Календарно-тематическое планирование по биологии для учащихся 6 класса

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева, Е.Ю. Щелчкова- Волгоград: Учитель, 2009-211 с. Курс «Бактерии. Грибы. Растения» рассчитан на 35 часов в год, 1 час ...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева, Е.Ю. Щелчкова- Волгоград: Учитель, 2009-211 с., учетом сокращения количества часов отводимых на изучении биологии в новом базисном учебном плане. Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, в соответствии со спецификой учебного заведения.

Курс «Бактерии. Грибы. Растения» рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю. Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Представленная последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающий достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

1. Введение

1

2. Раздел 1. Клеточное строение организмов.

3

3. Раздел 2. Царство бактерии.

2

4. Раздел 3. Царство Грибы.

3

5. Раздел 4. Царство Растения.

5

6. Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

8

7. Раздел 6. Жизнь растений.

7

8. Раздел 7. Классификация растений.

3

9. Раздел 8. Природные сообщества.

3

Итого

35

Количество практических работ

Практическая работа

Контрольная работа

1 четверть

3

1

2 четверть

4

1

3 четверть

4

1

4 четверть

1

1

год

12

4


Требования к уровню подготовки

В результате изучения биологии ученик 6-го класса должен:

Знать/ понимать

  • особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, строение и функции клетки;

  • строение и функции клетки;

  • сведения о таксономических единицах;

  • способы размножения бактерий, грибов, растений;

  • основные этапы развития растительного мира;

  • взаимосвязь растений с факторами среды;

  • роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека;

  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.

Уметь

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

  • давать характеристику растениям различных систематических групп;

  • вести наблюдения и ставить опыты с растениями;

  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, грибов, бактерий;

  • проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями;

  • ухаживать за растениями, выращивать их;

  • формулировать выводы на основе собранного материала.

Литература и средства обучения

Учебник: Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. В.В. Пасечник, М.: Дрофа 2007

Дополнительная литература: Программа Биология - 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.


  1. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: Методическое пособие.

  2. Галиева Р.Р. Уроки биологии для средней школы. - Уфа.2007.-198 с.

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.















Таблично-графическая схема рабочей программы (35 ч).

Биология 6 класс.

Тема урока

Кол.час

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды

контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Национально-региональный компонент

Материально-техническое обеспечение

Домашнее задание

Дата

проведения



По плану

Факт.

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Биология-наука о живой природе.

1

Урок изучения нового материала.

Групповая, индивидуальная

Текущий контроль

Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений. Приводить примеры значения биологических знаний. Давать определение термину «биология».

Описание национальной стратегии сохранения биоразнообразия России.

Документы и положения о сохранении биоразнообразия.

Изучить с. 9-12.

2-ая неделя сентяб-ря

Тема 1. Клеточное строение организмов. (3 часа).

2

Строение клетки.

1

Урок изучения нового материала.

Л.Р №1 «Приготовление препарата чешуи кожицы лука».

Текущий контроль знаний

Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки. Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их.

Литература, отражающая историю изучения строения клетки.

Микроскоп, клетки кожицы чешуи лука и мякоти листа.

Изучить § 1, отв. На вопр.1-4 на с. 20

3-я неделя сентяб-ря

3

Жизнедеятельность клетки.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа.

Рассказ, беседа.

Называть: структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом. Распознавать и описывать последовательность стадий делений клетки. Отличать старую клетку от молодой.

Роль отечественных ученых в изучении клетки.

Компьютер, проектор

Изучить § 3, вопросы 1-10 на с.23

4-ая неделя сентяб-ря

4

Ткани.

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа.

Рассказ, беседа.

Давать определение термину «ткань». Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей растения.

Роль отечественных ученых в изучении ткани.

Микроскоп, готовые препараты, компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 4, заполнить таблицу с.26

5-ая неделя сентяб-ря

Тема 2. Царство бактерии (2 часа).

5

Строение и жизнедеятельность бактерий. Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмов».

1

Урок изучения нового материала.

Самостоятельная работа.

Текущий контроль знаний

Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности бактерий.

Изучить роль бактерий в природе и жизни человека.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 5, сообщения

1-ая неделя октября

6

Работа над ошибками. Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная работа

Проблемная беседа.

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий.

Изучить роль бактерий в природе и жизни человека.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 6, вопросы с.34-35.

2-ая неделя октября

Тема 3. Царство грибы. (3 часа).

7

Общая характеристика грибов.

1

Урок изучения нового материала.

Работа в парах

Работа с учебником.

Давать определение терминам сапрофиты, паразиты. Выделять признаки царств грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Познакомиться с грибами, которые произрастают в нашей республике.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 7, подготовить сообщение на тему; «Виды шляпочных грибов».

3-я неделя октября

8

Шляпочные грибы.

1

Комбинированный урок.

Л.р. №2 «Распознавать съедобных грибов».

Работа с учебником.

Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты». Описывать строение шляпочных грибов.

Знакомство со шляпочными грибами РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 8.

4-ая неделя октября

9

Плесневые грибы и дрожжи.

1

Комбинированный урок.

Л.р. № 3 «Изучение строения плесневых грибов».

Тест, работа по карточкам.

Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла.

Знать пути заражения грибами-паразитами.

Микроскоп, готовые микропрепараты.

Изучить § 9, отв. На вопр. с. 47

5-ая неделя октября

Тема 4. Царство растения (5 часов).

10

Растения. Ботаника-наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений.

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа.

Работа по карточкам.

Давать определение термину «ботаника». Перечислять основные группы растений, приводить примеры основных групп растений.

Роль отечественных ученых в изучении растений.

Компьютер, проектор, презентации, гербарии.

Изучить § 11.

2-ая неделя ноября

11

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

Комбинированный урок.

Фронтальная беседа.

Опрос.

Давать определение термину «высшие растения». Описывать значение растений в природе и в жизни человека.

Знакомство с растениями нашего края.

Компьютер, проектор, презентация.

Ответить на вопрос 1-5 на с. 53, задание 1 на с. 53.

3-я неделя ноября

12

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания.

1

Урок изучения нового материала.

Л.б. № 4 «Изучение внешнего строения водорослей».

Текущий контроль знаний.

Знать: что водоросли- самые древние растения на Земле; водоросли-низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей.

Знакомство с растениями водоемов нашего края.

Компьютер, проектор, презентация, гербарии.

Изучить §12 до с. 57.

4-ая неделя ноября

13

Мхи. Многообразие мхов. Контрольная работа по теме: «Царства Бактерии и Грибы».

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа.

Тестирование.

Давать определение термину «высшие растения». Распознавать и описывать строение мхов.

Знакомство с многообразием растений нашего края.

Компьютер, проектор, презентация, гербарии.

Изучить § 14-15.

2-ая неделя декабря

14

Работа над ошибками. Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания.

1

Обобщение и систематизация знаний

Л.р. № 5 «Изучение строения и многообразия голосем-х растений».

Работа по карточкам.

Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Знакомство с многообразием растений нашего края.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 16, отв. На вопросы 1-5 на с. 73.

3-я неделя декабря

Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов).

15

Строение семян однодольных растений.

1

Изучение нового материала.

Л.б. № 6 «Строение семян однодольных растений».

Текущий контроль знаний.

Распознавать и описывать строение семян однодольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена однодольных и двудольных растений.

Знакомство с многообразием растений нашего края.

Препаровальные иглы, объекты изучения: семена пшеницы.

Изучить §18.

4-ая неделя декабря

16

Строение семян двудольных растений.

1

Изучение нового материала.

Л.б. № 7 «Строение семян двудольных растений».

Устный опрос.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты семян однодольных и двудольных растений.

Знакомство с многообразием растений нашего края.

Препаровальные иглы, объекты изучения: семена фасоли.

Отв. На вопросы 1-7 на с. 87.

5-ая неделя декабря

17

Виды корней и типы корневых систем.

1

Изучение нового материала.

Индивидуальная работа.

Текущий контроль знаний-опрос.

Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными, особенности стержневой и мочковатой корневых систем.

Знакомство с видами корней растений нашего края.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 19, заполнить таблицу на с. 91.

2-ая неделя января

18

Побег. Листорасположение. Почки и их строение.

1

Изучение нового материала.

Л.р. № 8 «Строение почек. Расположение на стебле».

Устный опрос.

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки.

Примеры растений нашей местности имеющих видоизм. Побеги.

Презентация, комнатные растения.

Изучить § 22.

3-я неделя января

19

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа.

1

Комбинированный урок.

Л.р. № 9 «Строение кожицы листа».

Устный опрос.

Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев.

Примеры растений нашей местности, с разным строением стебля.

Комнатные растения, презентация.

Изучить § 23 отв. На вопр. 1-7 с. 103.

4-ая неделя января

20

Строение стебля. Многообразие стеблей.

1

Комбинированный урок.

Л.р. № 10 «Внутреннее строение ветки дерева».

Текущий контроль знаний-опрос.

Приводить примеры тканей, расположенных в стебле. Называть функции слоев стебля.

Примеры растений нашей местности, с разным строением стебля.

Комнатные растения, презентация.

Изучить § 26.

1-ая неделя февраля

21

Цветок и его строение. Соцветия.

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная работа.

Текущий контроль знаний-опрос.

Знать: что цветок-видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков.

Изучить цветок и соцветие растений нашего края.

Комнатные растения, презентация.

Изучить § 28 и заполнить таблицу.

2-ая неделя февраля

22

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

1

Комбинированный урок.

Л.р.№11 «Классификация плодов».

Текущий контроль знаний-опрос.

Называть функции плодов; Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.

Распространение плодов и семян в наших краях.

.Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 30.

3-я неделя февраля

Тема 6. Жизнь растений (7 часов).

23

Растения-целостный организм. Контрольная работа по теме: «Цветковые растения».

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа

Текущий контроль знаний-опрос.

Знать вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы (крахмал).

Познакомиться с растениями, богатыми жирами, углеводами, белками.

Комнатные растения, презентация.

Изучить § 32-33 отв. На вопр. с. 144.

4-ая неделя февраля

24

Фотосинтез.

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа.

Текущий контроль знаний-опрос.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Роль отечественных ученых в изучении пр. фотосинтеза

Комнатные растения, презентация.

Изучить § 34.

1-ая неделя марта

25

Дыхание растений.

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная работа.

Текущий контроль знаний.

Выделять приспособления растения для дыхания. Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений.

Роль отечественных ученых в изучении дыхании растений.

Комнатные растения, презентация.

Изучить § 35, заполнить таблицу с. 156.

2-ая неделя марта

26

Способы размножения растений. Вегетативное размножение.

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная работа.

Текущий контроль знаний.

Значения вегетативного размещения растений наших краев.

Комнатные растения, презентация.

Изучить § 40.

3-я неделя марта

27

Размножение водорослей и споровых растений.

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная работа.

Биологический диктант

Давать определения терминам. Распознавать и описывать этапы размножения и развития.

Значения размещения растений наших краев.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 41, отв. На вопр.1-5 на с. 181.

5-ая неделя марта

28

Размножение голосеменных растений.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

Описывать этапы размножения и развития голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.

Значения размещения растений наших краев.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 42 вопросы 1-3 на с. 184

1-ая неделя апреля

29

Размножение покрытосеменных растений.

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа.

Текущий контроль знаний. Тестирование

Знать значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения.

Роль отечественных ученых в изучении размножения растений.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 43 и записи в тетради.

2-ая неделя апреля

Тема 7. Классификация растений (3 часа).

30

Основы систематические категории. Контрольная работа по теме: «Рост и развитие растений».

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа.

Тестовый контроль

Знать что такое вид; основные таксономические единицы; значение бинарной номенклатуры.

Основные систематические категории растений РТ.

Комнатные растения, гербарии.

Изучить § 45, отв. На вопросы с. 204.

3-я неделя апреля

31

Работа над ошибками. Семейства класса Двудольные. Строение, важнейшие сельскохозяйственные культуры.

1

Урок изучения нового материала.

Работа в парах.

Текущий контроль знаний.

Знать признаки семейства, медоносы, лекарственные, сорняки.

Различные примеры семейств растений РТ.

Гербарии, презентация.

Изучить § 47.

4-ая неделя апреля

32

Семейства класса Однодольные. Строение, важнейшие сельскохозяйственные культуры.

1

Урок применения полученных знаний

Л.р. № 12 «Строение растений семейства злаковые и Лилейные».

Текущий контроль знаний.

Знать признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Различные примеры семейств растений РТ.

Гербарии, презентация.

Изучить § 52,53, отв. На вопр. 1-6 на с. 235.

1-ая неделя мая

Тема 8. Природные сообщества (3 часа).

33

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

1

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа.

Проверочная работа по карточкам

Знать факторы живой и неживой природы; влияние света, температуры, воды на растения.

Жизненные формы растений РТ.

Гербарии, презентация.

Изучить §54, рабочая тетрадь

2-ая неделя мая

34

Растительные сообщества.

1

Обобщение и систематизация знаний

Работа в парах.

Текущий контроль знаний.

Приводить примеры растительных сообществ. Описывать видовой состав растений лесного сообщества.

Растительные сообщества РТ.

Компьютер, проектор, презентация.

Изучить § 56, отв. На вопр. 1-7 на с. 258

3-я неделя мая

35

Итоговый урок по курсу «Бактерии. Грибы. Растения».

1

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальная работа.

Фронтальный опрос.

Повторить, обобщить знания у учащихся.

Гербарии

4-ая неделя мая


© 2010-2022