Практическая работа по биологии Изменения путем естественного отбора

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНГАРСКИЙ ЛИЦЕЙ №1»









ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА», 10-11 класс












Урок разработан учителем биологии

Тимирбаевой И.А.

















АНГАРСК - 2015



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»

Цели:

1. Вы узнаете, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции жертвы;

2. Вы выясните, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции хищников;

3. Вы сможете объяснять, каким образом происходят постепенные изменения в популяции.

Оборудование: пять видов сухих семян, коврик, пластмассовые ложки, ножи, вилки.



Ход работы


  • Разделитесь на группы по 5 человек. Отсчитайте по 30 семян каждого вида и рассыпьте их по коврику. Семена представляют собой особей популяции жертвы.

  • Трое участников работы - с ложкой, ножом и вилкой - представляют собой популяцию хищников.

  • Четвертый участник ведет отсчет времени и составляет отчет по работе.

  • Пятый участник помогает всем остальным.

  • По сигналу «хищники» начинают ловить «жертв». Нужно подхватить семечко с коврика, используя нож, вилку или ложку, и перенести себе в коробочку.

ВНИМАНИЕ! Нельзя ставить коробочку на коврик и вталкивать туда семена!

  • Через 20 секунд дается команда «стоп». За это время должно быть собрано около половины всех семян.

  • Итак, проведен эксперимент с первыми поколениями «хищников» и «жертв». Сосчитайте число семян и результаты внесите в таблицу:

Результат для первого поколения

Хищник

Жертва (число семян)

тыква

фасоль

горох

рожки

злаки

нож






вилка






ложка







  • Приготовьтесь к эксперименту со вторым поколением:

- подсчитайте «выживших жертв». Воспроизведение их популяции выразится удвоением числа семян каждого вида (например, 15 оставшихся горошин и 2 фасолины должны дать 30 горошин и 4 фасолины). Снова рассыпьте семена по коврику, чтобы провести отбор во втором поколении.

- каждый хищник пересчитывает свою добычу, т. е. число собранных семян. Тот, у которого меньше 15, обречен на голодную смерть и выбывает из игры. Если хищник собрал более 20 семян, добавляется еще один игрок с таким же генотипом (с ножом, ложкой или вилкой).

  • Повторите эксперимент со вторым поколением и внесите результаты в аналогичную таблицу.

Оформление результатов.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

1. Особей какой популяции жертв осталось больше? Почему?

2. Какие популяции жертв сократили свою численность? Почему?

3. Какие варианты произошли с хищниками? Почему?

4. Изменились бы результаты, если использовать коврики другого цвета или фактуры? Почему?

5. Что означает выживание наиболее приспособленных или естественный отбор?

Вывод (опирается на название и цель работы) - …

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ «ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»

Выполнили

учащиеся

11___класса

1

2

3

4

5

Результат для первого поколения

Хищник

Жертва (число семян)

тыква

фасоль

горох

рожки

злаки

Ʃ

нож







вилка







ложка







Ʃ







Результат для второго поколения

Хищник

Жертва (число семян)

тыква

фасоль

горох

рожки

злаки

Ʃ




































Ʃ







1

Особей какой популяции жертв осталось больше? Почему?


2

Какие популяции жертв сократили свою численность? Почему?


3

Какие варианты произошли с хищниками? Почему?


4

Изменились бы результаты, если использовать коврики другого цвета или фактуры? Почему?

5

Что означает выживание наиболее приспособленных или естественный отбор?

Вывод



© 2010-2022