• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательская работа учащихся – важное звено в цепи формирования экологической культуры (из опыта работы)

Исследовательская работа учащихся – важное звено в цепи формирования экологической культуры (из опыта работы)

  Главной целью  школы  является воспитание экологически грамотной личности, способной  к выбору правильных решений в области природопользования, бережно относящейся к природе родного края и ко всему живому. Задачами воспитания является не только привитие любви к природе и ко всему живому, но и приобщение учащихся к здоровому образу жизни, содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позицией.  Экология и культура тесно связ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа учащихся - важное звено в цепи

формирования экологической культуры (из опыта работы)

Сидорова Н.В. учитель биологии

МБОУ «Гимназия №2»

г. Зарайска Московской области


Главной целью школы является воспитание экологически грамотной личности, способной к выбору правильных решений в области природопользования, бережно относящейся к природе родного края и ко всему живому. Задачами воспитания является не только привитие любви к природе и ко всему живому, но и приобщение учащихся к здоровому образу жизни, содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позицией.

Экология и культура тесно связаны между собой: характер взаимодействия человека с окружающей природой и социальной средой всегда отражает тот тип культуры, носителем которого он является. И не случайно всё большее число специалистов склоняются к мнению, что главная причина экологического кризиса кроется не только в отсталых технологиях, несовершенстве законодательства, но и в крайне низкой культуре людей.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде: опытничество, мониторинг воды и воздуха, охрана животных и растений, экологические десанты. Активная форма экологического образования, способствующая формированию у ребят системы научных знаний, - исследовательская деятельность учащихся. При этом ученик самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывает знания, работает с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием. Ученик сам учится формировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы.

Я работаю в школе учителем биологии 33-ый год. И все эти годы мне было интересно общаться с детьми. Дети часто откликаются на разные задумки учителя по изучению той или иной проблемы.

Внеклассная работа по предмету открывает детей с еще более интересной стороны. Особенно, если эта работа носит исследовательский характер, она познавательна и интересна вдвойне. Внеурочная работа с учащимися по предмету - трудное, кропотливое, порой неблагодарное занятие, и в то же время - интересное и увлекательное.

Управление образования г. Зарайска много лет проводит районные конференции творческих, исследовательских, проектных работ учащихся. На одной из первых конференций «Первые шаги» была представлена работа моих учеников на экологическую тему: «Городская среда и растения (изучение экологического состояния пришкольной территории)». Наша гимназия расположена в центре микрорайона - I г. Зарайска. Ей более 40 лет. Посадка деревьев и кустарников производилась в первые годы работы школы, и за это время они образовали пришкольный дендрарий. Влияние человека на жизнь данного сообщества велика. Поэтому, целью данной исследовательской работы было: проведение оценки жизненного состояния деревьев и кустарников на пришкольной территории, установление степени влияния человека на растения в условиях города. Учащиеся установили (с помощью определителя) видовой состав дендрофлоры, подсчитали количество каждого вида, выявили основные повреждения деревьев и кустарников, составили таблицы и графики. В отделе озеленения городского хозяйства установили, какие породы деревьев и кустарников используются в озеленении города, как ведётся уход за высаженным посадочным материалом. На районной станции гидрометеослужбы выяснили климатические особенности нашего города (количество осадков, выпадающих по сезонам, температуру, преобладающие ветра). А так как жизнь растений зависит от многих факторов: состояния почвы, атмосферы, антропогенного фактора, поэтому изучали механический и химический состав почвы, загрязненность атмосферы - по наличию лишайников и степени усыхания хвоинок сосны. Учащиеся с большим интересом проводили исследования, вели дневники, работали в химической лаборатории и подготовили выступление на районную конференцию, где в номинации «Экология» работа была отмечена призовым местом. Основной идеей работы было донести до каждого человека необходимость бережного отношения ко всему живому.

По заданию учителя, на уроках биологии учащиеся выступают с докладами, рефератами, сообщениями по определенным темам. При изучении темы: «Возникновение и развитие жизни на Земле» один из учеников получил задание подготовить сообщение об эволюции жизни в палеозое. На следующем уроке прозвучал не только интересный доклад о развитии жизни в эту эру, но и продемонстрирована коллекция палеонтологических остатков и горных пород того времени, найденных учащимся на территории Зарайского района. Для меня это было открытием!

Шмаков Роман два года занимался изучением геологического прошлого нашего края, собрал хороший палеонтологический материал, но правильно определить и систематизировать материал, ему было сложно (сказался недостаток знаний, отсутствие научной литературы по теме в городской библиотеке). Тогда я предложила ему свою помощь в оформлении этого материала в научно-исследовательскую работу. Такая работа подразумевает большую самостоятельность ученика при сборе и обработке материала, соединение научной теории с собственными полевыми исследованиями. С большим интересом ученик взялся за эту работу: изучал литературу, вел полевые дневники, собирал и оформлял коллекции, делал фотографии. Работа получила название «Когда-то здесь было море». На районной конференции научных, творческих и исследовательских работ учащихся в 2004-2005 учебном году, она заняла I место в номинации «Летопись родного края». В апреле 2005 года на областной экологической конференции «Природа встречает друзей» исследовательская работа ученика гимназии № 2 была отмечена грамотой Министерства образования Московской области, дипломом 2-ой степени на Всероссийской конференции туристско - краеведческого движения « Отечество», Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Тематика исследовательских работ учащихся разнообразна. Это: «Воздух. Мониторинг воздуха в окрестностях гимназии», «Вода, которую мы пьём», «Получение и применение маточного молочка», «Пчелиное матководство», «Мониторинг воды реки Осётр», «Жизнь древних обитателей Земли».

Активное участие принимают ребята в конкурсах и олимпиадах:

- регионального уровня: «Природа встречает друзей» (3 победителя), «Будущее за нами» (2 диплома), 1-я Межрегиональная викторина «Знатоки экологии» (2 победителя);

- Всероссийского уровня: «Познание и творчество. Интеллектуально - творческий потенциал России»» (3 диплома лауреатов), Всероссийский детский биологический конкурс «Биосфера болота» (3 место по Московской области), Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа» (лауреаты),

- Международного уровня: Международный природоохранительный конкурс «Колосок» (лауреаты), Международный конкурс научно-исследовательских работ по теме «Экологическое просвещение и воспитание подрастающего поколения», проходившего в рамках 15 слёта детско-юношеского движения «Шолоховский родник» в номинации «Прикладная экология. Опыт проведения экологических исследований» (работа Тарасюк Марии «Мониторинг воздуха» отобрана как лучшая для публикации в сборнике материалов 14 детско-юношеской научной конференции «Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа»).

Большая работа по привлечению учащихся к исследовательской деятельности проводится на уроках и во внеклассной работе. Она включает в себя:

- ежегодные Ломоносовские недели, Интеллектуальные марафоны;

-научно-практические конференции учащихся «Науки юношей питают»;

- элективные курсы: «Лес и человек», «Человек и его здоровье», «Косметология и здоровье»;

- учебные экскурсии в природу;

- викторины, игры, радиопередачи, выпуск стенгазет;

- внеклассные мероприятия: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Праздник леса», «День воды», «День птиц», «День защиты окружающей среды», «День защиты детей», «День здоровья» и др.;

- экологические конференции старшеклассников «Глобальные экологические проблемы человечества»;

- участие в работе районного круглого стола, приуроченного к Году охраны окружающей среды «От человека потребляющего - к человеку думающему».

В рамках Года охраны окружающей среды прошёл Всероссийский открытый урок «Экология и культура - будущее России», на котором ребята рассуждали о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам; всё это надо делать не в ущерб нашей планете, экология сегодня - это не только наука, но и мировоззрение, отношение к себе, позиционирование себя в мире, это и политика, и экономика, и культура.

С каждым годом все большее внимание уделяется охране и подкормке зимующих птиц. Операция «Зимующие птицы» проводится с целью формирования у учащихся знаний о зимующих птицах, развития интереса к живой природе. Основными задачами являлась практическая помощь зимующим птицам в холодное время года, пропаганда охраны птиц, ознакомление учащихся с особенностями жизни птиц зимой. Мероприятия в рамках акции проходят с декабря по март. Учащиеся оказывали практическую помощь пернатым друзьям: подкармливали птиц, устраивая кормушки и «птичьи столовые» на пришкольной территории, в Беспятовской роще, парках, у себя на балконах. Ученицы 5-б класса Ерофеева Н. и Каштанова М. проводили наблюдения за посетителями кормушек и кормовым поведением птиц и результаты их работы были представлены на региональной научно-практической конференции «Будущее за нами» по теме «Наши зимующие птицы» и отмечены сертификатами.

С целью расширения знаний учащихся о птицах, об их перелетах, повадках и поведении, с целью формирования навыков творческой, исследовательской деятельности, трудовых умений, воспитания у учащихся бережного отношения к природе и к ее пернатым обитателям в гимназии ежегодно проводится праздник День Птиц. Он является заключительным итоговым мероприятием месячника «Встреча перелетных птиц».

Интересно организована работа в дни летних школьных каникул. Педагоги совместно со школьниками проводят различные мероприятия эколого-биологического направления, такие как игра «Лесные Робинзоны», викторины «Все на свете интересно», «Эти забавные животные», «Знатоки леса», «Мир природы», КВН «В царстве Берендея», экологический эрудицион «Свалка по имени Земля» и др.

В гимназии работает детская организация «Республика интересных дел». Одним из направлений деятельности организации являются экологическое: приобретение знаний о природе родного края, мерах по её охране, организация научно - исследовательских работ, практическая деятельность по сохранению окружающей среды: трудовые, экологические десанты, организация массовых экологических мероприятий и праздников «День Земли», «День защиты окружающей среды», «Чистый город». Эти праздники стали практическими природоохранными акциями - трудовыми десантами по очистке и озеленению территории гимназии и города.

Гимназисты ежегодно принимают участие в районном эколого - туристическом слете. Большое внимание на них уделяется обучению учащихся правилам поведения в природе, ведению мониторинга окружающей среды, учёта популяций растений и животных; проводятся отдельные трудовые десанты: по очистке берега реки, учёту кострищ и их перекопке. Безусловно, важное воспитательное значение имеют проведённые во время слётов «круглые столы», на которых и взрослые, и дети обсуждают экологические проблемы, делятся опытом практической работы.

Научно-исследовательские работы учащихся - важное звено в цепи мероприятий по формированию экологической культуры. Ведь непосредственное общение с природой - одна из форм духовной поддержки человека любого возраста. Даже небольшие прогулки и путешествия духовно обновляют человека, они позволяют ему успокоиться и обратиться к своему внутреннему миру.

Экология - от слова «дом», это - наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой



Список использованной литературы

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учеб. пособие. М.: АОМДС, 1996.

2. Брагина С.В., Игнатович И.В. Взаимоотношения общества и природы. М.: НИА - Природа, 1999.

3. Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей / А.И. Никишов, З.А. Мокеева и др. М.: Просвещение, 1980.

4. Высоцкая М.В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся. В.: Учитель, 2008.

5. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: Метод. пособие для учителей. Мн.: ООО «Асар», 2002.


© 2010-2022