Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем»

Главная  задача данного урока познакомить учащихся с корневыми системами, особенностями их развития и формирования стержневого и мочковатого корня, обратить внимание на особенности развития корневой системы двудольных и однодольных растений. С целью углубления знаний и выработке практических умений по определению типов корневых систем проводится лабораторная работа. Учащиеся должны усвоить, что благодаря образованию придаточных корней многие растения размножаются вегетативно, что вегетативное ра...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: Виды корней. Типы корневых систем

Цели урока: сформировать у школьников понятие о развитии корня, о типах корневых систем, особенностях их строения и образования; продолжать работу с биологическими терминами (корневая система, главный, боковые и придаточные корни); развивать практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; воспитание трудолюбия, бережного отношения к растениям.

Оборудование: проростки фасоли, гороха, кукурузы, пшеницы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, окоренившиеся черенки тополя, смородины, традесканции, пеларгонии и других растений, гербарий «Типы корневых систем», проростки для закладки опытов.

Урок: комбинированный.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

В начале урока следует повторить и систематизировать знания об органах цветкового растения. В процессе беседы выяснить, что знают учащиеся о функциях корня.

  1. Изучение нового материала.

Учитель знакомит учащихся с понятием «корневая система», демонстрирует стержневые и мочковатые корневые системы и предлагает объяснить чем они различаются. Сообщение учителя о корневых системах, особенностях развития и формирования главного корня, боковых и придаточных корней сопровождается демонстрацией живых объектов и гербария.

Рассказ учителя можно начать стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

(В. Жак)

При формировании таких понятий, как главный корень, боковые и придаточные корни, следует обратить внимание школьников на особенности развития стержневой и мочковатой корневых систем. Здесь следует подчеркнуть, что благодаря большому кол-ву боковых корней, образуется развитая корневая система. Боковые корни могут быть первого, второго и последующих порядков. Учитель демонстрирует гербарий с различными стержневыми системами (нитевидной, веретеновидной, репчатой, ветвистой), а также разнообразные мочковатые корневые системы, где хорошо видны боковые корни. При этом важно отметить, что у некоторых растений корень уходит на глубину до 10 метров (например, у люцерны), и обратить внимание учащихся на особенности строения корневой системы в связи с условиями внешней среды (климатом, почвой и др.). При изучении придаточных корней следует обратить внимание на их отрастание от стебля. (Убедиться в этом школьники могут при рассмотрении окоренившихся черенков традесканции, тополя, смородины.)

Учащимся необходимо усвоить, что благодаря образованию придаточных корней многие растения размножаются вегетативно; что вегетативное размножение имеет большое практическое значение и т.д. Учитель знакомит учащихся с агротехническим приёмом окучивания. При окучивании создаются условия для наилучшего питания и роста корней.

  1. Закрепление знаний.

С целью углубления знаний и выработки практических умений по определению типов корневых систем и распознаванию видов корней проводится лабораторная работа.

Лабораторная работа №6

Изучение стержневых и мочковатых корневых систем

Задание:

  1. Рассмотрите стержневые корневые системы, найдите в них главный корень (стержень) и боковые корни. Подготовьте устный ответ, какой корень называется главным и какие боковыми. Зарисуйте их в тетради.

  2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называют стержневыми, какие - мочковатыми.

  3. Рассмотрите корни пшеницы, кукурузы, черенков тополя, смородины и традесканции. Из чего они образовались? Подумайте, какие корни называются придаточными. Зарисуйте мочковатую корневую систему.

  4. Внимательно рассмотрите придаточные корни, есть ли на них боковые корни. Сделайте общие выводы о видах и типах корневых систем.

После выполнения и оформления лабораторной работы можно предложить учащимся несколько заданий творческого характера по распознаванию типов корневых систем на дидактическом материале. На нем монтируются различные корневые системы растений. Необходимо сравнить, найти в них общие признаки, определить тип корневой системы и дать определение, какими корнями образована корневая система.

Типы корневых систем

Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».

Стержневые Мочковатые

Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».

Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».Урок биологии для 7 класса «Виды корней. Типы корневых систем».Виды корней Виды корней

Главный корень боковой корень придаточные боковые

(примеры растений) (примеры растений)

Затем учащимся предлагается самостоятельно сделать общие выводы по изученному на уроке. Дома учащиеся готовят ответы на вопросы: какие виды корней изучили и каковы их особенности? Каково значение придаточных корней для повышения урожая? Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений? Изучить параграф учебника.

Главная задача данного урока познакомить учащихся с корневыми системами, особенностями их развития и формирования стержневого и мочковатого корня, обратить внимание на особенности развития корневой системы двудольных и однодольных растений. С целью углубления знаний и выработке практических умений по определению типов корневых систем проводится лабораторная работа. Учащиеся должны усвоить, что благодаря образованию придаточных корней многие растения размножаются вегетативно, что вегетативное размножение имеет большое практическое значение.


© 2010-2022