Рабочая программа по краеведению 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

п. Солянский Пугачевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______/Е.М. Самойлова/

Протокол № ___

от «____»_______20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ «ООШ п.Солянский»

__________/Е.М.Самойлова /

«____»________20___г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «ООШ п.Солянский»

__________/Н.Н. Мишукова /

Приказ № ___

от «____»________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологическому краеведению

для учащихся 7 класса,

адаптированная учителем биологии,

I квалификационной категории

Е.М. Самойловой



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______20___ г.







2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологическому краеведению составлена на основе регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологическому краеведению и авторской программы В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Л.Р. Сосновская. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2012, школьного компонента учебного плана ОУ.

Адресована для муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы и адаптирована для учащихся 7-го класса, изучающий данный предмет на базовом уровне. Планирование составлено на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 5 - 8 классы. Программно-методические материалы: Краеведение . 5-8 кл. /Сост. В.Б Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева,Л.Р. Сосновская - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО»,

Настоящий календарно-тематический план по биологическому краеведению для 7 класса ориентирован на использование учебника:

Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 кл./ Сост.В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Л.Р. Сосновская. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2012.

Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение. Рабочая тетрадь для 7 кл. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2012.

Биологическое краеведение - это один из путей нравственно- эстетического воспитания школьников. Изучение предмета позволяет увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательными и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных способностей учащихся. В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 34 часа учебного времени продиктовано следующим:

1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта.

Цель учебного курса :

- создание природного образа малой Родины;

-привитие любви к родному краю, воспитание чувства патриотизма;

- воспитание нравственности у школьников.

Задачи курса:

- сформировать знания учащихся о животном и растительном мире

области, геологическом прошлом;

- показать положительное и отрицательное влияние человека на

компоненты и природный комплекс;

- создать основу для приобщения учащихся к простейшей

исследовательской деятельности;

-создание условий для понимания учащимися проблемы сохранения биологического

разнообразия родного края


Рабочая программа рассчитана на 34часа.

Данной программой предусмотрены следующий проект:

1.Ископаемые растения и беспозвоночные животные

  1. animal. geoman. ru



    Учебно- тематический план.

    Класс: 7

    Учитель: Самойлова Е.М.

    Количество часов:

    Всего: 34 часа; в неделю 1 час.

    Плановых контрольных работ-2

    Экскурсия - 1

    Практических работ- 1

    Планирование составлено на основе:

    авторской программы В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Л.Р. Сосновская. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2010.

    Учебники:

    Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 кл./ Сост.В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Л.Р. Сосновская. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2010.

    Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение. Рабочая тетрадь для 7 кл. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2010.

    п / п

    Наименование разделов и тем

    Кол - во часов

    Теория

    Практика

    1.

    Введение.

    1

    1

    -

    2.

    Флора Саратовской области.

    5

    5

    -

    3.

    Растительность Саратовской области.

    8

    6

    2

    4.

    Животный мир.

    10

    9

    1

    5.

    Живое прошлое Саратовского края.

    6

    6

    -

    6.

    Охрана природы.

    4

    3

    1

    Итого

    34

    30

    4





    Содержание тем учебного курса.

    Введение. (1 ч.)

    Что изучает биологическое краеведение. Фитоценоз, зооценоз. Естественные и искусственные ботанические объекты. Флора, реликтовые виды, эндемичные виды.


    I. Растительный мир. (13 ч.)

    Тема 1: Флора Саратовской области. (5 ч.)

    Флора Саратовской области. Грибы. Классификация грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Споровые растения. Голосеменные растения. Распространение дов. Покрытосеменные растения.

    Тема 2 : Растительность Саратовской области. (8 ч.)

    Лесная растительность. Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность. Прибрежно - водная растительность. Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Растения засоленных почв. Лекарственные растения.

    Практическая работа. Определение принадлежности растения к ареалу обитания по образцам гербария.

    II. Животный мир (10 ч.)

    Животный мир лесов, степей, около водоема. Знакомство с представителями животного мира области. Водные животные. Беспозвоночные. Опасные животные. Средства защиты. Сельскохозяйственные животные, вредители. Борьба с вредителями, меры предосторожности. Животные города.

    III. Живое прошлое Саратовского края (6 ч.)

    Основные понятия о геохронологии. Ископаемые растения и беспозвоночные животные. Ранняя история земли. Палеозойская эра. Мезозойская эра.


    IY. Охрана природы (4 ч.)

    « Красная книга Саратовской области». Особо охраняемые природные территории. Экскурсия. Мониторинг окружающей среды. Выявление позитивных и негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду.

    Требования к уровню подготовки учащихся.

    В результате изучения биологического краеведения ученик должен

    знать/понимать

    1.Знать представителей животного и растительного мира области.

    2.Различать представителей флоры и фауны различных природных зон и комплексов.

    3.Знать растения и животных, которые занесены в Красную книгу области.

    4.Ориентироваться в геологическом прошлом родного края.

    5.Объяснять особенности взаимодействия человека и природы области.

    Критерии и нормы оценки.

    Оценка «5» ставится, если ученик:

    1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

    2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

    3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

    3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

    2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

    3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

    4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

    5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

    6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

    Оценка «2» ставится, если ученик:

    1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

    2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

    3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

    5. Полностью не усвоил материал.








    Перечень учебно - методических средств обучения.

    1. Библиотечный фонд.

    1.1. Нормативные документы:

    1.1.1. Региональный компонент государственного стандарта общего

    образования;

    1.1.2. Региональная программа для общеобразовательных учреждений 5-8 класс.

    Программно-методические материалы: Краеведение .5- 8 кл. /Сост.В.Б. Сельцер. -

    Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2010.

    1.1.3. Авторская программа В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Л.Р. Сосновская. -

    Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2010.

    1.1.4. Базисный учебный план 2004 года.

    1.2. Учебники:

    1.2.1. Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 кл./ Сост.В.Б. Сельцер, Л.П.

    Худякова, Н.В. Дмитриева, Л.Р. Сосновская. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -

    «Добродея».2010.

    Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение. Рабочая тетрадь для 7 кл.

    - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2010.

    1.3. Учебные пособия:

    1.3.1.Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов:

    Регион.Приволж.изд-во «Детская книга»,2009.

    1.3.2.Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для

    учащихся. М.: Мнемозина, 2011.

    1.3.3. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. И др. / Под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. - М.: Вентана - граф. 2010

    1.3.4 Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,2009.

    1.3.5. Н.В.Дмитриева, Р.Л. Сосновская Биологическое краеведение

    Рабочая тетрадь/ Под ред. Н.В. Дмитриевой- Саратов: КИЦ-

    « Саратовтелефильм»- « Добродея»

    2. Информационные средства.

    2.1. 1 september. ru

    Интернет- ресурсы. Краеведение 5-8 классы.

    Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

    3. Технические средства обучения ( видеомагнитофон, DYD)

    4. Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование.

    4.1. Доска магнитная.

    4.2 Гербарные экземпляры










    © 2010-2022