите цвет лягушки, покровы тела, сухая кожа или покрыта слизью.

2. Из каких отделов состоит тело лягушки?

3. Найдите глаза, сколько их,какие они?

4. На голове, за глазами попытайтесь найти барабанную перепонку.

5. Рассмотрите конечности, пальцы, перепонки на задних лапках.

Таблица 1: Особенности внешнего строения лягушки. Заполните колонку 2.

Признаки

Класс Земноводные

  1. Покровы тела


  1. Отделы тела


  1. Органы зрения


  1. Органы слуха


  1. Количество пар конечностей и пальцев на них.





















Приложение 2.

«Вставьте пропущенные слова»

1 - вариант.

  1. На голове лягушки находятся _______________щель.

  2. Выше рта находятся пара ________________.

  3. Глаза имеют веки и _______________ железы.

(ноздри, слезные, ротовая)

2 - вариант.

  1. Лягушки питаются ________________, принося большую пользу, уничтожая вредителей и переносчиков болезней.

2. У самцов зеленых лягушек в углах рта расположены ______________, которые при кваканье раздуваются, как пузыри.

3. Температура тела непостоянная: амфибии - ______________ животные.

( резонаторы, холоднокровные, насекомые)

2 - вариант.

  1. Лягушки питаются ________________, принося большую пользу, уничтожая вредителей и переносчиков болезней.

2. У самцов зеленых лягушек в углах рта расположены ______________, которые при кваканье раздуваются, как пузыри.

3. Температура тела непостоянная: амфибии - ______________ животные.

( резонаторы, холоднокровные, насекомые)

Приложение 3.

Класс Земноводные.

Земноводные, или Амфибии, - первая немногочисленная группа примитивных наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой.

Зеленая лягушка - представитель Класса Земноводные, летом встречается по берегам водоемов, здесь она подкарауливает насекомых, пауков, червей. Охотится лягушка только за движущимися объектами. При приближении добычи она широко раскрывает рот, выбрасывает липкий язык, к нему приклеивается добыча, которую лягушка заглатывает.

На уплощенной голове лягушки находятся большая ротовая щельи пара ноздрей. Глаза лягушки круглые, выпуклые. Это позволяет лягушке, выставив их, как перископы, наблюдать за происходящим над поверхностью воды. Глаза снабжены подвижными веками, защищающими их от засорения. Как у всех наземных позвоночных, имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием.

В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает, выставляя над поверхностью воды, выступающие на голове глаза и ноздри. Если все спокойно, она выбирается на берег.

По бокам головы позади глаз находятся органы слуха, состоящие из среднего уха и барабанных перепонок.

У самцов зеленых лягушек в углах рта расположены резонаторы, или голосовые мешки, которые при кваканье раздувается, как пузыри, усиливая звуки.

У взрослых амфибий есть парные пятипалые конечности, типичные для наземных животных. В воде лягушка передвигается при помощи задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка.

Дышат земноводные легкими. В кровеносной системе два круга кровообращения и трехкамерноесердце.

Взрослые амфибии сохранили признаки водных позвоночных.

У них богатая железами голая кожа, которая играет важную роль в дыхании, а слизь, предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и защищает от бактерий.

Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды: амфибии - холоднокровные животные.

Приложение 4.

Установите соответствие между признаками земноводных и средой обитания.

А. Обтекаемая форма тела 1) К водной среде

Б. Наличие парных конечностей 2) К наземной среде

В. Перепонки между пальцами

на задних конечностях

Г. Легочное дыхание

Д.Влажная кожа

Е. Подвижные веки.

Ответы

А

Б

В

Г

Д

Е







Установите соответствие между признаками земноводных и средой обитания.

А. Обтекаемая форма тела 1) К водной среде

Б. Наличие парных конечностей 2) К наземной среде

В. Перепонки между пальцами

на задних конечностях

Г. Легочное дыхание

Д.Влажная кожа

Е. Подвижные веки.

Ответы

А

Б

В

Г

Д

Е







Установите соответствие между признаками земноводных и средой обитания.

А. Обтекаемая форма тела 1) К водной среде

Б. Наличие парных конечностей 2) К наземной среде

В. Перепонки между пальцами

на задних конечностях

Г. Легочное дыхание

Д.Влажная кожа

Е. Подвижные веки.

Ответы

А

Б

В

Г

Д

Е







Приложение 5

Игра «Верю» «Не верю»

Я буду читать утверждения, а вы если верите - то поднимайте руку.

* Верите ли вы, что у лягушки, язык «шиворот навыворот»?+

Передний конец его прикреплён ко дну рта, а задний - свободный и обращен внутрь. Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости. Насекомые прилипают к кончику языка и попадают в рот. Скорость «выстрела» и захвата насекомого языком (например, мухи) составляет 1/15 долю секунды.

* Верите ли вы, что если потрогать жабу, на руках вырастут бородавки?-

* Верите ли вы, что лягушка видит только движущихся насекомых? +

Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.

* Верите ли вы, что есть лягушки длиной до 40 см.?Лягушка-голиаф имеет тело длиной до 25 см, массой до 3,25 кг. В Анголе была поймана лягушка длиной 40 см.

*Верите ли вы, что жаб можно употреблять в пищу?-

* Верите ли вы, что есть волосатые лягушки?

В Западной Африке самцы одного вида лягушки в период размножения обрастают волосом длиной 1-1,5 см. Но не там, где мы привыкли ее видеть, а на ногах и боках. Для чего лягушке волосы? Это дополнительные органы дыхания. Конечно, они не имеют никакого отношения к настоящим волосам!

* Верите ли вы, что лягушкам поставлены памятники. +

(Сорбонне в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани). Лягушки являются объектом научных исследований и в честь этого им был поставлен памятник в Парижском университете, в Сорбонне. Второй - воздвигнут в Токио студентами-медиками в честь миллионной лягушки, использованной для нужд медицины.

* Верите ли вы, что на гербе Республики Доминики есть лягушка? +

Жаба - доминиканская горная лягушка, эндемик: встречается только на островах Монтсеррат и Доминика.

* Верите ли вы, что садоводы и огородники специально собирают лягушек, жаб и выпускают в свои огороды? +

Численность насекомых-вредителей на участках резко уменьшается.

Приложение 6

Выберите 6 верных признаков у Земноводных.

1. слизистая кожа

2. жаберное дыхание

3. хладнокровные животные

4. обтекаемая форма тела

5. наличие плавников

6. легочное дыхание

7. пятипалая конечность

8. наличие барабанных перепонок

9. теплокровные животные

Приложение 6

Выберите 6 верных признаков у Земноводных.

1. слизистая кожа

2. жаберное дыхание

3. хладнокровные животные

4. обтекаемая форма тела

5. наличие плавников

6. легочное дыхание

7. пятипалая конечность

8. наличие барабанных перепонок

9. теплокровные животные

Приложение 6

Выберите 6 верных признаков у Земноводных.

1. слизистая кожа

2. жаберное дыхание

3. хладнокровные животные

4. обтекаемая форма тела

5. наличие плавников

6. легочное дыхание

7. пятипалая конечность

8. наличие барабанных перепонок

9. теплокровные животные



© 2010-2022