Урок биологии по теме Видоизменение листьев (6 класс)

Цели и задачи урока:     ·        Актуализировать знания обучающихся о видоизменениях растений, как приспособления к условиям обитания в конкретной среде. ·        Продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи в приспособленности листьев к конкретным условиям среды, развивать умения работать с дополнительной литературой, рисунками. Развивать коммуникативные качества и умения работать в малых группах. ·        Воспитывать интерес обучающихся к изучению у...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме Видоизменение листьев (6 класс)

Урок биологии по теме Видоизменение листьев (6 класс)

Урок биологии по теме Видоизменение листьев (6 класс)

Урок биологии по теме Видоизменение листьев (6 класс)

Урок биологии по теме Видоизменение листьев (6 класс)



МБОУ «Нивская оош»

Учитель Волкова Н.В.

2014год

Цели и задачи урока:

  • Актуализировать знания обучающихся о видоизменениях растений, как приспособления к условиям обитания в конкретной среде.

  • Продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи в приспособленности листьев к конкретным условиям среды, развивать умения работать с дополнительной литературой, рисунками. Развивать коммуникативные качества и умения работать в малых группах.

  • Воспитывать интерес обучающихся к изучению удивительных особенностей растений в связи со средой их обитания.

Оборудование: таблицы, карточки, дополнительный материал, рисунки, комнатные растения различных сред обитания, гербарий растений.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

1) Графический диктант.

+ верно

- неверно

1. Черешок - это часть стебля.

2. У рябины листья простые.

3. Одна из функций листа - испарение воды.

4. У пшеницы лист черешковый.

5. Жилки листа - это его скелет.

6. У растений класса двудольные сетчатое жилкование.

7. У вишни сложные листья.

8. У листа гороха прилистники крупные.

9. У листьев ячменя жилкование листа параллельное.

10. У всех листьев листовые пластинки цельные.

ОТВЕТ: - - + - + + - + + - .

2) Работа по карточкам.

  • Работа с терминами:

черешок, прилистник, жилка, влагалище, основание листа.

  • Определить на рисунке типы листьев.

  • Определить типы расположения листьев.

3) Фронтальный опрос.

- Каково строение листа?

- Чем простой лист отличается от сложного?

- Какие формы имеет листовая пластинка?

- Каковы функции листа?

3. Изучение нового материала.

( На доске рисунки кактуса, барбариса, гороха, росянки, чертополоха, луковица репчатого лука которые в ходе беседы демонстрирует учитель)

1) Беседа.

- Что это за растение? Где встречаются кактусы?

- Как кактусы приспособились к жизни в этой среде?

- Какова тема урока? Что мы должны узнать на уроке?

- Зачем барбарису колючки? (защита)

- Какова роль усиков гороха? (поддержка слабого стебля )

- Назовите это растение. Какова роль колючек у чертополоха? (защита)

- Как видоизменились листья луковицы репчатого лука? Какова их роль?

2) «Это интересно» - работа с раздаточным материалом.

- Что нам известно о росянке? Каково значение листьев хищных растений?

Одно из чудес растительного мира - хищные растения. Встретить эти растения можно на бедных минеральными солями почвах. А хищными они называются потому. Что недостающие для них в почве питательные вещества эти растения приспособились добывать из насекомых. Которых ловят при помощи особых устройств. Каждое растение справляется с этой «задачей» по-своему. Так, у уже известной нам росянки, встречающейся в наших лесах по берегам ручьев и на болотах, листочки имеют красноватые волоски с прозрачными липкими капельками. Эти капельки очень напоминают капельки росы, за что растение и получили свое название. Когда насекомое садится на блестящую капельку, волоски изгибаются и обволакивают его пищеварительной слизью. После этого край листочка заворачивается и поглощает неосторожное насекомое. Примерно так же расправляется с насекомыми и росолист - обитатель сухих горных районов Испании, Португалии, Марокко.

Иначе действует венерина мухоловка, растущая на болотах в Северной Америке. Ее листья-капканы состоят из двух половинок, по краям которых имеются выросты-зубчики. Когда насекомое, привлеченное нектаром, попадает на один из листьев, зубчатые края смыкаются, половинки листьев постепенно сжимаются, и насекомое оказывается прижатым к переваривающим железкам, расположенным на поверхности ловушки.

У некоторых насекомоядных растений ловчие листья имеют необыкновенную форму. У растения рода непентос черешок листа на конце разрастается в яркий «кувшинчик», выделяющий ароматный нектар. Насекомое садится на край кувшинчика, покрытого гладким восковым налетом, соскальзывает внутрь и тонет в пищеварительном соке. Растут непентосы в тропической Азии.

3) Самостоятельная работа с § учебника.

4. Закрепление изученного материала.

Заполните таблицу:

« Приспособленность растений к уменьшению испарения влаги».

Название растения

Приспособленность к уменьшению испарения




5. Подведение итогов урока.

- О чем мы узнали на уроке?

- Какой вывод можем сделать? ( вывод записывается в тетрадь)

ВЫВОД. Видоизменения листьев - это приспособленность растений к условиям среды. Видоизменениями листьев могут быть: колючки. Усики, мясистые чешуи, кувшинчик, капельки и др.

-Выставление оценок и домашнее задание.

Урок биологии по теме Видоизменение листьев (6 класс)


© 2010-2022