- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока биологии 8 класс Работа мышц
Технологическая карта урока биологии 8 класс Работа мышц
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Камынина Л.В. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2
Тема урока
Работа мышц
Тип урока
урок «открытия» нового знания
Целевые установки
Личностные: сформировать представление о опорно-двигательном аппарате. Содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Метапредметные:
развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные: Формирование представлений о механизмах работы скелетных мышц человека.
Изучение процессов утомления и правил гигиены труда и отдыха.
Основное содержание изучаемой темы
Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих. Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы. Формировать навыки самонаблюдений. Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».
Ключевые опорные точки темы урока
Свойства мышц, утомление мышц, динамическая и статическая работа мышц.
Термины и понятия
Сила мышц, амплитуда движения, мышцы-антогонисты, мышцы синергисты, утомление мышц, работоспособность, динамическая и статическая работа.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Познавательный интерес к изучению биологии.
Понимание механизмов процессов сокращения и расслабления мышцы.
Представление о движении как результате как о согласованной работе скелета и мышц.
Принятие правил работы в кабинете при проведении лабораторных работ
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной в другую форму, выделять главное в тексте, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие м6ежду объектами и их характеристиками.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим.
Регулятивное УУД:
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.
Давать определения понятиям возбудимость, сократимость, утомление.
Описывать механизмы работы скелетных мышц. Различать мышцы - синергисты, антагонисты и приводить примеры . объяснять причины утомления. сравнивать динамическую и статистическую нагрузку.
Объяснять значение физических упражнений.
Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде
Информационные ресурсы
Формы работы
Межпредметные связи
Демонстрации
Диагностические материалы
Учебник «Биология» - 8кл. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Вентана Граф - 2014г.п.11 стр.56-59.
коллективная (К);
индивидуальная (И);
парная (П);
групповая (Г)
история
таблица «Схема строения скелета человека», иллюстрированный атлас анатомии человека, макет скелета человека
1. Типовые задания.
2. Учебно-познавательные задачи.
3. Учебно-практические задачи.
4.Информационный текст.
Деятельность учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности
I. Актуализация изученного
1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы:
Работа с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится.
1. Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Какую роль скелетные мышц выполняют в работе опорно-двигательной системы и всего организма?
Как устроена скелетная мышца?
-
Решение биологических задач
В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)
Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?
Какие мышцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)
Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц?
Биологический диктант
-
Кости черепа соединены ……
-
Сустав сверху покрыт……..
-
Суставная жидкость уменьшает……
-
Череп состоит из двух отделов:……
-
Парные височные кости входят в отдел черепа, который называется…
-
Лобная кость входит в отдел черепа, который называется…
-
Грудная клетка состоит из…..
-
Ключицы и лопатки образуют….
-
Предплечье состоит из двух костей:…..
-
Тазовые кости образуют….
-
Голень состоит из двух костей:….
-
Скелетные мышцы образованы тканью….
-
Внутри мышечных волокон проходят….
-
Мышечные волокна собраны в ….
-
Сверху мышца покрыта….
-
Мышцы делятся на две группы по выполняемым функциям:…..
-
В сгибании верхней конечности участвует…..
-
В разгибании верхней конечности участвует…..
-
Если импульсы к мышцам идут от спинного мозга, то движения совершаются….
Если импульсы к мышцам идут от головного мозга, то движения совершаются….
2. Обучающиеся осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (И)
Личностные: Понимать и осмысливать особенности строения скелета человека, правила оказания первой мед. помощи при различных травмах конечностей.
Метапредметные
Познавательные:
-
Давать определение понятиям «первая помощь»,
« растяжение», «вывих», «перелом».
-
Обобщать понятие «природа».
-
Осуществлять сравнение травм конечностей.
-
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
-
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
-
Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.
Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся о строении скелета человека, разнообразии травм конечностей человека, об использовании человеком знаний по оказанию первой помощи в своей жизни и познакомить с методическим аппаратом учебника.
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание
Организует групповое осуждение
Проблемная ситуация: Объяснить, почему, когда маленький ребенок учится ходить, он шатается, балансирует руками, падает. Чем объясняется такая неточность движений?
(Подчеркивается сложность ходьбы, при которой необходима согласованная работа множества мышц.)
2. Учителем объявляется тема урока и четко формулируется цель урока.
3. Рассказ учителя о двигательной единице.
4. Проблемная ситуация: Почему при регулярных тренировках сначала мышцы увеличиваются в размерах быстро, а потом их рост замедляется?
(Слайд № 3)Рассказ учителя о тренировочном эффекте.
5. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Каков источник, расходуемый на нее? (Беседа).
6. Недостаток подвижности - гиподинамия и ее последствия. (Рассказ учителя с элементами беседы).
7. Регуляция работы мышц - антагонистов. (Рассказ с элементами беседы).
8. Проблемная ситуация: Кто устанет быстрее - человек, который держит гантели в вытянутых руках или человек, который с этими гантелями делает упражнения?
Обучающиеся дают ответы и формулируется вывод о том, почему это происходит именно так:
- во втором случае утомление наступает медленнее, так как, мышцы сгибатели и разгибатели сокращаются попеременно и успевают отдохнуть (динамическая работа);
- в первом случае утомление наступает быстрее, так как напряжены и мышцы сгибатели и мышцы разгибатели (статическая работа);
9. Утомление при статической работе.
Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
Познавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.
III. Учебно-познавательная деятельность
Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек
Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Исследуют и изучают статическую и динамическую работы скелетных мышц.
-
Возьмите в руку груз (например, свой портфель) и удерживайте его на вытянутой руке с одновременной фиксацией времени удержания груза с помощью секундомера (пусть время засекает ваш товарищ).
-
Через некоторое время (5 минут) возьмите груз снова в руку и начните его поднимать и опускать и точно также фиксируйте время упражнения.
-
Сравните свои ощущения при выполнении двух видов работы и время их выполнения. На основе этого сравнения сделайте вывод об особенностях выполнения статической и динамической работ скелетными мышцами и запишите его.
10. Запись в тетради: Временное снижение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы, называется утомлением. Утомление развивается быстрее, чем чаще ритм сокращений и чем больше нагрузка.
11. Вывод: Для достижения высокой производительности физической работы важны: средний ритм рабочих движений и средняя нагрузка на мышцы. Во всех случаях полезен активный отдых.
- Фронтальная беседа, решение проблемной ситуации: Два человека поспорили, как лучше нести груз - попеременно без отдыха правой и левой рукой или нести груз в одной руке, потом отдыхать и снова нести его той же рукой?
(При чередовании работы правой и левой руки скорее снимается утомление, чем при чередовании работы и отдыха одной и той же руки.)
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
-
Осознанно строить речевые высказывания.
-
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
-
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
-
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
-
Структурировать знания.
-
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в таблицу и тезисы.
Регулятивные:
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
-
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
-
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую значимость мышц человека.
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
1. Организует работу в парах:
1. Предлагает работу с понятийным аппаратом (терминами повышенной сложности) и презентацией
Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Задания.
-
Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
-
Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?
Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.
-
Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
-
Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?
Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.
-
Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
-
Осознанно строить речевые высказывания.
-
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
-
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
-
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
-
Структурировать знания.
-
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в схему.
Регулятивные:
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
-
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
-
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.
V. Оценочно-рефлексивная деятельность
Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает выполнить задание
1.Обучающиеся выбирают предложения (И), обсуждают ответы, работая в парах (П), отвечают на них (И).
Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно - полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).
2.Рефлексия.
ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.
Метапредметные
Познавательные:
Логические
-
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Знаково-символические действия
-
Структурировать знания.
-
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
-
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
-
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Владеть монологической и диалогической формами
речи.
Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.
Домашнее задание: составить опорный конспект к §10-11, синквейн «мышцы»