ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ 9 класс КТО Я? КАКОЙ Я?

ЦЕЛИ: Помочь детям поближе познакомиться с особенностями своей личности,  проблемами адаптации в  условиях агрессивной искусственной среды. Расширить знания по биологии и экологии.   ЗАДАЧИ: Создать условия для развития творческих способностей. Пользуясь различными методиками, изучить особенности своей личности. Обучиться приемам управления своим поведением в различных стрессовых ситуациях.   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: Практические работы, эвристическая беседа, тестирование, круглый стол. Тема предназна...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОУ «БОРИСОГЛЕБСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ

9 класс


КТО Я? КАКОЙ Я?

Составитель: учитель биологии

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

Гущина М.И.


ЦЕЛИ: Помочь детям поближе познакомиться с особенностями своей личности, проблемами адаптации в условиях агрессивной искусственной среды.

Расширить знания по биологии и экологии.

ЗАДАЧИ: Создать условия для развития творческих способностей. Пользуясь различными методиками, изучить особенности своей личности.

Обучиться приемам управления своим поведением в различных стрессовых ситуациях.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: Практические работы, эвристическая беседа, тестирование, круглый стол.

Пояснительная записка

Тема предназначена для учащихся 9 класса.

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, использующихся в медицине, дает понятие о лекарственных веществах и механизмах действия на организм человека. Интеграция данного курса с медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Данный курс повысит уровень интереса к предмету, так как содержит лабораторные опыты, исторический материал, отражающий историю возникновения лекарственного вещества. Демонстрация свойств веществ способствует лучшему усвоению материала.

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью лекарств в жизни человека. Разнообразие видов деятельности обеспечит работу учащихся с различными источниками информации, что расширит их кругозор.

Курс рассчитан на 12 часов.

Продолжительность курса 8 часов (1час в неделю). Время прохождения 2 четверть.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

К-во

часов

Форма занятия

1

Введение. Человек - биосоциальный вид. Особенности личности. Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка

1

Эвристическая беседа. Тест.

2

Особенности высшей нервной деятельности.

Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме

2

Круглый стол.

Пр/работа

3

Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

3

Пр/ работа

4

Стресс как экологический фактор. Социально-демографические проблемы в экологии человека.

Определение частоты воздействия стрессоров

4

Круглый стол.

Пр/работа

5

Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

5

Пр/ работа

6

Знакомство с методиками управления течением стрессовых реакций.

6

Пр/работа

7

Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.

Определение хронобиологического типа.

7

Пр/работа

8

Методы реадаптации и коррекции.

Методика выполнения цигун-дыхательных упражнений. Аутотренинг

8

Пр/работа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема

Ключевые вопросы

1

Введение.

Человек - биосоциальный вид. Особенности личности. Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка

2

Особенности высшей нервной деятельности.

Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме

3

Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

Тестирование, обработка результатов.

Рекомендации для коррекции поведения.

4

Стресс как экологический фактор.

Социально-демографические проблемы в экологии человека.

Определение частоты воздействия стрессоров

5

Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

Тестирование, обработка результатов. Выработка рекомендаций по коррекции поведения.

6

Знакомство с методиками управления течением стрессовых реакций.

Внутренний диалог. Положительные утверждения. Нереальные установки.

Выработка модели поведения в стрессовых ситуациях.

7

Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.

Определение хронобиологического типа.

Выработка рекомендаций по распределению рабочего времени в течение дня с учетом хронобиологического типа.

8

Методы реадаптации и коррекции.

Методика выполнения цигун-дыхательных упражнений. Аутотренинг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психометрия для менеджеров. - Л. 1991.

2. Ауэрбах Ш. Наследственность. Введение в генетику для начинающих / Пер с англ. А.Е.Халазиева / Под редакцией В.В. Алпатова. М. 1983.

3. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. «Учитель», 2001.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.2. - М.: 1990.

Васильев В.Н. Здоровье и стресс. М.: 1991.

5. Губарева Л.И. Мизирева О.М. Чурилова Т.М. Экология человека. М: «Владос», 2003.

6. Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль. «Академия холдинг»,2003.

7. Нейрхард Д. Властелин эмоций. - С-П.: 1997.

8. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. - М.: 1995

9. Жемчужина цигун. - М.: 1996.

Занятие №1

Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка

Цель: исследовать генотипические и фенотипические особенности высшей нервной деятельности

Типологические особенности высшей нервной деятельности, ровно как и ряд других признаков, человек получает по наследству.

Тип ВНД - это совокупность индивидуальных особенностей психики и поведения, которые характеризуются силой, выраженностью и подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения, экстраверсией-интроверсией, эмоциональной стабильностью - нейротизмом.

Экстраверт по сравнению с интровертом труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, не переносит монотонности, часто отвлекается во время работы. Общительный, импульсивный, хорошо приспосабливается к окружающей среде, плохой самоконтроль, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают следующие особенности поведения. Часто погружен в себя, испытывает трудности при контактах с людьми. Спокоен, уравновешен, , миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Круг друзей невелик, высоко ценит этические нормы, планирует будущее, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, контролирует свои чувства, обязателен, не агрессивен.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуровновешенностью нервно-психических процессов, изменчивы в настроении, чувствительны, тревожны, мнительны, медлительны, нерешительны эмоциональной неустойчивостью, неустойчивостью вегетативной нервной системы. Они легко возбудимы.

Другой полюс нейротизма (низкие оценки) - это эмоционально стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью и решительностью.

В основе разработки методики выявления типологический свойств личности лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях

Предполагаемая методика содержит опросник Айзенка, классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

На данные вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая.

Опросник Айзенка

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могут тебя поддержать?

  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-либо просят?

  4. Бывает ли так, что ты чем-то раздражен?

  5. Часто ли у тебя меняется настроение?

  6. Верно ли, что тебе чаще приятнее с книгами, чем с ребятами?

  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

  9. Любишь ли ты подшучивать над кем либо?

  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый и живой человек?

  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

  13. Верно ли, что часто раздражен чем-нибудь?

  14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же наоборот склонен к неторопливости, ответить нет).

  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

  16. Тебе можно доверить любую тайну?

  17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

  18. Бывает ли так, Что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бъется сердце?

  19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем либо?

  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

  21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

  22. Ты часто шутишь и рассказываешь друзьям смешные истории?

  23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

  25. Ты обычно весел и всем доволен?

  26. Обидчив ли ты?

  27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

  29. У тебя бывают головокружения?

  30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других в неловкое положение?

  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

  32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

  33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

  34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь устоять на месте?

  35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

  36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

  37. Тебе часто снятся страшные сны?

  38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

  39. Тебя легко огорчить?

  40. Случается ли тебе плохо говорить о ком0нибудь?

  41. Верно ли, что обычно действуешь и говоришь быстро?

  42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

  43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

  44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

  45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

  46. Ты любишь часто ходить в гости?

  47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

  48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

  49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

  51. Ты чаше сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

  52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за различных мыслей?

  53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что справишься с делом, которое должен выполнить?

  54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

  55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

  56. Ты часто спохватываешся, когда поздно что-либо исправить?

  57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

  58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

  60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ

  1. Экстраверсия (Э):

«Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«Нет»: 6, 33, 51,55, 59.

2. Нейротизм (Н)

«Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23. 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

  1. «Ложь»:

«Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44.

«Нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Таблица

Круг Айзенка


Нестабильность

Угрюмый : Обидчивый

Тревожный : Неспокойный

Ригидный : Агрессивный

Трезвый : Возбудимый

Пессимистичный : Переменчивый

Замкнутый 15 Импульсивный

Необщительный : Оптимистичный

Тихий : Активный

Интроверсия ………………9…….......12………15…………………Экстроверсия

Пассивный : Общительный

Осторожный : Открытый

Рассудительный 9 Разговорчивый

Мирный : Доступный

Сдержанный : Беспечный

Надежный : Живой

Ровный : Беззаботный

Спокойный Лидирующий

Стабильность


С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определите тип темперамента и оцените характеристики показателей при анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстроверсия-интерверсия: 12 - среднее значение, больше 15 - экстроверт, больше19 - глубокий экстроверт, меньше 9 - интроверт, меньше 5 глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 - среднее значение нейротизма, более 15 - высокий уровень нейротизма, более 19 - очень высокий уровень нейротизма, меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь: 4 - норма, более 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности на социальное одобрение.

По окончании даются рекомендации для самокоррекции свойств личности.

Занятие №2

Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме

Цель: исследовать генотипические и фенотипические особенности высшей нервной деятельности

Рекомендации. Выбирайте ответ в соответствии с тем, что бывает чаще. Оценка проводится по следующей шкале:

Утвердительный ответ:

А) в высшей степени: +3 б.

Б) в средней степени: +2 б.

В) в малой степени: +1б.

Неопределенный ответ

Отрицательный ответ

А) в высшей степени: -3 б.

Б) в средней степени: -2 б.

В) в малой степени: -1б.

Показатели силы нервной системы

  1. В конце каждого занятия не чувствую усталости, материал усваиваю хорошо как в начале, так и в конце занятия.

  2. В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.

  3. Сохраняю высокую активность до конца учебного года

  4. Быстро восстанавливаю работоспособность после сессии.

  5. В ситуации опасности действую смело. Легко подавляю излишнее волнение, неуверенность и страх.

  6. Склонен к риску, острым ощущениям во время сдачи экзаменов и в других ситуациях.

  7. На собраниях смело высказываю свое мнение, критикуя товарищей.

  8. Стремлюсь участвовать в общественной работе.

  9. Неудачные попытки мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

  10. В случае неудачи на экзаменах настойчиво готовлюсь к пересдаче.

  11. Порицание родителей, учителей оказывают положительное влияние на мое поведение.

  12. Безразличен к насмешкам и шуткам.

  13. Легко сосредотачиваюсь и поддерживаю внимание во время умственной работы.

  14. После неприятности легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на работе.

Показатели уравновешенности нервных процессов

  1. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.

  2. Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.

  3. Накануне экзаменов поведение обычное.

  4. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями.

  5. Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.

  6. в волнующих ситуациях спокоен.

  7. Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.

  8. Проявляю сдержанность при неожиданном известии.

  9. Легко храню в секрете неожиданную новость.

  10. Начатую работу всегда довожу до конца.

  11. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов.

  12. Настроение ровное, спокойное.

  13. Активность в учебной, физической работе проявляется равномерно.

  14. Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

Показатели подвижности нервных процессов.

  1. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.

  2. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

  3. К выполнению заданий приступаю сразу, не обдумывая их.

  4. Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.

  5. Легко привыкаю к новым людям.

  6. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

  7. Быстро втягиваюсь в новую работу.

  8. Легко перехожу от одной работы к другой.

  9. Люблю, когда задания часто меняются.

  10. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

  11. Легко переключаюсь от переживания неудач к деятельности.

  12. Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике (краснею, бледнею…)

  13. Часто меняется настроение по любому поводу.

  14. Речь и движения быстрые.

Ответы:

Сила (1-14)

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «-»

Алгебраическая сумма баллов в %

Уравновешенность (15-28)

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «-»

Алгебраическая сумма баллов в %

Подвижность (29-42)

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «-»

Алгебраическая сумма баллов в %

Обработка результатов

Сложите в каждой графе баллы со знаком «+» и со знаком «-», переведите в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл. На основании полученных данных сделайте вывод о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50% и более - высокая, 49-25% - средняя, 24-0 % - низкая.

Сопоставьте результаты исследования по тесту Айзенка и анамнестической схеме, учитывая, что для холерика характерны неуравновешенность, высокая сила и подвижность нервной системы, для сангвиника - уравновешенность, высокая сила и подвижность нервной системы, для флегматика - низкая подвижность нервной системы, для меланхолика - слабая, малоподвижная нервная система.

Занятие №3

Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма со средой

Цель: исследовать генотипические и фенотипические особенности высшей нервной деятельности

Поместите на пять фигур, изображенных на рисунке:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ 9 класс КТО Я? КАКОЙ Я?

Выберите себе фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это я». Постарайтесь почувствовать свою форму, не занимаясь логическим анализом. Можно выбрать фигуру, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на таблицу. Напишите ее под №1. Проранжируйте оставшиеся фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Если вы выберете все 5 фигур, то фигура под №5 будет не вашей.

В выбранной фигуре (или ряде фигур) отлиты ваши субъективные построения и объективные задатки. Выбранная фигура отражает результат взаимодействия генотипа (наследственности) и внешней среды. Фигура отражает типологические особенности вашей личности, обусловленной генетически. Именно она дает возможность определить ваши доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные фигуры - это модуляторы, которые корректируют ваше поведение. Они обусловлены влиянием на генотип воспитания и среды, которая вас окружала в периоды становления личности. Сила их влияния убывает по мере увеличения порядкового номера. И если некоторые характеристики фигуры, стоящей на втором месте, вы. Вероятно, сможете обнаружить в своем поведении, то фигура, занимающая последнее место, дает о себе знать, когда вы не в себе. Она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас большие трудности. Вернитесь к этой фигуре. Это ваша проблемная форма. Именно с такими людьми у вас будут возникать конфликты и непонимание. Хорошо запомните характеристику их формы и учитывайте это при необходимости общения с этими людьми. Это позволит вам адекватно реагировать на них и комфортно жить. Выбранная вами фигура - это ваше собственное «Я», от которого никуда не уйти. Его можно только «изогнуть» в желаемую вам форму. При этом вы должны учитывать особенности характера и поведения других форм личности, с которыми вам приходится сталкиваться в жизни.

Хорошая социальная адаптация предполагает знание сущности главных психогеометрических конфликтов между различными «фигурами» и использовать рекомендации авторов текста по направлениям изгибания личности.

Квадрат-Зигзаг. Конфликт состоит в том, что организованный человек сталкивается с самым неорганизованным.

Квадрату следует научиться ценить творческие изгибы Зигзага и проявлять большую терпимость к его возбуждению, безалаберности.

Зигзагу нужно постараться умерить свои эмоции и быть более логичным и последовательным в диалоге с Квадратом.

Треугольник - Круг. Расходятся между собой в направлении личности: эгоизм против альтруизма.

Треугольнику при принятии решений необходимо помнить о потребностях других людей и уменьшить свою категоричность и авторитарность.

Кругу следует меньше обращать внимание на поведение Треугольника.

Квадрат- Круг. Квадраты холодны, толстокожи, избегают переживаний. Круги живут чувствами.

Квадрату нужно быть внимательнее к личности партнера, стать доступными и не стесняться эмоций.

Кругу умерить свои чувства и больше опираться на интеллект, чтобы отделить суть дела от личных отношений.

Треугольник - Зигзаг. Треугольник считает Зигзага несерьезным человеком, а зигзаг считает Треугольника лишенным чувства юмора.

Треугольнику научиться отделять второстепенное от главного - способности выдавать новые идеи и оценить эту особенность по достоинству.

Зигзагу подходить к Треугольнику как к человеку, способному осуществить его идеи и только.

Прямоугольник - Любая форма

У Прямоугольника непредсказуемое поведение. Поведение другой фигуры корректируется в зависимости поведения Прямоугольника.

Треугольник - Треугольник. Одинаково сильная установка на победу.

Необходимо научиться выслушивать друг друга. И уважать ту силу, которой обладает партнер, а не переубеждать друг друга.

Обработка результатов

Сопоставьте особенности поведения согласно результатам исследования по Айзенку, анамнестической схеме и психогеометрическому тексту.. сделайте вывод, как повлияла среда на реализацию вашего генотипа.

Признаки для экспресс - диагностики формы личности.

Квадрат

Треугольник

Прямоуголь-ник

Круг

Зигзаг

Внешний вид

Опрятный, модный сдержанный строгий

Модный, шикарный, ухоженный, строгий, дорогие вещи

Неопрятный, сумасброд-ный, не в тон ситуации

Небрежный

Растрепанный, неряшливый, экстравагант-ный, супермодный

Рабочее место

Каждая вещь на своем месте

Во всем порядок

Беспорядок

Домашняя обстановка

Беспорядок, демонстративное оформление

Речь

Логическая, последо-вательная, ясная, медленная, монотонная, сухая

Логически ясная, краткая, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая, голос громкий

Неуверенная неясная, срывающий-ся голос

Непоследо-вательная, эмоциональная, медленная, низкий голос

Непоследо-вательная, яркая, образная, эмоциональная, быстрая, богатая лексика

Основные психологические характеристики поведения

Организо-ванность пунктуаль-ность, планиро-вание, вниматель-ность, аккуратность, осторож-ность, сухость, холодность, практич-ность, эконом-ность, упорство, терпели-вость, трудолюбие

Лидер, стремление к власти, честолюбие, уверенность в себе, решительность, импульсив-ность, склонность к риску, неукротимая энергия, смелость, высокая работоспо-собность, остроумие, узкий круг друзей, широкий круг общения

Непоследо-вательность, возбужден-ность, любозна-тельность, смелость, неуверен-ность в себе, доверчи-вость, импульсив-ность, нервозность, резкие колебания настроения, забывчи-вость

Высокая потребность в общении, контактность, доброжелатель-ность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, уступчивость, склонность к самообвинению, доверчивость, болтливость, сентиментальность тяга к прошлому, гибкий распорядок дня.

Креативность, жажда знаний, интуиция, одержимость своим идеям, мечтательность, философия бунтаря, восторженность, энтузиазм, непрактичность импульсивность, стремление работать в одиночку

Занятие №4

Стресс как экологический фактор

Анализ социально-демографических проблем в экологии человека

Цель: выявить основные стрессогенные факторы среды.

Сделайте оценку социально-демографической ситуации в современном мире. Рассмотрите таблицу и составьте свой прогноз последствий такого роста населения планеты.

Год

Численность населения

1830

1930

1960

1975

1987

1999

Около миллиарда человек

Более 2 миллиардов

3 миллиарда

4 миллиарда

Более 5 миллиардов

Более 6 миллиардов

Около 8 миллиардов

Обработка результатов и выводы

Отметьте на контурной карте районы с наиболее высокой плотностью населения. На основании теоретического анализа сделайте вывод о роли демографического фактора в создании социальной напряженности и формировании стресс-реакции. Предложите свою программу, направленную на решение экологических и социальных проблем в условиях роста населения, не учитывая ограничения рождаемости.

Определение частоты воздействия стрессов

О том, что реакция на действие раздражителей началась, можно определить по следующим признакам:

- учащенный пульс;

-повышенное потоотделение;

- ускоренное биение сердца;

- боли в желудке;

- напряжение мышц;

- учащенное дыхание;

- потеря усидчивости;

- непривычные эмоции.

Ваш организм готовится дать отпор стрессу.

Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций (сколько раз в день, неделю, месяц).

- неспособность сосредоточится;

- затруднение в принятии простых решений;

- отсутствие уверенности в себе;

- раздражительность, частые вспышки гнева;

- беспокойство и смятение;

- беспричинный страх или паника.

Стресс способен сильно повлиять на поведение. Вспомните, случались ли с вами в течение прошедших дней, месяцев (если да, то как часто) какие-либо из этих проявлений:

- употреблять слишком много лекарств;

- грызть ногти;

- стал рассеянным;

- часто попадать в неприятности;

- беспричинно агрессивным;

- слишком много спать или страдать бессонницей;

- приобрел неуемный аппетит или начисто его потерял.

Обработка результатов и выводы.

Рассчитайте среднюю частоту встречаемости со стрессовыми факторами среды. Постройте график возникающих стрессовых реакций за последнюю неделю, месяц. Определите, по возможности, дни наибольшей уязвимости вашего организма в течение недели, месяца и старайтесь в эти дни быть предельно осторожным.

Занятие №5

Оценка степени напряжения адаптивных систем организма и степени уверенности в себе.

Цель: определить, часто ли ваш организм подвергается стрессовым ситуациям

Определите, насколько напряжены ваши адаптивные системы и какова степень риска заболеваний.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ 9 класс КТО Я? КАКОЙ Я?

Те, кто набрал 150-199 баллов, имеют большой шанс заболеть в течение следующего года. Те. У кого сумма 200-299 баллов, более подвержены риску заболеваний, а если сумма превышает 300 баллов - вероятность болезней очень велика. Но во всех случаях все зависит от способности человека управлять своим эмоциональным состоянием, от его отношения к событию.

С помощью следующего теста оцените, насколько вы уверены в себе и насколько легко можете выйти из стрессовой ситуации, а так же, какова ваша способность управлять своим эмоциональным состоянием.

Насколько вы уверенны в себе

1.Я полагаюсь на свои собственные суждения

2. Я уверен в своей правоте

3. Я знаю, что чувствую

4. Я откровенен с собой в том, чего хочу, и в своих чувствах

5. Я выражаю свои чувства тогда, когда испытываю их, несмотря на то, что чувствуют другие.

6. Я скрываю от окружающих, как я отношусь к себе

7. Я скрываю от окружающих, как я отношусь к ним

8. Если я не согласен с чьими то идеями, я открыто критикую их

9. Если кто-то поступает нечестно, я открыто высказываю свое отношение к этому.

10. Если мне кажется, что в моих отношениях с кем-то возникли проблемы, я сообщаю ему об этом.

11.Я настаиваю, чтобы мои близкие разделяли со мной обязанности по хозяйству.

12. Я возражаю, если меня заставляют делать больше, чем я могу успеть.

13. Я откажу, если меня просят об услуге, которую я не могу выполнить

14. Если кто-то одолжил у меня что-либо и забыл вернуть, я напомню ему об этом.

15. Я настаиваю, чтобы окружающие выполняли свои обязанности.

16. Если я заметил, что купил бракованный товар, я верну его.

17. Если кто-то пытается пройти без очереди, я выскажу свое недовольство.

18. Если в кафе меня долго не обслуживают, я привлеку к этому всеобщее внимание.

19. Если в кино кто-то стучит ногами по моему креслу, я попрошу его перестать.

20. Если в кафе мне подали плохо приготовленную пищу, я попрошу официанта исправить положение.

21. Если мне нужна помощь, я попрошу о ней.

22. Я протестую, если кто-то перебивает меня, когда я говорю.

Сумма баллов

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

Шкала:

1-никогда, 2- иногда, 3- часто, 4 - всегда.

Чем больше очков, тем лучше: вы умеете отстаивать свои интересы. Максимальное количество баллов - 88. Если у вас больше 60 баллов, вы уверенны в себе и легко можете выйти из стрессовой ситуации. Если нет - учитесь управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях.

Занятие №6

Знакомство с методиками управления течением стрессовых реакций.

Цель: научиться управлять течением стрессовых реакций.

Каждый человек может научиться управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях. Есть четыре основных метода работы с эмоциональным состоянием:

  1. Укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и т.д.

  2. Изменение ситуации, т.е. вы избавляетесь от того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно.

  3. Изменение отношения к ситуации.

  4. Умение расслабиться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.

Для того, чтобы научиться лучше понимать себя, управлять своими чувствами и поступками, можно применить методики индивидуального планирования.

Внутренний диалог. Для анализа стрессовой ситуации можно применить следующие вопросы:

- что произошло (где, когда, с кем, почему?);

- как вы реагировали?

- что вы думали при этом?

- как вы чувствовали себя после этого?

Напишите ответы, которые вы использовали при оценке какой-либо стрессовой ситуации и подумайте - конструктивно ли вы себя вели. Обдумайте, как вы будете себя вести в других ситуациях, аналогичных этому.

Положительные убеждения. Вместо негативных убеждений, после событий, вызвавших стресс, или готовясь к стрессовой ситуации, используйте следующие фразы при ответе на

вопрос «что делать?»:

- надо выработать план действия;

- лучше поразмыслить, что я смогу сделать, чем понапрасну нервничать;

- не нужно самобичеваний, разумнее все обдумать;

- не стоит переживать, это все равно не поможет;

- может, я вовсе не тревожусь, а лишь хочу противостоять ситуации.

Для сопротивления стрессу и управления ситуацией применяйте следующие фразы:

- я могу принять вызов;

- постепенно я могу уладить ситуацию;

- надо думать не о том, как мне страшно, а о том, что я могу сделать;

- нужно говорить по сути дела;

- напряжение помогает мне справиться с ситуацией;

- теперь нужно расслабиться, я контролирую ситуацию.

Медленный глубокий вдох. Отлично.

Для повышения уверенности в себе используйте утверждения:

- Сработало! Я мог это сделать!

- Надо рассказать приятелю, то-то он удивится!

- Все прошло не так плохо, как я ожидал.

- Я переживал больше, чем следовало.

- Я очень доволен своими успехами.

Нереальные установки. Чем их больше, тем сильнее вероятность психических заболеваний. Примеры нереальных установок.

Вам необходимо постоянно получать доказательства любви и одобрения со стороны людей, мнение которых имеет для вас значение

Вам беспрестанно хочется доказывать свою полную компетентность во всех вопросах

Людей, нанесших вам обиду или причиняющих вред, вы относите к категории злобных ничтожеств, и постоянно рассказываете о них, обличаете во всех смертных грехах.

Ваши мысли и переживания заняты тем, что кажется вам опасным или вызывает страх.

Весь мир и так плох, а если вы не можете найти выход из неприятной ситуации, он просто ужасен.

Для вас легче избегать жизненных трудностей, чем бороться, воспитывать характер.

Вы всегда помните о своем прошлом. Оно до сегодняшнего времени определяет ваши мысли и поступки.

Вы находите счастье в бездействии. Ваша инертность устраивает вас.

Избавьтесь от этих и подобных нереальных установок, если они у вас есть.

Модели поведения в стрессовой ситуации

Напряжение

Событие

Мысли, приведшие к стрессу

Стрессовые реакции

Преподаватель спрашивает вас о качестве проделанной работы, о ее выполнении

Вы работу не выполнили. Мысли: «Ну вот, не везет как всегда»

Угнетенное состояние

Расслабление и управление ситуацией

Событие

Ответная мысль

Выход из ситуации

Преподаватель спрашивает вас о качестве проделанной работы, о ее выполнении

Работа не выполнена, но это не смертельно. Прислушайтесь к преподавателю, спросите о новых сроках сдачи работы, спросите совет по методике выполнения

Чувство уверенности, что работа будет выполнена

Обработка результатов и выводы. Применяя вышеперечисленные методики на ранних стадиях стрессов, вы можете избежать развития стресса и сделать свою жизнь более продуктивной и интересной.

Занятие №7.

Экологические аспекты хронобиологии

Цель: определить хронобиологический тип. Научиться планировать свой рабочий график в соответствии со своим хронобиологическим типом.

На протяжении всей жизни человечество имеет дело с суточными, месячными, сезонными, годовыми ритмами, обусловленными планетарными явлениями и влияющими на геологические, климатические. Биологические и др. процессы.

Под ритмом понимают повторение одного и того же события или состояния через строго определенное время. Длительность цикла называют периодом. Ритмичность процессов, присущая всему живому, носит название биологических ритмов.

Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить опасность заболевания, организовать свою деятельность в соответствии с возможностями организма. Избежать срывов в его работе.

С помощью предлагаемого теста определите свой хронобиотип. На каждый вопрос нужно ответить независимо от остальных. На шкале баллов выберите только один ответ. В каждом ответе указаны баллы, которые в конце работы необходимо сосчитать.

Выявив, кто вы «жаворонок», «сова», или «голубь», постройте график работы и отдыха, ориентируясь на свои природные склонности. Следует помнить, что график, построенный вопреки собственным биоритмам, создает мощные предпосылки к различным заболеваниям. Самую напряженную работу необходимо делать тогда, когда все системы организма функционируют с максимальной интенсивностью. Как определить это время? Необходимо в течении суток каждые 3-4 часа измерять температуру и пульс. Тот отрывок дня, когда эти показатели являются максимальными, является периодом наибольшей работоспособности. Если вы «голубь», то пик работоспособности приходится на 15 часов, у «жаворонков» - на 12 часов, у «сов» - на 17-18 часов. Время наименьшей работоспособности у сов - 7-11 часов, у жаворонков - 17, у голубей 20 часов. В это время организм функционирует в минимальном режиме и ничего, кроме переутомления, работа в эти часы не принесет. Соблюдение биоритмов - один из способов сохранить здоровье.

Тест

  1. Когда вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день.

5.00 - 7.00 (5)

7.00 - 8.00 (4)

8.00 - 9.00 (3)

9.00 - 11.00 (2)

11.00 - 12.00 (1)

2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и следующий день.

20.00 - 21.00 (5)

21.00 - 22.00 (4)

22.00 - 24.00 (3)

24.00 - 02.00 (2)

02.00 - 03.00 (1)

3. Какова ваша зависимость от будильника, если вставать необходимо в одно и то же время?

Совсем не зависим (4)

Иногда зависим(3)

В большей степени зависим (2)

Полностью зависим (1)

4. Как легко вы встаете утром при обычных условиях?

Очень легко(4)

Сравнительно легко (3)

Относительно тяжело (2)

Очень тяжело (1)

5. Насколько вы деятельны в первые полчаса после вставания?

Очень деятелен (4)

Относительно деятелен (3)

Небольшая вялость (2)

Большая вялость (1)

6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания?

Очень хороший (4)

Сравнительно хороший (3)

Слабый (2)

Совсем нет (1)

7.Как вы себя чувствуете в первые часы после вставания

Очень бодр (4)

Относительно бодр (3)

Усталость в небольшой степени (2)

Очень усталым (1)

8. Если на следующий день у вас нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем?

Всегда или почти всегда в обычное время (4)

Менее чем на 1 час позже обычного (3)

На 1-2 часа позднее (2)

Позже более, чем на 2 часа. (1)

9. Ваш друг предложил вам заниматься спортивной тренировкой в7-8 часов. Будет ли это удобным временем для вас?

Очень благоприятно (4)

Относительно приемлемо (3)

Относительно трудно (2)

Очень трудно (1)

10. В какое время вечером вы так устаете, что должны идти спать?

20.00 - 21.00 (5)

21.00 - 22.00 (4)

22.00 - 24.00 (3)

24.00 - 02.00 (2)

02.00 - 03.00 (1)

11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из данных сроков вы выберете, если вы совершенно свободны от дневных планов?

8.00 - 10.00 (6)

11.00 - 13.00 (4)

15.00 - 17.00 (2)

19.00 - 21.00 (0)

12. Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?

Очень усталый (5)

Относительно усталый (3)

Слегка усталый (2)

Совсем не усталый(1)

13. Какие то обстоятельства заставили вас лечь спать позже обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для вас время. Какой из вариантов ответов будет соответствовать вашему состоянию?

Просыпаюсь как обычно и не хочу спать (4)

Просыпаюсь как обычно и продолжаю дремать (3)

Просыпаюсь как обычно и снова засыпаю (2)

Просыпаюсь позднее (1)

14. Вам предстоит какая-либо работа или отъезд ночью, в 4-6 часов. На следующий день у вас нет никаких обязательств. Какую из следующих возможностей вы выберете?

Высыпаюсь перед отъездом(4)

Перед отъездом сплю, а после дремлю (3)

Перед отъездом дремлю, а после сплю (2)

Сплю сразу после отъезда (1)

15. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если у вас полностью свободный день?

8.00 - 10.00 (4)

11.00 - 13.00 (3)

15.00 - 17.00 (2)

19.00 - 21.00 (1)

16. У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием. Друг предложил заниматься между 22-23 часами. Как вас будет устраивать это время?

Не устраивает (4)

Через некоторое время буду в плохой форме (3)

Буду в относительно хорошей форме (2)

Полностью устраивает (1)

17. Представьте, что вы сами можете выбирать график своего рабочего времени. Какой график работы вы выберете, чтобы работа приносила вам удовольствие0?

С 4.00 - 9.00 (5)

С 9.00 -14.00 (3)

С 14.00 - 17.00 (2)

С 17.00 - 4.00 (1)

18. В какой час суток вы чувствуете себя на высоте?

С 5.00-7.00 (5)

С 8.00 -10.00 (4)

С 10.00 - 15.00 (3)

С 15.00 - 20.00 (2)

С 20.00 - 4.00 (1)

24. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?

Четко к утреннему (6)

Скорее к утреннему (4)

Индифферентный тип - «голубь» (3)

Скорее к вечернему (2)

Четко к вечернему (0)

Обработка результатов и выводы

Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологическому типу вы относитесь.

«Жаворонок» - 69

Слабо выраженный утренний тип - 59-69

«Голубь» - 42-58

Слабо выраженный вечерний тип - 31-41

«Сова» - 31

Занятие №8

Профилактика и коррекция дезадаптаций

Цель: ознакомиться с нетрадиционными методами реадаптации и основами аутотренинга и по возможности овладеть ими.

Одним из методов являются цигун-дыхательные упражнения. Преимуществом данного метода является то, что он легок в усвоении, не требует никакого оборудования и может

быть применен практически в любых условиях. Эти упражнения укрепляют здоровье и усиливают иммунитет, снимают усталость и повышают работоспособность, развивают

интеллект и вскрывают резервные возможности тела и психики, готовят организм к деятельности в экстремальных условиях.

К методам профилактики и коррекции нарушений адаптации к факторам среды относят также и аутотренинг. В основе аутотренинга лежит глубокое умственное и мышечное расслабление. С помощью этой техники вы можете не только справиться со стрессом, но и снизить давление, уменьшить вероятность возникновение головных болей и улучшить сон.

Методика выполнения цигун-дыхательных движений

Все упражнения проводятся в состоянии глубокого расслабления и успокоения ума. При этом происходит эффективная регуляция всех систем организма, организм выздоравливает

и укрепляется. Наиболее эффективное время выполнения упражнений с 17-19 часов. Успех зависит от правильного положения тела. Для дыхательных упражнений наиболее

приемлемо положение сидя. Сесть необходимо прямо, не прислоняясь, ноги поставить под прямым углом к полу, стопы параллельны друг другу и на ширине плеч, руки на коленях

ладонями вверх. Веки опущены, мышцы сначала напрягают, а затем медленно расслабляют, рот слегка приоткрыт, расслаблено все тело. Наполняем сердце любовью и радостью.

Медленный глубокий вдох через нос, и ровный медленный выдох через рот.

1 упражнение «Эмбриональное дыхание»

Левая рука на груди, правая - на животе. На вдохе ( на счет 1,2,3) максимально втягивается живот и поднимается грудная клетка, на выдохе (на счет 1,2,3) максимально выпячивается живот. Глаза закрыты. (50 раз).

Перед тем, как открыть глаза, необходимо потереть ладони, затем лицо вверх-вниз, затем волосистую часть головы.

Это упражнение целесообразно выполнять перед завтраком. Обедом и ужином, а так же в течение дня, когда вы испытываете голод.

Функции: массаж органов брюшной полости, снижение аппетита, снижение массы тела.

2 упражнение «Абдоминальное дыхание»

Противоположный первому тип дыхания. Принять позу «кучера». Женщинам сжать левую руку в кулак с отверстием, образованным большим и указательным пальцем и приставить ее ко лбу - отверстие напротив точки в центре лба. Сверху положить правую руку. Мужчинам наоборот. Локти на коленях. Грудная клетка неподвижна; медленновдохнуть70-80% жизненной емкости легких, выпятив живот, задержать дыхание на 2 секунды, затем вдохнуть остальные 20-30% через нос и медленно выдохнуть через рот. (10 минут). Мысленно представлять себя молодым и стройным. По окончании не спешите открыть глаза, т.к. возможно головокружение. Следует с закрытыми глазами потереть ладони, лицо вверх-вниз, волосистую часть головы. При правильном выполнении повышается частота сердечных сокращений, температура (в этом огне сгорают все недуги).

Функции: очищает организм, уменьшает морщины.

3 упражнение «Лотос»

Руки на коленях, ладони вверх, язык касается альвеол. Расслабившись, вспомните о самом радостном дне в вашей жизни.

Грудная клетка неподвижна. Колебание стенок живота незначительное; дыхание происходит за счет диафрагмы. Должно отсутствовать напряжение при большой глубине дыхания. Регулировка дыхание делится на 3 этапа

1 этап. Контролируйте дыхание на вдохе, делая его глубоким, ровным, долгим, естественным. Следите за тем, чтобы ни грудь, ни живот не поднимались. . Добивайтесь бесшумного, глубокого, долгого, ровного вдоха. Вы вдыхаете чистую энергию. Она вливается в вас и наполняет ваше тело.

2 этап. Контролируйте только выдох, расслабив мышцы всего тела. Выдох должен быть бесшумным, глубоким, ровным, долгим, естественным, как и вдох. Теперь все внимание сосредотачивается на выдохе. (5 минут)

3 этап. Не контролируйте ни вдох, ни выдох. Процесс дыхания идет естественно, произвольно. Не обращайте внимания на его глубину и продолжительность - ваше сознание само чувствует дыхание. Повторяйте про себя: «Я огромная печь, все сожгу в пепел». Постепенно мысли уходят далеко-далеко и совсем пропадают.(10 минут). Выполнять 2 раза в день: утром и вечером.

Функции: происходит основной набор внешней энергии; в состоянии полного покоя коры головного мозга происходит нормализация патогенного очага в головном мозге.

После выполнения потереть ладони, лицо и волосистую часть головы. Сделать 3 глубоких вдоха и выдоха с руками, сложенными крест-накрест (центр перекрещенных рук должен находиться на 3 пальца ниже пупка). У мужчин левая кисть на животе, правая под левой. Вдох через нос с прижатым к альвеолам верхних зубов языком, а затем язык опускается к основанию нижних зубов, и делается выдох через рот. Затем язык поднимается вверх, и делается вдох через нос и снова вдох через рот, с опущенным вниз языком.

После выполнения упражнений нельзя мыть лицо и руки и ходить в туалет в течение 30 минут. В течение 2 часов после занятий нельзя принимать душ.

Аутотренинг

1 упражнение «Глубокое мышечное расслабление»

Для выполнения упражнений на расслабления необходимо лечь на спину (в комнате тишина). Если лечь нельзя, то сядьте удобно и закройте глаза.

Начинайте упражнение сжиманием кисти правой руки (для левши - с левой). Через несколько секунд расслабьте руку. После этого подавайте команды: рука становится тяжелой и теплой. Далее продолжайте давать команды правой части тела: расслабляться, теплеть, становиться тяжелой. Продолжайте медленное движение с кисти на предплечье. Плечо, лопатку, стопу, бедро и т. д, пока не расслабится вся правая сторона тела. Затем выполните то же самое для левой стороны тела. Кисти рук. Руки, ноги должны наливаться тяжестью, теплом и расслабляться.

Затем расслабляются бедра, плечи, челюсти, лицо. Заканчивайте упражнение, повторяя мысленно, что ваш лоб чувствует прохладу. (2 раза в день по 15-20 минут).

2 упражнение « Умственное расслабление»

Постарайтесь от всего отрешиться. Если неприятная мысль возвращается снова, то на выдохе скажите «нет».

Закрыв глаза, представьте себе любую спокойную сцену (голубое небо, синее море). Сосредоточьтесь на дыхании и почувствуйте, что оно медленное и естественное. Следите за каждым своим вдохом и выдохом. Во время расслабления хорошо повторять какое-нибудь умиротворяющее слово, например, «мир», «любовь», «спокойствие». Тренировка воображения помогает разрушить психические блокировки, войти в контакт с организмом и телом, что поможет осуществить контроль над собой. Обучиться этому довольно трудно, но возможно.






МОУ «БОРИСОГЛЕБСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ

8 класс

Проблемы здоровья человека в условиях экологического кризиса

Составитель: учитель биологии

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

Гущина М.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ЦЕЛИ: Познакомить детей с опасностями, которые таит в себе нынешняя окружающая среда.

Расширить кругозор, углубить знания по биологии и экологии.

ЗАДАЧИ: Создать условия для развития творческих способностей.

Научить сохранять здоровье в условиях экологического кризиса.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: Эвристическая беседа, викторина, защита проектов, лабораторная работа, тестирование.

Данный курс предназначен для учащихся 8 классов. Продолжительность курса 8 часов (1 час в неделю). Время прохождения - 2 четверть.

Данный курс предназначен для того, чтобы уч-ся могли углубить знания по биологии и экологии, смогли определиться с выбором будущей профессии.

(Данный курс ориентирует ребят на различные специальности экологического, биологического и химического профиля).

Занятия по этому курсу направлены на систематизированную информацию о том, как окружающая агрессивная среда влияет на состояние организма человека. Данный курс предлагает меры по сохранению здоровья в условиях экологического кризиса

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

К-во

часов

Форма занятия

1

Вводное.

1

Эвристическая беседа

2

Как вы относитесь к своему здоровью? Болезни нездорового образа жизни.

1

Эвристическая беседа. Тест.

3

Питание и здоровье. Составление рациона питания.

1

Дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов.

Л/работа

4

Радиация и здоровье. Электромагнитное излучение. За и против.

1

Защита проектов

5

Эти ужасные звуки.

Определение уровня шума.

1

Эвристическая беседа.

Л/работа

6

Биоритмология. Определение хронобиологического типа.

1

Л/работа

7

Город как фактор риска.

1

Викторина

8

Мой дом-моя крепость. Экологически чистые квартиры - - миф или реальность? Строем город Экоград!

1

Викторина.

Защита проектов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема

Ключевые вопросы

1

Вводное.

Здоровый образ жизни. Факторы здоровья.

Мудрые мысли о здоровье.

Как вы относитесь к своему здоровью? Болезни нездорового образа жизни.

Образ жизни разных исторических эпох. Традиции питания. Физическая нагрузка

3

Питание и здоровье. Составление рациона питания.

Понятие о калорийности пищи. Умение составлять сбалансированное меню, исходя из особенностей организма, возраста, заболеваний.

4

Радиация и здоровье. Электромагнитное излучение. За и против.

Радиационная обстановка в области и стране. Источника радиоактивной опасности.

Знакомство с продуктами, которые способствуют выведению радионуклидов из организма

5

Эти ужасные звуки.

Определение уровня шума.

Влияние громких звуков на организм. Инфразвуки и ультразвуки. Электромагнитные излучения.

Л/работа

6

Биоритмология. Определение хронобиологического типа.

Знакомство с понятием «хронобиологический тип».

Определение пика работоспособности, приемы рационального распределение времени и сил в течении суток.

7

Город как фактор риска.

Особенности городской среды. Методы защиты от агрессивной городской среды

8

Мой дом-моя крепость. Экологически чистые квартиры - миф или реальность?

Опасности, поджидающие нас в квартире.

Как сделать квартиру экологически безопасной?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. «Учитель», 2001.

2. Губарева Л.И. Мизирева О.М. Чурилова Т.М. Экология человека. М: «Владос», 2003.

3.Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль. «Академия холдинг»,2003.





































21

© 2010-2022