Рабочая программа по биологии (11 класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №60

Выборгского района Санкт-Петербурга






Рекомендована

к использованию

педагогическим советом

Протокол № 1от « 28» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ /Т Г. Бредихина/

«28 » августа 2015 г

«Утверждаю»

Приказ от « 28 » августа 2015г № 1

Директор школы

____________ /И.Ю. Ножницкая/



Рабочая программа

по биологии для 11 кл

на 2015/2016 учебный год




Разработчик программы

Учитель биологии

Лотонина И.А.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования, и Программы среднего(полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в 11 классе и специфики классного коллектива. Общий уровень успеваемости удовлетворительный. Активность на уроке проявляют не все. Затруднения вызывают задания повышенного уровня сложности, требующие анализа, логического мышления. Домашние задания выполняются не всегда.

Группа учащихся 11 класса планирует сдавать ЕГЭ по биологии, поэтому им дополнительно даются задания повышенной сложности. Проверка домашнего задания осуществляется на основе тестов взятых из ЕГЭ.

При изучении биологии используются следующие технологии:

1)технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов

2)технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе

3)технология дифференцированного обучения

4)информационно-коммуникативные технологии

5)технология критического мышления.

Промежуточный контроль осуществляется с помощью тестов, самостоятельных работ.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5-9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.

Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.-368с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2010

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Место предмета «биология» в базисном учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. На изучение биологии в 11 классе в соответствии с учебным планом школы выделяется 1 час из Федерального компонента и 1 час из компонента образовательной организации (68 часов).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.-368с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2010

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.-368с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2010

Содержание изучаемого курса биологии в 11 классе:

Раздел - Вид.

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Ученик должен знать/понимать: вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; строение биологических объектов (вида); сущность действия естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; биологическую терминологию и символику.

Ученик должен уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; различные гипотезы происхождения человека; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать биологические объекты (зародышей человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.

Раздел - Экосистемы.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Ученик должен знать/понимать: структуру экосистем; учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; биол. терминологию и символику;

Ученик должен уметь: объяснять влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биол. задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биол. моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения правил поведения в природной среде.

Раздел - Обобщение знаний по курсу Общей биологии.

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни.

Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.

Вирусы - неклеточные формы жизни.

Деление клеток: митоз, мейоз. Воспроизведение организмов.

Онтогенез: эмбриональный и постэмбриональный этапы.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.

Реакции матричного синтеза белка.

Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.

Задачи по генетике.

Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.

Мутагены.

Особенности строения бактерий, вирусов, растений и животных.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По базисному учебному плану, примерной программе

По рабочей программе

Лабораторные и практические работы

1.

Вид

32

32


  1. История эволюционных идей

2

2


  1. Современное эволюционной учение

16

16

2

  1. Основы селекции и биотехнологии.

7

7


  1. Происхождение человека

7

7

1

2.

Экосистемы

22

29


  1. Экологические факторы

6

7

1

  1. Структура экосистем

8

13

6

  1. Эволюция биосферы и человек

3

9

1

3.

Обобщение знаний по курсу общей биологии

14

7


Итого

68

68

11

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает лабораторные работы, предусмотренные примерной программой

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты

Раздел Вид (32 ч.)

Глава 1. История эволюционных идей (2 ч.)

1

1

История эволюционных идей. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Эволюция, креационизм, классификация, таксоны, естественный и искусственный отбор. Борьба за существование, наследственная изменчивость. Эволюционная теория Ламарка . Эволюционная теория Дарвина.

Беседа

Предметный: давать определения ключевым понятиям. Знать эволюционное учение. Метапредметный: подготовка презентаций по истории эволюционных идей.

2

.2

Значение эволюционной теории

Роль эволюционной теории в формирование естественно-научной картине мира.

Семинар

Значение эволюционной теории

Глава 2. Современное эволюционное учение (16 ч.)


3

1

Вид. Критерии вида.

Вид и его критерии. Наличие видов -двойников. Репродуктивная изоляция.

Демонстрация: "Критерии вида".

Л/р №1 « Описание вида по морфологическому критерию».

Работа в группах

Предметный:характеризовать критерии вида и знать определение вида. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.

4

2

Популяция как элементарная единица эволюции.

Основные понятия: Вид, популяция, генофонд. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции.

Демонстрации: "Популяция - структурная единица вида, единица эволюции".

Беседа, С/р

Характеризовать

популяцию как структурную единицу вида и эволюции.

5

3

Генетический состав популяций.

Генетический состав популяции.

Демонстрации растений и животных, показывающих индивидуальную изменчивость.

Фронтальный

опрос, работа в парах

Значение генетического состава популяции.

6

4

Изменения генофонда популяций

Генофонд популяции. Факторы. влияющие на генофонд популяции.

Значение генофонда популяций

( практическое применение этих знаний).Факторы, влияющие на генофонд популяций.

7

5

Борьба за существование и ее формы.

Борьба за существование , ее виды

инд. работа, фронтальный опрос

Виды борьбы за существование, значение

8

6

Естественный отбор и его формы.

Современные представления о естественном отборе как направляющем факторе эволюции

индивидуальный опрос

Называть условия действия естественного отбора. Доказывать, что естественный отбор основная движущая сила эволюции.

9

7

Естественный отбор и его формы.

Формы естественного отбора, влияние естественного отбора на изменчивость признака у организма

Фронтальный опрос

Знать формы естественного отбора, объяснять причины существования естественного отбора.

10

8

Изолирующие механизмы.

Изолирующие механизмы: предзиготические и постзиготические.

инд. работа

Значение изоляции. Виды изолирующих механизмов.

11

9

Видообразование.

Видообразование-результат микроэволюции. Способы видообразования. Генетические механизмы видообразования.

Л/р №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Знать эволюционно значимые результаты видообразования. Приводить примеры видообразования. Выявлять изменчивость у особей одного вида.

12

10

Макроэволюция, ее доказательства.

Макроэволюция. Палеонтологические доказательства.

Фронтальный опрос

Приводить примеры палеонтологических доказательств.

13

11

Макроэволюция, ее доказательства.

Сравнительно-анатомические , эмбриологические доказательства макроэволюции.

Индивидуальный опрос

Знать сравнительно-анатомические , эмбриологические доказательства макроэволюции(м приводить примеры, формулировать законы)

14

12

Система растений и животных- отображение эволюции.

Систематические единицы(таксоны). Принципы современной систематики.

Работа в группах, фронтальная беседа

Знать систематику растений и животных.(выявлять отличия в систематике растений и животных)

15

13

Главные направления эволюции органического мира.

Параллелизм, конвергенция, дивергенция.

Фронтальный опрос

Знать термины: параллелизм, конвергенция, дивергенция. Уметь приводить примеры.

16

14

Главные направления эволюции.

Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

Семинар

Знать термины: Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Знать чем ароморфоз отличается от идиоадаптации. Уметь приводить примеры.

17

15

Зачетно- обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»

Повторить содержание главы. Основные понятия

Фронтальный опрос

Закрепить знания по данной теме.

18

16

Зачетно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

Проверочная

работа

Пров/р

Зачетно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

Глава 3. Основы селекции и биотехнологии. (7 час.)

19

1

Основные методы селекции и биотехнологии.

Ключевые понятия: селекция, порода, штамм, сорт. Чистая линия, гибридизация, инбридинг, аутбридинг, гетерозис. Клеточная и генная инженерия.Биотехнология.

Фронтальный опрос

Знать ключевые понятия: селекция, порода, штамм, сорт. Чистая линия, гибридизация, инбридинг, аутбридинг, гетерозис. Клеточная и генная инженерия. Значение биотехнологии

20

2

Методы селекции растений.

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы в селекции растений

Работа в группах

Знать центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Уметь практически применять данный закон.

21

3

Методы селекции растений.

Методы в селекции растений. Работы Мичурина, Цицина.

Фронтальный опрос

Знать методы в селекции растений(отбор, клеточная инжен ерия, гибридизация). Работы Мичурина, Цицина.

22

4

Методы селекции животных.

Одомашнивание, гибридизация, отбор, клонирование.

Фронтальный опрос

Знать методы используемые в селекции животных. В чем сложность в селекции животных по сравнению с селекцией растений.

23

5

Селекция микроорганизмов.

Отбор, клон. Генная инженерия и ее применение.

Индивидуальный опрос

Знать методы используемые в селекции микроорганизмов. Практическое применение данной селекции.

24

6

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Перспективы развития биотехнологии. Культура тканей.

Семинар

Знать перспективы развития биотехнологии. Практическое применение.

25

7

Зачетно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Проверочная работа

Глава 4. Происхождение человека (7 ч.)

26

1

Положение человека в системе органического мира.

Антропология, атавизмы, рудименты. Доказательства происхождения человека от животного мира. Проявление биогенетического закона.

Фронтальный опрос

Давать определения ключевым понятиям. Доказывать с позиции биогенетического закона животное происхождение человека. Сравнивать человека и человекообразных обезьян. Характеризовать систематическое положение человека.

27

2

Основные стадии антропогенеза.

Оценка различных гипотез происхождения человека. Предшественники человека и древнейшие люди. Особенности австралопитека, человека умелого и прямоходящего. Образ жизни.

Работа в группах

Оценивать различные гипотезы происхождения человека. Знать предшественников человека и древнейших людей. Особенности и образ австралопитека, человека умелого и прямоходящего. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции человека.

28

3

Основные стадии антропогенеза.

Древние (неандертальцы) и люди современного анатомического типа(кроманьонцы). Особенности и образ жизни.

Демонстрация "Происхождение человека"

Индивидуальный опрос

Знать особенности неандертальцев и кроманьонцев . Характеризовать прогрессивные черты в эволюции человека.

29

4

Движущие силы антропогенеза.

Биологические и социальные факторы. Значение факторов.

Демонстрация "Происхождение человека" Л/р «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Работа в паре

Биологические и социальные факторы. Значение факторов Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.

30

5

Прародина человека.

Гипотезы о прародине человека.

Фронтальный опрос

Знать гипотезы связанные с прародиной человека(их плюсы и минусы)

31

6

Расы и их происхождение.

Расы и их классификация. Факторы расогенеза(естественный отбор. мутации. изоляция, смешение рас…). Критика расизма

Фронтальный опрос

Знать расы и их классификацию. Факторы расогенеза. Критика расизма.

32

7

Зачетно- обобщающий урок по теме «Антропогенез».

Основные понятия по теме.

Проверочная работа

Проверить основные понятия по данной теме.


Раздел Экосистемы (29 ч.)


Глава 1. Экологические факторы (7 ч.)

33

1

Что изучает экология.

Экология. Отрасли и дисциплины.

Фронтальный опрос

Знать ,что изучает экология. Значение экологических знаний для человека. Роль экологии в современном обществе.

34

2

Среда обитания организмов и ее факторы.

Среда обитания. Экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон Либиха.

Работа в группах

Знать классификацию экологических факторов. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон Либиха

35

3

Среда обитания организмов и ее факторы.

Среда обитания. Адаптация организмов.

Л/р «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Лабораторная работа

Выявлять прспособления у организмов к среде обитания.

36

4

Местообитание и экологические ниши.

Ключевые понятия: местообитание, экологическая ниша.

Фронтальный опрос

Знать отличия между понятиями местообитание и экологическая ниша.

37

5

Основные типы экологических взаимодействий.

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм(нахлебничество, сотрапезничество, квартиранство)

Индивидуальный опрос

Знать, что такое нейтрализм, аменсализм, комменсализм(нахлебничество, сотрапезничество, квартиранство) . Уметь приводить примеры.

38

6

Основные типы экологических взаимодействий.

Протокооперация, мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция

Фронтальный опрос

Знать, что такое Протокооперация, мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция. Уметь приводить примеры.

39

7

Конкурентные взаимодействия.

Межвидовая и внутривидовая конкуренция.

Работа в группах

Знать виды конкуренций и уметь приводить конкретные примеры.

Тема 2. Структура экосистем (13 ч.)

40

1

Основные экологические характеристики популяций.

Демографические показатели: рождаемость, смертность, возрастной состав и численность особей.

Фронтальный опрос

Знать демографические показатели. Знать практическое применение этих показателей.

41

2

Динамика популяций.

Динамика популяций и ее практическое применение. Факторы популяционной динамики. Колебания численности.

Фронтальный опрос

Знать, что такое динамика и ее практическое применение. Факторы, влияющие на динамику популяции.

42

3

Экологические сообщества.

Ключевые понятия: экологические сообщества, биогеоценоз, экосистема. Классификация экосистем.

Работа в парах

Знать отличия между понятиями экологические сообщества, биогеоценоз, экосистема. Знать классификации экосистем. Уметь приводить примеры.

43

4

Экологические сообщества.

Естественные и искусственные экосистемы их сходства и отличия.

Пр/р «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем».

Практическая работа

Уметь сравнивать природные экосистемы и агросистемы.

44

5

Структура сообщества.

Видовая, морфологическая и трофическая структуры.

Демонстрация: "Экосистемы".

Фронтальный опрос

Знать видовую, морфологическую и трофическую структуры. Приводить примеры. Знать практическое применение знаний о структуре сообществ.

45

6

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Трофические уровни, автотрофы, гетеротрофы, продуценты , консументы, редуценты.

Фронтальный опрос

Знать определения: автотрофы, гетеротрофы, продуценты , консументы, редуценты. Уметь приводить примеры.

46

7

Пищевые цепи.

Закрепить понятия: Трофические уровни, автотрофы, гетеротрофы, продуценты , консументы, редуценты. Пастбищные и детритные цепи. Круговорот веществ.

Л/р «Составление схем передачи веществ и энергии»(цепей питания).

Лабораторная работа

Уметь составлять схемы передач веществ и энергии»(цепей питания). Круговорот биогенных веществ.

47

8

Экологические пирамиды

Экологические пирамиды: пирамида численности, пирамида биомассы, пирамида энергии. Правило десяти.

Пр/р Решение экологических задач.

Практическая работа

Решение экологических задач на правило десяти.

48

9

Экологические сукцессии.

Экологические сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии.

Л/р «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

Лабораторная работа

Знать типы сукцессий.«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

49

10

Влияние загрязнений на живые организмы.

Виды загрязнений.

Семинар

Знать классификации загрязнений и об их влиянии на живые организмы.

50

11

Основы рационального природопользования.

Основы рационального природопользования. Классификация ресурсов. ПДК.

Л/р «Выявление антропогенных изменений».

Лабораторная работа

Знать основы рационального природопользования. Локальный и глобальный мониторинг , приводить примеры исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов.

51

12

Зачетно-обобщающий урок по теме «Основы экологии»

Повторить изученный материал. Подготовиться к тестированию.

Пр/р «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в ОС, глобальных эк. проблем».

Лабораторная работа

52

13

Зачетно- обобщающий урок по теме «Основы экологии».

Проверочная работа

Тема 3. Эволюция биосферы и человек. (9 ч.)

53

1

Гипотезы о происхождении жизни

Гипотезы: креационизма, панспермии, самопроизвольного зарождения жизни, биохимической эволюции

Фронтальный опрос

Знать гипотезы ,связанные с происхождением жизни. Уметь видеть слабые и сильные стороны той или иной гипотезы.

54

2

Современные представления о происхождении жизни

Ключевые понятия: гипотеза абиогенного зарождения жизни. ДНК, РНК.

Л/р «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Лабораторная работа

Знать гипотезу абиогенного происхождения жизни. Знать слабые и сильные места этой гипотезы

55

3

Основные этапы развития жизни на Земле.

Гипотеза биопоэза. Этапы эволюции.

Индивидуальный опрос

Знать гипотезу биопоэза.

56

4

Основные этапы развития жизни на Земле.

Гипотезы происхождения эукариот.

Индивидуальный опрос

Знать гипотезы происхождения эукариот. Вспомнить особенности строения клеток эукариот.

57

5

Эволюция биосферы

Биосфера и ее компоненты. Вклад Вернадского. Основные этапы в развитии биосферы. Влияние человека на биосферу.

Фронтальный опрос

Знать биосферу и ее компоненты. Вклад Вернадского. Основные этапы в развитии биосферы. Влияние человека на биосферу.

58

6

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.

Основные ароморфозы в растительном и животном мире

Подготовить сообщения

Знать основные этапы развития растительного и животного мира.

59

7

Антропогенное воздействие на биосферу.

Влияние человека на биосферу.

Семинар

60

8

Зачетно- обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек

Проверочная работа

61

9

Итоговый урок «Роль биологии в будущем».

Значение биологии в будущем

Семинар

Значение биологии в будущем. Уметь приводить примеры, которые доказывают значимость биологии.

Повторение(7 часов)

62

1

Повторение темы «Основы цитологии»

Цитология. Строение клеток растений , животных, грибов и бактерий

Фронтальный опрос

Вспомнить основные понятия по данной теме

63

2

Повторение темы «Размножение и индивидуальное развитие»

Виды размножения. Онтогенез и эмбриогенез.

Фронтальный опрос

Вспомнить основные понятия по данной теме

64

3

Повторение темы «Основы генетики»

Генетика, гибрид, гибридологический метод, моно, ди и полигибридное скрещивание, генотип, фенотип, аллель

Решение задач

Вспомнить оформление и решение задач по генетики

65

4

Повторение темы «Генетика человека».

Наследственные заболевания человека (дальтонизм, гемофилия …)

Решение задач

Вспомнить оформление и решение задач по генетики человека

66

5

Повторение темы «основы учения об эволюции»

Основные движущие силы эволюции: естественный отбор, наследственная изменчивость, изоляция, популяционные волны, борьба за существование

Сообщения

Вспомнить основные понятия по данной теме

67

6

Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии»

Селекция, методы селекции, гетерозис, сорт, порода, штамм, биотехнология

Сообщения

Вспомнить основные понятия по данной теме

68

7

Повторение темы «Антропогенез»

Антропогенез, предшественники человека, древнейшие, древние, первые люди современного типа.

Сообщения

Вспомнить основные понятия по данной теме


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1 А.А. Каменский,Е.А. Крикскунов, В.В. Пасечник Общая биология. Учебник для 10-11 классов. 2002-2005 М.: Дрофа

2 Н.Г. Палеев Сборник задач по генетики. 1993 Р.: СевКавинВЭС

3 Т.А. Козлова, Н.И. Сонин Общая биология. 10-11 классы. Методическое пособие. 2002 М.: Дрофа

4 Е.А. Крикскунов, В.В. Пасечник Экология. Методическое пособие 10-11 класс 2002 М.: Дрофа

5 Т.С. Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 10-11 класс. Методическое пособие. 2005 М.: Дрофа

6 Т.В. Иванова Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии. 10-11 классы. 2001 М.: Школа Пресс

7 Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. 2008 М.:Интеллект-Центр


  1. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

  2. ru.wikipedia.org/wiki

  3. biologes.ru/

8. interneturok.ru/


© 2010-2022