Календарно-тематическое планирование по биологии - 11 класс

  Календарно-тематическое планирование по биологии - 11 класс № п\п Наименование раздела, темы 1 четверть   Содержание урока Лабораторные работы. Практические работы. Демонстрации. Экскурсии Всего часов Дата     1. "Введение" (1 час)     1       I.    «Возникновение и развитие жизни на Земле» (8 часов)       8       1) «История представлений о возникновении жизнина Земле» (2 часа):           2. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Первоначальные взгляды на возникновение жизни на Земле.   1     3. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теория вечности жизни, материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Демонстрация схемы экспериментов Л.Пастера. 1       2) «Предпосылки возникновения жизни на Земле (2 часа)»:           4. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космические и планетарные предпосылки.   1     5. Первичная атмосфера и химическая эволюция. Эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли. Демонстрация схемы этапов формирования планетарных систем. 1       3) «Современные представления о возникновении жизни на Земле (4 часа)»:           6. Современные представления о возникновении жизни.     1       7.   Теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода.   1       8-9.   Начальные этапы биологической эволюции.   Возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.   Демонстрация схем возникновения однокл-ных эукариот, многокл-ных организмов, развитие царств растений  и животных. 2       II.    «Эволюционное учение (23 часа)»:       23       «Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина (3 часа)»:     3     10. Развитие биологии в додарвиновский период.  Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.   1     11. Работы К.Линнея, труды Ж.Кювье и Ж. де Сент-Илера. Систематика растений и животных (К Линней)   1     12. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты.   Демонстрация биографий и портретов учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. 1       «Дарвинизм (10 часов)»:     10     13. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина (достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина)   Демонстрация маршрута и находок Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». 1     14. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.     1     15. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.     1     16. Вид – эволюционная единица.     1     17-18. Всеобщая индивидуальная изменчивость.   Виды изменчивости. Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений». 2     19-20. Избыточная численность потомства, борьба за существование.  Виды борьбы за существование.   2     21. Естественный отбор.     1     22. Обобщение темы:  "Дарвинизм"     1       «Микроэволюция (5 часов)»:     5     23. Эволюционная роль мутаций.     1     24. Генетические процессы в популяциях, закон Харди-Вайнберга.     1     25. Формы естественного отбора.     1     26. Приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность - результат действия естественного отбора, Л.р. № 2 «Изуч. присп-ти орг-в к  среде  обитания». 1           27.       Микроэволюция. Эволюционная роль модификаций.   Современные представления о видообразовании(С.С.Четвери-ков, И.И.Шмальгаузен), пути и скорость видообразования, географичес-кое и экологическое видообразование. Физиологические адаптации, темпы эволюции.       Демонстрация схем, ил-щих процесс географ-го видообраз-ния; живых раст. и жив., гербариев и коллекций, пок-щих индивид. изм-ть и разнообразие сортов культ-х раст. и пород дом. жив., рез-ты присп-ти орг-ов к среде обитания и рез-ы видообразования.       1       «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (5 часов)»:     5     28. Главные направления эволюционного процесса. Биопрогресс и биорегресс (А.Н. Северцов).   1       29.   Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Демонстрация схемы соотношения путей прогрес-ной орг-кой эволюции. 1       30.   Основные закономерности эволюции. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. Демонстрация примеров гомологичных, аналогичных органов, их стр-я и происхождения в онтогенезе. 1     31. Правила эволюции групп организмов.     1       32.   Результаты эволюции. Постепенное усложнение уровня организации живой природы, многообразие видов, относит-ная приспособленность (органич-ая целесообразность). Демонстрация материалов, характ-щих представителей жив-х и раст., внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства. 1     III. «Развитие органического мира на Земле (14 часов)»:     14       «Основные черты эволюции животного и растительного мира» (10 часов):     10     33. История Земли и методы ее изучения     1     34. Развитие жизни на Земле в архейскую эру Первые следы жизни на Земле.   1       35.   Развитие жизни на Земле в протерозойскую эру.     Появление всех современных типов беспозвоночных животных, первые хордовые, развитие водных растений.   Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отраж-щих флору и фауну разных эр и периодов.   1       36-37.   Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция раст.; появление первых сосудистых раст, папоротники, семен. папоротники, голосемен. раст., возникнов. позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Демонстрация схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.   2       38-39.   Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру.   Появление и распространение покрытосеменных раст., возникновение птиц и млекопитающих, вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.     2       40-41.   Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное разв. цв-х раст., многообразие насекомых (параллельная э-ция), развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных, появление приматов, появление первых представителей семейства Люди, четвертичный период: эв-ция млек-щих; разв. приматов; направления эв-ции чел., общ. предки чел. и человек-ных обезьян.     2     42. Обобщение темы: "Развитие органического мира на Земле"     1       «Происхождение человека (4 часа)     4     43. Место человека в живой природе.   Древнейшие люди.   Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира; признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.   1     44. Стадии эволюции человека:   Древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида.   1     45. Движущие силы антропогенеза.   Св-ва чел. как биосоц-го существа.Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращ. обезьяны в человека; разв. членоразд. речи, сознания и общ-ных отношений в становлении чел.; взаимоотнош. соц-го и биол-го направлений в эволюции человека. Ведущая роль законов общ-ной жизни в соц-м прогрессе чел-ва; биол-го свойства чел-го общества.   1       46.   Популяционная структура вида Homo sapiens.   Чел. расы; расообразование; ед-во происх-ния рас. Антинаучная сущность «соц-го дарвинизма» и расизма.     1       IV. «Взаимоотношения организма и среды.
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Календарно-тематическое планирование по биологии - 11 класс

п\п

Наименование раздела, темы

1 четверть


Содержание урока

Лабораторные работы.

Практические работы.

Демонстрации.

Экскурсии

Всего часов

Дата

1.

"Введение" (1 час)

1

I.


«Возникновение и развитие жизни на Земле»

(8 часов)

8

1) «История представлений о возникновении

жизнина Земле» (2 часа):


2.

Первые научные попытки объяснения сущности

и процесса возникновения жизни.

Первоначальные взгляды на возникновение жизни на Земле.

1

3.

Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея,

эксперименты Л. Пастера.

Теория вечности жизни, материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Демонстрация

схемы экспериментов Л.Пастера.

1

2) «Предпосылки возникновения жизни

на Земле (2 часа)»:


4.

Предпосылки возникновения жизни на Земле.

Космические и планетарные предпосылки.

1

5.

Первичная атмосфера и химическая эволюция.

Эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Демонстрация

схемы этапов формирования планетарных систем.

1

3) «Современные представления о возникновении

жизни на Земле (4 часа)»:


6.

Современные представления

о возникновении жизни.

1

7.

Теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера.

Теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода.

1

8-9.

Начальные этапы биологической эволюции.

Возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

Демонстрация

схем возникновения однокл-ных эукариот, многокл-ных организмов, развитие царств растений и животных.

2


II.


«Эволюционное учение (23 часа)»:

23

«Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина (3 часа)»:

3

10.

Развитие биологии в додарвиновский период.

Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

1

11.

Работы К.Линнея, труды Ж.Кювье и

Ж. де Сент-Илера.

Систематика растений и животных (К Линней)

1

12.

Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка.

Первые эволюционисты.

Демонстрация биографий и портретов учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей.

1

«Дарвинизм (10 часов)»:

10

13.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина (достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина)

Демонстрация маршрута и находок Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

1

14.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

15.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

16.

Вид - эволюционная единица.

1

17-18.

Всеобщая индивидуальная изменчивость.

Виды изменчивости.

Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».

2

19-20.

Избыточная численность потомства,

борьба за существование.

Виды борьбы за существование.

2

21.

Естественный отбор.

1

22.

Обобщение темы: "Дарвинизм"

1

«Микроэволюция (5 часов)»:

5

23.

Эволюционная роль мутаций.

1

24.

Генетические процессы в популяциях,

закон Харди-Вайнберга.

1

25.

Формы естественного отбора.

1

26.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность - результат действия естественного отбора,

Л.р. № 2 «Изуч. присп-ти орг-в к среде обитания».

1


27.

Микроэволюция. Эволюционная роль модификаций.

Современные представления о видообразовании(С.С.Четвери-ков, И.И.Шмальгаузен),

пути и скорость видообразования, географичес-кое и экологическое видообразование.

Физиологические адаптации, темпы эволюции.

Демонстрация схем, ил-щих процесс географ-го видообраз-ния; живых раст. и жив., гербариев и коллекций, пок-щих индивид. изм-ть и разнообразие сортов культ-х раст. и пород дом. жив., рез-ты присп-ти орг-ов к среде обитания и рез-ы видообразования.




1

«Основные закономерности эволюции.

Макроэволюция (5 часов)»:

5

28.

Главные направления эволюционного процесса.

Биопрогресс и биорегресс

(А.Н. Северцов).

1

29.

Пути достижения биологического прогресса.

Ароморфоз,

идиоадаптация,

дегенерация.

Демонстрация

схемы соотношения путей прогрес-ной орг-кой эволюции.

1

30.

Основные закономерности эволюции.

Дивергенция,

конвергенция,

параллелизм.

Демонстрация примеров гомологичных, аналогичных органов, их стр-я и происхождения в онтогенезе.

1

31.

Правила эволюции групп организмов.

1

32.

Результаты эволюции.

Постепенное усложнение уровня организации живой природы, многообразие видов, относит-ная приспособленность (органич-ая целесообразность).

Демонстрация

материалов, характ-щих представителей жив-х и раст., внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

1

III.

«Развитие органического мира на Земле (14 часов)»:

14

«Основные черты эволюции животного и растительного мира» (10 часов):

10

33.

История Земли и методы ее изучения

1

34.

Развитие жизни на Земле в архейскую эру

Первые следы жизни на Земле.

1

35.

Развитие жизни на Земле в протерозойскую эру.

Появление всех современных типов беспозвоночных животных, первые хордовые, развитие водных растений.

Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отраж-щих флору и фауну разных эр и периодов.


1

36-37.

Развитие жизни в палеозойскую эру.

Эволюция раст.; появление первых сосудистых раст, папоротники, семен. папоротники, голосемен. раст., возникнов. позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Демонстрация схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.


2

38-39.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру.

Появление и распространение покрытосеменных раст., возникновение птиц и млекопитающих, вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.


2

40-41.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.

Бурное разв. цв-х раст., многообразие насекомых (параллельная э-ция), развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных, появление приматов, появление первых представителей семейства Люди, четвертичный период: эв-ция млек-щих; разв. приматов; направления эв-ции чел., общ. предки чел. и человек-ных обезьян.


2

42.

Обобщение темы: "Развитие органического мира на Земле"

1

«Происхождение человека (4 часа)

4

43.

Место человека в живой природе.

Древнейшие люди.

Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира; признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

Демонстрация

моделей скелетов человека и позвоночных животных.

1

44.

Стадии эволюции человека:

Древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида.

1

45.

Движущие силы антропогенеза.

Св-ва чел. как биосоц-го существа. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращ. обезьяны в человека; разв. членоразд. речи, сознания и общ-ных отношений в становлении чел.; взаимоотнош. соц-го и биол-го направлений в эволюции человека. Ведущая роль законов общ-ной жизни в соц-м прогрессе чел-ва; биол-го свойства чел-го общества.

1

46.

Популяционная структура вида Homo sapiens.

Чел. расы; расообразование; ед-во происх-ния рас. Антинаучная сущность «соц-го дарвинизма» и расизма.


1

IV. «Взаимоотношения организма и среды.

Основы экологии» (20 часов)»:

20


«Понятие о биосфере» (3 часа)»:

3

47.

Биосфера. Структура биосферы.

Живая оболочка планеты. Литосфера, гидросфера, атмосфера.

Демонстрация схем, ил-щих стр-ру биосферы и хар-щих отдельные её составные части; таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе.

1

48.

Компоненты биосферы.

Живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное и костное вещество биосферы (В.И.Вернадский);

1

49.

Круговорот веществ в природе.

1

«Жизнь в сообществах (2 часа)»:

2

50.

История формирования сообществ живых организмов.

Геологическая история материков. Изоляция, климатические условия, биогеография.

Демонстрация карт,

отраж-их историю материков.

1

51.

Основные биомассы суши и Мирового океана, биогеографические области.

Демонстрация

распространённости основных биомов суши.

1

«Взаимоотношения организмов и среды (12 часов)»:

12

52.

Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов.

Естественные сообщества живых организмов. Продуценты, консументы, редуценты.

1

53.

Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

54.

Экология, её задачи.

1

55.

Экологические факторы.

1

56.

Абиотические факторы среды.

Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ.

1

57.

Интенсивность действия факторов среды.

Ограничивающий фактор, взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

1

58.

Биотические факторы среды: цепи и сети питания.

Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.

1

59.

Смена биогеоценозов, ее причины.

Формирование новых сообществ.

1

60.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

Роль человека в природе, проблемы рационального природопользования.

1

61.

Охрана природы.

Защита от загрязнений, сохр-ние эталонов и памятников природы, обеспеч. прир-ми ресурсами нас-ние планеты, меры по образов. природных комплексов, экологическое образование, воспитание, культура.

1

62.

Экологические бедствия планеты Земля.

1

63.

Зоны экологических бедствий Казахстана.

Демонстрация и обсуждение электронных презентаций, фрагментов электронных учебников по теме «Биосфера», зон экобедствий РК

1

«Взаимоотношения между организмами» (3 часа):

3

64.

Формы взаимоотношений между организмами.

1


65.

Позитивные отношения - симбиоз.

Кооперация,

мутуализм,

комменсализм.

Демонстрация примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

1


66.

Антибиотические отношения.

Нейтральные отношения - нейтрализм.

Хищничество, паразитизм, конкуренция.

1


V. «Бионика (2 часа)»:

2

67-68.

Использование человеком принципов организации организмов.

Использование человеком в хозяйской деятельности принципов организации растений и животных, формы живого в природе и их промышленные аналогии (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы).

Демонстрация

примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника)

2


В программе не отводятся часы на следующие темы:

1. Определение жизни. Свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. (I раздел)

2. Доказательства макроэволюции. (III раздел)

3. Агроценозы - искусственно-созданные биогеоценозы. (IV раздел)


© 2010-2022