• Преподавателю
  • Биология
  • Статья на тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся старших классов в урочное и внеурочное время»

Статья на тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся старших классов в урочное и внеурочное время»

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация исследовательской деятельности учащихся старших классов в урочное и внеурочное время»

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».

Карл Роджерс.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт определённый запас знаний и умений, жизненный опыт. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Желание исследовать является врождённой потребностью, нужно ее только развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающие нас люди: родители, друзья, педагоги.

Каково же значение исследовательской деятельности для обучающихся?

• учатся умению самостоятельно добывать знания;

• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

• развивают навыки самоорганизации;

• формируют адекватную самооценку;

• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.

Исследовательская работа - это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности. Необходимо научить учеников строить свою работу согласно разработанному плану:

  1. Выбор темы исследования.

  2. Формулирование целей, задач, выбор методов.

  3. Работа над исследованием.

  4. Оформление.

  5. Защита - представление результатов работы.

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.

Индивидуальная исследовательская работа с учащимися ведётся согласно определённому алгоритму. В общем виде его можно отразить следующим образом:

1. Подготовительный этап. Приступающему к исследованию необходимо поставить перед собой ряд вопросов и ответить на них:

- Что я буду изучать, исследовать? (Предмет исследования)

- Зачем я буду это делать? (Цель и актуальность работы)

- Что буду делать в процессе исследования? (Задачи исследования)

- Как я буду осуществлять исследование? (Методы - наблюдение, анализ, изучение литературы по выбранной теме, эксперимент, прогнозирование и т.д.)

- Что нового я узнаю? (Научная новизна)

- Кому это нужно? (Практическая значимость исследования).

2. Формулирование темы. Исследование начинается с выбора темы. Обучающийся в соответствии со своими познавательными интересами сам определяет исследовательскую тему и круг исследовательских проблем, учитель же играет консультативную роль.

3. Сбор и анализ информации. Обучающийся собирает информацию, связанную с объектом исследования, работает с энциклопедиями, справочниками, ресурсами Интернет, консультируется с учителем, учеными и записывает неизвестные ему до этого времени сведения, сопоставляет, анализирует и обобщает их.

4. Собственное исследование. Обучающийся работает с первоисточником, проводит наблюдения, опыты, эксперименты, записывает свои суждения (может, они окажутся новыми знаниями), составляет прогноз их применения в будущем.

5. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.

6. Публичная защита научно-исследовательской работы. Представление исследования имеет определённые стандарты и может быть выражено в форме тезисов, научной или популярной статьи, исследовательского реферата, демонстрации эксперимента и устного описательного доклада о нём. На защите работы должны быть чётко обозначены наиболее важные элементы исследования, а именно: название работы; цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы и способы решения проблемы; краткая характеристика глав; краткая характеристика использованной литературы; результаты и выводы (самый важный момент).

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Поэтому педагогам, родителям, научным руководителям необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Я думаю, что организация исследовательской деятельности - перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим - необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс.

Несмотря на трудности, мне кажется, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания».



© 2010-2022