Открытый урок-игра Удивительная птица Удод

Министерство образования и науки Автономной Республики Крым Республиканский смотр – конкурсУчащихся учебных заведений системыМинистерства образования и науки Автономной Республики Крым Всеукраинская природоохранная пропагандистскаяАкция «Птица года» У Д О Д Работу выполнила группа учащихсяПочётненского УВК«школа – лицей»Красноперекопского района Руководитель – Шадловская Н.Ф.Учитель биологии ПочётненскогоУВК «школа – лицей»Красноперекопского района
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Автономной Республики Крым


Республиканский смотр - конкурс

Учащихся учебных заведений системы

Министерства образования и науки Автономной Республики Крым




Всеукраинская природоохранная пропагандистская

Акция «Птица года»


У Д О Д


Работу выполнила группа учащихся

Почётненского УВК

«школа - лицей»

Красноперекопского района




Руководитель - Шадловская Н.Ф.

Учитель биологии Почётненского

УВК «школа - лицей»

Красноперекопского района



Красноперекопский район - 2012 г

Содержание


  1. Содержание ________________________________________________ 2

  1. Фотосессия ________________________________________________ 3

    1. Фотографии __________________________________________ 4

2. Ломаем голову_____________________________________________ 15

2.1. кроссворд «Удод»_______________________________________ 16

2.2. викторина ______________________________________________ 20

2.3. игра-викторина «Поле чудес» Удод________________________ 21

3. Всезнайка_________________________________________________ 23

3.1. Доклад «Удод» _________________________________________ 24

3.2. Реферат «Удод»_________________________________________ 28

4. Проба пера________________________________________________ 38

4.1.Стихотворение « Вот, он такой»____________________________ 39

4.2. Эссе « Размышления в зоологическом музее»________________ 41

4.3. Рассказ «Интересная находка»_____________________________ 42

4.4. Стихотворение«Удод в объективе натуралиста_______________ 45

4.5.Стихотворение «Удивительная птица»______________________ 46

5. Почти художники _________________________________________ 47

5.1 - 5 Рисунки удода_______________________________________ 48

6. Учимся делать презентации________________________________ 53

6.1. «Птица года - удод»_________________________________ № 54

6.2. «Птица года - удод____________________________________ № 56





ВИКТОРИНА

Цель: Изучить строение и образ жизни птицы 2012 года - УДОДА.

Материалы и оборудование: Вопросы и ответы викторины.


  1. Размеры птицы? ( 25 - 29 см.)

  2. Каков окрас головы, шеи и груди удода? (от розоватого до каштанового.)

  3. Что имеется на голове удода? (хохол.)

  4. Каков цвет хохла? (оранжево-рыжий, на вершине перьев - чёрный.)

  5. Что из себя представляет клюв? (длина 4 - 5 см., загнут вниз.)

  6. Чем отличается самец от самки? (они одинаково выглядят.)

  7. В какой природной зоне достигают наибольшей численности? (степной и лесостепной.)

  8. Если поселяются в населённых пунктах, где кормятся? ( на мусорных свалках.)

  9. На каких участках удод никогда не поселится? (низинных и сырых.)

  10. Где в основном гнездятся удоды? (в дуплах, расщелинах, камнях, норах обрывов рек, термитниках, углублениях каменных строений.)

  11. Когда удоды достигают половой зрелости? (в возрасте 1 год.)

  12. Время прибытия к местам гнездования? (март - апрель.)

  13. Какими звуками самец подзывает самку? (уп - уп - уп…)

  14. Где самка откладывает яйца при отсутствии укрытия? (на земле.)

  15. Петер Паллас описал гнездо удода, которое нашёл где? (в грудной клетке человеческого скелета.)

  16. Почему удодов называют «нечистоплотными птицами? (они никогда не убирают гнездо.)

  17. Что помогает птицам уберечься от наземных хищников? (выделения железы, имеющие неприятный запах.)

  18. Период насиживания яиц? (25 - 32 дня.)

  19. Удод - птица гнездовая или выводковая? (гнездовая.)

  20. Кто занимается выкармливанием птенцов? (оба родителя.)

  21. Кого, кроме насекомых, может ловить удод? (мелких лягушек, ящериц и змей.)

  22. Где обычно кормится удод? (в невысокой траве или на голой земле.)

  23. Почему удод, прежде чем проглотить добычу, подбрасывает её вверх? (у него короткий язык и он не может проглотить её с земли.)

  24. Что делает удод с крупными жуками?( предварительно разбивает на части.)

  25. На банкноте какой страны изображён удод? (Гамбии.)

Игра - викторина

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

Удод

Подготовительный этап


  1. Изготовить барабан, на который нанесены следующие зоны: баллы, переход хода, приз, банкрот,х2.

Изготавливается чёрный ящик для призов и наборное полотно.

  1. Ведущий готовит карточки с вопросами.

  2. Организаторы готовят призы: а) суперприз, б) для участников, которым выпал «приз», в) для финалистов, г) для всех игроков - медали участников игры.

Условия игры

Играют три тройки игроков. Выигравшие становятся финалистами. Победитель финальной игры играет в суперигру. Вращая барабан, участники собирают баллы. Зона барабана «Х2» позволяет умножить вдвое уже набранные баллы; «банкрот»- игрок теряет все набранные ранее баллы: «переход» - ход переходит к следующему игроку; «Приз» - участник может взять приз и выбыть из игры или отказаться от приза и продолжить игру.

Задания игрокам первой тройки

Тема сегодняшней игры «Птица 2012 года» - УДОВ первом туре игроки должны будут назвать особенности окраса удода.

Какой цвет имеет голова, шея и грудка птицы?( Розоватый) до каштанового.

Задания игрокам второй тройки

Где находятся на голове у удода перья с чёрными вершинами? На (хохолке )

Задания игрокам третьей тройки

Окрашены контрастными чёрными и белыми полосами у удода что? (Крылья)

Игра со зрителем

Зрителей я хочу спросить не об окраске удода, а о длине его носа. Какова длина носа птицы? (Четыре) сантиметра.

Финал

В отличие от других птиц что у удода сильно редуцировано? ( Язык)

Супер игра

Репутацию какой птицы приобрёл удод вследствие выработки, в период насиживания и кормления птенцов, маслянистой жидкости, пахнущей неприятно и резко? (Нечистоплотной)


Размышления в зоологическом музее

Биология - такая наука интересная. Взять хотя бы любой её раздел, всегда можно найти достаточно нового. А какое разнообразие жизненных форм!

Возьмём только одно царство живой природы - животные. Как же их много, от микроскопических организмов до просто гигантов.

Мне хочется поделиться своими впечатлениями от посещения одного музея, где была представлена большая коллекция разнообразных птиц. Здесь и маленькие пичужки и средние и большие, с метровым и больше размахом крыльев. А если посмотреть на клювы, они такие разные у них, о празднике цвета в их оперении хочется рассказать особо.

Я медленно проходила мимо экспонатов, композиций. Жаль, что многих птиц я смогла увидеть только в биологическом музее. Хотя нет, вот передо мной знакомая птица, я как-то видела её, она бегала-прыгала по земле в нашем заброшенном саду. У неё ещё такой хохолок смешной: то плотно прижимался к голове, то раскрывался веером. Запоминающееся такое украшение на голове. Сам хохол оранжево - рыжего цвета, а кончики перьев чёрные. Тело птицы небольшое, где-то сантиметров 30 в длину.

А шея, голова и грудка такого розового цвета с переходом в каштановый Зато крылья полосатые, на них чередуются белые и чёрные полоски, да и на хвосте посредине пролегла широкая белая полоса

Вот такую яркую и забавную птицу я встретила во время прогулки.

После посещения музея мне захотелось побольше узнать о птицах, живущих рядом с нами. . Я нашла в интернете статью, где описывался удод и с удовольствие прочитала её. Нашла любопытные сведения об этой птице.

Оказалось, что она умеет оригинально защищать от врагов свою кладку яиц и птенцов. И у детей и у взрослых птиц только на этот период специальные железы вырабатывают дурно пахнущую маслянистую жидкость, которая

отпугивает мелких хищников. По этой же, вероятно, причине, они никогда не чистят своё гнездо от помёта. Я считаю, что это находка в их эволюционном развитии, своеобразная борьба за выживание.

И вообще, они очень полезны как природе, так и нам, людям, так как поедают вредителей - личинок, гусениц, всевозможных насекомых и пауков.

Даже больших майских жуков, перед тем как съесть, разбивают на кусочки…

Беречь надо таких ценных птиц и помогать выживать в непростых условиях окружающего их мира.



Интересная находка.

Как-то весной, с друзьями мы собрались пойти в «поход». Не так уж и далеко, зато на весь день.Запаслись провиантом, взяли немного сырой картошки, так как думали разжечь костёр. А лучше печёной картошки в походе ничего нет.

Дрова брать не стали, так как, хоть и живём в степи, сухих веток вокруг полно. Когда-то возле нашего села был большой сад. Сейчас от него остались пни да кое-где сухие деревья. Так что сушняка на костёр наберём легко.

Шли мы вот так, шли… хотелось найти место поудобнее, подальше от дома, поближе к каналу, вдруг порыбачить удастся?

Вдруг мы увидели в траве птицу очень запоминающегося вида: крылья широкие, на них чередуются белые и чёрные полосы. Хвост тоже чёрный, а на нём широкая полоса белого цвета, клюв длинный и тонкий, немного загнут вниз. А самое большое отличие от других известных нам птиц - яркий длинный хохолок на голове, такого оранжево-рыжего цвета с чёрными верхушками на перьях.

Сашка прыгнул в сторону птицы, заорал и замахал руками. Она явно сильно испугалась от неожиданности, издала пронзительный вопль «чи - ир!» и быстро, проворно так, бросилась от него наутёк. Андрей обрадовался:

«-Это же удод! Я его раньше только на картинках видел!»

И помчался вслед за Сашкой догонять птицу, а мы все за ними.

Удод наверное понял, что ему от нас не скрыться, подпрыгнул и…исчез.

Мы прекратили громкую погоню и тихонько, почти на цыпочках, подошли к тому месту где исчезла птица.

« - Да вот же он …» прошептал Витёк.

И правда, удод затаился, прожавшись всем телом к земле, распластал крылья и хвост, а клюв поднял вверх, ну, типа замаскировался. Мы решили поверить ему и больше не пугать. Отошли подальше, решив обойти хитрую птицу стороной.

Неожиданно в траве мы обнаружили груду костей и хорошо сохранившуюся грудную клетку давно погибшего небольшого животного.

Может это когда-то был баран, может коза или даже телёнок, сейчас это уже не важно, так как, самое интересное, там, внутри рёбер сидел ещё один удод и пытался запихать большого червяка в разинутый клюв птенца. Другие птенчики так же, с разинутыми ртами ждали, когда и им перепадёт лакомство.

Птенцы были ещё маленькие, без перьев, слепые и покрытые редким рыжеватым пухом. Вспомнились уроки зоологии, когда мы изучали размножение птиц. Эти птенцы явно не относились к выводковым, они ещё не были готовы к самостоятельной жизни.

Нам стало любопытно и мы решили подойти поближе к гнезду.

Но, ещё не успев приблизиться, почувствовали резкий неприятный запах, который исходил явно из гнезда. Хотя и гнездом это сооружение можно было назвать с натяжкой. Птенцы просто сидели на голой земле, под ними лежало всего несколько перьев и травинок.

А воняло от него…

Зажав носы мы отпрянули от гнезда, решив, что и так всё ясно: мама кормит, папа охотится… И бояться им нечего и некого. Ну кому придёт в голову напасть на этих птиц, которые нашли лучший способ для отпугивания врагов и любопытных. Им не нужны острые когти и клюв, им не надо прятать своих птенцов. Им надо просто не убираться в своём жилище, а ещё поливать отходы вонючей жидкостью. И живёт семейство удодов в своё удовольствие - все от них нос воротят.

Ну и что, что имеют репутацию «нечистоплотной птицы»? Зато все живы и здоровы.

Мы ушли, обсуждая поведение удодов, удивляясь, как всё мудро устроено в природе. Одни строят неприступные гнёзда, другие вообще подкидывают свои яйца другим птицам, а удоды просто отпугивают нежеланных посетителей зловонием, исходящим от гнезда.

Каждый приспосабливается к тому, чтобы выжить по своему, кто как может.









Удод в объективе натуралиста

Хохолок - корону распустив

Прошествовал гордо удод,

Его ловлю я в объектив -

Мимо никто не пройдёт.

Птица просто загляденье,

В мире нет другой такой,

Словно чудное виденье…

Остановись на миг, постой.

Нежно-розовое тело,

С оттенком рыжим голова,

Окрас крыльев - чёрный с белым…

Ей зебра полоски дала?

Хвост короткий, цвета ночи,

Ватно-белая полоса.

Клювом длинным, между прочим,

Схватит добычу - врага.

Природе нужны удоды,

Поймают жука, червяка,

Спасут лес, сад, огороды.

Им он нужен наверняка.






Удивительная птица

Удивительная птица-этот

маленький удод

С соседями не мирится

И гнёзд не вьёт.

Отложит мама-птичка

Яйца свои в дупле,

Дупла не будет рядом -

Просто в сухой траве.

Задамся я вопросом:

почему всё так,

Стороной гнездо обходит

И друг и враг?

Птенцы одни останутся,

Им не ведом страх…

Другое гнездование

Превратили б в прах

Но если кто-то сунет нос

В удодов гнездо

Отпрянет тут же, ужас просто,

Воняет так оно,

Что не боятся птицы

Разбоя, грабежа,

И вовсе не грязнули -

- защита от врага

Шадловская Н.Ф.

учитель биологии

2012 г. Конкурс «Птица года»















© 2010-2022