Поурочный план урока на тему Клетка-единица живой системы

Данный урок обобщение и закрепление знания учащихся по теме " Клетка". Учащиеся должы уметь анализировать, мыслить логический и выдвигать свои гипотезы. Умение работать в команде, критически мыслить.Во время урока учащиеся  были разделены на две команды, у каждой команды название. Урок состоял из 6 этапов: " Кто лучше знает строение клетки"," Определи соответствие"," Основные этапы развития цитологии"," Черный ящик", " Удачное сравнение", " Угадай термины".Были даны задание каждой команде по оче...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: «Клетка - единица строения живой системы»

Цели: Обобщение и закрепление знания учащихся по теме «Клетка»

Задачи:

  • Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.

  • Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал.

  • Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе.

Оборудование: - слайд таблица «Строение животной клетки»

- слайд таблица «Строение растительной клетки»; карточки-задания;

- слайд таблица «Органоиды», записи на доске;

Структура урока.


  1. Организационный момент.

II. Подготовительный этап.

Учащиеся делятся на две команды. На урок приглашаются, классный руководитель, учителя (члены жюри), у каждой команды название: ( Органоиды; Клетка); Портреты ученых;

1- этап: «Кто лучше знает строение клетки».

( рассказ каждой команды с использованием таблиц)

Каждая команда получает карточку с названием органоида. Они должны показать его на таблице, рассказать его строение и значение. За правильный ответ получает 3 балла, за добавление 1 балл.

1-команда

  1. Цитоплазма

  2. Ядро.

  3. Митохондрии.

  4. Пластиды и вакуоли.

  5. Клеточный центр и органоиды движения.

2- команда

  1. Рибосомы и лизосомы.

  2. Эндоплазматическая сеть.

  3. Комплекс Гольджи.

  4. Клеточные включения

  5. Оболочка

2- этап: « Определи соответствие- слайд»

К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее определение в правой. Каждой команде дается право заработать 2 балла


I. Клеточная мембрана

а. Носитель наследственной информации

II. Цитоплазма

б. Внутренний слой оболочки.

III. Ядро

в. Система внутриклеточных мембран, канальцев, полостей

IV. Рибосомы

г.Временные образования в клетках.

V. Митохондрии

д. Органоиды растительных клеток

VI. Лизосомы

е. «Растворители» чужеродных белков и бактерий.

VII.Эндоплазматическая сеть

ж. Внутреннее полужидкое содержимое клетки

VIII. Пластиды

з. «Энергетические станции клетки»

IX. Включения

и. Места синтеза белков.

Правильные ответы: I - б, II - ж, III - а, IV - и, V - з , VI - е, VII - в, VIII - д, IX - г.

3-этап « Основные этапы развития цитологии» (за каждый правильный ответ 3 балла, добавление 1 балл.)

1)В 1665 году этот английский учёный рассматривал под микроскопом тонкий срез пробки и увидел, что она состоит из ячеек, которые затем назвал клетками. Правда, он думал, что клетки пусты, а живое вещество - это клеточные стенки. (Роберт Гук).

2) В 1683 году этот голландский учёный усовершенствовал микроскоп, после чего смог

пронаблюдать и описать бактерии.( Антони ван Левенгук).

3)В 1838 году эти ученые обобщили знания о клетке и сформировали «клеточную теорию», утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют

собой структурную и функциональную основу всех живых существ. (Ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн);

4) В 1858 г. немецкий учёный написал « Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, ей должна предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение - только от растения. (Рудольф Вирхов).

4-этап « Черный ящик» ( На доске прикреплены отдельные конверты с названием нуклеиновых кислот ДНК и РНК, каждая команда по очереди из ящика достает соответствующие вопросы-ответы касающихся нуклеиновых кислот. За правильный ответ команда получает 3 балла).

  1. «Роль хранителя наследственной информации у всех клеток- животных и растительных- принадлежит…. (ДНК)

  2. Местонахождение в клетке: ядро, рибосомы, цитоплазмы, митохондрии, хлоропласты... ( РНК)

  3. Местонахождение в клетке: ядро, митохондрии, хлоропласты… (ДНК)

  4. « Двойной неразветвленный линейный полимер, свернутый правозакрученной спиралью находится у … (ДНК)

  5. «Одинарная полинуклеотидная цепочка у … ( РНК).

  6. Мономеры: Рибонуклеотиды (РНК)

  7. Мономеры: Дезоксирибонуклеотиды (ДНК)

  8. Азотистое основание: Аденин,Гуанин,Тимин,Цитозин. (ДНК)

  9. Азотистое основание: Аденин,Гуанин,Цитозин,Урацил. (РНК)

  10. «Передает код наследственной информации о первичной структуре белковой молекулы…»( иРНК)

5-этап «Удачное сравнение» (за каждый правильный ответ 2 балла)


  1. Какой органоид можно назвать «базой запаса» клетки? (комплекс Гольджи)

  2. Какое вещество клетки по строению сравнивают с витой лестницей. А по функциям с диспетчерским пунктом? (ДНК)

  3. Работу каких компонентов клетки можно уподобить агентству связи? (и-РНК)

  4. Какие «носильщики» работают в клетке, что и куда переносят? (т-РНК)

  5. Какие органоиды клетки можно уподобить сборочному цеху? Почему? (рибосомы)

  6. Какой органоид клетки можно назвать «сахарным заводом»? (хлоропласты)

  7. За счет какой энергии работает «сахарный завод» клетки? ( солнечной)

  8. Какой органоид клетки играет роль «силовой станции» клетки? (митохондрии)

  9. Какой органоид можно считать «убийцей» клетки? (лизосомы)

  10. Какой органоид клетки можно сравнить с сетью дорог, по которым транспортируются грузы? (ЭПС)

6- этап « Угадай термины»

Каждой команде по очереди учитель читает определение терминов. Побеждает та команда, которая больше угадает количество терминов. За правильный ответ 1 балл

1.Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличительное изображение мелких предметов. (Микроскоп)
2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки. (Цитоплазма)
3. Органоид, служащий местом сборки белков. (Рибосома)
4. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ. (Фагоцитоз)
5. Пластиды зеленого цвета. (Хлоропласты)
6. Органоид, принимающий участие в делении клетки содержащий в своем составе центриоли. (Клеточный центр)
7. Бесцветные пластиды шарообразной формы. (Лейкопласты)
8. Неклеточные формы жизни ( Вирусы)
9. Органоид клетки, где хранится наследственная информация. (Ядро)
10. Органоид растительной клетки, представляющий собой прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком. (Вакуоль)
11. Самое распространенное вещества клетки. (Вода)
12. Наука о клетке ( Цитология)
13. Органоид,в котором образуется и накапливается энергия. (Митохондрия)
14. Составная часть ядра; их может быть несколько. (Ядрышко)
15. Органические вещества ( Белки, Жиры, Углеводы).

III. Подведение итогов.

  • подсчитать количество баллов. Слово жюри.

  • выставление оценок

  • анализ работы на уроке, что удалось. Что не удалось? Почему?

IV. Рефлексия.

1. Какие вопросы вызвали затруднение? Почему?

2. Какие вопросы показались очень легкими? Почему?

3. Было ли интересно соревноваться со всеми, зарабатывать себе очки?

V. Домашнее задание.

Повторение темы « Клетка»







© 2010-2022