• Преподавателю
  • Биология
  • Урок биологии для 10 класса «ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРИ МОНОГИБРИДНОМ СКРЕЩИВАНИИ»

Урок биологии для 10 класса «ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРИ МОНОГИБРИДНОМ СКРЕЩИВАНИИ»

Интегрирующая цель: формирование четких и осознанных знаний генетических терминов и понятий, необходимых для изучения генетики, использование этих знаний для объяснения законов Г.Менделя. В процессе работы учащиеся должны: усвоить следующие понятия: генетика, наследственность,  изменчивость, генотип, фенотип, доминантные и рецессивные признаки, гибриды, чистые линии, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, моногибридное скрещивание; знать: генетическую терминологию и символику, сущность моногибридного скрещивания, исследования   Г. Менделя и установленные им законы. уметь: формулировать законы Г. Менделя, описывать фенотипические результаты законов Г. Менделя, делать генетическую запись законов наследственности, решать генетические задачи.
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение образования

« Боровская средняя школа Лепельского района»



Урок биологии

10 класс

ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ

ПРИ МОНОГИБРИДНОМ СКРЕЩИВАНИИ.



Учитель биологии

1 категории

Тухто Елена Александровна






Боровка, 2014

Эпиграф: «Я - это я,

и другого такого нет»

Интегрирующая цель: формирование четких и осознанных знаний генетических терминов и понятий, необходимых для изучения генетики, использование этих знаний для объяснения законов Г.Менделя.

В процессе работы учащиеся должны:

усвоить следующие понятия: генетика, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, доминантные и рецессивные признаки, гибриды, чистые линии, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, моногибридное скрещивание;

знать: генетическую терминологию и символику, сущность моногибридного скрещивания, исследования Г. Менделя и установленные им законы: закон
единообразия гибридов 1-го поколения (1-й закон), закон расщепления (2-й закон) и цитологические основы генетических законов;

уметь: формулировать законы Г. Менделя, описывать фенотипические результаты законов Г. Менделя, делать генетическую запись законов наследственности, решать генетические задачи.

Оборудование: таблицы: "Моногибридное скрещивание", "Мейоз", модель структур молекул ДНК, раздаточный материал ( бумажные горошины).

  1. Организационный момент.

(Приветствие, проверка присутствующих).

II. Актуализация знаний.

Работа с классом по основным терминам генетики:

1.Назовите одним словом :

А)Высокие, низкие, желтые, зеленые... ( признаки)

Б)Доминантные, рецессивные, альтернативные ( гены)

В)Метафаза 1, анафаза 2, телофаза2.... (мейоз) (рис. 100,стр.169)

2.Решите развивающий канон :

А) Совокупность генов - генотип

Совокупность признаков - ? ( фенотип)

Б) Наследственность - сохранение

Изменчивость - ? ( приобретение или потеря)

В) 1 Закон Менделя - единообразие

2 Закон Менделя - ? (расщепления)

3.Какими символами обозначаются понятия:
1)женский пол; 5) мужской пол;

2)родители; 6) гибридное потомство;

3)доминантный признак; 7) рецессивный признак;
4)скрещивание; 8) гаметы;

3. Составьте из предложенных разноцветных горошин схемы 1 и 2 законов

Менделя. ( один ученик работает у доски)

III. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы:

-Глядя на представленные схемы скрещиваний, какой вопрос у вас возникает? ( Почему при скрещивании одинаковых растений гибриды имеют разные признаки?)

Данный вопрос долгое время не давал покоя и Г.Менделю. Он предположил, что альтернативные признаки определяются какими -то наследственными задатками, которые передаются от родителей потомкам. Вы уже знаете, что все признаки

организма передаются с помощью ( генов). Парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом и отвечающие за один альтернативный признак - аллельные (запись определения в тетрадь, стр.168) Для обозначения этих генов стали использовать буквы алфавита, причем доминантные аллельные гены отмечаются заглавными буквами (А,В,С), а рецессивные - прописными ( а,в,с). ( Дополнение схем скрещивания буквенными обозначениями)

Организмы, имеющие одинаковые аллельные гены - гомозиготы (АА, аа), разные аллельные гены - гетерозиготы ( Аа).( запись в тетрадь, стр.169).

- Возможны ли другие комбинации генов при скрещивании растений гороха (составление третьей схемы скрещивания на доске). Какое потомство получилось? ( анализ результатов скрещиваний по генотипу и фенотипу)

IV. Закрепление изученного материала.

- Сейчас мы с вами постараемся применить наши знания на практике - решим познавательные генетические задачи.

1. Потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях ( от скрещивания с разными собаками). Следовательно, доминирует ген .... ( доброты), а Грета была .... ( гомозиготна) по этому признаку.

2.В потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в 3 раза больше. Следовательно, доминирует ген…..(серого цвета), а кот Василий .... ( гетерозиготен) по этому признаку.

3. Черно-бурые лисы при скрещивании не давали расщепления по этому признаку. Следовательно, лисы были ... ( гомозиготны), и все гаметы содержали .. .(доминантный) ген.

- Предлагаю вам представить себя в роли помощников врача в генетической консультации. К нам обратилась женщина, у которой есть сын Прошенька. «Красавец мой Прошенька писаный - голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. У нас в семье испокон веков все кудрявые и высокие. Пришло время Проше жениться, да никак не может он выбрать из трех невест - все хороши и характером, и внешностью. Девушки иностранные, а я хочу, что бы и внуки у меня были на Прошеньку похожие. Помогите нам выбрать невесту.»

А вот и описание невест :

Японка Ли - кареглазая, с черными прямыми волосами, невысокого роста. Похожа на своих близких родственников.

Немка Моника - голубоглазая, со светлыми прямыми волосами, маленькая. Ее родители оба кареглазые, с прямыми темными волосами. Отец высокий, мать низкого роста.

Англичанка Мери - зеленоглазая, темноволосая, кудрявая, высокая. Ее отец - голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий, мать - зеленоглазая, с темными прямыми волосами, маленького роста.

(Составление схем скрещиваний на доске и в тетрадях)(наибольшая вероятность рождения нужных детей с Моникой или Мери).

V. Тест и проверка результатов теста.

Дописать предложения.

Вариант 1

а) особь не дает расщепления в потомстве и образует один сорт гамет -

б)совокупность внешних и внутренних признаков - - ... .

в) потомство родительских форм, которые отличаются друг от друга -

г) свойства организмов передавать свои признаки и особенности развития
следующим поколениям --....

Вариант 2

а) особь дает расщепление в потомстве и образует разные сорта гамет -

б) совокупность генов организма -- ....

в) участок молекулы ДНК, который несет информацию о первичной структуре одного определенного белка -....

г) свойства организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития -....

VI. Рефлексия.

- Мы сегодня очень хорошо поработали, я прошу ответить вас на несколько вопросов :

Что нового вы узнали на уроке?

Пригодятся ли полученные знания вам в жизни?

Цветовым сигналом ( поднятием горошины определенного цвета или чистого листа) покажите мне, как вы поняли сегодняшний материал : если вы не поняли ничего - поднимите чистый лист; если остались вопросы - желтую горошину; если все ясно - зеленую горошину.

VII. Домашнее задание. Параграф 45.

- Ученые говорят, что генетическая составляющая в раннем детстве очень мала (от 10 до 20%), остальное зависит от воспитания. Со временем влияние наследственности растет, а ближе к старости достигает максимальных значений - 80%.

И еще одно замечание: генетический дар в чистом виде существует только теоретически. Наследственность определяет не конкретные показатели способностей, а некий коридор - от минимально возможного уровня развития до максимального. Я желаю, чтобы у вас и у ваших будущих детей процент генетической составляющей рос медленно, а жизненный коридор был как можно шире. Каждый из вас может сказать: «Я - это я, и другого такого нет», а значит каждый человек, маленький и большой - уникален.

© 2010-2022