Урок -конспект с презентацией

Урок носит нетрадиционную форму,сочетает в себе элементы всех форм работы,отличается разнообразием применяемых средсв.Основная цель урока-систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей в 6 класе.Оборудование на уроке разнообразное,компьютер для презентации,живые объекты(растения,плоды,муляжи цветов.)наглядный материал,карточки,цветная бумага,магнитофон с записью музыки на диске.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №7

г. Черняховск Калининградская область



Урок по биологии 6 класс

Тема урока « Цветок,плод,семя»



Учитель биологии Шилина Елена Анатольевна

Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об органах цветкового

растения об особенностях их строения и функции, о взаимосвязи органов как основе целостности растительного организма, повторить материал о многообразии и видоизменениях органов растения, закрепить понятие "биосистема".

Оборудование: живые экземпляры цветов, натуральные плоды, семена ("Аукцион"); конверты с кружками красного, жёлтого и зелёного цвета у каждого ученика ("Светофор"); карточки, таблицы, открытки, рисунки, схемы для проведения других этапов; схемы типов цветков.

Музыкальное оформление: диск с записью песни "Коробейники" ("Эх, полным - полна коробушка").

На доске - схема "торговых рядов" (название этапов игры).

Ход урока

Звучит музыка.

Наш урок называется "Ярмарка знаний". Самое главное на ярмарке - торг и товар. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, станет победительницей.

Презентация.

Аукцион.

Путём жеребьевки определяем тему для каждой команды: "Цветок", "Плод", "Семя". На столе лежат живые цветы, плоды (тыква, помидор, горох, фасоль, орех), семена.

Команды получают задания: описать тип, строение и функции доставшихся цветков (плодов, семян). Представление описаний "своего товара".

Светофор.

Устный тест - учитель зачитывает вопрос и три последовательных ответа, а учащиеся должны поднять кружок соответствующего цвета: красный - утверждение неверное; жёлтый - ответ неполный; зелёный - ответ правильный.

Цветковые растения размножаются;

  • только семенами (красный)

  • только вегетативно (жёлтый);

  • и семенами, и вегетативно (зелёный).

Венчик цветка, прежде всего:

  • защищает главные части цветка (красный);

  • украшает цветок (жёлтый);

  • привлекает насекомых (зелёный).

Двудомными называют:

  • растения, цветки у которых собраны в соцветия (красный);

  • растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи (жёлтый);

  • растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях (зелёный).

Зная особенности опыления цветковых растений, можно предложить, что они:

  • возникли после появления всех групп насекомых на Земле (красный);

  • возникли до появления насекомых на Земле (жёлтый);

  • развивались одновременно с некоторыми группами насекомых (зелёный).

В семенах растений органических веществ:

  • больше, чем минеральных (красный);

  • меньше, чем минеральных (жёлтый);

  • столько же, сколько минеральных (зелёный).

Наибольшее количество белка содержится в семени:

  • подсолнечника (красный);

  • пшеницы (жёлтый);

  • фасоли (зелёный).



"Чёрный ящик"

В "чёрном ящике" лежат открытки с изображениями растений трёх разных видов. Название одного из них отражено в многочисленных песнях. Обычно период его цветения совпадает с временным похолоданием. Второе называют лилией цветущих долин. Оно цветёт в мае. Название третьего растения зашифровано в популярном романсе. Цветёт в мае - июне. Какие растения изображены на открытках? Что между ними общего? (Черёмуха, ландыш, белая акация. Все это многолетние растения с белыми ароматными цветами, собранными в соцветие кисть. Опыляются насекомыми.)

Ералаш.

1. Соцветие корзинку имеет: кукуруза; осот; морковь; рожь.

2. Соцветие простой зонтик имеет: вишня; овёс; астра; акация.

3. К однодольным не относится: лук; ячмень; тыква; тюльпан.

4. Максимальной температурой для прорастания требует: рожь; кукуруза; огурец; горох.

5. Позже остальных надо сажать: тыкву, лен, рожь, морковь.

Почемучка.

1. Любка двулистная - редкое растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки любки начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера. Почему? (Опылители любки - бабочки, летающие в ночное время.)

2. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: майник двулистный, ландыш и т.д.? (Под пологом елового леса всегда темно. Белые цветки здесь лучше других заметны для насекомых - опылителей.)

3. Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении? (Мякоть плодов тыквы богата крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под действием ферментов превращается в сахар, и вкусовые качества плодов улучшается.)

4. Почему семя кувшинки плавает, а гороха тонет? (Семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, наполненное воздухом, которое, как поплавок, удерживает семя на поверхности воды. Семя гороха такого покрывала не имеет.)

5. Семена чистотела муравьи расселяют, а кислицы нет. Почему? (Мясистый белый придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла, которые являются лакомой пищей для муравьев. Семена кислицы таких придатков не имеют.)



Сказочное растение.

Какие сказки связанны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

  • Плод боб - "Принцессе на горошине" Х.К. Андерсена, "Боб, соломина и уголек" братья Гримм, русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко":

  • Плод зерновка - русская народная сказка "Мужик и медведь" (рожь), "Конёк-горбунок" П. Ершова (пшеница), русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и Чудо - юдо" (пшеница);

  • Плод стручок - "Мужик и медведь" (репа);

  • Плод тыква - "Золушка" Ш. Перро (тыква), "Приключение Чиполлино" Дж. Родари (тыква);

  • Плод ягода - "Приключение Чиполлино" Дж. Родари (вишенка) и др.

Из семян, каких растений получают эти крупы?

  • Манная (пшеница)

  • Ячневая (ячмень); перловая (ячмень);

  • "Геркулес" (овёс);

  • Толокно (овёс);

  • Пшено (просо).

Сельское хозяйство.

Вы агроном станции защиты растений. Какие меры, предупреждающие занос семян сорняков на пахотные земли, вы будете осуществлять?

(Необходимо тщательно очищать семена культурных растений от семян сорняков; производить очистку тары, машин, орудий труда; скашивать сорняки вдоль дорог и окраин полей до образования семян; вносить навоз, который не содержит жизнеспособных семян сорняков.)

Вы агроном хозяйства. Будете ли вы учитывать экспозицию склонов (северная и южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему?

(Слоны северной и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии: южные - больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных - позже.)

Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом - преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки удобри ржи на количество и качество?

(При запоздалой уборке полновесны семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает восковой спелости.)

Зашифрованные слова.

Прочтите зашифрованные слова и исключите "лишнее".

Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик. "Лишнее" - пыльник, не является частью пестика.)

Льтпоо, льоха, влкере, рикеошн. (Тополь, ольха, клевер, орешник. "Лишнее" - клевер, единственное травяное растение.)

Ржкоуа, кршеоко, клестебе, чатликсише. (Кожура, корешок, стебелёк, почечка чашелистик. "Лишнее" - чашелистик, не является частью семени.)

Подведение итогов.

Все члены команды, занявшей I место, получают "5". Половина членов команды, занявшей II место получают "4", а половина - "5" (по усмотрения жюри). Все члены команды, занявшей III место, получают "4".



© 2010-2022