Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА - ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


НАКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Цель: экологическое воспитание детей.

Задачи: расширить знание детей об условии жизни птиц зимой;

развивать наблюдательность и образное восприятие мира;

развивать эстетическое восприятие прекрасного и воспитывать способность к

сопереживанию


Ход урока

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма -

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель: Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о птицах, о том, что птицам зимой нечего есть и потому им нужно помогать, кормить их.

Учитель: А как мы помогаем птицам зимой?

Дети: Мы (взрослые и дети) делаем для птиц кормушки и вывешиваем их на улицу. В кормушки мы кладем разный корм.

Учитель: А из чего мы делаем кормушки?

Дети: С помощью взрослых можем сделать кормушки из фанеры, дерева, из коробок картонных, пластиковой бутылки и других подручных материалов.

Учитель: Молодцы! А что же делать тем птицам, которые живут в лесу, ведь в лесу нет кормушек. Самое страшное для птиц - не холод. Потому что те птицы, которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок - второй слой перышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то как раз от голода.

И прилетают птички из леса поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого крошками, кого и зернышками. А кого и сальцем.

А каких птиц вы знаете?

Дети: Ворона, галка, воробей, голубь и другие

Учитель: Хорошо, ребята! Вы много птиц знаете.

А вот - это что за птица?


Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут!



( Показ слайда)


Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


Дети: Это снегирь.

Учитель: Правильно, дети, это снегирь. Ребята, а как вы думаете, зачем снегирь сел на веточку? Что он любит есть?

Дети: Снегирь любит семечки, ягоды.

Учитель: Да, он очень любит ягоды рябины, калины, семена сирени, веники из конского щавеля, лебеды, а также почки деревьев и кустарников и может лакомиться мелкими семенами, орешками,

Ты с модницей этой, конечно, знаком,

Вертушке на месте никак не сидится -

Все хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…


( Показ слайда)

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Дети: Это синица.

Учитель: Да, конечно, это синица. Зимой им трудно найти за короткий день корм в достаточном количестве. Выручить их помогут кормушки, развешанные вами. В благодарность за это синицы и летом будут уничтожать вредителей вблизи от места подкормки. Наблюдая за ними, можно увидеть много интересного в их поведении.

Так чем же их можно кормить?

Дети: Сало хорошо клюют.

Учитель : Да. Только сало нужно давать несоленое. Можно - семечки дыни, арбуза, тыквы, репейника, овес, сушеные майские жуки, обрезки сырого мяса.

Верещунья, белобока ,

А зовут ее…

(Показ слайда)

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Дети: Сорока!!!

Учитель: Сорока на хвосте вести приносит- говорит народная пословица.

Сорока не считается вредной птицей, хотя и разоряет гнезда других птиц, она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых и мышевидных грызунов.

Специально сороку мы не подкармливаем, она везде найдет себе пропитание.




В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

« Здорово, дрозд - приятель!»

И ставит подпись…


(Показ слайда)

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Учитель: Ребята, чем же кормится дятел?

Дети: Шишками.

Учитель: Дятлы лакомятся кедровыми орехами, семенами сосны, ели.

Как же он достает семена?

Дети: Дятел разбивает шишки в специальных «кузнецах».

Учитель: Некоторые дятлы любят плоды, таков седой дятел, обитающий у нас.

Быстро продвигаясь по дереву, он простукивает ствол, словно медицинским молоточком. Клюв с размаху пробьет «шахту» в ход короеда. Дятлы клювом - долотом быстро определяют по звуку ствол дерева, где находится насекомые, и извлекают их оттуда. Он не успокоится, пока не выберет всех вредителей.




В белых шубках ели, сосны…

Снег. Сосулек леденцы.

У кого это в морозы

Голос подали птенцы…


(Показ слайда)

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Учитель: Кто знает эту птицу? …. Это белокрылый клест, он отличается двумя белыми полосами поперек темно - бурого крыла, питается семенами сосны и ели. И, действительно, у клестов - птенцы вылупляются зимой.





Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу

(Показ слайда)

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Дети: Это поползень…

Учитель: В народе их прозвали ямщиком из- за звонкого крика « клой - клой » и погонного посвиста. Питаются эти птицы насекомыми, но в холодное время года часто раздалбливают, вставив предварительно в щель, орехи, шишки, поедают и другие семена.

Эти птицы охотно посещают кормушки, как и синицы. Кто- нибудь из вас видел, когда - нибудь клеста?

Дети: Да, видели. На кормушке в школьном саду, вы показывали.




Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик - чирик!



(Показ слайда)

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Дети: Это воробей.

Учитель: Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь, есть народная пословица.

Ведь они быстры и вездесущи.

Воробьи всеядны - они наши незаменимые помощники в борьбе с вредителями леса, поля, огорода, но, как говорит народная поговорка « старого воробья на мякине не проведешь». И поэтому их можно подкармливать всеми подручными продуктами.



Посмотрим наши кормушки, развешанные в школьном саду, дома в огороде и в других местах.

( показ слайдов)

Синица на кормушке.


Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Пируют воробьи и синицы. Тут же и куст калины. На столе просторно, всем хватит и корма, и места.

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


Нарядный снегирь в школьном саду, тут и плоды дикой яблони и всякая всячина.

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Подружились!

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


Яблоки на снегу - это наши красавцы - снегири!


Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА

Вездесущие воробьи

Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


Шустрая синица


Внеклассное мероприятие. НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА – ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА


Учитель: Ребята, есть птицы хищные, рыбоядные, насекомоядные, семеноядные, плодоядные, со смешанным питанием. У многих птиц пищевод имеет особое расширение - зоб, где пища временно хранится и предварительно переваривается. При голодании у птиц, особенно мелких, понижается температура, и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски пищи мало.

Дети: И вот почему так важно подкармливать птиц, остающихся у нас на зиму.

Учитель: Птенцы наших певчих птиц гибнут от голода через несколько часов.

Каково значение птиц в природе и жизни человека? Скажите - ка, ребята?

Дети: Значение птиц в природе и жизни человека очень велико. Птицы разносят семена, некоторые опыляют цветки растений. Поедая вредных животных и семена сорняков, они приносят пользу сельскому хозяйству.

Учитель: Не только сельскому хозяйству, но и лесному хозяйству.

Каждый из нас должен помнить: ребята - друзья птиц.

Их надо охранять, помогать им в трудное время (засуха, зима), не разорять гнезда. Следить, чтобы и другие бережно относились к птицам - нашим замечательным помощникам и украшению нашей планеты.







Использованная литература:

  1. П.П.Второв, Н.Н.Дроздов Определитель птиц, Москва «Просвещение» 1980

  2. Энциклопедический словарь юного натуралиста, Издательство «Педагогика» 1981

  3. Игорь Акимушкин Мир животных, Москва « Мысль» 1989

  4. Журнал «Досуг в школе» №12 2010г.

  5. Журнал « Читаем, учимся, играем» №1 2009г.

  6. Журнал «Книжки - нотки» №11 2008г.



© 2010-2022