Рабочая программа по биологии 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биология. Многообразие живых организмов 7 класс

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступе­нях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011. - 272с;

Для повышения образовательного уровня и полу­чения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает­ся выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и озна­комления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тет­радь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» класс. - М.: Дрофа, 2014г. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, не­мых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения уз­навать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компонен­ты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика раз­мышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 14 лабораторных работ и 3 практические работы.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования от 05.03.2004 № 1089;

  • Федеральный базисный учебный план;

  • Образовательная программа образовательного учреждения;

  • Календарный учебный график образовательного учреждения;

  • Учебный план образовательного учреждения;

  • Примерная программа основного общего образования по биологии для базового уровня (Письмо Мо и нРФ от 07.07.2005г № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

  • Авторская программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов». Авторы: Н.И Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова /Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы./ сост. И.Б Морзунова. - М.: Дрофа, 2010г.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе, утвержденного приказом № 253 Мо и нРФ от 31.03. 2014 г.

Содержание тем учебного курса

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Демонстрация. Схемы возникновения однокле­точных эукариот, многоклеточных организмов; раз­витие царств растений и животных, представленных в учебнике.

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообра­зие форм бактерий. Особенности строения бактери­альной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоцено­зах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей полцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка-элементарная структурно- функциональная единица всего живого.

Радел 2. Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особеннос­ти строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особен­ности жизнедеятельности, распространен­ность и экологическое значение. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различ­ные представители царства Грибы. Строение плодо­вого тела шляпочного гриба.

Лабораторные работа. № 1. Строение плесневого гриба мукора.

Практическая работа № 1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2. Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика ли­шайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологи­ческая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы: бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Раздел 3. Царство Растения (19 часов)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низ­шие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показываю­щие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схе­мы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2. Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Об­щая характеристика водорослей. Особенности стро­ения тела. Одноклеточные и многоклеточные водо­росли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли. Бурые и Красные водоросли. Распростра­нение в водных и наземных биоценозах, экологиче­ская роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей раз­личных отделов.

Лабораторная работа № 2. Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3. Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуаль­ного развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, про­исхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизнен­ный цикл папоротников. Распространение папорот­ников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные пред­ставители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные предста­вители папоротников.

Лабораторная работа. № 3. Изучение внешнего строения мхов.

№ 4. Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голо­семенных растений; строение тела, жизненные фор­мы голосеменных. Многообразие, распространен­ность голосеменных, их роль в биоценозах и практи­ческое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители го­лосеменных.

Лабораторная работа № 5.Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.(6 часов)

Происхождение и особенности организации по­крытосеменных растений; строение тела, жизнен­ные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйст­венной деятельности.

Лабораторные работы № 6. Изучение строения покрытосеменных растений.

Практическая работа № 2 Распознавание распространенных растений своей местности, определение систематического положения.

Демонстрация. Схема строения цветкового рас­тения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Основные понятия.

Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения: значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

Радел 4. Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Осо­бенности жизнедеятельности животных, отличаю­щие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка од­ноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, спе­циальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяй­ственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики - паразиты че­ловека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители раз­личных групп одноклеточных.

Лабораторная работа № 7. Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных жи­вотных; типы. симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточ­ных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообще­ствах.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз коралло­вого рифа. Внешнее и внутреннее строение кишеч­нополостных.

Тема 4.5. Тип Плоские черви(2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие рес­ничных червей и их роль в биоценозах. Приспособ­ления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жиз­ненном цикле; циклы развития печеночного сосаль­щика и бычьего цепня. Многообразие плоских чер­вей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схе­мы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл разви­тия аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторич­ная полость тела. Многообразие кольчатых червей;многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоце­нозах.

Демонстрация. Схема строения многощетинко­вого и малощетинкового кольчатых червей. Различ­ные представители типа кольчатых червей.

Лабораторная работа № 8. Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллю­сков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различ­ные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа № 9. Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации чле­нистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и много­ножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Выс­шие и низшие раки. Многообразие и значение рако­образных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика па­укообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многооб­разие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Об­щая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Мно­гообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших рако­образных. Схема строения паука-крестовика. Раз­личные представители класса. Схемы строения на­секомых различных отрядов; многоножек.

Лабораторная работа №10 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие игло­кожих; классы Морские звезды. Морские ежи. Голо­турии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация. Схемы строения морской звез­ды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Под­тип Бесчерепные: ланцетник; особенности его орга­низации и распространения.

Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхож­дение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Мно­гообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное зна­чение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема стро­ения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа №11. Особенности внешнего строения рыб в связи с об­разом жизни.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; много­образие, среда обитания и экологические особеннос­ти. Структурно-функциональная организация зем­новодных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа №12. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характерис­тика пресмыкающихся как первичноназем-ных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Че­шуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокоди­лы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических систе­мах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бес­килевые, или бегающие; пингвины, или плаваю­щие птицы. Особенности организации и экологи­ческая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных про­странств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной де­ятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схема стро­ения рептилий и птиц.

Лабораторная работа № 13. Особенности внешнего строения птиц в связи с об­разом жизни

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). На­стоящие звери (плацентарные). Структурно-функ­циональные особенности организации млекопитаю­щих на примере собаки. Экологическая роль млеко­питающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (круп­ный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяй­ственные животные).

Демонстрация схем, отражающих экологиче­скую дифференцировку млекопитающих. Многооб­разие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторная работа № 14 Изучение строения млекопитающих.

Практическая работа №3 Распознавание животных своей местности, определение систематического положения и значения в жизни человека.

Раздел 5. Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их от­крытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний чело­века. Профилактика заболевания гриппом. Проис­хождение вирусов.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи ин­фекции. Схемы, отражающие процесс развития ви­русных заболеваний.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологи­ческих знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окру­жающей среды и здоровья человека.

1.Курсивом в данной программе выделен материал, ко­торый подлежит изучению, но не включается в Требова­ния к уровню подготовки выпускников.

2 Знание систематических таксонов не является обяза­тельным, распространение и экологическая роль.


Перечень педагогических технологии при преподавании предмета

Личностно-ориентированная, информационно - коммуникационная, здоровьесбрегающая, технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология развивающего обучения.

Результаты освоения учебного предмета

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Требования к уровню подготовки выпускников по данной программе

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Требования к результатам усвоения учебного материала по биологии. 7 класс.


В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны знать/понимать:

• особенности жизни как формы существования материи;

• фундаментальные понятия биологии;

• о существовании эволюционной теории;

• основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

• пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.

Критерии и нормы оценки результатов обучающихся

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «3»;

• три ошибки - оценка «2».

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы( в форме теста)

1.

Введение.

3

2.

Раздел 1. Царство Прокариоты.

3


Тема 1.1. Многообразие, особенности

строения и происхождение

прокариотических организмов

3

3.

Раздел 2. Царство Грибы.

5

1

1

1

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3


Тема 2.2. Лишайники

1+1(обобщение)

Тест 1

4.

Раздел 3. Царство Растения

18

5

1

1

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2


Тема 3.2. Низшие растения

2

1

Тема 3.3. Высшие растения

4 +1(обобщение)

2

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

1

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6+1(обощение)

1

1

Тест 2

5.

Раздел 4. Царство Животные

38

8

1

2

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1


Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

1

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1


Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

3


Тема 4.5. Тип Плоские черви

2


Тема 4.6. Тип Круглые черви

1


Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

2

1

Тема 4.8. Тип Моллюски

2+1(обобщение)

1

Тест 3

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

1

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1


Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1


Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

1

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

1

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2


Тема 4.15. Класс Птицы

3

1

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4+1(обобщение)

1

1

Тест 4

6.

Раздел 5. Царство Вирусы

2


Заключение

1


Итого

70 часов

14

3

4

Распределение часов по четвертям



Четверть


Количество часов

Количество часов и причины опережения или отставания


по программе


по КТП


факт

I


18


18




II


14


14



III


20


20



IV


18


18



Год


70


70








Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов, тем уроков

Дата

Планируемый результат (УУД или компетенции)

Вид (форма) контроля.

Домашнее

задание

план

факт

Введение - 3 часа.

1.

1. Многообразие живых организмов. Царства живой природы.

02.09

Называть основные царства живых организмов. Объяснять значение классифи­кации живых организмов. Давать определение понятиям: систематика, царство, отдел, класс, отряд, семейство, род, вид.

Фронтальный опрос.

Вводный инструктаж по ТБ.с.5-6.

2.

2. Уровни организации и свойства живого.

07.09

Называть уровни организации и свойства живого.

Уметь работать и рисунками учебника

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

С.6-9

3.

3. Ч. Дарвин о естественном отборе.

09.09

Перечислять факторы эволю­ции. Иметь представления о Ч.Дарвине и происхождении видов. Давать определение понятиям: естественный отбор, борьба за существование, приспособленность, наследственная изменчивость.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

С.9-10

Раздел I. Царство Прокариоты -3 часа.

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов- 3 часа.

4.

1.Общие свойства прокариотических организмов.

14.09

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Фронтальный опрос

С.11-13

Вопр. 1-3

5.

2.Особенности строения бактериальной клетки.

16.09

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Устный опрос

Сам. раб в р/т

С.13-16

Воп. 4-9

6.

3. Особенности жизнедеятельности прокариот, роль в природе.

21.09

Объяснять особенности строения, питания, размножения, роль бактерий в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

Тестирование по теме «Строение прокариот»

с. 18-19;

Воп. 8-11

Раздел II. Царство Грибы - 5 часов.

Тема 2.1. Общая характеристика грибов - 3 часа.

7.

1. Царство Грибы. Особенности организации.

Л. р. № 1 . Строение плесневого гриба мукор. Инструктаж по ТБ.

23.09

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными.

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе работе

с. 20-22; во­п.1-8

8.

2. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов.

28.09

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.
Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос

с. 23-24

9.

3. Отделы базидиомицеты, Оомицеты. Пр.р. № 1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Инструктаж по ТБ.

30.09

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в ХМАО. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе.

с.24-25

Тема 2.2. Лишайники-1 час.

10.

4. Отдел Лишайников.

05.10

Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности

Фронтальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 24-25 ,27

11.

5. Обобщающий урок по темам: Прокариоты. Грибы.

07.10

Обобщить и повторить основные понятия темы

Письменная тестовая работа

Раздел III. Царство растения - 18 часов.

Тема 3.1. Общая характеристика растений - 2 часа.

12.

1. Общая характеристика царства Растения.

12.10

Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения.

Фронтальный опрос

с. 36-37

13.

2. Особенности жизнедеятельности растений.

14.10

Знать основные группы растений, их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие.

Называть особенности жизнедеятельности растений.

Индивидуальный опрос

с. 38-39;р/т24

Тема 3.2. Низшие растения - 2 часа.

14.

1. Общая характеристика водорослей.

Л.р. № 2. Изучение внешнего строения водорослей. Инструктаж по ТБ.

19.10

Давать определение термину: низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Выделять признаки водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей.

Письменный отчет о проделанной работе.

с. 40-44;

р/т 25-27

15.

2. Многообразие водорослей. Практическое значение

21.10

Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос

Тест

с. 45-48; в. 1-11

Тема 3.3. Высшие растения - 5 часов.

16.

1. Общая характеристика подцарства Высшие растения.

26.10

Давать определение термину «высшие споровые растения».

Знать происхождение и общую характеристику высших растений, особенности их организации и индивидуального развития как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями, классификация высших споровых растений.

Фронтальный опрос

С.50-51

17.

2. Отдел Моховидные.

Л.р. № 3. Изучение внешнего строения мхов. Инструктаж по ТБ.

28.10

Распознавать и описывать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления рас­тений в связи с выходом на сушу. Знать особенности строения, жизне­деятельности, распространения моховидных растений, их роль в природе.

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе.

с. 52-55;в. 1-9

18.

3. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.

09.11

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные;

Объяснять роль в природе и в жизни человека;

Сравнивать плауны и хвощи с мхами;

Фронтальный опрос

с. 57, р/т 35

19.

4. Отдел Папорот-никовидные. Л.р. № 4. Изучение внешнего строения папоротника. Инструктаж по ТБ.

11.11

Распознавать растения отделов Папоротниковидные;

Объяснять роль в природе и в жизни человека;

Сравнивать папоротники с хвощами;

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе.

с. 61-64, в.1-8

20.

5. Особенности цикла развития папоротников, их роль в природе, практическое значение.

16.11

Знать особенности размножения; особенности развития папо­ротников; роль в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Узнавать изученные растения; обосновывать их при­надлежность к определенному отделу.

Фронтальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 62 , р/т 40

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения- 2 часа.

21.

1.Особенности организации голосеменных растений.

18.11

Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений.
Выделять особенности строения голосеменных растений.

Фронтальный опрос

с. 66-70; ответить на вопросы 1-5

22.

2. Многообразие голосеменных,

Л.р. №5. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Инструктаж по ТБ.

23.11

Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе.

с. 71-73;

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения - 7 часов

23.

1. Происхождение и особенности строения покрыто-семенных. Л.р. № 6. Изучение строения покрытосеменных растений. Инструктаж по ТБ.

25.11

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Рас-ть и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений.

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе.

с. 76-79.Ответы на вопросы 1-7

24.

2.Систематика отдела Покрытосеменные растения.

30.11

Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.

Фронтальный опрос

с. 77-80; во­п. 1-7

25.

3. Семейства класса Двудольные растения.

02.12

Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.

Фронтальный опрос

Сам. работа

с. 82-83, таблица;

26.


4. Семейства класса Однодольные растения.

07.12

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

Фронтальный опрос

с. 87;

27.

5. Многообразие, распространение покрытосеменных растений.

09.12

Фронтальный опрос

с. 82-87;

28.

6. Пр. р. №2. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Инструктаж по ТБ.

14.12

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе.

Стр. 73-83, повторить.*

29.

7. Повторение и обобщение по теме: Царство Растения

16.12

Обобщить и систематизировать знания по главе « Растения»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Письменная тестовая работа

Раздел 4. Царство Животные - 37 часов

Тема 4.1. Общая характеристика животных - 1час

30.

1. Общая характеристика царства животных.

21.12

Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Фронтальный опрос

с. 92;

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные - 2 часа.

31.

2. Общая характеристика одноклеточных

(простейших). Л.р. № 7. Строение инфузории туфельки. Инструктаж по ТБ.

23.12

Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам.

Выделять особенности одноклеточных животных.

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе.

с. 94-96;

в.1-7 с. 100

32.

3. Многообразие и значение одноклеточных животных. Повторный инструктаж по ТБ.

28.12

Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека.

Индивидуальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 97-99;

В. 8-14 с. 100

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные -1 час

33.

4. Тип Губки. Особенности организации многоклеточных животных.

Повторный инструктаж по ТБ.

11.01

Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных.

Фронтальный опрос

с. 102-105;

в. 1-9 стр. 106

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные -3 часа

34.

5. Особенности организации кишечнополостных.

13.01

Распознавать и описывать строение киш-тных Описывать процессы жизнедеятельности

Выделять особенности кишечнополостных

Распознавать животных типа Кишечнополостные.

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных

Фронтальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 108-110

в. 1-5 стр. 114

35.

6. Бесполое и половое размножение кишечнополостных.

18.01

Фронтальный опрос

с. 110

в. 4-5 стр. 114

36.

7. Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

20.01

Фронтальный опрос

Тест

с. 111-113;

в. 6-14 стр. 114

Тема 4.5. Тип Плоские черви - 2 часа

37 .

8. Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви.

25.01

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции.Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Фронтальный опрос

с. 116-118

38.

9. Многообразие и значение плоских червей.

27.01

Распознавать и описывать паразитических плоских червей.
Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос

с. 118-119

Тема 4.6. Тип Круглые черви -1 час

39.

10. Особенности организации круглых червей.

01.02

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения.

Фронтальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 122-124;

В. 1-9 стр. 127

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви - 2 часа

40.

11. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Л.р. № 8.

Внешнее строение дождевого червя. Инструктаж по ТБ.

03.02

Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей.Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

Письменный отчет о проделанной работе.

с. 128-129;

Отв. на воп. 1-7 стр.132

41.

12. Многообразие кольчатых червей.

08.02

Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека.

Сравнивать классы кольчатых червей.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос.

с. 129-131.

Отв. на воп. 8-12 стр.132

Тема 4.8. Тип Моллюски - 3 часа

42.

13. Особенности организации моллюсков.

Л.р. № 9. Внешнее строение моллюсков. Инструктаж по ТБ.

10.02

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Письменный отчет о проделанной работе.

с. 134-137,

в. 1-10 с. 142

43.

14. Многообразие моллюсков, их значение в природе.

15.02

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 138-141;

в. 11-15 с.142

44.

15. Обобщающий урок по темам «Подцарства одноклеточные и многоклеточные животные»

17.02

Обобщить и систематизировать знания по темам «Подцарство одноклеточные и многоклеточные животные»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Письменная тестовая работа

Тема 4.9. Тип Членистоногие - 7 часов

45.

16.Происхождение и особенности организации членистоногих.

22.02

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие.

Фронтальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 144-147;

в.1-7 с. 150

46.

17. Класс ракообразные.

24.02

Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.

Фронтальный опрос

с. 148-149;

в. 8-11 с. 150

47.

18. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных.

29.02

Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни.

Фронтальный опрос

Сам. работа в р/т

с. 152-153;

в.1-6 с. 156

48.

19. Общая характеристика насекомых. Л.р.№ 10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. Инструктаж по ТБ.

02.03

Распознавать и описывать строение насекомых.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Фронтальный опрос

Письменный отчет о проделанной работе

с. 158-162;

в. 1-10 с. 166

49.

20. Размножение и развитие насекомых.

07.03

Приводить примеры насекомых с различными типами развития.

.

Фронтальный опрос

с. 163;

в. 11 с. 166

50.

21. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

09.03

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в ХМАО. Описывать представителей отрядов насекомых.
Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос

с. 164-165;

в. 12 с. 166

51.

22. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих.

14.03

Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции.

Характеризовать тип Иглокожие.

Сам. работа в р/т

с. 168-171

в. 1-10 с. 172

52.

23. Обобщение и повторение темы «Беспозвоночные животные».

16.03

Обобщить и систематизировать знания по теме « Беспозвоночные животные»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Письменная тестовая работа

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные -1 час

53.

24. Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

30.03

Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос.

с. 174-175;

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные).

Надкласс Рыбы - 2 часа

54.

25. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб.

Л.р. №11. Особенности внешнего строения рыб. Инструктаж по ТБ.

04.04

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе

с. 176-179;

В. 1-8,с. 184

55.

26. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

06.04

Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам.

Фронтальный опрос Заполнение таблицы

с. 180-183;

В. 9-14, с. 184

Тема 4.13. Класс Земноводные - 2 часа

56.

27.Общая характеристика земноводных. Л.р.№12

Особенности внешнего строения лягушки. Инструктаж по ТБ.

11.04

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.

Письменный отчет о проделанной работе

с. 186-190;

в. 1-7.с. 194

57.

28. Многообразие и роль земновод-ных в природе и в жизни человека.

13.04

Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос

с. 191-193,

в. 8-14 с. 194

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся - 2 часа

58.

29. Общая характеристика пресмыкающихся.

18.04

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.

Фронтальный опрос Сам. работа в р/т

с. 196-200;

Отв. на воп. 1-8 с. 202

59.

30. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

20.04

Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.

Фронтальный опрос

с. 201,

в. 1-4. с. 202

Тема 4.15. Класс Птицы - 3 часа

60.

31. Общая характеристика птиц. Л. р. №13. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни. Инструктаж по ТБ.

25.04

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц.

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп.

Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц

Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе

с. 204-208

61.

32. Экологические группы птиц

27.04

Фронтальный опрос

с. 208-211;

62.

33. Роль птиц в природе и жизни человека.

02.05

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы

с. 212-216

Знать общую характеристику класса птиц,

Тема 4.16. Класс Млекопитающие - 5 часов

63.

34.Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые.

04.05

Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Объяснять происхождение млекопитающих.

Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих.

Выделять особенности строения млекопитающих.

Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.

Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни.

Фронтальный опрос

с. 222-224

Ответить на вопросы 1-6.

64

35.Особенности организации млекопитающих

Л. р.№14

Изучение строения млекопитающих. Инструктаж по ТБ.

11.05

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе

с. 229-233;

Отв. на воп. 13-15.

65.

36. Плацентарные млекопитающие. Пр.р. №3 Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения. Инструктаж по ТБ.

16.05

Фронтальный опрос Письменный отчет о проделанной работе

с. 234-235;

66.

37. Значение млекопитающих животных в природе и жизни человека.

18.05

Фронтальный опрос

с. 238

67.

38. Обобщающий урок по теме «Тип хордовые»

23.05

Обобщить и систематизировать знания по теме «Тип Хордовые»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Письменная тестовая работа

Раздел 5. Вирусы - 2часа

68.

1. Общая характеристика вирусов.

25.05

Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.

Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний.

Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Сам. работа в р/т

С.242

69.

2. Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека.

30.05

Фронтальный опрос

С.243-245

Заключение (1ч)

70.

1. Обобщение по теме: «Особенности организации, многообразие живых организмов».

Блиц-турнир

С.238-239



Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

7 класс

1. В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011. - 272с;


Методические пособия для учителя

Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методиче­ское пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;




2. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тет­радь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» класс. - М.: Дрофа, 2014г


Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с;





Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дро­фа, 2006;







Учебно- техническое обеспечение

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Учебно-лабораторное оборудование:

Весы с разновесами

Лупа

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная

Стекло покровное 18/18

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

Штатив универсальный

Рельефная модель

Внутреннее строение брюхоногого моллюска

Строение дождевого червя

Археоптерикс

Внутреннее строение рыбы

Внутреннее строение лягушки

Внутреннее строение кролика

Внутреннее строение собаки

Внутреннее строение ящерицы

Внутреннее строение голубя

Внутреннее строение гидры

Клеточное строение корня

Растительные клетки

Зерновая пшеница

Клеточное строение стебля

«Почка разрез»9

«Модель глазного яблока»

«Цветка подсолнечника»

«Модель цветка василька»

«Модель сердца»

·

Модели

«Модель цветка капусты»

«Модель цветка яблони»

«Цветка картофеля»

«Цветка тюльпана»

«Цветка гороха»

«Цветки пшеницы»

«Структуры ДНК»

Коллекции

Классификация животных и растений

Насекомые вредители

Хлопок и продукты переработки.

Семена, плоды.

Гербарии

Культурных растений

По морфологии растений

Основные группы растений

Дикорастущих растений

Лекарственных растений

Сельскохозяйственных растений

Набор микропрепаратов

По ботанике 7 класс, по зоологии,

Муляжи

Дикая форма и культурные сорта яблок

Дикая форма и культурные сорта томатов

Плодовые тела шляпочных грибов

Грибы

Овощи

Фрукты

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Печатные пособия:

Таблицы по биологии для 7 классов.

Растения, грибы, лишайники.

Вещества растений. Клеточное строения.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Растение живой организм.

Растение и окружающая среда.

Портреты ученых биологов.

Информационные средства:

· Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

· Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Технические средства обучения:

· Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

· Персональный компьютер - рабочее место учителя

- Интерактивная доска

· Проектор

· Телевизор

- Мобильный компьютерный класс ( ноутбуки -15 шт.)

Тестовая система ….

3.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

2. CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии.

3. Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

4. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный ком­плекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

5. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное изда­ние), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Интернет-ресурсы

drofa.ru/catnews/dl/main/biology; drofa.ru/cat/product377.htm;

drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programms

school-collection.edu.ru

bio.nature.ru - научные новости биологии

km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов»

- М.: Дрофа, 2006.

2.

Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи.

Дмитриева ТА., Суматохин С. В.

М.: Дрофа, 2002.

3.

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники

Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И.

М.: Дрофа, 2004.

4.

Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы.

Суматохин С. В., Кучменко B.C.

М.: Мнемозина, 2000.

5.

Энциклопедия для детей. Т.2. Биология.

Глав.ред. М. Д. Аксе­нова

М.: Аванта+, 1998.


Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе.


Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись





















'


© 2010-2022