Календарное планирование по биологии 6 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС (68 часов; 2 ч./нед.)   № Кол-во часов Тема урока Эксперимент, демонстрация МПС Дата Цель:изучить классификацию биологических дисциплин,  многообразие и значение растений в природе и жизни человека,  необходимость сохранения объектов природы.   1   1 Введение (1 час). Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане.   Естествознание   Ожидаемый результат: Знать:предметы изучения биологических дисциплин, значение для жизни и хозяйственной деятельности человека природных ресурсов; изменение природы под влиянием естественных причин и деятельности человека; влияние человеческой деятельности на ландшафт, природные антропогенные ландшафты; свойства живых организмов  (раздражимость, координация и регуляция, опора и движение, приспособленность); необходимость сохранения объектов природы. Уметь: определять предметы изучения биологиче... Цель: изучить особенности строения цветковых растений, их жизненные формы; принципы классификации и признаки растений, общие признаки живых организмов; изменение природы под влиянием естественных причин и деятельности человека.   2   1 Раздел I. Общее знакомство с растениями (3 часа). Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.   Естествознание   3 1 Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. *«Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов»     Лабораторная работа № 1 Естествознание   4 1 Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений.Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений.Роль растений в природе и жизни человека. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке. «Мир растений вокруг нас». 2. «Осенние явления в жизни растений». Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в п...       Экскурсии Практическая работа Естествознание   Ожидаемый результат: Знать: особенности строения цветковых растений, общие признаки живых организмов; факторы, влияющие на жизнедеятельность растений, правила ухода за культурными растениями. Уметь: обосновывать взаимосвязь растительного организма и среды; влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности;  ухаживать за культурными растениями. Цель: изучить устройство микроскопа и правила работы с лабораторным оборудованием, биологическими объектами; строение клеток растений, их химический состав и процессы; понятие о растительных тканях: особенности, виды и функции.   5   1 Раздел II. Клеточное строение растений (5 часов). Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. *«Знакомство сувеличительными приборами и лабораторными инструментами»     Лабораторная работа № 2     6 1 Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. *«Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа»   Лабораторная работа № 3     7 1 Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. *«Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа»   Лабораторная работа № 4 Естествознание   8 1 Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.   Химия   9 1 Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм.   Естествознание   Ожидаемый результат: Знать: устройство микроскопа и правила работы с лабораторным оборудованием, биологическими объектами; строение клеток растений; особенности, виды и функции растительных тканей. Уметь: соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, лабораторным оборудованием; осуществление индивидуально и в составе группы лабораторных экспериментов и практических работ; изучение микроскопического строения тканей и отдельных клеток. Цель:изучить особенности генеративных и вегетативных органов растений; строение семени однодольных и двудольных цветковых растений; внешнее и внутреннее строение корня, его виды и видоизменения; строение и многообразие побегов, виды и  функции почек, листьев и стебля;  строение цветка, их виды;  виды и биологическую роль соцветий; опыление  растений; условия прорастания семян, образование проростка.   10   1 Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена (14 часов). Глава I. Семя (2 часа).Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. *«Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнооб-ем семян овощных культур»     Лабораторная работа № 5     11 1 Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян.Хозяйственное значение семян.   Познание мира   12 1 Глава II. Корень (3 часа). Внешнее и внутренн
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС (68 часов; 2 ч./нед.)


Кол-во

часов

Тема урока

Эксперимент,

демонстрация

МПС

Дата

Цель: изучить классификацию биологических дисциплин, многообразие и значение растений в природе и жизни человека, необходимость сохранения объектов природы.


1


1

Введение (1 час).

Наука о растениях - ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане.


Естествознание


Ожидаемый результат:

Знать: предметы изучения биологических дисциплин, значение для жизни и хозяйственной деятельности человека природных ресурсов; изменение природы под влиянием естественных причин и деятельности человека; влияние человеческой деятельности на ландшафт, природные антропогенные ландшафты; свойства живых организмов (раздражимость, координация и регуляция, опора и движение, приспособленность); необходимость сохранения объектов природы.

Уметь: определять предметы изучения биологических дисциплин, особенности живых организмов, их многообразие: значение растений в природе и жизни человека.

Цель: изучить особенности строения цветковых растений, их жизненные формы; принципы классификации и признаки растений, общие признаки живых организмов; изменение природы под влиянием естественных причин и деятельности человека.


2


1

Раздел I. Общее знакомство с растениями (3 часа).

Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.


Естествознание


3

1

Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.

*«Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов»



Лабораторная работа № 1

Естествознание


4

1

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке.

  1. «Мир растений вокруг нас». 2. «Осенние явления в жизни растений».

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке.




Экскурсии

Практическая работа

Естествознание


Ожидаемый результат:

Знать: особенности строения цветковых растений, общие признаки живых организмов; факторы, влияющие на жизнедеятельность растений, правила ухода за культурными растениями.

Уметь: обосновывать взаимосвязь растительного организма и среды; влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности; ухаживать за культурными растениями.

Цель: изучить устройство микроскопа и правила работы с лабораторным оборудованием, биологическими объектами; строение клеток растений, их химический состав и процессы; понятие о растительных тканях: особенности, виды и функции.


5


1

Раздел II. Клеточное строение растений (5 часов).

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности.

*«Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами»



Лабораторная работа № 2



6

1

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам.

*«Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа»


Лабораторная работа № 3



7

1

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

*«Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа»


Лабораторная работа № 4

Естествознание


8

1

Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.


Химия


9

1

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение - многоклеточный организм.


Естествознание


Ожидаемый результат:

Знать: устройство микроскопа и правила работы с лабораторным оборудованием, биологическими объектами; строение клеток растений; особенности, виды и функции растительных тканей.

Уметь: соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, лабораторным оборудованием; осуществление индивидуально и в составе группы лабораторных экспериментов и практических работ; изучение микроскопического строения тканей и отдельных клеток.

Цель: изучить особенности генеративных и вегетативных органов растений; строение семени однодольных и двудольных цветковых растений; внешнее и внутреннее строение корня, его виды и видоизменения; строение и многообразие побегов, виды и функции почек, листьев и стебля; строение цветка, их виды; виды и биологическую роль соцветий; опыление растений; условия прорастания семян, образование проростка.


10


1

Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена (14 часов).

Глава I. Семя (2 часа). Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.

*«Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнооб-ем семян овощных культур»



Лабораторная работа № 5



11

1

Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян.


Познание мира


12

1

Глава II. Корень (3 часа). Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

*«Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы)»

Лабораторная работа № 6



13

1

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня - корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

*«Определение зоны роста (растяжения) у корня»


Лабораторная работа № 7



14

1

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.

*«Видоизменение корней»



Лабораторная работа № 8



15

1

Глава III. Побег (5 часов). Строение и значение побегов у растений. Почка - зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления.

*«Строение вегетативных и цветочных почек»



Лабораторная работа № 9




16

1

Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа.

*«Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе»

*«Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев»


Лабораторная работа № 10

Лабораторная работа № 11



17

1

Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

*«Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева»


Лабораторная работа № 12



18

1

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов.

*«Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы»


Лабораторная работа № 13

Познание мира


19

1

Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

3. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.



Экскурсия



20

1

Глава IV. Цветок, плод (4 часа). Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

*«Рассмотрение строения цветка»



Лабораторная работа № 14



21

1

Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление).

*«Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»


Лабораторная работа № 15



22

1

Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.




23

1

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.

4. Мир растений на подоконнике.


Экскурсия



Ожидаемый результат:

Знать: строение цветка, семени, корня, побега; виды и выполняемые функции различных органов растений.

Уметь: различать строение и функции органов растений, работать с натуральными объектами живой природы, муляжами, микропрепаратами; владеть технологией выращивания комнатных и культурных растений.

Цель: рассмотреть особенности питания, дыхания, выделения, роста и развития, транспорта веществ, обмен веществ и энергии в растительном организме, фотосинтез;процесс оплодотворения растений; отличия бесполого и полового способов размножения организмов.

24

1

Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов).

Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения: органические и минеральные. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.


Познание мира


25

1

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.




26

1

Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.


Естествознание

Экология


27

1

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.


Естествознание


28

1

Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений, образование зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), тканями.

*« Черенкование комнатных растений»




Лабораторная работа № 16



29

1

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости).

Продолжительность жизни растений.


Познание мира


Ожидаемый результат:

Знать: особенности питания, дыхания, выделения, роста и развития, транспорта веществ, обмен веществ и энергии в растительном и животном организме, фотосинтез; отличия бесполого и полового способов размножения; способы вегетативного размножения растений; озеленение, сроки и методы посадки деревьев и кустарников; связи в органическом мире.

Уметь: объяснять на понятийном уровне: особенности питания, дыхания, выделения, роста и развития, транспорта веществ, обмен веществ и энергии в растительном и животном организме, фотосинтез; владение технологией выращивания комнатных и культурных растений.

Цель: изучить основные таксономические единицы систематики растений, многообразие растений и классификацию растений; особенности низших и высших растений; особенности строения и жизнедеятельности водорослей, лишайников, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений; их значение в природе и сельском хозяйстве.


30


1

Раздел V. Основные отделы царства растений (21 часов).

Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на Подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид - основная единица систематики растений.




31

1

Глава V. Отдел Водоросли (2 часа). Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

*«Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей»


Лабораторная работа № 17

Естествознание


32

1

Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.


География


33

1

Глава VI. Отдел Мохообразные (2 часа). Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов.

*«Внешнее строение мхов. Оформление результатов лабораторной работы»


Лабораторная работа №18

Естествознание


34

1

Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений.




35

1

Глава VII. Отдел Папоротникообразные (3 часа). Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека.

*«Внешнее строение папоротникообразных»



Лабораторная работа № 19



36

1

Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.




37

1

Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека.




38

1

Глава VIII. Отдел Голосемянные растения (4 часа). Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.

*«Внешнее строение голосеменных»


Лабораторная работа № 20



39

1

Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной.

*«Изучение строения шишек и семян хвойных растений»

Лабораторная работа № 21



40

1

Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.


География


41

1

Охрана леса и хвойных лесов.




42

1

Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (9 часов). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.


Естествознание


43

1

Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных»


Лабораторная работа № 22



44

1

Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных»


Лабораторная работа № 23



45

1

Семейство Пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

*«Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых»


Лабораторная работа № 24



46

1

Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

*«Строение цветка и плода растений семейства Бобовых»


Лабораторная работа № 25



47

1

Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

*«Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных»


Лабораторная работа № 26



48

1

Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

*«Строение цветка и плода растений семейства Лилейных»


Лабораторная работа № 27.



49

1

Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

*«Строение цветка и плода растений семейства Луковых»


Лабораторная работа № 28



50

1

Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

5. Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы.

6. Весеннее пробуждение представителей Царства растений.

*«Строение цветка и плода растений семейства Злаки»



Экскурсии

Лабораторная работа № 29



Ожидаемый результат:

Знать: принципы классификации живых организмов; систематические признаки основных отделов растений ; характеристику отдельных отделов, классов и семейств; редкие и исчезающие виды растений нашей местности; особенности выращивания овощей, плодово-ягодных культур и комнатных растений; применение технических и лекарственных растений; многообразие культурных растений; посев и размножение культурных растений.

Уметь: характеризовать основные систематические группы и их соподчиненность, виды растений; сорта культурных растений,; распознавать растения по внешнему строению, распространенные виды растений нашей местности, растения разных семейств; определять наиболее распространенные виды растений с помощью определительных таблиц; объяснять признаки отличия различных семейств растений, результаты проведенного биологического эксперимента, наблюдения; обосновывать влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания; последствия этой деятельности; сравнивать семейства, классы покрытосеменных и голосеменных растений; применять знания о растениях для обоснования способов их разведения и мер охраны; соблюдать правила поведения во время экскурсий на природу, правила техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и инструментами; объяснять на понятийном уровне особенности растений различных отделов, их значение в природе и сельском хозяйстве.

Цель: изучить эволюцию растений и гипотезы их возникновения, центры происхождения культурных растений.



51



1

Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (3 часа).

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции.



Естествознание

Экология


52

1

Происхождение и многообразие культурных растений.

Весенние работы по уходу за комнатными растениями»

Практическая работа №1

Естествознание


53

1

История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы.

*«Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка»

Практическая работа № 2

Естествознание

История


Ожидаемый результат:

Знать: эволюцию растений и гипотезы их возникновения, центры происхождения культурных растений; особенности выращивания овощей, плодово-ягодных культур и комнатных растений; многообразие культурных растений; посев и размножение культурных растений.

Уметь: определять черты приспособленности живых организмов к среде обитания; сравнивать признаки основных царств живой природы.


Цель: изучить строение и жизнедеятельность, биологические особенности вирусов; меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.


54


1

Раздел VII. Царство Вирусы (2 часа).

Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.




55

1

Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.




Ожидаемый результат:

Знать: биологические особенности вирусов; меры борьбы с ними.

Уметь: характеризовать виды вирусов, применять знания для профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.

Цель: изучить строение и жизнедеятельность, биологические особенности бактерий; роль бактерий в природе и народном хозяйстве.


56


1

Раздел VIII. Царство Бактерии (3 часа).

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах.

*«Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки»


Лабораторная работа № 30

Естествознание


57

1

Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию.

Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений»

Лабораторная работа № 31



58

1

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).


Экология


Ожидаемый результат:

Знать: биологические особенности, строение и жизнедеятельность бактерий; болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними; роль бактерий в природе и народном хозяйстве.

Уметь: характеризовать виды бактерий; объяснять результаты проведенного биологического эксперимента, наблюдения; сравнивать виды бактерий; применять знания о бактериях для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравления; соблюдать правила техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и инструментами.

Цель: изучить строение и жизнедеятельность грибов и лишайников; значение грибов в природе и жизни человека; методы защиты сельскохозяйственных культур от грибов-паразитов; приемы правильного сбора грибов.



59



1

Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы (4 часа).

Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

*«Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов»




Лабораторная работа № 32


Естествознание


60

1

Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи.

*«Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора»

Лабораторная работа № 33



61

1

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов.

*« Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика»



Лабораторная работа № 34



62

1

Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

*«Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников»


Лабораторная работа № 35

Естествознание


Ожидаемый результат:

Знать: строение, особенности и представителей плесневых грибов и лишайников, дрожжей, шляпочных грибов и грибов-паразитов; значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.

Уметь: характеризовать виды грибов; распознавать виды съедобных и ядовитых грибов, наиболее опасных для человека, распространенных в нашей местности; объяснять результаты проведенного биологического эксперимента, наблюдения; оравнивать виды грибов; применять знания о грибах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравления; соблюдать правила техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и инструментами.

Цель: изучить особенности природных сообществ; приспособленность растений к жизни в сообществе; влияние деятельности человека на растительные сообщества; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов).


63


1

Раздел Х. Природные сообщества (6 часов).

Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе.

*«Весенние работы на пришкольном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы»



Практическая работа 1


Естествознание

Экология


64

1

Характеристики природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

*«Весенние работы по уходу за комнатными растениями»


Практическая работа 2

Естествознание

Экология


65

1

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов.

*«Работа на пришкольном опытном участке»


Практическая работа 3

Естествознание

Экология


66

1

Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания.

*«Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы»

Практическая работа 4

Естествознание

Экология


67

1

Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества.

7. Жизнь растений в сообществе. 8. Лес (парк) как природное сообщество.


Экскурсии

Естествознание

Экология


68

1

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга.

9. Весна в жизни природного сообщества. 10. Жизнь растений в весенний период года.



Экскурсии

Естествознание

Экология


Ожидаемый результат:

Знать: виды сообществ и их особенности; приспособленность растений к жизни в сообществе; влияние человека в продуктивности искусственных сообществ; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов) и их роль в сообществе.

Уметь: обосновывать взаимосвязь растительного организма и среды, роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание культурных растений.


Задания на лето:

1. Подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков).

2. Собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции.

3. Вести фенологические наблюдения и отмечать изменения в жизни растений в дневниках наблюдений.

4. Подготовить гербарии сорных растений.

5. Собрать семена овощных, плодовых, бахчевых, злаковых культур. (На усмотрение учителя).

6. Вести наблюдения за цветением растений и образованием плодов, изменением листьев в летний период.

7. Вести наблюдения и производить уход за комнатными и декоративными растениями дома и на приусадебном участке. (Все изменения отмечать в дневнике наблюдений).



© 2010-2022