Технологические карты по биологии на тему Клетка

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологические карты по биологии на тему КлеткаТехнологические карты по биологии на тему Клетка МКОУ «Медынская СОШ» Технологические карты по биологии на тему Клетка



Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.







Фрагмент календарно-тематического планирования и технологические карты по теме: «Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов». Биология. 5класс. ФГОС.






Составитель :

член творческой группы «Методический автобус» -

Кулюкина М.Б. - учитель биологии высшей категории


Медынь, 2014

Технологическая карта урока №1

Тема урока: Увеличительные приборы. Лабораторная работа «Рассматривание строение растения с помощью лупы»._____________________

Тип урока _Комбинированный, с большой долей лабораторной работы.________________________

Цель урока: Р: развитие навыков исследования, соблюдения правил работы с микроскопом в совместной самостоятельной деятельности; В: воспитание чувства ответственности и гордости за совместно полученный результат; О: организация изучения строения лупы и светового микроскопа, правил работы с ними.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения



1.Организационный момент

(мобилизация)


Создание эмоционального настроя; проверка готовности к уроку, отсутствующих

Проверяют оборудование, называют отсутствующих, оценивают свою готовность к уроку.

Дисциплинированность, ответственное отношение к учению, оценивать свои поступки



Выслушивают и отвечают на вопросы учителя, Слушают и реагируют на замечания лаборанта

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Самоконтроль готовности к уроку,

Распределяют уч. оборудование на столе

Контролировать своё поведение, организовывать рабочее место

2.Целеполагание






Стимулирует вопросами:(с21)

Какую главу изучаем? О чём узнаете? Чему научитесь? С чего бы следовало начать? Почему?

- Какая цель урока?

Высказывают предположение, объясняют свою позицию

Выражать своё отношение к изучаемому вопросу. Развивать познавательные интересы и учебные мотивы

Инд.: Работают с содержанием с.21 анализируют, отвечают, обличая мысль в слова,

Фр.: Выдвигают предположения, ставят цель

Извлекать информацию из разных источников. Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. Делать выводы, ставить цель

Отвечают, слушают ответы товарищей. Анализируют их. Дополняют, исправляют, учитывая позицию собеседника

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов Построения речевой коммуникации: участие в диалоге,


Анализируют, Оценивают, исправляют высказывания свои, товарищей, учителя

Сосредоточить внимание на определенном материале,

3.

Понимание недостатка знаний,






Обеспечивает мотивацию: 1.Через документ-камеру показывает желток куриного яйца- клетка. 2.Организует лабораторную работу(с.24) в парах. 3.Что такое клетка? Какое её строение?

Осознавая недостаток знаний, определяют сами проблему урока,

Высказывают суждения, объясняя свой выбор;

Развитие учебной мотивации,

Формирование границ собственного знания и незнания

Фр.: Наблюдают. В парах: рассматривают мякоть томата под лупой (с.24), Рисуют, пытаются сами решить проблему: недостатка знаний и умений

Самостоятельно, находить способы решения возникающей проблемы,

Решать, какая информация (дополнительная) понадобится для выполнения задания

Высказывают свои суждения, тактично участвуя в обсуждении. Участвуют в диалоге, работая парами.

Участвовать в диалоге. Отстаивание, аргументация своей точки зрения с учётом позиции собеседника

Формулировать мнения, выводы, монологические доказательные высказывания

Анализируют, объясняя свой выбор нехваткой знаний,

Осуществлять анализ своих знаний,








4. Коммуникация




Организует поисковую работу в парах:

-просмотр презентации: «Клетки под лупой и микроскопом»,

-обсуждение и «Изучение светового микроскопа и работа с ним» с.23-24, микроскопы на столах

Поисковая работа в соответствии с поставленной задачей

Ответственно выполнять необходимые учебные действия для достижения результата

Мотивация на достижение успеха в любом деле

В парах:- осуществляют конкретизацию первичных знаний,

-изучают строение микроскопа (с.23-24),микроскоп;

-правила работы с ним (с.24, микроскоп)


Осуществлять поиск необходимой информации из исследования и др. источников, работать с биологическим оборудованием.

Самостоятельно решать проблему, сравнивать, наблюдать, делать выводы

Работа в парах постоянного состава

Строить в коммуникации , понятные для партнёра высказывания, учитывая, что он понимает, а что нет; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Самостоятельно выполняют все поисковые действия, следуя алгоритму и прибегая к помощи товарища, учителя в соответствии с задачей

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять пошаговый контроль.


5.

Взаимоконтроль

Побуждает

-участие во взаимоконтроле через СМАРТ «Строение лупы и микроскопа и работа с ними»

-сделать вывод


Выполняют необходимые учебные действия, делают выводы

Оценивать поднимаемые вопросы

Гр.:.-сравнивают увиденное со своими знаниями и навыками и выбирают ответы цветными смайликами,

Фр.: делают вывод о значении увеличительных приборов.

осуществлять сравнение, синтез, Использовать знаково-символические средства для решения задач; Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Анализируют, обсуждают, оценивают

Формулировать мнения, выводы, монологические доказательные высказывания

Осуществляют само- и взаимопроверку;

-корректируют свои знания

Оценивать правильность выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Корректировать знания в соответствии с полученной информацией

6 Рефлексия.

Акцентирует внимание на конечном результате

Побуждает к высказыванию мнений.

Рефлексивная самооценка,

Формулируют результат работы на уроке:

-какая цель

-достиг ли её


Развитие адекватной позитивной самооценки-мотива саморазвития

Инд.: анализируют

В парах: обсуждают и показывают смайлики

Осуществлять анализ, синтез, структурировать, осознанное высказывание по теме

Анализируют, обсуждают, оценивают

Координировать различные позиции в сотрудничестве

Формулировать доказательные высказывания

Оценка своей работы на уроке, высказывают позиции: что получилось, что нет, почему

Вносить коррективы в работу после её завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок

7. Д.з.

Даёт коментарии к домашнему заданию: Уровни

-базовый: пересказ с22-24.

-программный: + «Подумайте», с.23

-максимальный: +



Найти в Интерн..


Выбирают предлагаемый уровень домашнего задания

Формирование смыслов учебной деятельности

Записывают в дневники

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения д.з.




Корректировать знания


Технологическая карта урока №2

Тема: Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Тип урока - комбинированный.

Цель урока: Р.: Развитие логического и системного мышления, мировоззрения: единства живой и неживой природы, умений анализировать, обобщать, делать выводы, коммуникативные умения, добывать информацию из разных источников. В: воспитание навыков культуры общения, исследования, активности. О: усвоение учащимися понятий химический состав, элементы, вещества клетки

Этап урока

Деятельность

учителя

Личностные

осуществляемые

действия

Личностные

формируемые

умения

Познавательные

осуществляемые

действия

Познавательные

формируемые

умения

Коммуникативные

осуществляемые

действия

Коммуникативные

формируемые

умения

Регулятивные

осуществляемые

действия

Регулятивные

формируемые

умения

1.Моби

лизация

-Созд. эмоц. настрой.

-Проверка отсутствующих.

-Проверка готовности

-Готовятся, прверяют.

-Называют отсутствующих

-Дисциплин.-ть.

-Ответственное

отношение к

учению.

-Оценка своих поступков


-Проверка

необходимого

учебного

оборудования

-Организовывать

своё раб.

место.

-Контроль поведения.

2.Кон

троль

знаний

Вопросы:

а) Самый простой увеличительный прибор? Значение

б) Заполнение таблицы с использованием микроскопов.

Части микроскопа.. Значение

Отвечает устно, остальные слушают, оценивают.

Формирование границ знания и незнания.

-Устно у доски отвечает на заданные вопросы.

-Вместе заполняют таблицу, используя учебник и оборудование.

-Осознанное построение речевого высказывания в устной речи.

-Умение устанавливать причинно- следственные связи

-Умение анализировать..

-Один отвечает.

-Остальные слушают, задают вопросы, оценивают.

-В парах задают вопросы.

-Уметь задавать вопросы.

-Контролировать действия партнёра.

-Уметь строить монологическое высказывание.

-Умение договариваться и приходить к общему решению.

-Оценивают ответ.

-Слушают оценку учителя.

-Организуют систематизацию знаний и заполнение таблицы.

-Адекватно оценивать оценку учителя.

-Выполнять учебные действия

В умственной форме.

-Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3.Подготовка к

восприятию

нового.

-Прочитайте тему.

-Что будем изучать? Что такое химия? Что такое вещества? Из чего они состоят? (Проблема)

Недостаток данных.

-Отвечают на поставленные вопросы.

-Высказывают предположения и объяснения.

-Выражать отношение к изучаемому вопросу.

-Формирование границ своего знания и незн. -Развитие учебной мотивации

-Вспоминают.

-Выдвигают предположение.

-Обличают мысль в речь.

-Ориентировка на разнообразие способов решения задач.

-Выдвижение гипотез.

-Устанавливать причинно- следственные связи.

-Слушают и слышат вопросы и ответы.

-Дополняют ответы.

-Учитывать позицию собеседника.

-Способы построения речевой коммуникации.

-Не могут ответить! (нехватка знаний)

-Осуществлять анализ своих знаний.

4.Изучение нового материала

-Каких элементов больше всего в клетке?

-Из каких элементов строятся вещества?

-Демонстрирует опыты по выявлению воды и минеральных веществ.

-Просит назвать вещества

-Акцентирует внимание на конечных результатах.

Разглядывают схемы, формулируют суждения.

В результате рассуждений находят правильные ответы на вопросы.

-Развитие познавательных интересов.

-Развитие самоуважения, адекватной позитивной самооценки.

-Развитие учебных мотивов.

-Работа со схемой учебника.

-Отвечают, высказывая своё мнение.

-Объясняют свой выбор.

-Формулируют выводы наблюдения.

-Формулируют конечный результат.

-Умение извлекать информацию из разных источников.

-Умение анализировать факты, делать выводы.

-Умение сравнивать.

-Ориентировка на разнообразие способов решения задач.

-Слушают ответы товарищей, исправляют или корректируют своё мнение.

-Задают вопросы.

-Формулируют высказывания.

-Умение формулировать собственное мнение и позицию.

-Умение учитывать разные мнения.

-Умение задавать вопросы.

-Использовать речь для регуляции своего действия.

-Делают оценочные высказывания по вопросам.

-Анализируют действия и корректируют знания в соответствии с новой информацией.

-Делают выводы.

-Умение принимать и сохранять задачу.

-Выполнять учебные действия в материализированной, речевой,

умственной форме.

-Рефлексивная самооценка.

5.Д.з.

Комментирует :

Б: пересказ с26, 28(1р)

Пр.: + «Подумайте» , с27. М.: Найдите информацию об основных элементах и минер. вещ. клетки

Записывают, выбирая уровень

Ответственное отношение к учению

Умение извлекать информацию из различных источников.






Технологическая карта урока №3

Тема: Химический состав клетки. Органические вещества.

Тип урока - комбинированный с большой долей исследования.

Цель:Р: развитие навыка установления связей между веществами, их свойствами и значением;

О: формирование умений поиска информации из исследований, оформление результатов в виде схем,

В: воспитание настойчивости в достижении цели, культуры поведения в лаборатории.

Этап урока

Деятельность

учителя

Личностные

осуществляемые

действия

Личностные

формируемые

умения

Познавательные

осуществляемые

действия

Познавательные

формируемые

умения

Коммуникативные

осуществляемые

действия

Коммуникативные

формируемые

умения

Регулятивные

осуществляемые

действия

Регулятивные

формируемые

умения

1.Моби

лизация

-Создаёт. Эмоциональный настрой.

-Проверка отсутствующих.

-Проверка готовности

-Проверяют учебное оборудование.

-Называют отсутствующих

Дисциплинировать.

-Ответственное

отношение к

учению.

-Оценивать

свои поступки


-Проверка готовности к уроку

Организовывать

своё рабочее.

Место.

-Контролировать поведение.

2.Целе

полага

ние

-Предлагает вспомнить изученное.

-Все ли вещества мы назвали?

-Какие не изучили?

-Чем займёмся на уроке?

-Отвечают на поставленные вопросы?

-Высказывают предположения и объясняют.

-Развивать познавательные

интересы,

учебные мотивы.

-Выражать своё отношение к изучаемому вопросу.

-Умеют выделять цель.

-Вспоминают, отвечают.

-Обличают мысль в речь.

-Выдвигают гипотезу.

-Ставят цель.

-Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

-Выдвижение гипотез, обоснование.

-Устанавливать причинно- следственные связи.

Слушают ответы, анализируют их устно или про себя.

-Дополняют ответы или исправляют одноклассников.

-Учитывать позицию собеседника.

-Способов построения речевой коммуникации.

-Умение договариваться и приходить к общему решению.

-Оценивают свои ответы и товарищей.

-Анализируют, исправляют.

-Выполняют учебные действия в умственной форме.

-Умение сосредоточить внимание на предлагаемом материале.

3.Момент

осознания

недостатка

знаний

-Стимулирует мыслительную деятельность вопросами:

-Что такое органические вещества?

-Какие органические вещества вы знаете?

-Какова их роль в клетках?

-Отвечают, высказывают предположения

-Формирование границ своего знания и незнания.

- Развитие учебной мотивации

-Возникает проблема: недостаток знаний.

-Вспоминают.

-Предполагают.

-Умение самостоятельно создать способы решения проблемы.

-Самостоятельные способы!!!

-Высказывают свои суждения, тактично участвуя в обсуждении.

-Умение участвовать в диалоге.

-Отстаивать свою точку зрения, аргументировать, учитывая другую позицию

-Не могут ответить! (нехватка знаний)

-Осуществлять анализ своих знаний.

4.Коммуникация и взаимоконтроль

-Организует поисковую работу с учащимися:

а) читают «Моя лаборатория» (с28),

б) демонстрация опытов,

в) значение веществ - в учебике (с27).

Ответственно выполняют необходимые учебные действия в соответствии с указаниями учителя

-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

-Умение управлять вниманием.

В парах: -Работа с текстом.

-Наблюдения на уроке за опытами, проводимыми лаборантами.

-Обсуждение, формулировка выводов

-Умение извлекать информацию из разных источников.

-Умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.

-Устанавливать причинно - следственные связи.

Смысловое чтение.

-Обсуждают прочитанное.

-Обсуждают результаты опытов.

-Дополняют друг друга.

-Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-Умение использовать речь для регуляции своего действия.

-Самостоятельно предлагают порядок работы в соответствии с поставленной задачей.

-Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

-Различать способ и результат действия.

В материальном, речевом и умственном выражении.

5.Рефлексия

-Предлагает заполнить таблицу (с.29).

-Подводит к выводу.

-Внимание на конечный результат.

Формулируют конечный результат работы на уроке.

Развитие самоуважения, адекватной позитивной самооценки

Инд.: Перечерчивают таблицу, заполняют её.

-Можно обратиться за помощью.

-Формулируют вывод.

-Использование знаково - символических средств для решения проблемы.

-Структурирование.

-Осуществления синтеза.

-Обсуждают.

-Корректируют знания.

-Заполняют таблицу.

-Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-Анализируют и корректируют знания в соответствии с задачей.

-Делают выводы.

Рефлексивная самооценка.

6.Д.З.

Коментирует:

Б.: Пересказ с 26-28. ПР.: +







Технологическая карта урока № 4

Тема: Строение клетки.

Тип урока - комбинированный.

Цель урока: В: воспитание навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков, активности и организованности; О: создание условий для усвоения уч-ся знаний о клеточном строении организмов, основных частях клетки; Р: развитие умений анализировать, конкретизировать, обобщать, делать выводы, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником; мировоззрения: представлений о целостности организма и общности организмов.

Этап урока

Деятельность

учителя

Личностные

осуществляемые

действия

Личностные

формируемые

умения

Познавательные

осуществляемые

действия

Познавательные

формируемые

умения

Коммуникативные

осуществляемые

действия

Коммуникативные

формируемые

умения

Регулятивные

осуществляемые

действия

Регулятивные

формируемые

умения

1.Моби

лизация

-Созд. эмоц. настрой.

-Проверка отсутствующих.

-Проверка готовности

-Контролируют готовность.

-Называют отсутствующих

-Дисциплин.-ть.

-Ответственное

отношение к

учению.

-Оценивать

свои поступки


-Проверка

необходимого

учебного

оборудования

Организовывать

своё раб.

место

2.Кон

троль

знаний

-Вопросами

мобилизует вспомнить изученное.

-Заполнить ск.

«Состав клетки».

-Доказать существование веществ.

Высказывают собственное мнении по изучаемым вопросам. Оценивают.

Умение оценивать поднимаемые вопросы, ситуации

-Отвечают на вопросы.

-Поэтапно заполняют таблицу.

-Доказательно рассказывают о различных в-вах.

-Самостоятельно перерабатывать информацию.

-Передавать содержание в сжатом виде.

-Использовать знаково - символич.

средства.

Слушают, задают вопросы. Отвечают, добавляют, исправляют

-Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

-Выслушивать и учитывать позицию собеседника.

-Строить монологические

высказывания

Дают свою оценку, сравнивают с оценкой учителя.

-Осуществлять анализ своих знаний.

-Скорректировать знания в соответствии с полученной информацией

3.Целе

полага

ние, Осознан

недост.

знаний

-Читает текст из монографии Р.Гука и предлагает ответить: о чём7

-Что вы знаете об этом?

-Показывает слайд (клетка).

-Какое строение7

Высказывают предположения, объясняя свой выбор.

-Осознают недостаток знаний по теме.

-Выражать отношение к изучаемому вопросу.

-Формирование границ своего знания и незн. , т.е. развитие учебной мотивации

-Выдвигают предположение.

-Пытаются сами решить проблему.

-Самостоятельно выдвигать гипотезу и находить способы её решения.

-Выделять цель.

_

Высказывают своё мнение, тактично участвуя в обсуждении.

-Формировать способы построения речевой коммуникации, участвовать в диалоге.

-Учитывать позицию собеседника.

-Анализируют.

-Оценивают свои ответы и ответы товарищей.

-Не могут ответить! (нехватка знаний)

-Осуществлять анализ своих знаний.

-Сосредоточивать внимание на предлагаемом материале

4.Коммуникация и взаимоконтроль

-Организует работу с текстом (с30), со слайдом презентации.

Акцентирует внимание на конечных результатах

Выполняют необходимые учебные действия в соответствии с указаниями учителя

-Формирование познавательных интересов.

-Развитие адекватной позитивной самооценки

-В тексте параграфа 8 (с30) изучают строение клетки.

-Называют основные части и их значение по слайду

презентации.

-Формируют высказывания.

-Объясняют свой выбор.

-Смысловое чтение.

-Умение извлекать информацию из разных источников.

-Умение сравнивать, наблюдать, делать выводы, группировать объекты.

-Формировать конечный результат.

-Обсуждают содержание текста пар 8 (стр.30).

-Обсуждают содержание презентации.

-Корректируют свои знания.

-Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-Корректировать, использовать решение для регуляции своего действия.

-Самостоятельно организовывают работу в соответствии с поставленной задачей.

-Делают оценочные высказывания по вопросам.

-Анализируют действия и корректируют знания в соответствии с новой информацией.

-Умение понимать и сохранять задачу.

-Умение сосредоточить внимание на материале и действовать в соответствии с указаниями учителя.

5.Рефлексия

-Показывает презентацию.

-Назовите части клетки, которые будут рассматриваться под микроскопом на след. уроке.

Формулируют конечный результат работы на уроке.

Мотивация на следующий урок, адекватная позиция.

-Называют.

-Формулируют вывод.

-Осуществлять синтез.

-Структурировать

Формулируют выводы

Координировать различные позиции в сотрудничестве

Коррекция знаний в соответствии с задачей

Рефлексная самооценка






















Технологическая карта урока №5

Тема урока: Строение клеток кожицы лука.______________________

Тип урока _:лабораторная работа.________________________

Цель урока: Р: развитие навыков исследования, совместной самостоятельной деятельности; В: воспитание чувства ответственности и гордости за совместно полученный результат; О: организация изучения строения клетки с помощью светового микроскопа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения



1.Организационный момент

(мобилизация)


Создание эмоционального настроя; проверка готовности к уроку, отсутствующих

Проверяют оборудование, называют отсутствующих, оценивают свою готовность к уроку.

Дисциплинированность, ответственное отношение к учению, оценивать свои поступки



Выслушивают и отвечают на вопросы учителя, Слушают и реагируют на замечания лаборанта

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Самоконтроль готовности к уроку,

Распределяют уч. оборудование на столе

Контролировать своё поведение, организовывать рабочее место

Целеполагание






Стимулирует вопросами: Что изучали на прошлом уроке? Какие основные части клетки?

-Зачем микроскопы на столах? - Какая задача перед нами?

Высказывают предположение, объясняют свою позицию

Выражать своё отношение к изучаемому вопр. Развивать познавательные интересы и учебные мотивы

Фр.: Показывают на СМАРТ части клетки, называют, анализируют, отвечают, обличая мысль в слова,

Выдвигают предположения, ставят цель

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. Делать выводы, ставить цель

слушают ответы, Анализируют их. Дополняют, исправляют , учитывая позицию собеседника

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов Построения речевой коммуникации: участие в диалоге,


Анализируют, Оценивают, исправляют высказывания свои, товарищей, учителя

Сосредоточить внимание на определенном материале,

3.

Понимание недостатка знаний,






Обеспечивает мотивацию:-

«всё готово для того , чтобы рассмотреть клетки кожицы лука под микроскопом. Приступаем?»

Осознавая недостаток знаний, определяют сами проблему урока,

Высказывают суждения, объясняя свой выбор;

Развитие учебной мотивации,

Формирование границ собственного знания и незнания

Сопоставляют, предполагают, пытаются сами решить проблему: недостатка знаний и умений

Самостоятельно, находить способы решения возникающей проблемы,

Решать, какая информация(дополн) понадобится для выполнения задания

Высказывают свои суждения , тактично участвуя в обсуждении

отстаивание, аргументация своей точки зрения с учётом позиции собеседника

Анализируют, объясняя свой выбор нехваткой знаний,

Осуществлять анализ своих знаний,








4. Коммуникация




Организует поисковую работу в парах:

-просмотр презентации: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука»,

-обсуждение и пригот.препарата

-рассматривание препарата под микроскопом,

-обсуждение, уточнение увиденного


Поисковая работа в соответствии с поставленной задачей

Ответственно выполнять необходимые учебные действия для достижения результата

Мотивация на достижение успеха в любом деле

В парах:- осуществляют конкретизацию первичных знаний,

-готовят микропрепараты по аналогии с презентацией,

-готовят микроскоп к работе,

-рассматривают препараты под микроскопами, обсуждают увиденное.

Осуществлять поиск необходимой информации из исследования и др. источников,

Самостоятельно решать проблему, сравнивать, наблюдать, делать выводы

Работа в парах постоянного состава

Строить в коммуникации , понятные для партнёра высказывания, учитывая, что он понимает, а что нет; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выслушивать и учитывать позицию партнёра,

Самостоятельно выполняют все поисковые действия, следуя алгоритму и прибегая к помощи товарища, учителя в соответствии с задачей

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять пошаговый контроль,

Корректировать знания в соответствии с полученной информацией

5.

Взаимоконтроль

Побуждает

-рассмотреть препарат и показать через цифровой микроскоп,

-оформить результаты исследования в тетради,

-сделать вывод


Выполняют необходимые учебные действия, делают выводы

Оценивать поднимаемые вопросы

Инд:-Выполняют работу, используя знаково-символические средства

Фр.-сравнивают увиденное с изображением на своём микроскопе, делают вывод о строении клеток

осуществлять сравнение, синтез, Использовать знаково-символические средства для решения задач; Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Анализируют, обсуждают, оценивают

Формулировать мнения, выводы, монологические доказательные высказывания

Осуществляют само- и взаимопроверку;

-корректируют свои знания

Оценивать правильность выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Корректировать знания

6 Рефлексия.

Акцентирует внимание на конечном результате

Побуждает к высказыванию мнений.




Рефлексивная самооценка,

Формулируют результат работы на уроке:

-какая цель

-достиг ли её

-сам или кто-то помог

Развитие адекватной позитивной самооценки-мотива саморазвития

Инд.: анализируют

В парах: обсуждают и показывают смайлики

Осуществлять анализ, синтез, структурировать, осознанное высказывание по теме

Анализируют, обсуждают, оценивают

Координировать различные позиции в сотрудничестве

Формулировать доказательные высказывания

Оценка своей работы на уроке, высказывают позиции: что получилось, что нет, почему

Вносить коррективы в работу после её завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок

7. Д.з.

Даёт коментарии к домашнему заданию:

-базовый: пересказ с33-34

-программный: + «Подумайте», с.31

-максимальный: +«Для любознательных», с.45

Выбирают предлагаемый уровень домашнего задания

Формирование смыслов учебной деятельности

Записывают в дневники

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения д.з.




Корректировать знания



Технологическая карта урока №6

Тема урока: Строение_клеток(хлоропласты, вакуоли).______________________

Тип урока _: комбинированный,с первичным закреплением.________________________

Цель урока: Р: развитие навыков исследования, совместной самостоятельной деятельности, работы с разной информацией; В: формирование ум.работы с полученной информацией, воспитание чувства гордости за полученный результат; О: организация изучения строения клетки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения



1.Организационный момент

(мобилизация)


Создание эмоционального настроя; проверка готовности к уроку, отсутствующих

Проверяют оборудование, называют отсутствующих, оценивают свою готовность к уроку.

Дисциплинированность, ответственное отношение к учению, оценивать свои поступки



Выслушивают и отвечают на вопросы учителя, Слушают и реагируют на замечания лаборанта

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Самоконтроль готовности к уроку,

Распределяют уч. оборудование на столе

Контролировать своё поведение, организовывать рабочее место

Контроль знаний,








Стимулирует вопросами: Что изучали на прошлом уроке, как изучали клетку,

Высказывают предположение, объясняют свою позицию

Выражать своё отношение к изучаемому вопросу

Фр.: анализируют, отвечают, слушают учителя и товарищей

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте

Рассуждают, слушают, отвечают,

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов



-Покажите подготовку микроскопа к работе(позиции

1-5)

-презентация СМАРТ-как приготовить микропрепарат?

Демонстрируют в паре





-монологически рассказывают, используя презентацию СМАРТ

Оценивать поднимаемые вопросы, ситуации

В парах: демонстрируют позиции подготовки микроскопа к работе. Инд.:

рассказывают, используя зрительный ряд

Самост. Перерабатывать информацию;

-передавать содержание в сжатом виде, используя различную наглядность

Дополняют,

Оценивают

Строить монологическую речь, выслушивать и учитывать позицию собеседника

Оценивают, сравнивают свою оценку с оценкой товарищей, учителя

Осуществлять анализ своих знаний,

Корректировать знания в соответствии с полученной информацией

-На СМАРТ нарисовать клетку и подписать основные части

-работает с учениками., выполнившими д.з. на уровнях: П., М.










Предъявляют новую, добытую самими информацию









Развитие адекватной самооценки

Инд.: рисуют, делают грамотные надписи, сравнивают с рисунками на доске, в учебнике.

Предъявляют дополнительные сведения

Использовать знаково-символические средства



Перерабатывать информацию и предъявлять её

Обсуждают, исправляют





Слушают и усваивают новую информацию, добытую одноклассниками

Договариваться и приходить к общему решению



Строить монологическую речь, выслушивать позицию товарища










Работают на уровнях: «Программный» и «Максимальный»



Анализировать уровень своих знаний

3.

Понимание недостатка знаний,

целеполагание






-Демонстрирует с лаборантом-учеником клетку с хлоропластами и вакуолями и предлагает назвать основные её части.

-Обеспечивает мотивацию, вопросами стимулирует уч-ся ставить цель

Высказывают предположения, объясняя свой выбор;

Осознавая недостаток знаний, определяют сами цель урока

Развивать познавательные интересы и учебные мотивы

Анализируют, сравнивают,

Выдвигают предположение, ставят цель, пытаются сами решить проблему

Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, самостоятельно выдвигать гипотезу, находить способы её решения,

Определять цель

Высказывают свои суждения , тактично участвуя в обсуждении

Построения речевой коммуникации: участие в диалоге, отстаивание, аргументация своей точки зрения с учётом позиции собеседника

Анализируют , осознают нехватку знаний, ставят цель урока

Сосредоточить внимание на определенном материале, осуществлять анализ своих знаний







4. Коммуникация




Организует

-работу в парах с учебником(с30-31, «Особенности строения клеток. Вакуоли»

-обсуждение изученного

-работа с презентацией


Поисковая работа в соответствии с поставленной задачей

Ответственно выполнять необходимые учебные действия для достижения результата

Мотивация на достижение успеха в любом деле

В парах:- изучают по учебнику особенности строения растительных клеток;

-конкретизируют первичные знания, участвуя в обсуждении презентации

Осуществлять поиск необходимой информации,

Самостоятельно решать проблему, смысловое чтение, сравнивать, наблюдать, делать выводы

Работа в парах постоянного состава

Строить в коммуникации , понятные для партнёра высказывания, учитывая, что он понимает, а что нет; договариваться и приходить к общему решению,

Сами выполняют все поисковые действия, следуя алгоритму и прибегая к помощи товарища, учителя в соответствии с целью

Планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-осуществлять пошаговый контроль

5.

Взаимоконтроль

Побуждает -сравнить клетки увиденные под микроскопом (лука) и клетки листа, изобразив их на СМАРТ (в тетрадях)

-сделать вывод

Выполняют необходимые учебные действия

Оценивать поднимаемые вопросы

Инд:-Выполняют работу, используя знаково-символические средства

Фр.-делают выводы об особенностях строения разных клеток

Использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять сравнение, синтез, причинно-следственные связи

Анализируют, обсуждают, оценивают

Формулировать мнения, выводы, монологические доказательные высказывания

Осуществляют само- и взаимопроверку;

-корректируют свои знания

Оценивать правильность выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Корректировать знания

6 Рефлексия.

Акцентирует внимание на конечном результате




Рефлексивная самооценка

-какая цель

-достиг ли её

-сам или кто-то помог

Развитие адекватной позитивной самооценки-мотива саморазвития

Инд.: анализируют

В парах: обсуждают и показывают смайлики

Осуществлять анализ, синтез, структурировать

Анализируют, обсуждают, оценивают

Координировать различные позиции в сотрудничестве

Оценка своей работы на уроке, высказывают позиции: что получилось, что нет, почему

Вносить коррективы в работу после её завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок

7. Д.з.

Даёт коментарии к домашнему заданию:

-Б.с.30-31 (пересказ).

-П. + сравнить клетки на рис.14

-М. + найти материал: «Разные клетки», оформить презентацией

Выбирают предлагаемый уровень домашнего задания


Записывают в дневники

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения д.з.




Корректировать знания

Технологическая карта урока №7

Тема: Жизнедеятельность клетки. Движение цитоплазмы. Раздражимость.

Тип урока - комбинированный, с большой долей исследования.

Цель: обеспечить усвоение учащимися сущности процессов жизнедеятельности клетки, используя исследования;

развитие навыков исследования; воспитание культуры исследования, общения, речи.

Этап урока

Деятельность

учителя

Личностные

осуществляемые

действия

Личностные

формируемые

умения

Познавательные

осуществляемые

действия

Познавательные

формируемые

умения

Коммуникативные

осуществляемые

действия

Коммуникативные

формируемые

умения

Регулятивные

осуществляемые

действия

Регулятивные

формируемые

умения

1.Моби

лизация

-Подготовка и организация работы лаборантов.

-Эмоциональный настрой.

-Лаборанты проверяют подготовку лабораторного оборудования на столах.

-Самоконтроль подготовки.

-Нравственно - этическое оценивание.

-Обсуждают готовность.

-Критически реагируют на неготовность.

Умение вести диалог, согласовывать действия с партнёром.

Организуют своё рабочее место; самоконтроль готовности к уроку.

Оценивать готовность к уроку, организовывать

своё рабочее место.

2.Кон

троль

знаний

-Организует рассмотрение клетки томата под микроскопом (стр. 34 -35).

-Рисунки в тетради.

-Обсуждение в №5 - 7.

-Обсуждение в классе д/з. продвинутого уровня.

-Работа в соответствии с поставленной задачей.

-Предъявляют добытую информацию.

-Формирование границ собственного знания и «незнания».

-Оценка своих поступков.

В парах:

-выполняют лабораторную работу (с. 34 - 35);

-обсуждают в парах результаты (№5 -7);

-обсуждают результаты с учителем.

Индивидуально: демонстрируют презентации «Разные клетки».

-Осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, том числе исследования.

-Самостоятельно решать и ставить проблемы.

-Устанавливать причинно - следственные связи.

-Работа в парах постоянного состава (переменного- взаимопомощь).

Стили и способы построения речевой коммуникации.

-Коммуникация как сотрудничество и взаимодействие.

-Строят монологические

высказывания

-Оценивают правильность выполнения работы своей и своего напарника.

-Оценивают, сравнивают с оценкой учителя, товарищей.

-Выполнять учебные действия в материализованной форме.

-Адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать самостоятельно.

3. Понима

ние

недо

статка

знаний и целе

полага

ние.

-Вопросами стимулирует целеполагание.

-Глава называется: «Клетка - основа строения и жизнедеятельности». Почему?

-Что такое жизнедеятельность.

-Какова цель урока?

Отвечают, высказывая предположения в соответствии со своей поцизией.

-Развитие учебных мотивов.

-Формирование границ собственного знания и «незнания».

Фронтально:

-анализируют,

-сравнивают,

-предполагают,

-ставят цель,

-выдвигают гипотезу.

-Строить рассуждения.

-Осуществлять сравнения.

-Выдвигать гипотезы.

-Ставить цель.

Слушают.

Высказывают свои суждения, адекватно используя речевые средства для решения коммуникативных задач.

-Построение речевой коммуникации для отстаивания своей точки зрения, но приходить к общему выводу с учётом позиции собеседника.

Волевая саморегуляция.

-Сосредоточивать внимание на предлагаемом материале.

-Целеполагание.

4.Коммуникация

-Обеспечивает мотивацию.

-Организует. Исследование.

Лабораторная работа №!, с. 38. + объяснение с. 36.

-Лабораторная работа №2 + объяснение с. 36.

-Поэтапное обсуждение результатов исследования.

Поисковая исследовательская работа в парах в соответствии с поставленной задачей.

-Выполнение необходимых учебных действий.

-Мотивация на достижение успеха в любом деле.

-Развитие познавательных интересов.

-Взаимопомощь.

В парах

- изучают с.36 (1 раздел),

-рассматривают микропрепараты элодеи под микроскопом (движение цитоплазмы),

-изучают «Раздражимость» с.36 (2 раздел),

- изучают препарат элодеи из спирт. раствора.

-Обсуждение.

-Осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, том числе исследования.

-Самостоятельно решать и ставить проблемы.

-Устанавливать причинно - следственные связи

Работа в парах постоянного состава:

-выполнение л. р. №1, 2;

-изучение текста, объясняющего результаты исследования,

-обсуждение результатов.

-Согласование усилий по достижению общей цели.

-Контролировать действия партнёра и согласовывать действия с ним.

-Строить коммуникацию.

-Сами организуют и выполняют все исследовательские действия.

-Поиск информации в учебнике (коррекция).

-Обсуждение (коррекция).

-Планировать своё действие в соответствии с задачами и условиями её реализации.

-Осуществлять пошаговый контроль и коррекцию по результату.

5.Пер

вичное

закреп

ление

Побуждает творчески мыслить, демонстрируя::

-готовит препарат элодеи (документ- камера),

-греет на лампе,

-просмотр через цифровой микроскоп,

-просит объяснить результат.

Поисковая исследовательская работа в парах в соответствии с поставленной задачей.

Формирование границ своего знания и «незнания» - самоопределение.

Лаборанты

-готовят микропрепараты,

-работают с цифровым микроскопом,

-демонстрируют препарат через проектор.

Фронтально объясняют.

-Осуществлять сравнение, анализ, синтез, устанавливать причинно - следственные связи, строить доказательства, делать выводы.

Ориентировка на разнообразие способов решения задач.

Обсуждают увиденное, осуществляют коррекцию знаний. Делают выводы.

Построение речевых высказываний с учётом позиции собеседника или партнёра по деятельности.

Осуществляют само- и взаимопроверку.

Оценивать правильность выполнения и результат действия.

Вносить корректвы.

6. Рефлек

сия

Акцентирует внимание на конечном результате.

Побуждает высказываться.

Делают вывод.

Делают самооценку.

Развитие адекватной рефлексивной самооценки.

Стили и способы построения речевой коммуникации

Уметь формулировать своё мнение и позицию.

Оценивать свою работу на уроке и урок.

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Д/з

Комментирует д/з.

Б: Пересказ параграф 9 (с.36,38).

Пр.: Пересказ параграф 9 (с.36,38) + интересные факты с. 38

Макс.: Пересказ параграф 9 (с.36,38) + Вместе с родителями лаб. опыты №3 с.38.

Выбирают предлагаемый уровень д/з.

Формирование смысловой учебной деятельности

Записывают д/з в дневники

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, коррекция знаний.

Технологическая карта урока №8

Тема урока:_Деление клеток- основа размножения, роста и развития организмов_____________________

Тип урока _: комбинированный.________________________

Цель урока: Р: развитие навыков, совместной самостоятельной деятельности, работы с разной информацией; В: формирование ум.работы с полученной информацией, воспитание чувства гордости за полученный результат; О: организация изучения процессов роста и деления клетки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения



1.Организационный момент

(мобилизация)


Создание эмоционального настроя; проверка готовности к уроку, отсутствующих

Проверяют оборудование, готовность к уроку, называют отсутствующих,.

Дисциплинированность, ответственное отношение к учению, оценивать свои поступки



Выслушивают и отвечают на вопросы учителя, Слушают и реагируют на замечания лаборанта

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Самоконтроль готовности к уроку,

Распределяют уч. оборудование на столе

Контролировать своё поведение, организовывать рабочее место

2.Контроль знаний,








Стимулирует вопросами:

Что изучали дома?

Какие процессы вы знаете?

1-Демонстрирует движение цитопл. (Виртуальная школа Кирилла и мефодия 6кл. Биология.Ур.6) Предлагает объяснить явление

Высказывают предположение, объясняют свою позицию



монологически рассказывают, используя наглядность

Выражать своё отношение к изучаемому вопросу



Оценивать поднимаемые вопросы, ситуации

Фр.: анализируют, отвечают, слушают учителя и товарищей



. Инд.:

рассказывают, используя зрительный ряд

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,

передавать содержание в сжатом виде, используя различную наглядность

Рассуждают, слушают, отвечают,







Рассказывают

Дополняют,

Оценивают

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов





Строить монологическую речь









Оценивают, сравнивают свою оценку с оценкой товарищей, учителя







Осуществлять анализ своих знаний,

Корректировать знания в соответствии с полученной информацией

2-Как можно наблюдать раздражимость?

-работает с учениками., выполнившими д.з. на уровнях: П., М.






Предъявляют новую, добытую самими информацию









Развитие адекватной самооценки







Инд. Предъявляют дополнительные сведения



Самостоятельно перерабатывать информацию и предъявлять её

Обсуждают, исправляют



Слушают и усваивают новую информацию, добытую одноклассниками





Строить монологическую речь, выслушивать позицию товарища








Работают на уровнях: «Программный» и «Максимальный»

Анализировать уровень своих знаний

3.

Понимание недостатка знаний,

целеполагание






Обеспечивает мотивацию,вопросами стимулирует уч-ся ставить цель: Какие ещё процессы происходят в клетке Как присходит размножение клеток Как происходит деление клеток? Какая цель урока?

Высказывают предположения, объясняя свой выбор;

Осознавая недостаток знаний, определяют сами цель урока

Развивать познавательные интересы и учебные мотивы

Анализируют, сравнивают,

Выдвигают предположение, ставят цель, пытаются сами решить проблему

Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,

Определять цель

Высказывают свои суждения , тактично участвуя в обсуждении

Участие в диалоге, отстаивание, аргументация своей точки зрения с учётом позиции собеседника

Анализируют , осознают нехватку знаний, ставят цель урока

Сосредоточить внимание на определенном материале, осуществлять анализ своих знаний







4. Коммуникация




Организует

1-работу в парах с учебником(с37), «Деление клеток»

2-обсуждение изученного

3-просмотр и обсуждение динамич. схемы «Деление клетки». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6кл. Биология, 6урок.

4-обсудить и описать процесс роста клетки, Рис.20, с.39


Поисковая работа в соответствии с поставленной задачей

Ответственно выполнять необходимые учебные действия для достижения результата

Мотивация на достижение успеха в любом деле

В парах:- изучают по учебнику этапы деления клетки;

-конкретизируют первичные знания, участвуя в обсуждении изученного

Фронт.:Просмотр динамич. схемы деления клетки

-обсуждение,

В парах: по рис20 составляют рассказ о росте клетки

Инд.: предъявляют рассказ

Осуществлять поиск необходимой информации,

самостоятельно выдвигать гипотезу, находить способы её решения,

Самостоятельно решать проблему, смысловое чтение, сравнивать, наблюдать, делать выводы

Работа в парах постоянного состава

Построения речевой коммуникации. Строить в коммуникации , понятные для партнёра высказывания, учитывая, что он понимает, а что нет;

Строить монологические доказательные высказывания договариваться и приходить к общему решению.

Сами выполняют все поисковые действия, следуя алгоритму и прибегая к помощи товарища, учителя в соответствии с целью

Планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-осуществлять пошаговый контроль

5.

Взаимоконтроль

Побуждает подвести итог: - назовите все известные вам процессы жизнедеятельности кл.

-запишите названия их на СМАРТ, а напротив- значение процесса

-сделать вывод

Выполняют необходимые учебные действия

Оценивать поднимаемые вопросы

Фр.: анализируют ,обсуждают.; Инд: работают на СМАРТ

Фр.: делают выводы о клетке, как единице роста, размножения, развития

Осуществлять сравнение, анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Анализируют, обсуждают, оценивают

Формулировать мнения, выводы,

Осуществляют само- и взаимопроверку;

-корректируют свои знания

Оценивать правильность выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Корректировать знания

6 Рефлексия.

Акцентирует внимание на конечном результате




Рефлексивная самооценка

-какая цель

-достиг ли её

-сам или кто-то помог

Развитие адекватной позитивной самооценки-мотива саморазвития

Инд.: анализируют

В парах: обсуждают и группируют смайлики на магнитной доске

Осуществлять анализ, синтез, структурировать

Анализируют, обсуждают, оценивают

Координировать различные позиции в сотрудничестве

Оценка своей работы на уроке, высказывают позиции: что получилось, что нет, почему

Вносить коррективы в работу после её завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок

7. Д.з.

Даёт коментарии к домашнему заданию:

-Б.с.36-37,39 (пересказ).

-П. + Подумайте! с.37

-М. + найти материал: «жизнедеятельность клетки», оформить презентацией

Выбирают предлагаемый уровень домашнего задания


Записывают в дневники

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения д.з.




Корректировать знания

Памятка для учителя по формированию УУД

Требования к результатам. Ориентация на результат:

Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

УУД обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта; Умение учиться и развиваться

Личностные УУД:

Самоопределение

Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)

Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)

Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания.

формирования границ собственного знания и «незнания»

Морально-этическая ориентация:

знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);

ориентация на выполнение моральных норм,

способность к решению моральных проблем на основе децентрации,

оценка своих поступков.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

структурирование знания;

смысловое чтение: а)чтение для понимания содержания; б)чтение для понимания смысла текста; в)чтение для создания своего текста.

Логические учебные действия

Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

осуществлять синтез как составление целого из частей;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы; (проблема-недостаток данных; -избыток данных; -наличие противоречия; -нелогичность, т.е. непоследовательность изложения сути )

Самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные УУД

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и волевая саморегуляция, коррекция, оценка.

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Коммуникативные УУД

Коммуникация как взаимодействие (учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности); Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели - ориентация на партнёра); Коммуникация как интериоризация (стили и способы построения речевой коммуникации).

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

уметь задавать вопросы;

уметь контролировать действия партнера;

уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Памятка для учителя « Действия учащихся по формированию УУД»

Приёмы формирования коммуникативных УД

Дискуссия

«Компьютерная презентация»

Тренинги

Факультативные занятия с психологом

Групповые игры

Приёмы сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроке

• Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении

Приёмы формирования познавательных УД

Приём моделирования,

приемы ТРКМЧП:

•прием толстых и тонких вопросов

•ромашка Блума

•прием Фишбоун

•карусель

•мозговой штурм

•перекрестная дискуссия

•шесть шляп мышления

• чтение с остановками

•оценочное окно

•прием "Верные-неверные утверждения"

•древо предсказаний

•эссе, свободное письмо

•исследовательская работа

приемы технологии Французских мастерских:

• символического видения,

• сравнения версий,

• «Если бы...»,

• самостоятельного конструирования определений понятий,

• «ключевых слов»,

• эвристического исследования,

• конструирования вопросов,

• смысловых ассоциаций,

• вживания,

• образного видения,

•«Закончи предложение»,

•«Панель»

Приёмы и методы технологии ТРИИК

«Тетрадь открытий»

Проектно-исследовательская деятельность

Приёмы формирования регулятивных УД

Система контрольных работ (направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки)

Метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова)

Составление ориентировочных карт, с критериями оценок

Составление хронокарт

Листы контроля и самооценки

Приёмы формирования личностных УД

Работа с психологом по самоанализу

Рефлексивная самооценка учебной деятельности на уроках

Осознание мотивации и целеполагания своей деятельности

Выполнение проектных заданий по созданию социальной рекламы, кодекса моральных норм и т.д.

Памятки составлены на основе рекомендаций А.Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». М.:Просвещение, 2011



© 2010-2022