«Скелет человека, его отделы»

Цель: расширить представление школьников об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций. Задачи: 1.                Обучающая. Изучить особенности  строения и функционирования внутреннего скелета; познакомиться со строением. 2.                 Развивающая.Продолжить  формирование умений наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный рисунок, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности. 3.               ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН



Открытый урок по биологии в 8 классе:

«Скелет человека, его отделы»



«Скелет человека, его отделы»








Цель: расширить представление школьников об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций.

Задачи:

  1. Обучающая. Изучить особенности строения и функционирования внутреннего скелета; познакомиться со строением.

  2. Развивающая. Продолжить формирование умений наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный рисунок, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности.

  3. Воспитательная. Воспитать у учащихся понимание необходимости бережного отношения к собственному организму: формирование правильной осанки.

Оборудование: модель скелета, презентация к уроку, мультимедийное учебное пособие нового образца "БИОЛОГИЯ. Анатомия и физиология человека", "Скелет" и "Гигиена органов чувств", интерактивная доска.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания:

Карточка № 1

Прочтите вопросы и выпишите правильные варианты ответов:

1.Что такое анализатор?

А) рецептор

Б) рецептор+чувствительный нерв

В) рецептор+ чувствительный нерв+ зона коры полушария, различающая раздражение

Г) орган чувства

Д) орган чувства+ головной мозг

2.Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?

А)травма глаза

Б)близорукость

В)дальнозоркость

Г)конъюктивит

3.Какое заболевание глаза инфекционное?

А)травма глаза

Б)близорукость

В)дальнозоркость

Г)конъюктивит

4.В чем заключается первая помощь при попадании в глаз щелочи или кислоты?

А)пользоваться чистым носовым платком

Б)защитные очки

В)холодная примочка

Г)промывание глаза чистой водой

Карточка № 2

1. Прочтите вопрос и выпишите правильные варианты ответов:

Что нужно делать для профилактики болезни уха?

А)избегать сильного шума

Б) своевременно обращаться к врачу

В)при взрывных работах открывать рот

Г)затыкать уши ватой

Д)ежедневно мыть уши

2.Что нужно делать, если в глаз попала соринка?

3.Изучение нового материала:

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.
"Движение - это жизнь", - как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»

- Что же такое скелет?

Скелет (skeletos - высохший) - совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма - 10-15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека "несколько более 200 костей", а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.

«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»

«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»

«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»

«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»

«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»«Скелет человека, его отделы»

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

«Скелет человека, его отделы»

«Скелет человека, его отделы»


Череп
А - вид спереди;
Б - вид сбоку:
1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

П«Скелет человека, его отделы»озвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33-34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков) - рис. 24

грудной (12) - рис. 25

поясничный (5)

«Скелет человека, его отделы»крестцовый (5) рис. 26

копчиковый (4-5) .

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника - копчик. Он со¬стоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Физминутка: Встали - я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью - грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

«Скелет человека, его отделы»






Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

- А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета человека.

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет - пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека

  • Двигательная

(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

  • Защитная

(создаёт полости тела защиты внутренних органов).

  • Формообразующая

(определяет форму и размеры тела).

  • Опорная

(опорный остов организма).

  • Кроветворная

(красный костный мозг - источник клеток крови).

  • Обменная

(кости - источник Ca, F и других минеральных веществ).

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

Заполнение таблицы:

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

Череп

Лицевой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Плоские (широкие)

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Плоские (широкие)

Неподвиж -нее (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище

Позвоночник

33-34 позвонка

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых

Короткие

Полуподвижные

S-обр изогнутость позвоночника (лордозы - шейный, поясничный; кифоз - грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка

Грудная клетка

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Короткие, длинные губчатые

Полуподвижные

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

4. Закрепление изученного:

«Скелет человека, его отделы»

1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).

2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.

3. Часть ноги от колена до стопы.

4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.

5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.

6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.

7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.

8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.

5. Домашнее задание:




Карточка № 1

Прочтите вопросы и выпишите правильные варианты ответов:

1.Что такое анализатор?

А) рецептор

Б) рецептор+чувствительный нерв

В) рецептор+ чувствительный нерв+ зона коры полушария, различающая раздражение

Г) орган чувства

Д) орган чувства+ головной мозг

2.Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?

А)травма глаза

Б)близорукость

В)дальнозоркость

Г)конъюктивит

3.Какое заболевание глаза инфекционное?

А)травма глаза

Б)близорукость

В)дальнозоркость

Г)конъюктивит

4.В чем заключается первая помощь при попадании в глаз щелочи или кислоты?

А)пользоваться чистым носовым платком

Б)защитные очки

В)холодная примочка

Г)промывание глаза чистой водой


Карточка № 1

Прочтите вопросы и выпишите правильные варианты ответов:

1.Что такое анализатор?

А) рецептор

Б) рецептор+чувствительный нерв

В) рецептор+ чувствительный нерв+ зона коры полушария, различающая раздражение

Г) орган чувства

Д) орган чувства+ головной мозг

2.Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?

А)травма глаза

Б)близорукость

В)дальнозоркость

Г)конъюктивит

3.Какое заболевание глаза инфекционное?

А)травма глаза

Б)близорукость

В)дальнозоркость

Г)конъюктивит

4.В чем заключается первая помощь при попадании в глаз щелочи или кислоты?

А)пользоваться чистым носовым платком

Б)защитные очки

В)холодная примочка

Г)промывание глаза чистой водой


Карточка № 2

1. Прочтите вопрос и выпишите правильные варианты ответов:

Что нужно делать для профилактики болезни уха?

А)избегать сильного шума

Б) своевременно обращаться к врачу

В)при взрывных работах открывать рот

Г)затыкать уши ватой

Д)ежедневно мыть уши

2.Что нужно делать, если в глаз попала соринка?


Карточка № 2

1. Прочтите вопрос и выпишите правильные варианты ответов:

Что нужно делать для профилактики болезни уха?

А)избегать сильного шума

Б) своевременно обращаться к врачу

В)при взрывных работах открывать рот

Г)затыкать уши ватой

Д)ежедневно мыть уши

2.Что нужно делать, если в глаз попала соринка?

«Скелет человека, его отделы»

© 2010-2022