Конспект урока биологии на тему Биология - наука о живом мире

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока биологии

Класс: 9

Тема: Биология - наука о живом мире.

Цель: Познакомить учащихся с задачами и содержанием школьного курса «Введение в общую биологию и экологию»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества; сформировать знания об основных методах биологического исследования.

Задачи:

  • Развивающая - развивать логическое мышление и память.

  • Образовательная- показать актуальность биологических знаний. Выявить значение общей биологии в системе биологических знаний.

  • Воспитательная - воспитывать уважение к собственной учебной деятельности.

Оборудование: учебник, презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация ранее изученного.

- Вспомните, что вы изучали в 8 классе.

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе биология, а именно введение в общую биологию и экологию.

- Многие думают, что биология - это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных.

- Это не совсем так. На самом деле биология - наука очень сложная, но и очень интересная. В целом она изучает живую природу. А отдельные ее дисциплины изучают определенные группы организмов.

- Как вы думаете, в чем заключается задача биологии? (Основная задача биологии состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, выявить законы, по которым развивается жизнь, и приблизиться таким образом к пониманию жизни как удивительного феномена, возникшего на нашей планете).

История биологии очень древняя. Фактически биология стала первой наукой, к изучению которой наших предков подтолкнула сама природа. Знание биологии на заре человечества было едва ли не основным условием выживания.

Как вы думаете почему?( выслушать варианты ответов детей).



  1. Изучение новой темы

- Прочитаем в учебнике, что такое биология (первые два абзаца).

(В переводе с греческого «биос»означает жизнь, «логос» - учение (запись в тетрадь). - Итак, какое же определение можно дать термину биология?

Биология- наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении е во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.(запись в тетрадь)

- Для чего необходимо изучать биологию, почему это важно для человечества?

- Найдите в учебнике на стр.4, когда возник термин «биология» и кто этому способствовал. Запишем в тетрадь.

Физкультминутка.



  1. Первичная проверка полученных знаний.

Методы исследований в биологии.

- Мы обычно говорим «научное знание», «научный факт», «научная картина мира». А в чем отличие научного знания от ненаучного? Какой факт можно считать научным? И что же такое наука?

Наука - один из способов изучения и познания окружающего мира. Биология помогает понять мир живой природы.

- Каждая наука имеет свои методы исследования.

- Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого ученого важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай на веру». Как вы его понимаете? (Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету).

- Научный метод - это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. В биологии применяются различные методы.

Для биологической науки характерны следующие методы исследования (запись в тетрадь):

Метод

Область применения

Наблюдение

Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств

Эксперимент

Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.

Сравнительный

Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий.

Описательный

Заключается в описании объектов и явлений.

Исторический

Сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами.

Моделирование

Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели

- Что вы можете сказать о современной биологии? Давайте прочитаем об этом в учебнике.



  1. Закрепление полученных знаний.

- На стр.5 найдите №1 и №2. Первый вариант отвечает на вопрос №1, второй вариант - на вопрос №2.

  1. Подведение итогов урока.

- Какой вывод урока мы можем сделать?

- Составьте 3 вопроса по данной теме и задайте по желанию своим одноклассникам.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Учебник: стр.3-5 (читать), знать определения в тетради, принести тетради для лабораторных работ.

  1. Оценивание.

© 2010-2022