- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии по теме Нуклеиновые кислоты (8 класс)
Урок биологии по теме Нуклеиновые кислоты (8 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Т.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района
Костромской области
Урок биологии по теме
«Нуклеиновые кислоты»
8 класс
Автор: Смирнова Татьяна Валерьевна,
учитель биологии и географии
МКОУ Октябрьская СОШ
2015 год
Урок биологии 8 класс
Тема урока: Нуклеиновые кислоты
Цель
Образовательная: изучить строение, функции нуклеиновых кислот
Развивающая: формировать умения и навыки, используя принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету
Тип урока: Урок изучения нового материала
Технология индивидуального способа обучения
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Посмотрите на свои листочки
С какими веществами вы уже знакомились?
Что вы знаете о белках, жирах и углеводах?
О каких веществах мы ещё не говорили?
+ нуклеиновых кислотах
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Мы продолжим изучение органических веществ.
ΙΙΙ. Сообщение темы и целей урока
- Что нового вы должны узнать и чему научиться?
ΙV. Изучение нового материала
-Какие органические вещества участвуют во всех функциях, протекающих в клетке?
+ Да - это белки.
Молекулы белков выполняющих различные функции отличаются друг от друга последовательностью аминокислот. Если последовательность аминокислот в молекуле нарушается, то и нарушается их функция.
Проблемный вопрос. Где же в клетке хранится информация о последовательности аминокислот в молекулах белков, т.е о структуре белка?
(Учащиеся ведут индивидуальную работу по учебным листам и алгоритму)
После каждого задания работа проверяется учениками или учителем
1. Нуклеиновые кислоты содержатся …….
2. Заполните схему
3. Нуклеиновые кислоты- биополимеры, состоящие из …………. (стр.29)
4. Каждый нуклеотид состоит из 3х компонентов
Заполните схему строения нуклеотидов (стр.30)
Схема строения нуклеотида
5. Заполните таблицу с пропущенными графами «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» (стр.30-32)
(задание соответствует заданию «С2» ГИА по биологии)
Сравнительная характеристика ДНК и РНК
Признаки
ДНК
РНК
1. Местонахождение в клетке
В ядрах клеток, в митохондриях и пластидах
Ядро, митохондрии, хлоропласты, цитоплазма, рибосомы
2. Строение
Нуклеотиды ДНК, содержат дезоксирибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) или тимин (Т) и остаток фосфорной кислоты
Нуклеотиды РНК, содержат рибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г), цитозин(Ц) или урацил ( У) и остаток фосфорной кислоты
3.Структура
Состоит из 2х цепей
Состоит из одной цепочки
4.Функции
Хранит наследственную
информацию о структуре белка
Информационные РНК (иРНК) - переносят информацию о первичной структуре белков;
транспортные РНК (тРНК) - переносят аминокислоты к месту синтеза белка;
рибосомные РНК (рРНК) - образуют органоиды клетки - рибосомы, в которых происходит синтез белка
Сделайте вывод о сходстве и различиях ДНК и РНК
6. В чём заключается специфическое свойство ДНК - КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ?
ДНК_____А=Т Т=А ; Ц=Г Г=Ц РНК______А=У У=А; Ц=Г Г=Ц
7. Закрепление
(задания соответствуют заданию «С5» ЕГЭ по биологии)
Задание 1. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ГГГЦААТТЦА.
В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.
ЦЦЦГТТААГТ
Задание 2. Достройте к данному участку ДНК участок и РНК.
- Г - А - Ц - Т - А - Ц - А - А - Г -
- Ц- У- Г- А- У- Г- У- У- Ц-
Давайте вернёмся к проблемному вопросу
Где же в клетке хранится информация о последовательности аминокислот в молекулах белков, т.е о структуре белка?
+ в ДНК
VΙΙ. Итог урока (определяют чему научились, что нового узнали и оценивают свою работу)
VΙΙΙ. Д/з формулируют самостоятельно, на основе своих ошибок.
-Какое домашнее задание поставит перед собой Ф.И. ученика (спросить нескольких)
Учебный лист
Тема «Нуклеиновые кислоты»
Знать:
-
строение и функции нуклеиновых кислот.
-
основные различия и общие элементы в строении ДНК и РНК
Научиться:
-
самостоятельно работать с типовыми планами.
-
используя принцип комплементарности, осуществлять удвоение ДНК;
-
сравнивать ДНК и РНК.
1. Нуклеиновые кислоты содержатся ………. (стр. 29)
2. Заполните схему (стр. 29)
3. Нуклеиновые кислоты- биополимеры, состоящие из …………. (стр.29)
4. Каждый нуклеотид состоит из3х компонентов
Заполните схему строения нуклеотидов (стр.30))
Схема строения нуклеотида
5. Заполните таблицу с пропущенными графами «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» (стр.30-32)
(задание соответствует заданию «С2» по биологии)
Сравнительная характеристика ДНК и РНК
Признаки
ДНК
РНК
1. Местонахождение в клетке
Ядро, митохондрии, хлоропласты, цитоплазма, рибосомы
2. Строение
Нуклеотиды ДНК, содержат дезоксирибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) или тимин (Т) и остаток фосфорной кислоты
3.Структура
Состоит из одной цепочки
4.Функции
Переносит наследственную
информацию
6. В чём заключается специфическое свойство ДНК - КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ?
7. Закрепление
(задания соответствуют заданию «С5» ЕГЭ по биологии)
Задание 1. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ГГГЦААТТЦА.
В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.
Задание 2. Достройте к данному участку ДНК участок и РНК.
- Г - А - Ц - Т - А - Ц - А - А - Г -