Рабочая программа элективного курса

Рабочая программа курса по выбору «Школа здорового питания» для обучающихся 5 класса МОБУ «СОШ №9» Г. Оренбурга (базовый уровень)   на 2014/2015 учебный год                                                                                                  Составитель: Скопинцева Ю.В., учитель биологии высшей квалификационной категории                                                                                                Содержание 1.    Пояснительная записка 2.    Тематический план 3.  ... №п/п
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

курса по выбору «Школа здорового питания»

для обучающихся 5 класса

МОБУ «СОШ №9»

Г. Оренбурга

(базовый уровень)


на 2014/2015 учебный год

Составитель:

Скопинцева Ю.В.,

учитель биологии

высшей квалификационной

категории

























Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план

  3. Содержание программы

  4. Требования к уровню подготовки учащихся

  5. Календарно-тематическое планирование

  6. Литература



































Рабочая программа спецкурса «Школа здорового питания».


Составлена на основе письма Министерства образования Оренбургской области №01/18-3778 от 06.11.2007г. «О реализации программы «Разговор о правильном питании»».

Пояснительная записка.

Данный спецкурс предлагается как предметно-ориентированный, рассчитан на 35 часов учебных занятий с учащимися 5 классов.

В последнее десятилетие отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Результаты Всероссийской диспансеризации детей констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,5 до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое количества детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Сложившаяся ситуация требует поиска новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья подрастающего поколения.

С другой стороны, современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, методах лечения, рекламе пищевых продуктов и добавок. Подростки не умеют правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимают ее предназначение. В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью, развивать критическое мышление.

Содержание курса является подготовкой к темам базовой программы общеобразовательной школы «Биология. Человек.8класс». Данный курс предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к предмету.

Цели курса

обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием; совершенствование умений и навыков учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.

Задачи курса


  • формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • освоение детьми практических навыков рационального питания;

  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

  • информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего парода к культуре к традициям других народов;

  • развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

  • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Формы организации и методы обучения учащихся

Основными формами и методами изучения курса являются семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, лабораторные работы, дискуссии, ролевые игры; предусматриваются индивидуальные и групповые формы работы.

Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения спецкурса учащиеся научатся следующему:

характеризовать: питательные вещества и пищевые продукты; потребность человека в пище и питательных веществах; витамины; пищеварение; строение и функции органов пищеварения;

обосновывать: влияние продуктов питания, алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, его здоровье;

распознавать: безопасные продукты питания;

применять: знания о жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни; о первой медицинской помощи.

Учащиеся приобретут следующие навыки и умения:

  • навыки индивидуального и группового принятия решений;

  • навыки поисковой и исследовательской работы, критического мышления, умения противостоять манипулированию сознанием;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с учебной и научной литературой.


Содержание спецкурса.

Концепции питания

Основы рационального питания

Биологическая ценность пищевых веществ:

- Белки

- Жиры

- Углеводы

- Минеральные вещества

- Витамины

Продукты питания животного происхождения:

- Мясо и мясные продукты

- Рыба, рыбо- и морепродукты

- Молоко, молочные продукты

- Яйца

Продукты питания растительного происхождения:

- Овощи, фрукты

- Зерновые, бобовые

Физиологические основы рационального питания школьников

Чужеродные химические вещества в продуктах питания

Пищевые добавки

Биологически активные добавки к пище

Генетически модифицированные источники пищи

Нерациональное питание - основа риска развития заболеваний:

- недоедание

- переедание

- несбалансированность

Профилактика пищевых отравлений

1.4. Итоговый контроль.

Итоговые контрольные занятия включают проведение классных часов с защитой индивидуальных творческих работ учащихся, а также групповые формы работы по заданной тематике.

Предлагаемые темы для обсуждения, индивидуальной творческой работы и защиты:

• любимое блюдо моей семьи с позиции рационального питания ;

• мы то, что мы едим;

• е-да, е-нет (о пищевых добавках в пище);

• записки тех. кто посетил Макдональдс;

• реклама национальной кухни;

• экскурсия в столовую школы (как рождается меню);

• нужна ли школьнику диета;

• витамины на грядке и в лесу.

Итоговое занятие: «Путешествие на поезде Здоровья»

Творческие работы предполагают последующую проектную деятельность в группе и презентацию наработанного материала (выступления на родительских собраниях и классных часах) и разработка рекомендаций для ровесников.

Общее количество часов - 35.

Из них:

теоретических - 26 часов

практических - 4 часа

защита творческих проектов - 2 часа

итоговое занятие - 3 часа

Тематическое планирование:

№п/п

Кол. часов

Содержание занятия


1

3

Вводное занятие. Знакомство с тематикой: концепции питания, основы рационального питания.

Практическая работа №1. Составление рационального режима питания школьника»

2

2

Мы то, что мы едим. Что должен помнить и знать каждый, садясь за с стол.

3

3

Состав пищи: белки, жиры и углеводы. Игра - путешествие в мир макро- и микромолекул.

4

3

Физиологические основы рационального питания школьников (беседа врача). Работа со школьным меню (Практическая работа №2. Вычисление калорийности меню школьной столовой).

5

2

Любимое блюдо семьи с позиции рационального питания. Практическая работа №3.

6

2

Витамины - азбука здорового питания.

7

4

«Лакомств - тысяча, а здоровье - одно!» Эти коварные Е, канцерогены, красители, ароматизаторы. «В мире этикеток» (изучение шифровых обозначений на упаковочных обертках).

8

1

Урок-аукцион «Выбираем здоровую пищу». Практическая работа №4.

9

3

Первая доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Изучение правил сохранения витаминов, питательных веществ при приготовлении пищи, сроки ее обработки и хранения.

10

2

Заболевания, вызываемые ошибками в питании. Болезни, передаваемые через пищу. Пищевые аллергии.

11

4

Сервировка стола, оформление блюд. Традиции приёма пищи в разных странах. Правила поведения за столом. Правила поведения в местах общественного питания: столовая, кафе, ресторан и др..

12

2

Защита творческих проектов.

13

3

Итоговое занятие: «Путешествие на поезде здоровья». Итоговое тестирование








Список литературы

1. Асатиани В. С. Химия нашего организма. М., 1969. 300 с.

2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.

3. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М.: Издательство АСТ, 2001. 220 с.

4. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.

5. Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. СПб, 1998. 260 с.

6. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. Новосибирск, 1999. 450 с.

7. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.

8. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2000. 500 с.

9. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М, 2000. 350 с.

10. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М, 2004.

11. Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004.

12. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.

13. Справочник по детской диетике. М., 1977. 340 с.

14. Справочник по диетологии / Под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова: Медицина. 2002, 549 с.

15. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.














© 2010-2022