Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза», в процессе практических занятий студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания анатомии и физиологии человека для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыМетодическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыМетодическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыМетодическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыМетодическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыМетодическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыМетодическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыМетодическая разработка по биологии на тему Эндокринные железыГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»







Методическая разработка практического занятия



По дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Тема: «Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза»







Специальность: 060101.52 Лечебное дело

углубленный уровень среднего образования











Купино

2015

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол №__ «___» __20__г

Председатель ЦМК ______







Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна

















СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………….……...…стр. 4-5

  2. Учебно-методический план занятия………………….………..стр. 6-7

  3. Технологическая карта………………………………….………стр. 8-9

  4. Приложение №1…………………………………...………….…стр. 10

  5. Приложение №2…………………………………………..…...…стр. 11

  6. Приложение №3………………………………………..…… ..…стр. 12

  7. Приложение №4………………………………………………стр. 13-18

  8. Приложение №5…………………………………………..… ..…стр. 19

  9. Приложение №6………………………………………...….…стр. 20-21

  10. Приложение №7……………………………………………..стр. 22-23

  11. Приложение №8………………………………………..……стр. 24-27

  12. Приложение №9…………………………………………..….…стр. 28

  13. Приложение №10……………………………………..…….стр. 29 -31

  14. Задание на дом к следующему занятию………………………стр. 32































Пояснительная записка

К методической разработке дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме: «Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза».

Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза», в процессе практических занятий студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания анатомии и физиологии человека для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень среднего профессионального образования.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

Знать:

- анатомию и физиологию человека.

Уметь:

- Использовать знания анатомии и физиологии человека для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.4.Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.4.Осуществлять контроль состояния пациента.

П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.























УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Тема занятия: Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

Мотивация темы:

Цели занятия:

  1. Образовательная: после изучения темы студент должен знать строение, топографию эндокринных желёз; уметь использовать знания о строении, топографии эндокринных желёз для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

  2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, формирования умения работать самостоятельно и в подгруппах, аккуратность и точность в оформлении альбомов

  3. Развивающая: повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный

Междисциплинарная интеграция:





Анатомия и физиология человека

ПМ. 01 Диагностическая деятельность



Биология





ПМ. 02 Лечебная деятельность



    ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе

    ПМ. 05 Медико-социальная деятельность



    ПМ. 04 Профилактическая деятельность

    Внутридисциплинарная интеграция:

    Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

    Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы человека

    Анатомия и физиология нервной системы человека



    Дидактическое пространство:

    I. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, контрольные вопросы, ситуационные и морфофункциональные задачи.

    II. Таблицы: 1.Эндокринные железы; 2.Поджелудочная железа; 3.Щитовидная железа; 4. Эндемический зоб; 5. Аддисонова болезнь. Торс человека.

    III. Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.

    Время занятия: 90 минут

    Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека

    Рекомендуемая литература:

    Основная: Федюкович Н.И ,Гайнутдинов И. К. Анатомия и физиология человека- Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.

    Дополнительная: Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.



    Технологическая карта занятия

    Основные этапы занятия.

    Время

    Методические

    указания

    1.

    Организационный момент.

    Приложение №1.

    Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность.

    2 мин.

    Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.

    2.

    Мотивация учебной деятельности.

    Целевая установка. Формирование ОК 1

    Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специальности.

    3 мин.

    Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

    3.

    Контроль исходного уровня знаний: письменный опрос (тестирование) с целью активизации внимания студентов.

    5 мин.

    Индивидуальный тест-контроль.

    4.

    - Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК 6.

    Приложение №2.

    План:

    1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.

    - Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желёз внутренней секреции.

    - Демонстрация эндокринных желёз на муляже, планшетах.

    2. Работа в альбоме: составление схем, таблиц.

    3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Решение морфофункциональных и ситуационных задач. Выполнение заданий в тестовой форме. Приложение №4, №5, №6.

    30 мин.

    Вербальный метод: инструктаж преподавателя.


    Индивидуально-групповая методика обучения



    Визуальный метод: демонстрация презентации.

    5.

    Закрепление знаний. ОК 6. Итоговый контроль по контрольным вопросам, ситуационным задачам.

    45 мин.

    Индивидуальный устный и письменный контроль.

    6.

    Подведение итогов.

    3 мин.

    Обобщающее слово преподавателя. Выставка оценок с комментарием.

    7.

    Домашнее задание:

    «Анатомия и физиология человека», Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов, стр. 323-334.

    «Анатомия и физиология человека», Н.И. Федюкович, стр. 291-301. Лекция. Подготовится к практическому занятию. Зарисовать эндокринные железы. Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.

    2 мин.

    Вербальный контакт


    Всего

    90 мин.




















    Приложение 1

    Методическая разработка для преподавателя

    1. Проверить оснащенность кабинета необходимыми плакатами, атласами, учебниками, учебными пособиями, а также наличие
      у студентов альбомов для записей и зарисовок.

    2. Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путем
      фронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональных
      и ситуационных задач и т.д.

    Обратить внимание студентов на ряд характерных свойств всех гормонов: специфичность действия, высокую биологическую активность, дистантность действия, сравнительно небольшой размер молекул гормонов и их высокую проникающую способность через эндотелий капилляров и мембраны клеток, быструю разрушаемость гормонов, отсутствие видовой специфичности и т.д.

    Дать задание для самостоятельной работы студентов и на самоконтроль (самопроверку).

    Показать на доске порядок заполнения по прилагаемой форме «Гормоны и их физиологическая характеристика». Проверка правильности заполнения таблицы осуществляется всей подгруппой: один из студентов называет гормоны, место их действия и физиологический эффект, а остальные сверяют свои записи и при необходимости самостоятельно или с помощью преподавателя корректируют и дополняют ее.

    Для закрепления знаний и самоконтроля предложить студентам два варианта вопросов и ответов.

    1. Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, морфофункциональным и ситуационным задачам, кроссвордам (по
      усмотрению преподавателя).

    2. Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленной цели и задание на дом.







    Приложение 2

    Методическая разработка к практическому занятию для студента

    Тема: Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

    Цель: Обобщить знания и умения по данной теме, изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения, использовать знания о строении, топографии эндокринных желёз для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

    Оснащение занятий: Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, контрольные вопросы, ситуационные и морфофункциональные задачи.

    Таблицы: 1.Эндокринные железы. Электронные презентации.

    Время занятия: 90 минут

    Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека.















    Приложение №3

    ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    Название этапа

    Описание работы деятельности

    Время

    1

    Организационный момент

    Студентам раздаются методические рекомендации для самостоятельной работы. Инструктаж преподавателя.

    5 мин.

    2

    Самостоятельная работа студентов.

    - Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК 6.

    Приложение №2.

    План:

    1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.

    - Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желёз внутренней секреции.

    - Демонстрация эндокринных желёз на муляже, планшетах.

    2. Работа в альбоме: составление схем, таблиц.

    3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Решение морфофункциональных и ситуационных задач. Выполнение заданий в тестовой форме. Приложение №4, №5, №6.

    30 мин.







    Приложение №4

    Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

    Задание №1

    1. Начертите в альбомах таблицу "Гормоны и их физиологическая характеристика" по прилагаемой форме и впишите в нее гормоны, отмечая, на что и как они действуют.

    В таблицу включите следующие эндокринные железы, их составные части и гормоны:

    1) Гипофиз

    а) передняя доля - 6 гормонов (соматотропин, тиреотропин, кортикотропин, пролактин, фоллитропин, лютропин);

    б) средняя доля - 2 гормона (интермедин, липотропин);

    в) задняя доля - 2 гормона (вазопрессин, окситоцин).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

    Рисунок 1. Строение гипофиза


    1. Щитовидная железа - 3 гормона (тироксин, трийодтиронин, тирокальциотонин).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

    Рисунок 2. Строение щитовидной железы


    1. Паращитовидные железы- 1 гормон (парагормон, или паратиреокрин).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

    Рисунок 3. Строение паращитовидной железы


    1. Поджелудочная железа (панкреатические островки) - 3 гормона(инсулин, глюкагон, липокаин).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

    Рисунок 4. Строение поджелудочной железы

    5)Надпочечник

    а) корковый слой:

    клубочковая зона - 2 минералкортикоида (альдостерон, дезокси-кортикостерон);

    пучковая зона - 3 глюкокортикоида (гадрокортизон, кортизон, кортикостерон);

    сетчатая зона - 3 половых гормона (андрогены, эстрогены, прогестерон)

    б) мозговой слой - 2 гормона (адреналин, норадреналин).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы


    Рисунок 5. Строение надпочечников

    6) Половые железы (гонады)

    а) мужские - 2 гормона (тестостерон и андростерон);

    б) женские - 2 гормона (эртрогены, прогестерон).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

    Рисунок 6. Строение половых желез

    1. Эпифиз - 2 гормона (мелатонин, гломерулотропин).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

    Рисунок 7. Строение эпифиза

    1. Тимус (вилочковая железа) - 3 гормона (тимозин, тимопоэтин,тимусный гуморальный фактор).

    Методическая разработка по биологии на тему Эндокринные железы

    Рисунок 8. Строение тимуса (вилочковой железы)





    В качестве примера, как следует заполнять таблицу, приводится описание нескольких гормонов передней доли гипофиза.

    Таблица: Гормоны и их физиологическая характеристика

    Эндокринная железа

    (ее доля, часть)

    Гормоны

    Место действия (весь организм, орган, ткань)

    Физиологический эффект

    1. Гипофиз

    а) Передняядоля

    Соматотропин(гормон роста)

    Весь организм

    Стимулирует синтез белка в организме, рост хрящевой ткани, костей и всего тела

    Тиреотропин

    Щитовидная железа

    Стимулирует функцию щитовидной железы, осуществляя синтез и секрецию тиреоидных гормонов

    Кортикотропин(адренокортико-тропный гормон - АКТГ) и т.д.

    Кора надпочечников (пучковая зона)

    Стимулирует образование и выделение в коре надпочечников глюкокортикоидов

    2. Проверьте правильность заполнения таблицы, дня этой цели один из студентов по своей таблице называет гормоны, место их действия и физиологический эффект, а остальные сверяют свои записи и при необходимости вносят изменения и дополнения в таблицы под контролем преподавателя.

    Задание №3

    1. Для закрепления полученных знаний и самоконтроля проверьте
    себя или друг друга по двум вариантам вопросов и ответов, помогая взаимно в выборе правильного ответа. При затруднении смотрите готовыеответы на других приложениях.

    2. Проверьте по тестам, контрольным вопросам, морфофункциональным и ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили материал по строению, функциям эндокринных желез и их патологии.

    3. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя).























    Приложение №5

    Тема: Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое гормон?

    2. Какова роль гормонов в организме?

    3. Перечислите гормоны передней доли гипофиза.

    4. Какую роль играет гормон соматотропин?

    5. Что наблюдается при избытке соматотропина в детстве?

    6. Какую функцию выполняет гормон тиреотропин?

    7. На что влияет гормон фоллитропин?

    8. Перечислите гормоны средней доли гипофиза.

    9. Что делает гормон интермедин?

    1. Какие гормоны выделяет щитовидная железа?

    2. Какой гормон является предшественником адреналина?

    3. Какой гормон оказывает стимулирующее действие на гладкую мускулатуру матки, повышает сократительную активность и в меньшей степени тонус миометрия?

    4. Какой гормон вырабатывают паращитовидные железы?

    5. Что наблюдается при гипофункции паращитовидных желез?

    6. Перечислите гормоны, вырабатываемые эпифизом (шишковидным телом).

    7. Какие гормоны вырабатываются в поджелудочной железе?

    8. Какой гормон используют спортсмены для набора мышечной массы и силы?

    9. Назовите функции инсулина.

    10. Какую роль играет липокаин?

    11. Какой гормон участвует в процессах аллергии и воспаления?

    12. Какой гормон вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения?

    13. Что наблюдается в организме при недостатке минералкортикои-
      дов?

    14. Какова роль гормонов адреналина и норадреналина?

    15. Назовите мужские половые гормоны, вырабатываемые яичками.

    16. Назовите женские половые гормоны, вырабатываемые яичниками.

    28. Какой гормон увеличивает реабсорбцию воды почкой, таким образом повышая концентрацию мочи и уменьшая её объём?

    29. Какую функцию выполняет пролактин?







    Приложение №6

    Тема: Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

    Морфофункциональные и ситуационные задачи

    Задача №1

    Больной жалуется на сухость во рту, жажду, повышенный аппетит, слабость. Суточное выделение мочи повышено до 3-х литров. Анализ мочи показал, относительная плотность 1,032, глюкозы в моче 9 ммоль/л

    Каково ваше мнение о заболевании?

    Задача №2.

    У ребёнка 5 лет наблюдается остановка роста, специфические изменения кожи, волос, мышц, резкое снижение скорости процессов обмена, глубокие нарушения психики. Специфическое гормональное лечение в этом случае не дает положительного результата.

    Ваш предварительный диагноз и вероятная причина заболевания.

    Задача №3.

    Больной жалуется на избыточную массу тела, жажду, неутолимый голод, утомляемость, мышечную слабость. При осмотре - лунообразное лицо. При обследовании - гипергликемия, гипертония, повышенная секреция АКТГ и кортизола.

    Ваше мнение о предполагаемом диагнозе.

    Задача№ 4.

    Больная Д.,25 лет жалуется на сердцебиение, вспыльчивость, раздражительность, плохой сон, похудание, дрожание рук (изменился почерк). Аппетит повышен, но одновременная потеря массы тела. Наблюдается отрицательный азотистый баланс, температура тела повышена, кожа влажная, щитовидная железа увеличена. Пульс 118/мин.

    О каком заболевании следует подумать в первую очередь?

    Задача№5.

    Больная Р., 58 лет обратилась к врачу с жалобами на вялость, апатию, медлительность. Наблюдается мешкообразная отёчность верхних и нижних век, отёчность губ, щёк. После надавливания на отёчных тканях не остаётся ямки. Основной обмен снижен.

    Какое заболевание имеет место?

    Задача №6.

    У больного наблюдается полиурия, полидипсия и нарушение сна. Относительная плотность мочи от 1,001 до 1,003. Выделение мочи колеблется от 5 до 20 л в сутки. Содержание глюкозы в крови 5,0ммоль/л, в моче глюкоза отсутствует.

    О каком заболевании нужно подумать в данном случае и с чем оно связано?

    Задача№7.

    При профилактическом осмотре жителей Северного Кавказа было замечено у большинства жителей увеличение щитовидной железы. Анализ крови показал низкий уровень Т4 и Т3. В ряде случаев наблюдаются приступы удушья, сухость, кашель, охриплость голоса.

    Ваше мнение о предполагаемом заболевании жителей?



















    Приложение №7

    Тема: Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

    Ответы на морфофункциональные и ситуационные задачи:

    Задача №1.

    У больной сахарный диабет. При этом заболевании содержание сахара в крови повышено (гипергликемия), вследствие абсолютной или относительной недостаточности инсулина. Глюкоза - осмотически активное вещество, выделяясь, тянет за собой воду, диурез увеличивается (полиурия), рефлекторно возникает чувство жажды (полидипсия). Не смотря на то, что содержание глюкозы в крови повышено, она не проникает в клетки и в печени не превращается в гликоген, а в тканях не используется в качестве энергетического материала, «голод среди изобилия» (полифагия). Содержание глюкозы увеличивается также за счет глюконеогенеза, в этих условиях липиды и белки (глицерин, аминокислоты) превращаются в глюкозу.

    Задача №2.

    Врождённый гипотиреоз. В результате уменьшения тиреотропного гормона нарушается синтез и поступление тиреоидных гормонов. Дефицит гормонов щитовидной железы приводит к нарушению всех видов обмена. Резкое снижение окислительных процессов и понижение синтеза белка служат причинами задержки роста у детей.

    Задача №3.

    Наблюдается гиперфункция коры надпочечников (болезнь Иценко-Кушинга) или стероидный диабет. Гипергликемия связана с повышением катаболизма белков и глюконеогенезом из аминокислот. Кортизол ингибирует активность и синтез ферментов, участвующих в образовании коллагена и гликозамингликанов, а вследствие этого нарушается включение в костную ткань солей Са2+ и фосфатов. Гипертония связана с повышенной продукцией другого гормона коры надпочечников - альдестерона, регулирующего водно-солевой обмен.

    Задача№4.

    Диффузный токсический зоб (Базедова болезнь) - гиперфункция гормонов щитовидной железы (тироксина, трийодтиронина). Тироксин, трийодтиронин резко усиливают процессы митохондриального окисления. Однако, являясь разобщителями дыхания и фосфорилирования, снижают эффективность митохондриального окисления, в результате образование АТФ снижается, энергия рассеивается в виде тепла. Отсюда температура повышена, кожа влажная. Тироксин усиливает расходование углеводов, жиров и белков. Возникает похудание и интенсивное потребление тканями глюкозы из крови. Убыль глюкозы из крови возмещается её пополнением за счёт усиленного распада гликогена в печени и мышцах. Интенсивное расходование белков приводит к увеличению количества азота в моче (отрицательный баланс). Йодсодержащие гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующие влияние на ЦНС. При больших концентрациях тироксина сухожильные рефлексы усиливаются, появляется дрожание (тремор) конечностей.

    Задача №5.

    Имеет место гипофункция щитовидной железы (микседема). Симптомы этого заболевания объясняются, прежде всего, снижением действия иодтиранинов. Точкой приложения действия тиреоидных гормонов считаются внутриклеточные рецепторы-белки, обеспечивающие транспорт тиреоидных гормонов в ядро и взаимодействие со специфическими генами. В результате увеличивается синтез ферментов, регулирующих скорость окислительно-восстановительных реакций. В связи с их недостаточностью основной обмен нарушается. Повышенное количество глюкозы в крови приводит к изменению осмотического давления в клетке, нарушается водно-солевой обмен, вода задерживается, наблюдаются отёки. Известно, что иодтиронины выступают в роли разобщителей, отсюда снижение величины основного обмена, понижение температуры тела и т.д.

    Задача№6.

    Несахарный диабет, заболевание, связано с нарушением функций задней доли гипофиза - выделением гормона - вазопрессина. Вазопрессин увеличивает скорость реабсорбции воды из первичной мочи и тем самым уменьшает диурез. При уменьшении секреции вазопрессина -резко увеличивается выделение мочи, соответственно увеличивается потребление воды.

    Задача N7.

    Эндемический зоб. Основной причиной эндемического зоба является недостаточность йода в продуктах питания, вследствие недостатка его в почве и воде. Дефицит тиреоидных гормонов приводит к повышению секреции тиротропного гормона гипофиза, вызывающего гиперплазию ткани щитовидной железы с развитием зоба.

    Приложение №8

    Тема: Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

    Тесты:

    1. Гормоны, являющиеся между собой антагонистами:

    а) адреналин и норадреналин;

    б) инсулин и глюкагон;

    в) тестостерон и прогестерон;

    г) дофамин и вазопрессин.

    2. Гормон, увеличивающий реабсорбцию воды почкой, таким образом, повышающий концентрацию мочи и уменьшая её объём - это:

    а) серотонин;

    б) адреналин;

    в) инсулин;

    г) вазопрессин.

    3. Гормон роста - это:

    а) тестостерон;

    б) кортизон;

    в) интермедин;

    г) соматотропин.

    4. Железа, вырабатывающая соматотропный гормон:

    а) надпочечники;

    б) поджелудочная железа;

    в) гипофиз;

    г) семенники.

    5. Инсулин, главным образом, воздействует на обмен:

    а) белков;

    б) жиров;

    в) углеводов;

    г) солей

    6. Гормоны, вырабатывающиеся в поджелудочной железе:

    а) адреналин и норадреналин;

    б) инсулин и глюкагон;

    в) тестостерон и прогестерон;

    г) дофамин и вазопрессин.

    7. Гормон, ускоряющий частоту сердечных сокращений - это:

    а) инсулин;

    б) адреналин;

    в) норадреналин;

    г) тироксин.

    8. Гормон, который вырабатывает тимус (вилочковая железа) - это:

    а) тимопоэтин;

    б) адреналин;

    в) окситоцин;

    г) инсулин.

    9.Адренокортикотропный гормон (АКТГ) регулирует работу:

    а)щитовидной железы;

    б) половых желез;

    в) секрецию коркового вещества надпочечников;

    г) шишковидное тело.

    10. Гормон, снижающий концентрацию глюкозы в крови - это:

    а) инсулин;

    б) вазопрессин;

    в) тироксин;

    г) соматостатин.

    11. К глюкокортикоидам относится гормон:

    а) альдостерон;

    б) кортизон;

    в) эстрадиол;

    г) паратгормон.

    12. Железа, вырабатывающая окситоцин:

    а) гипофиз;

    б) гипоталамус;

    в) надпочечники;

    г) шишковидное тело.

    13. Функция липокаина:

    а) усиливает антикоагулянтное действие гепарина;

    б) способствует образованию фосфолипидов в печени;

    в) вызывает выраженное ускорение линейного (в длину) роста;

    г) замедляет процессы старения.

    14. Гормон, обладающий противоопухолевым эффектом - это:

    а) паратгормон;

    б) серотонин;

    в) окситоцин;

    г) мелатонин.

    15. Гормоном беременности называют:

    а) вазопрессин;

    б) пролактин;

    в) прогестерон;

    г) паратгормон.





    Приложение №9

    Тема: Использование знаний о строении и топографии эндокринных желёз для обследования пациента и постановки предварительного диагноза

    Ответы на тестовые задания:

    1. б;

    2) г;

    3) г;

    4) в;

    5) в;

    6) б;

    7) б;

    8) а;

    9) в;

    10) а;

    11) б;

    12) б;

    13) б;

    14) г;

    15) в.



    Приложение №10

    Критерии оценки знаний и умений студентов

    «5» (отлично)- знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, при тестовом контроле - 100-90% правильно выполненных заданий, правильное решение задач.

    «4» (хорошо)- незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, раскрытие междисциплинарных связей, логическое обоснование теоритических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле - 80% правильно выполненных заданий, решение задачи с участием преподавателя.

    «3» (удовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -79% правильно выполненных заданий, затруднения при решении задач с участием преподавателя.

    «2» (неудовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, при тестовом контроле - менее 70% правильно выполненных заданий, грубые ошибки при решении задач с участием преподавателя.





    Критерии оценки тестовых заданий

    Оценка «5» (отлично) - 90% правильных ответов

    из 10 тестов 9 правильных ответов

    из 15 тестов 14 правильных ответов

    из 20 тестов 18 правильных ответов

    из 30 тестов 27 правильных ответов

    из 35 тестов 31 правильных ответов

    из 50 тестов 45 правильных ответов

    из 100 тестов 90 правильных ответов

    Оценка «4» (хорошо) - 80% правильных ответов

    из 10 тестов 8 правильных ответов

    из 15 тестов 12 правильных ответов

    из 20 тестов 16 ответов правильных

    из 30 тестов 24 правильных ответов

    из 35 тестов 28 правильных ответов

    из 50 тестов 40 правильных ответов

    из 100 тестов 80 правильных ответов

    Оценка «3» (удовлетворительно) - 70% правильных ответов

    из 10 тестов 7 правильных ответов

    из 15 тестов 11 правильных ответов

    из 20 тестов 14 правильных ответов

    из 30 тестов 21 правильных ответов

    из 35 тестов 24 правильных ответов

    из 50 тестов 35 правильных ответов

    из 100 тестов 70 правильных ответов

    Оценка «2» (неудовлетворительно) - 69% правильных ответов

    из 10 тестов 6 правильных ответов

    из 15 тестов 10 правильных ответов

    из 20 тестов 13 правильных ответов

    из 30 тестов 20 правильных ответов

    из 35 тестов 23 правильных ответов

    из 50 тестов 34 правильных ответов

    из 100 тестов 69 правильных ответов









    Задание на дом к следующему занятию

    Тема: Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

    Домашнее задание:

    «Анатомия и физиология человека», Н.И.Федюкович, И.К.Гайнутдинов, стр. 323-334.

    «Анатомия и физиология человека», Н.И.Федюкович, стр. 291-301.Лекция. Подготовится к практическому занятию. Зарисовать эндокринные железы. Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.







    33


    © 2010-2022