Рабочая программа по биологии 10-11класс

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009 №373, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Мин...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009 №373, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 .12.2010г. №1897, санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 09.12.2010г. №189), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФот 19.03.2001 №196 и Уставом МОБУ Краснохолмская СОШ №3 МР Калтасинский район, РБ.

Цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  • Освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе:знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

На изучение биологии на профильном уровне 102 часа в 10 классе, и 99 часов в 11 классе. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.


  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. (1 час)

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии -биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА (15 часов)

Цитология - наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн - основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке.

Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка - генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза.

Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Демонстрации

Элементарный состав клетки

Строение молекул углеводов, липидов

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Редупликация молекулы ДНК

Строение молекул РНК

Строение клетки

Строение плазматической мембраны

Строение ядра

Хромосомы

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Половые клетки

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Энергетический обмен

Биосинтез белка

Хемосинтез

Фотосинтез

Характеристика гена

Митоз

Мейоз

Развитие половых клеток у растений

Развитие половых клеток у животных

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

Опыты по определению каталитической активности ферментов.

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

ОРГАНИЗМ (18 часов)

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение.

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом.

Взаимодействие генов. Генотип как целостная система..

Хромосомная теория наследственности.. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Демонстрации

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Ткани растений и животных

Способы бесполого размножения

Оплодотворение у растений и животных

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы

Сцепленное наследование

Неполное доминирование

Наследование, сцепленное с полом

Модификационная изменчивость. Норма реакции

Мутационная изменчивость

Лабораторные и практические работы

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Содержание программы 11 класс

Основы учения об эволюции.(19 часов)

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

Популяция - элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С. С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа

устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Основы селекции и биотехнологии(7часов)

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Антропогенез (7 часов)

Положение человека в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и

социального дарвинизма.

Основы экологии( 21 час)

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Фотопериодизм

Экосистема

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Трофические уровни экосистемы

Правила экологической пирамиды

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Сукцессия

Агроэкосистема

Биосфера

Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода

Биоразнообразие

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Эволюция биосферы и человек. (6 часов)

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Аналогичные и гомологичные органы

Рудименты и атавизмы

Движущий и стабилизирующий отбор

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование

Редкие и исчезающие виды

Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм

Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Лабораторные и практические работы

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию

Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных


Учебно-тематический план

(Биология 10 класс)


№ п/п

Разделы и главы.

Количество часов

В том числе:

Уроки

Лабораторные и практические работы

1

Биология как наука

1

3


2

Химия клетки.

7

6

1

3

Клеточные структуры и их функции.

6

4

2

4

Обеспечение клеток энергией

2

2


5

Наследственная информация и реализация её в клетке.

4

4

-

6

Воспроизведение биологических систем.

7

7


7

Основные закономерности явлений наследственности.

5

4

1

8

Основные закономерности явлений изменчивости.

2

2


Итого:

34

30

4






































Календарно - тематическое планирование биологии 10 класса.

1 час в неделю.

№ урока

Тема урока

Лабораторные работы

Дата по плану

Дата факти -ческая

1

Введение.(1 час)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии.

03.09.

2014


2

Основы цитологии. (13 часов)

Предмет и задачи, методы исследования современной цитологии. Уровни организации живой природы.

10.09


3

Химический состав клеток. Вода и другие неорганические вещества.

17.09


4

Органические вещества: углеводы, липиды.

24.09


5

Белки. Ферменты.

01.10


6

Нуклеиновые кислоты.

08.10


7

АТФ и другие органические соединения клетки.

15.10


8

Л.р. №1 «Определение каталитической активности пероксидазы».

22.10


9

Клеточная теория.

29.10


10

Л.р. №2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

05.11


11

Цитоплазма. Органоиды клетки.

12.11


12

Л.р.№3 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».

19.11


13

Ядро. Прокариоты. Эукариоты. Вирусы.

26.11


14

Обобщение главы: «Структура и функции клеток». Тестовая работа.

03.12


15

Обеспечение клеток энергией. (2 часа)

Фотосинтез.

10.12


16

Энергетический обмен в клетке.

17.12


17

Наследственная информация и реализация её в клетке.(4 часа).

Синтез белка в клетке.

24.12


18

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

21.01.

2015


19

Решение задач по биосинтезу белка.

28.01


20

Обобщение тем: «Обеспечение клеток энергией» и «Наследственная информация и реализация её в клетке».

04.02


21

Размножение организмов. (4 часа)

Жизненные циклы в клетке. Митоз.

11.02


22

Мейоз.

18.02


23

Формы размножения организмов.

25.02


24

Оплодотворение.

04.03


25

Индивидуальное развитие организмов.(3 часа)

Онтогенез - индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период.

11.03


26

Онтогенез. Постэмбриональное развитие.

18.03


27

Обобщение глав: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

01.04


28

Основы генетики.(5часов)

Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя.

08.04


29

Второй и третий законы Менделя.

15.04


30

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

22.04


31

Генетика пола.

29.04


32

Практическая работа: «Решение генетических задач».

06.05


33

Закономерности изменчивости. (2 часа)

Изменчивость организма.

13.05


34

Итоговый урок.

20.05


Учебно-тематический план

(Биология 11 класс)

№ п/п

Разделы и главы.

Количество часов

В том числе:

Уроки

Лабораторные и практические работы

1

Основы учения об эволюции

16

14

2

2

Основы селекции и биотехнологии.

2

2


3

Антропогенез.

4

4


4

Происхождение жизни на Земле.

2

2


4

Основы экологии.

7

7


5

Эволюция биосферы и человек.

2

2




























Календарно - поурочное планирование биологии 11 класс,

всего 34 урока, 1 час в неделю.

№ урока

Тема главы и урока

Лабораторные и практические работы

Дата по плану

Дата факт

1

Основы учения об эволюции. (16 часов)

Развитие эволюционного учения.

05.09.

2014


2

Ч. Дарвин и основные положения его теории.

12.09


3

Вид. Критерии вида.

19.09


4

Л.р.№1 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию».

26.09


5

Популяции.

03.10


6

Генетический состав популяций.

10.10


7

Изменения генофонда популяций.

17.10


8

Борьба за существование и её формы.

24.10


9

Естественный отбор и его формы.

07.11


10

Изолирующие механизмы.

14.11


11

Макроэволюция, её доказательства.

21.11


12

Система растений и животных как отображение эволюции.

28.11


13

Главные направления эволюции органического мира.

05.12


14

Л.р.№2 «Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных».

12.12


15

Обобщающее повторение темы.

19.12


16

Тестовая работа по теме.

26.12


17

Основы селекции и биотехнологии. (2 часа)

Основные методы селекции и биотехнологии.

16.01

2015


18

Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

23.01


19

Происхождение жизни на Земле. (2 часа)

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

30.01


20

Усложнение организмов в процессе эволюции.

06.02


21

Происхождение человека.( 4 часа)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза.

13.02


22

Движущие силы антропогенеза.

20.02


23

Расы и их происхождение.

27.02


24

Обобщающее повторение темы.

06.03


25

Основы экологии. (7 часов)

Предмет, методы, задачи экологии.

13.03


26

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

20.03


27

Экологические факторы среды.

03.04


28

Взаимоотношения живых организмов.

10.04


29

Структура экосистемы. Перенос вещества и энергии в экосистеме.

17.04


30

Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные экосистемы.

24.04


31

Обобщающее повторение темы.

08.05


32

Биосфера и человек.(2 часа)

Глобальные экологические проблемы, пути их решения. Правила поведения в природной среде.

Л.р. № 3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

15.05


33

Итоговый урок.

22.05











Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где

N1 - количество правильных ответов

N2 - общее количество ответов

к - коэффициент (к =10)

Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе

Например, 27/30 * 10 = 9 баллов

Количество баллов

Отметка

10

«5»

8-9

«4»

6-7

«3»

5 и менее

«2»


Требования к уровню обучающихся по данной программе

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана;

гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

• строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,

• современную биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной

естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное

влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

• решать задачи разной сложности по биологии;

• составлять схемы скрещивания,

• описывать клетки растений и животных (под микроскопом), готовить и описывать микропрепараты;

• исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

• сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках

(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах

Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни для:

• грамотного оформления результатов биологических исследований;

• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Список литературы.

  1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Биология. Общая биология.10 - 11 класс.

М.:Дрофа, 2012.

2. О.В.Саблина, Г.М.Дымшиц

Рабочая тетрадь по общей биологии

М.: Просвещение, 2008.

3. Н.А.Степанчук

Справочник учителя биологии. Законы, правила,

принципы, биографии ученых.

Волгоград.: «Учитель», 2009.

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru


© 2010-2022