Конспект урока биологии 6 класс: Бесполое размножение растений

МОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»       Конспект открытого урокапо биологии в 6 классе Теме: «Бесполое размножение. Органы размножения».Практическая работа: «Вегетативное размножение комнатных растений».     Подготовила: учитель биологииЖивоткевич Н.Н        2008 – 2009 учебный год Цель урока: Внедрение активных  форм обучения.  Задачи: А) Образовательные  задачи: сформировать знания о  бесполом размножении,  о вегетативном размножении,  об особенностях  бесполого  размножения...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»







Конспект открытого урока

по биологии в 6 классе


Теме: «Бесполое размножение. Органы размножения».

Практическая работа: «Вегетативное размножение комнатных растений».


Подготовила: учитель биологии

Животкевич Н.Н









2008 - 2009 учебный год

Цель урока: Внедрение активных форм обучения.

Задачи: А) Образовательные задачи:

сформировать знания о бесполом размножении, о вегетативном размножении, об особенностях бесполого размножения, его значении в обеспечении преемственности между поколениями, о непрерывности жизни на Земле,

Б) Развивающие задачи:

уметь сравнивать между собой способы бесполого размножения, рост и развитие организмов, обосновывать биологическое значение всех способов бесполого размножения, связи организма со средой обитания;

В) Воспитательные задачи:

формировать умения применять полученные знания на практике соблюдать правила проведения наблюдений за различными способами размножения растений в природе и на пришкольном участке, проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций, путей регулирования, убеждённости в материальном единстве органического мира на основе установления универсальности процессов митоза.







Этапы урока

Хроно

мет

раж

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

  1. этап

Организационный момент













  1. этап:

Проверка д/з



А)

индивидуальная работа

Б) тестирование







В) проверка (взаимопроверка)



3 этап:

Повторение










Систематизация знаний и связь повторения с новым материалом.





































4 этап:

Сообщение темы урока и объяснение нового материала:



































































































































5 этап:

Практическая работа.
















































6 этап:

Закрепление










Самопроверка.


7 этап:

Подведение итогов:


Выставление и комментирование оценок.



8 этап:

Домашнее задание:


Объяснение самостоятельной работы учащихся, которую они выполняют дома.

1мин


















5 мин















4 мин











10 мин







































5 мин















3 мин




1мин


1мин



- Здравствуйте ребята. Садитесь.

- Дежурный, сообщите, пожалуйста, имена отсутствующих и готовность класса к уроку.

- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой темой, поработать над повторением и выполнить практическую работу.

- Девиз урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты». Д. Хевелси.

- А пока давайте вспомним тему, с которой познакомились на прошлом уроке.

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, проведем тестирование.

- Пока мы отвечаем на вопросы тестов, Бабичев С. получает катрочку по данной теме и работает индивидуально.

Тесты:

1.Размножение - это:

А) воспроизведение себе подобных.

Б) способность реагировать на изменения в окружающей среде.

2. Способы размножения организмов:

А) половое

Б) бесполое

В) почкование

3. Биологическое значение размножения:

А) увеличение числа особей, перенос наследственной информации

Б) непрерывный рост и развитие

4. Какой способ размножения более эффективный:

А) бесполое

Б) половое

5. Для каких организмов характерно бесполое размножение:

А) простейшие

Б) человек

- А теперь поменялись тетрадями с соседом и проверяем правильность написания тестов, Сергей сдает мне свою работу.

- Сейчас я вам предлагаю поработать над повторением. Разгадаем кроссворд, в котором будут использоваться ранее изученные понятия.

Кроссворд:

  1. Способность организмов реагировать на изменения в окружающей среде?

  2. 2.Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям?

  3. Одна из самых маленьких органоидов клетки?

  4. Корневая система с недоразвитым главным корнем?

  5. Расположена в центре стебля, образована клетками основной ткани?

  6. Зачаточный побег?

  7. Органы дыхания рыб?

8. Процесс получения организмами веществ?

9.Система, регулирующая связь сложноорганизованных животных с окружающей средой?

10.Выведение из организма конечных продуктов обмена?

11.Лист прикрепляется к стеблю с помощью?

- Ключевое слово - размножение.

- Тема сегодняшнего урока:

«Бесполое размножение. Органы размножения».

На зелёной лужайке,
На полянке в лесу,
В огороде на грядке
И на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный,
Клубника огромная,
Сирень пахучая,
Роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Яблоня, плоды дающая.
Собрались не напрасно:

Жить им стало так опасно,
И заспорили меж собой,
Как им род продолжить свой?


- Сегодня мы должны ответить на самый главный вопрос: Как растения, не имеющие органов передвижения, смогли распространиться по земному шару?

- В бесполом размножении участвует только 1 родитель, образуется два идентичных организма, происходит без образования половых клеток и последующего их слияния.

- Теперь давайте рассмотрим формы бесполого размножения:

а) деление

б) почкование

в) спорообразование

г) вегетативное размножение

-Рассмотрим форму бесполого размножения - деление на примере эвглены зеленой.

- Этот процесс начинается с деления ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму, затем делится, они отходят друг от друга, в цитоплазме образуется перетяжка, которая делит материнскую особь на две одинаковые дочерние особи.

- Следующая форма бесполого размножения - почкование, на примере гидры.

- Летом на теле гидры образуется почка, постепенно она увеличивается в размерах, у нее появляются щупальца, рот, потом гидра отрывается от материнского организма.

- Одна из самых распространенных в природе форм бесполого размножения - спорообразование, рассмотрим на примере мха Кукушкин лен.

- Спора - это особый тип клетки с очень плотными оболочками.

- Образуются споры в спорангиях, при благоприятных условиях высыпаются из них.

- Растения способны размножаться частью своего тела или слоевища. Такое размножение называется вегетативным.

- Способы вегетативного размножения:

а) отводками (полегающий побег, который укореняется в местах соприкосновения с почвой).

Например: смородина, крыжовник.

б) черенками (отрезная часть побега с почками, способная к укоренению)

Например: Циперус, Традесканция.

в) Луковицами

Например: Тюльпан, Чеснок, Лук, Гиппеаструм, Аспидистра, Эухариус.

г) Клубнями

Например: Картофель, Азамия.

д) Корневищем

Например: Ирис

е) Прививкой (на здоровом дереве делается надрез коры и туда помещается веточка данного растения с почкой, плотно перевязывается)

Например: Яблоня, Груша

ж) Усами (Земляника)

- Ну, а теперь переходим к практической деятельности и выполним практическую работу, которая носит оценочный характер.

- На дом вам было дано задание оформить вводную часть нашей работы.

- Итак, какова её тема?

- Какова её цель?

- Какое оборудование для выполнения практической работы вам понадобится?

- Итак, ход работы:

1) Возьмите в руки лист Бегонии и ножницы, отрежьте часть листа.

2) Возьмите горшок с землей, стакан с водой. Слегка увлажните почву.

3) С помощью стеклянной палочки сделайте в горшке с землей углубление и погрузите в него часть листа.

4) Обложите палочкой землю вокруг черенка, чтобы не было пустот.

5) Накройте стеклянным сосудом и поставьте в теплое и хорошо освещаемое место.

- После проделанной работы мы должны сделать вывод:

« Мы познакомились на практике с бесполым видом размножения с помощью вегетативного органа - побега».

- Для закрепления нашей темы, мы поиграем с вами в «Биологическое лото».

Вам даны карточка с рисунком, на котором изображены способы вегетативного размножения, вы должны наложить на них фишки с названиями.

- А теперь проверяем.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Открываем дневники и записываем д/з:

( параграф 8), в тетради ответить на вопросы в разделе Подумайте! Стр. 132

- Урок окончен, можете быть свободны.





Учащиеся усаживаются за парты, успокаиваются и настраиваются на работу.










2 слайд










Ответ учащихся:

« Биологическое значение размножения. Виды размножения».



Ребята готовят тетради к работе.




Работа с карточкой.













































Проверка работы соседа и ее оценивание.




Разгадывание кроссворда.


3 слайд

( раздражимость)




( ткань)



(лизосома)

(мочковая)





(сердцевина)




(почка)


(жабры)

(питание)




(нервная)







(выделение)





(черешка)










Открытие тетрадей, запись числа, темы урока.

4 слайд



5слайд
































6 слайд

Запись в тетрадь.











7слайд















8 слайд
























9слайд




















10 слайд

демонстрация гербария











Запись в тетрадь.







Рассмотрение под микроскопом движения спор Кукушкиного льна.





Запись в тетрадь

11слайд









12 слайд

Запись в тетрадь

13 слайд













14 слайд

Демонстрация цветка







15 слайд

Демонстрация комнатных цветов, луковица чеснока и лука.




16 слайд

Демонстрация клубня картофеля.








17 слайд





18 слайд













19 слайд


















20 слайд

( Вегетативное размножение комнатных растений)

(сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.



21 слайд

( горшки с землей, стеклянные палочки, сосуд с водой, лист бегонии, ножницы, пустой сосуд)




22 слайд






23 слайд






24 слайд








25 слайд















26 слайд


Запись вывода.






Дети выполняют задание






27 слайд










28 слайд




( Познакомились с бесполым размножением организмов, способами вегетативного размножения растений)



29 слайд





Открывают дневники и записывают д/з






© 2010-2022