Урок Цветок – орган семенного размножения

Разработка урока по биологии для учащихся 6 классов на тему: "Цветок - орган семенного размножения".Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Использование на уроке проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимого каждому в повседневной жизни.На уроке создаются условия для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся.
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии

МБОУПролетарскаяСОШ № 5

Катрюхина Т.Д.

Методические рекомендации к

проведению урока.

Представляю электронное приложение к уроку биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужен: компьютерный класс. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Использование на уроке проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимого каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся.

Представленная презентация содержит 27 слайдов + Смарт приложение, и составлена по материалам электронного наглядного пособия «Биология 6-9 класс» согласно хода урока.

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей, структурированной информацией, помогает учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, экономит время при подготовке к занятиям, даёт учителю готовый материал и достаточно иллюстраций, развивает зрительную память учащихся, акцентирует внимание на важных объектах за счёт фрагментарной и наглядной подачи материала. Главным достоинством презентации является повышение качества знаний и усиление учебной мотивации к предмету.

Считаю для себя очень важным при моделировании любого урока не забывать, что, давая детям знания, умения и навыки, мы должны помнить о сохранении и приумножении их здоровья, а это возможно только при рациональной организации времени с использованием здоровьесберегающих технологий, так как это является приоритетным направлением в педагогической деятельности каждого учителя «школы здоровья».

Поэтому учебный материал в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Урок биологии в 6 классе по теме

« Цветок - орган семенного размножения».

Тип урока: усвоение и закрепление нового учебного материала.

Технология обучения: ИКТ с использованием здоровьесберегающих технологий.

Формы работы:

  • индивидуальная;

  • групповая - ведущая, более целесообразная, т.к. даёт полную вовлечённость в работу;

  • общеклассная.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемно-диалогический;

  • частично-поисковый;

  • первично-исследовательский.

Цель урока:

Формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка, раскрыв биологическое значение главных частей цветка - пестика и тычинок;

  • дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях;

  • познакомить с новыми терминами и понятиями;

  • научить пользоваться обозначениями при составлении формулы цветка;

  • на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.

Развивающие:

  • развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

  • обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся: обогащать и усложнять словарный запас;

  • развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

  • прививать интерес к биологии, воспитывать бережное отношение к цветам, т.е. формировать экологическое воспитание;

  • прививать навыки коммуникативного общения, работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.

Структура урока:

  • организационно - мобилизующий этап;

  • изучение нового материала, через мотивацию творческой деятельности (индуктор), разрыв ( новое видение предмета, которое требует дополнительной информации), усвоение новых знаний, работу с учебником;

  • «скрытая» физкультпауза, выполнение лабораторной работы (используя инструктивную карточку учебника);

  • закрепление знаний;

  • подведение итогов;

  • домашнее задание;

  • рефлексия.

Средства обучения:

  • цветущие комнатные растения;

  • консервированные цветки яблони, груши, вишни;

  • ПК, медиапроектор, интерактивная доска;

  • презентация Miсrosoft Power Point «Цветок - орган семенного размножения растений»;

  • рабочая тетрадь;

  • учебник В.В.Пасечник «Биология 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения»;

  • каждому уч-ся на стол кружочки (красный, зелёный, синий);

  • кроссворд с иллюстрациями цветов;

  • тест: « Цветок - орган семенного размножения»;

  • цветные карандаши;

  • листы бумаги;

  • препаровальные наборы.

Программное обеспечение:

Учебное электронное издание «Биологи 6-9 класс».

Структура урока и ход урока.

Презентация

I. Организационно - мобилизующий этап.

А) Приветствие, настрой на работу.

Учитель:

- Запишите дату и тему урока в рабочую тетрадь.(слайд №1)

Б) Восприятие нового материала.

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же чёрного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой! (слайд № 2)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное прекрасное путешествие в царство цветов. «Цветы - удивительное лекарство для души» (запись на доске), одна эта фраза очень многое говорит об их значении в жизни человека. Но цветы возникли задолго до появления человека, и природа создала их не только для нас, а, скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.

«Чтобы жить - нужны: Солнце, свобода и маленький цветок»

(слайд № 3).

Как можно объяснить эти слова знаменитого сказочника Андерсена (если дети затрудняются ответить на этот вопрос, учитель просит вспомнить, к каким органам - вегетативным или генеративным относится цветок. Ученики отвечают. Так как дети уже знают, что такое вегетативные и генеративные органы, необходимо выйти на определение, что цветок - генеративный орган растения). ( слайд № 4, анимация с голосовым сопровождением).

В) Сообщение учащимся цели. ( слайд № 5)

Учитель:

-Поэтому цель нашего урока - изучение цветка как генеративного органа покрытосеменных растений.

Г) Постановка задач урока самими учащимися.

Учитель:

-Как вы думаете, как можно сформулировать задачи урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомится? (слайд № 5)

II.Изучение нового материала.

1. Мотивация творческой деятельности каждого учащегося.

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир природы и цветок - одна из таких загадок. Сегодня нам предстоит разгадать эту загадку вместе.

Учитель:

- Вспомните свой любимый цветок и нарисуйте его цветными карандашами на листах, которые лежат у вас на столах. (слайд № 6)

Работа с материалом. Создание рисунка. (Примечание: перед уроком расстановка столов происходит в форме «каре», это наиболее эффективное размещение мебели для занятий в режиме коллективного сотворчества, даёт возможность увидеть большее кол-во цветов, сравнить, и что очень важно снять напряжение через увиденные образы, улыбку, переключиться с режима

близкого зрения в режим дальнего, т.е. ребёнок и учится, и отдыхает, и участвует в развивающем тренинге). Во время выполнения работы звучит спокойная музыка.

2. Организация работы в группах (слайд № 6)

Учитель:

- Я прошу вас сравнить свой рисунок с рисунками других, найти общее и отличие.

У детей появляются разногласия. Для разрешения вопросов, разногласий проводится работа с живыми объектами.

3. Разрыв ( новое видение предмета, которое требует дополнительной информации. ( слайд № 6)

Учитель:

-Рассмотрите цветки комнатных растений, расчлените их с помощью препаровальных наборов и сравните с изображением. (На данном этапе учитель проводит инструктаж по технике безопасности).

Постановка проблемного вопроса.

Учитель:

- Все ли части цветка вы изобразили на своём рисунке? Почему? - Какие части цветка вы не нарисовали? Почему? (слайд № 7)

(ученики затрудняются ответить). Далее учитель показывает (слайд № 8)

4. Работа с учебником

Учитель:

- Найдите информацию о строении цветка, прочитайте, изучите рисунок.(слайд № 8)

Затем учащиеся помогают восстановить схему строения цветка. (слайд № 9)

Учитель:

-Как вы думаете, какие части цветка являются главными? (предполагаемый ответ: чтобы ответить на этот вопрос, надо знать о строении каждой части, значении).

-Чтобы ответить на данный вопрос и понять значение цветка для растения, нам необходимо узнать его строение. (слайд № 9)

(На этом этапе начинается знакомство со строением пестика, тычинки, околоцветника, типами цветков, о двудомных и однодомных растениях) (слайды № 10 -17 )

5. «Скрытая» физкультминутка.

( проводится при коллективной проверке прочности усвоения нового учебного материала, учитель в случайном порядке зачитывает правильные и неправильные варианты ответа. Учащимся предлагается при этом сопровождать свой ответ выполнением определённых упражнений. Например, в случае правильного ответа руки вверх хлопок над головой посмотреть на руки, а при неправильных вариантах приседают руки вперёд. Задания выполняются не менее 1 минуты).

Учитель:

-Ребята, я предлагаю вам выйти из-за парт и, выбрав правильные утверждения, выполнить несложные упражнения.

- Итак, какие утверждения верны?

1. Цветок - видоизменённый побег. +

2. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. +

3. Пестик - мужской половой орган, а тычинка - женский. -

4. Венчик состоит из чашелистиков. -

5. Цветок - орган семенного размножения, из которого после опыления и оплодотворения развивается плод. +

6. Часто ярко окрашен пестик. -

7. Чашечка состоит из лепестков венчика. -

8. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. +

9. Однополые цветки, это те, у которых есть только тычинки или пестик. +

10. У двудомных растений пестичные и тычиночные цветки формируются на одном растении. -

11. Правильные цветки, это те, через которые можно провести одну плоскость симметрии. -

12. Раздельнополые цветки, это те у которых есть только тычинки или только пестик. +

13. У однодомных растений пестичные и тычиночные цветки формируются на одном растении. +

14.Околоцветник состоит только из венчика или только из чашечки. -

15. Неправильные цветки, это те, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии. -

6. Выполнение в рабочей тетради задания №1 - Лабораторная работа № 17 «Строение цветка» ( слайд № 18)

в учебнике стр. 128 к § 28 (работа выполняется по инструктивной карточке)

Цель работы:

-познакомить учащихся со строением цветка;

-закрепить знания о строении цветка и его функциях;

-продолжить формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами и навык выполнения биологического рисунка.

После знакомства со строением цветка учащиеся отвечают на поставленные вопросы, ответы на которые являются выводом по проделанной работе и записываются в рабочую тетрадь:

- Что формируется из семязачатка?

- Какие части цветка являются главными и почему?

- Что такое цветок? (учащиеся дают определение цветка, затем эти определения сравнивают с определением на (слайде № 19).

7. Закрепление знаний. ( При помощи гиперссылки переходим в программу Смарт)

1. Работа со слайдом «Установите соответствие», (слайд № 20) ( эту работу каждый учащийся выполняет индивидуально, после выполнения задания один ученик идёт к интерактивной доске и выполняет задание на ней, остальные проверяют, т.е. применяется метод отслеживания). Рабочая тетрадь - задание № 2.

2. Тест «Цветок - орган семенного размножения» (Приложение 1),на его выполнение отводится 2-3 мин., затем тест проверяется в парах, при необходимости корректируется. ( слайд № 21-22)

3. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, «Мифы и быль о цветах» (Приложение 2) (слайд №23) (уч-ся выполняют работу на листах, а затем по одному выходят к интерактивной доске и заполняют пропущенные клетки). Это задание позволяет учащимся расширить свой кругозор по данной теме.

8. Подведение итогов.

Учащиеся, которые справились с работой и имеют положительный результат, оцениваются.

9. Домашнее задание. ( слайд № 24)

Изучить параграф № 28, в рабочей тетради выполнить задания № 3,4,5.

Подготовить загадки, стихи, пословицы о цветах.

10. Рефлексия

Учитель:

-Урок окончен, и я прошу вас послушать притчу:

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!».

-Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу на уроке.

- Кто работал так, как первый человек, поднимите синие кружки?

- Кто работал добросовестно, поднимите зелёные кружки?

- Кто принимал участие в строительстве храма, поднимите красные кружки? В конце урока учитель благодарит ребят за работу:

- Спасибо, мне было очень приятно с вами работать.


© 2010-2022