«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»

Учитель биологии СШЛ № 5 имени М. Ломоносова

г. Талдыкоргана Республики Казахстан: Сарсенова Р.М.



Урок биологии в 8 классе по теме

«Строение и функций мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»

Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, о постоянстве внутренней среды организма.

Оборудование: таблица «Строение мочевыделительной системы», самодельные таблицы «Состав крови», «Состав плазмы, первичная моча, вторичная моча», бланки «Анализ мочи», бланки с тестами для каждого учащегося.

Ход урока

І. Вступительное слово учителя. Создание положительной мотивации изучения темы.

Учитель рассказывает о значении мочевыделительной системы человека, о наиболее распространенных заболеваниях почек, о применении гемодиализа и пересадки донорской почки, обосновывает необходимость изучения строения и функций органов мочевыделительной системы для выяснения причин заболеваний и определения профилактических мер.

ІІ. Изучение нового материала.

1. Органы мочевыделения.

В ходе беседы с учащимися о строении мочевыделительной системы млекопитающих из раздела «Животные». Учащиеся перечисляют органы, изображенные на таблице, определяют, какие из них относятся к мочеобразующим и мочевыводящим, учитель обобщает ответы и рисует на доске схему мочевыделительной схемы.

Мочеобразующий орган: почки- парный ...... формы сверху расположены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка,а нижний- до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1-1,5 см ниже левой. Вес почеи 300 7. Снаружки почка покрыта прочной и эластичной капсулой.

Мочевыводящие органы: мочеточники-трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре, впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препровождают образующуюся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи. Мышечные волокна мочеточников сокращаются по спирали, что препятствует обратному точку мочи.

Мочевой пузырь- непарный орган, не слишком большой и не слишком маленький- зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами. Емкость мочевого пузыря состовляет 500-750 мл.

2.Микроскопическое строение почки.

Структурная единица почки-нефрон. в каждой почке их около 1 млн. Нефрон можно образно сравнить с жемчужиной,

мочевыделительная система

мочеобразующие органы мочевыводящие органы

почки мочеточники

мочевой пузырь

мочеиспускательный канал

россыпь которых хранит в себе почка, или с драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук.

3.Кровоснабжение почек.

Учитель говорит о том, что почка нам дарит «чудесную сеть - артериальную» Нигде в организме, кроме почки, не встречается такая последовательность сосудов: артерия капилляр артерия. Приносящая почечная артерия в клубочке разбивается на капилляры, а выносящая артерия разбивается на капилляры повторно, на этот раз оплетая систему канальцев, и лишь после этого кровь собирается в вену.

4.Образование мочи

По ходу рассказа учителя школьник самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях.

Образование мочи

Этапы

Процессы

Где

образуется

Состав

І.Образо-

вание

первичной

мочи

Филь-

трация

В капсуле

Плазма без белка

ІІ. Образо-

вание

втоичной

мочи

Обратное

всасы-

вание,

секреция

В канальце

Мочевина,

мочевая

кислота,

креатинин,

креатин



А качестве закрепления изученного материала можно предложить учащимся разместить в правильной последовательности на магнитной доске следующие самодельные таблички:

вторичная моча

креатин,мочевина,мочевая кислота,ле-карства

первичнаямоча

белки,вода,витами-ны,глюкоза,амино-кислоты,минеральные вещества

плазма, форменные

элементы

кровь

вода,витами-ны,глюкоза,амино-кислоты,минеральные вещества

плазмакро





Затем учащимся можно продемонстрировать «удивительный квадрат»-фильтрационную поверхность почки, которая равна 1,5 м и сравнить ее с размером самой почки (примерно размер кулака).

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдается бланк с анализом мочи и предлагается определить, видны ли здесь отклонения от нормы и какие.

Результаты анализа мочи

Отклонения

от нормы

Что можно

предложить

Симптомы

Увеличение количества

мочи

Наличие глюкозы

Нарушение работы

поджелудочной

железы

Сахарный диабет

Сухость во рту,

большая потреб-

ность в питье

Наличие белка

Уменьшение

кол-ва мочи

Поражение по-

чечных клубоч-

ков и капсулы

Отеки

Наличие патогенных

микро-организмов

Воспитательные

заболевания

мочевыводящей

системы

Повышение

температуры

Боль в пояснице

5.Функции почек.

1) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды;

2) участвуют в регуляции артериального давления (синтез ринина);

3)стимулируют образование эритроцитов;

4)образуют биологически активные вещества.

Для закрепления вышеизложенного можно предложить ребятам прокомментировать следующее стихотворение:

Они как два больших боба

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефронов целый миллион

Содержит наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть,

Что нам всего дороже.

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

6. Причины и профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Заболевания мочевыделительной системы

Причины

Профилактика

Инфекционные заболевания

Закаливание, своевременное лечение инфекционных заболеваний

Переохлаждение организма

Избегать переохлаждения, одеваться

«по погоде», держать ноги в тепле

Острая пища

Рациональное питание

Избыток солей в питьевой воде

Контроль за качеством питьевой воды

Употребление алкоголя, курения

Отказ от вредных привычек

Восходящая инфекция (несоблюдение правил личной гигиены

Соблюдать правила личной гигиены

(Причины и профилактические меры учитель записывает на доске заранее, но демонстрирует текст после беседы с учащимся и установления причин заболеваний мочевыделительной системы и определения профилактических мероприятий.)

ІІІ.Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста с последующей взаимопроверкой.

ТЕСТ

1.Структурная единица почки называется:

А) долька; Б) лоханка;

В) нефрон; Г) малая чаша.

2.Образование вторичной мочи происходит:

А) в мочевом пузыре;

Б) в почечном канальце;

В) в капиллярах почки;

Г) в почечной вене.

3. В почке человека нефронов содержится:

А)5000; Б)1000;

В)500 000; Г)1 млн.

4. В составе нефронов не входит:

А) капиллярный клубочек;

Б) капсула;

В) почечная лоханка;

Г) почечный каналец.

5. Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании:

А) белка;

Б) мочевины;

В) мочевой кислоты;

Г) соли аммония.

6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе:

А) почки;

Б) печень;

В) мочеточники;

Г) мочевой пузырь.

7. Мочевыделительная система выделяет:

А) углекислый газ;

Б) непереваренные остатки пищи;

В) жидкие продукты клеточного распада;

Г) водяные пары.





© 2010-2022