• Преподавателю
  • Биология
  • Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Топорова Юлия Алексеевна портфолио учителя Отчет А

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Уровень 3

г. Костанай

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии.

Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения учеников в системе образования. (Руководство для учителя страница 117). Поэтому и казахстанские учителя стремятся к созданию среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания и тщательного планирования при проведении уроков (Руководство для учителя страница 177).

На первом этапе курсов «Лицом к лицу» при разработке серии последовательных уроков для внедрения семи модулей Программы мною был выбран седьмой класс, в котором обучается один одаренный ребенок Ф. Д., участник республиканских конкурсов «Ак Бота», международных конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Britich Buldog» и предметных олимпиад. Ученик, любящий познавать новое, выполнять творческие задания. Все это я учла при составлении среднесрочного планирования и разработки серии последовательных уроков по физике.

Еще один немало важный фактор, который я брала во внимание при разработке серии последовательных уроков по биологии в 7 классе, это то, что биология ведется второй год и поэтому, несомненно, нужно учитывать возрастные особенности учеников, с целью глубокого понимания нового материала.

Среднесрочное планирование составила в соответствии с календарно-тематическим планированием седьмого класса по разделу «Класс Пресмыкающиеся животные». Данный раздел в седьмом классе включает в себя серию последовательных уроков


  • Общая характеристика класса пресмыкающихся животных. Лабораторная работа № 8. Наблюдение за живыми ящерицами Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

  • Змеи, ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц.

  • Другие отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

  • Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Во все эти четыре урока я внедрила идеи семи модулей, в связи с выше сказанной целью в сфере образования, особое внимание хочу уделить модулю

«Обучение талантливых и одаренных учеников».

Идея данного модуля основывается на предпочтении инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников, необходимость совершенствования учебных программ, содействующих обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся (Руководство для учителя страница 118). Порой учитель в погоне за повышением качества знаний делает упор в работе на средних и слабых учеников, при этом у него не хватает времени для развития творческого потенциала одаренных и талантливых. Результатом всего этого не внимания является понижение мотивации в обучении и понижения интереса к предмету.

Учитывая все выше сказанное, я разнообразила серию последовательных уроков по разделу «Класс Пресмыкающиеся животные»» различными видами деятельности для одаренных и талантливых учеников.

Так, например, на уроке «Общая характеристика класса пресмыкающихся животных» одаренному ребенку было дано опережающее творческое задание: презентовать идеи об интересных фактах из жизни пресмыкающихся животных. Данное задание одаренным ребенком было удачно выполнено. Д. отобразил всё, что смог найти о рептилиях начиная с внешнего строения и заканчивая особенностями питания и пищеварения (в особенности о крокодилах), в компьютерной презентации «11 интересных фактов о пресмыкающихся животных». Все выполнено с наглядными доказательствами, на которые он обращал внимание своих одноклассников при своем выступлении на уроке. Так же он сумел доступно и конкретно систематизировать новый материал, предоставив вниманию учащихся логико-структурную схему по теме «Строение внутренних органов».

После изучения данной логико-структурной схемы, учащимся стало более понятно строение внутренних органов, и при организации мной толстых и тонких вопросов все учащиеся были вовлечены в активную беседу, которую организовал одаренный ученик.

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Работа в паре (одаренный ученик Ф. Д. и Г. Р.)

Так же на этом уроке применялась стратегия «ЖИГСО» для изучения нового материала, что соответствует второму модулю Программы «Обучение критическому мышлению», когда группы после изучения своего фрагмента текста выбирают спикера, для того чтобы он просветил всех путешественников проходящих через него о своем уже изученным материале. Предварительно разделив класс на «быстрых», «средних», «медленных» естественно я предусмотрела группу «быстрых», для Дмитрия и предложила текс сложнее «Особенности размножения пресмыкающихся животных». Спикером в этой группе стал Д., наблюдая за ним, я сделала вывод, о том, что одаренный ребенок, достаточно хорошо ознакомил всех путешественников, походу обращал внимание учащихся на иллюстративный материал из своей презентации. Тем самым способствовал глубокому пониманию изучаемой темы. После изучения новой темы, даю задания для «быстрых» учеников по таксономии образовательных целей Блума на высокий синтез: сравнить строение скелета ящерицы и лягушки.

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Работа в группе


Сложность задания заключается в том, что нужно разобраться какие кости присуще тем и другим животным, т.е. сходства, но и найти различия встроение отдельных костей всего скелета. Данное задание было выполнено группой достаточно быстро, что неожиданным стало для меня, поэтому быстро среагировав, дала дополнительное задание, составить критерии оценивания работ (в том числе и своей). Выработанные критерии были таковыми: эстетичность, содержательность, регламент. Данные критерии были поддержаны остальными группами, оценивание происходило с помощью сигналов руки. При наблюдении за Д. при оценивании, я была приятно удивлена, его объективностью, так как каждый сигнал оценивания был прокомментирован Д..

Подводя итог урока, обязательным этапом в завершении серии последовательных уроков была «Обратная связь», которой я уделяла особое внимание, и в конце первого урока обратила внимание на отзыв одаренного ребенка. Д. написал, о том, что ему все очень понравилось. «Как я развиваюсь!» - сказал он. Пожеланием его было при свободном времени на уроке помогать остальным группам.

Данное пожелание было учтено на втором уроке «Змеи, ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц» путем распределения класса по группам смешанного типа. На данном уроке Д. выступал в роли эксперта по проверке домашнего задания, домашнее задание проверялось с помощью стратегии критического мышления «Мозговой штурм» в виде игры «Ромашки!», на все затруднения учащихся были даны верные ответы Д.

Так же на этом уроке одаренный ребенок выступал в роли консультанта, как в своей группе, так и в соседней, по выполнению задания на заполнение таблицы «Многообразие пресмыкающихся».

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Консультирование Д. группы учащихся.

На уроке мною было предусмотрено задание для одаренного ребенка подготовить доклад по теме: «Причины вымирания древних пресмыкающихся животных». На протяжении всего урока Д., наблюдал, анализировал, синтезировал полученную информацию и в конце урока зачитал свой доклад. В этот доклад вошел материал о выходе первых животных на сушу, он показал даже фрагмент фильма «Эволюция животных», в котором наглядно продемонстрировал причины выхода первых рептилий на сушу, их особенности строения, как они изменялись с течением времени и назвал некоторые причины (такие как неустойчивость климата, когда засуха сменяла резкое похолодание), которые привели к частичному вымиранию пресмыкающихся животных. Хотя этот материал будет более подробно изучаться только в 9 классе в курсе «Общая биология»

Причины вымирания пресмыкающихся животных

Климат

Конкуренция

Физиологические особенности

резкое похолодание климата в результате падения метеорита. Пресмыкающиеся- животные с непостоянной температурой тела, холод для них (особенно для животных больших размеров ) губителен

конкуренция в ходе борьбы за существование с теплокровными мелкими млекопитающими и птицами

трудности с размножением: яйца имели очень плотную скорлупу и птенцы не могли ее пробить.

уменьшение количества растений (из-за похолодания) и гибель от голода

появление покрытосеменных растений, среди которых было много ядовитых. Поедая в большом количестве растительную пищу, животные отравлялись.

изменение условий обитания: многие виды были водными или полуводными формами. И т. д.

Гибель растительноядных пресмыкающихся влекла за собой гибель хищников.

Однако при наблюдении за Д., я заметила в начале урока, возникшие у него трудности по заполнению таблицы, с помощью мозаики, группам были даны слова определения в разброс, которые они должны были правильно составить, Д. возложил ответственность по составлению мозаики на себя, но соседняя группа быстрей справилась с этим заданием, Дмитрий расстроился и спустил рукава, его группа задание вовсе не выполнила, так как он не принимал во внимание идеи своей группы.


Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Заполнение таблицы, работа в группе

Данная проблема мной была решена в конце урока с помощью письменных комментариев отдельным ученикам. Так как седьмой класс, состоит из двадцати восьми учащихся, я выборочно давала комментарии ученикам (по 8 учеников на каждом уроке), поэтому это не занимало много времени. Д. был написан комментарий, похвала по поводу ролей консультанта и эксперта, похвала по поводу написания доклада и о том, что работа в группе продуктивна только в том случае, когда происходит распределении обязанностей между участниками, а так же при выслушивании идей каждого и принятие общего решения. В качестве домашнего задания я предложила выполнить опережающее задание в виде презентации «Крокодилы и черепахи».

При опросе домашнего задания на следующем уроке, Д. был помощником при ответах учащихся, корректируя неверные или не полные ответы. К выполнению творческого задания подошел со всей своей ответственностью, создал презентацию по теме «Крокодилы и черепахи». Наглядно с помощью фотографий познакомил учащихся с видами крокодилов и черепах, их некоторых особенностях и отличиях, подготовил несколько вопросов, которые в течение пяти минут были выполнены группами на закрепление рассказанного Д. материала.

На данном уроке мною были распределены учащиеся на «быстрые», «средние», «медленные» группы, был реализован дифференцированный подход в разработке заданий, и группе «быстрых» учеников дано задание самостоятельное заполнить таблицу, в которой необходимо было классифицировать животных отвечая на вопросы КТО и ПОЧЕМУ. При выполнении данного задания с особым вниманием наблюдала за Д., делая выводы о том, мои комментарии, данные на прошлом уроке, не прошли бесследно. Д. внимательно выслушивал мнения группы, анализировал, делал общие выводы, назначив при этом «писаря мыслей» Г. Р.. В конце обсуждений Р. было уже разработана таблица, которая в дальнейшем оформилась на чистовике. Таблица включало в себя теорию по новому изученному материалу, то есть это особенности отдельных животных, так же у учащихся прозвучали достаточно весомые доказательства, почему они отнесли животных к тому или иному виду, что для данного возраста достаточно сложно. После была проведена рефлексия «Дерево успеха», на которое на протяжении всей серии последовательных уроков, учащиеся вешали листочки с достигнутыми целями урока, если же цель учащегося на уроке не была достигнута, листок ложился у основании «Дерева успеха». Положительным итогом озвучивания данной таблицы, было то, что каждый учащийся свой листок с целью прикрепил на дерево, а не положил его у основания.

На последнем уроке была предусмотрена работа в виде игры «Ромашки», которая предусматривала дифференцированные задания высокого и низкого порядка. Обе ромашки были вывешены на доску, первая ромашка была с вопросами на 2 балла, а вторая на 1балл.

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Прием «Тонких и толстых вопросов»


Как это не странно, но сильные учащиеся, не торопились выходить к доске за вопросом, первыми выбирали вопросы на 2 балла более слабые учащиеся, но не могли на них ответить. Д. пошёл вторым, взял вопрос повышенной сложности и без труда на него ответил, чем заработал 2 балла, в свой оценочный лист.

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников» в серию последовательных уроков по биологии

Выбор вопроса повышенного уровня сложности одаренным ребенком


Так же Д. принимал активное участие в составлении кластера «Древние пресмыкающиеся», он взял на себя функции лидера не только группы но и класса, при этом он выслушивал мнения других учащихся, принимал во внимание их предложения. При этом было видно, что сам Д. получал от данной работы удовольствие, ему было интересно выступать координатором всего класса.

Последний вид работы, который был мной запланирован, это был биологический диктант, учащиеся должны были по окончании работы проверить самостоятельно свою работу и оценить её. Д. справился за 5 минут до окончания урока. В оставшееся время он был мною назначен как помощник - консультант при возникших затруднениях в выполнении самопроверки и вывода общей оценки у своих одноклассников. Д. в классе занимает лидирующую позицию, сверстники уважают его и прислушиваются к его мнению, советуются с ним. Поэтому, когда Д. выступает консультантом, учащиеся с интересом вступают в беседу, консультируются с ним, предлагают свои идеи, которые Д. обобщает и делает определенные полезные выводы, как для себя, так и для класса в целом. При возникших затруднениях или вопросах этот одаренный ребенок обязательно обращается ко мне, и я обязательно выстраиваю подмостки для преодоления его зоны ближайшего развития.

Резюмируя все выше сказанное, можно сделать выводы о том, что организация деятельности и развития творческого потенциала одаренного ребенка, это не трудность в проведении урока, как считают многие учителя, а наоборот оказание помощи как учителю, так и учащимся на уроках. При реализации разнообразных видов деятельности для одаренных детей, можно добиться не только повышения мотивации одаренного ребенка к изучаемому предмету, но и повышения интереса к предмету и степени его понимания остальных учащихся, так как одаренный и талантливый ребенок на уровне своего мышления и речевых навыков может с помощью беседы, доказательства своей точки зрения, консультирования по каким-либо возникшим вопросам доступней объяснить новый материал своим сверстникам.

При работе с одаренным ребенком я определила следующие трудности: неумение одаренного ребенка сконцентрировать внимание на определенной проблеме, а также проявление завышенной самокритичности. Для преодоление данных трудностей в дальнейшем я планирую акцентировать внимание одаренного ребенка на практическую значимость той или иной проблемы. А также развивать уверенность учащихся, создавая ситуации успеха, выстраивая подмостки для преодоления зоны ближайшего развития.



© 2010-2022