- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока на тему Витамины (8 класс)
Разработка урока на тему Витамины (8 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шугурова Л.С. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Витамины.
Цель урока: изучить значение витаминов и о заболеваниях, связанных с витаминами.
Ход урока.
-
Проверка знаний.
На ваших столах имеются тестовые задания. Пишем фамилии и отвечаем на вопросы. Из трёх ответов выбираем один правильный ответ.
Тест.
Поменяемся работами, проверяем.
Ключ к заданию: 1-а; 2- б; 3-б; 4- в; 5- б; 6- а; 7- б; 8- в; 9- б; 10- б; 11- а; 12- б.
Количество ошибок и оценка:
1, 2 ошибки- «5»
3, 4------------ «4»
5-7------------ «3»
Ставим оценки и соберём работы в одну стопку.
II. Изучение нового материала.
А теперь откроем учебники, тетради. Пишем число и тему урока:
«Витамины».
Цель урока: изучить значение витаминов и о заболеваниях, связанных с витаминами.
Сегодня у нас урок- путешествие. Мы совершим путешествие в страну витаминов. Побываем в четырех городах. Они называются так: Витамин А
Витамин В
Витамин С
Витамин Д
Что такое витамины? Записываем определение в тетрадь.
Витамины- биологически активные вещества.
Витамины поступают в организм с пищей и требуются в ничтожных количествах. Но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Известно, что для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжёлым болезням.
А как были открыты витамины? Об этом подготовила сообщение Мазякова Лариса.
На связь некоторых заболеваний с характером питания обратили внимание ещё в древние времена: цингу излечивали, давая больным овощи и фрукты, молодую хвою. Особенно остро встал вопрос о витаминах, в связи с болезнью бери- бери, раньше особенно распространённой в Азии (Япония, Китай и др.). было установлено, что болезнь возникает при употреблении в пищу полированного риса; при употреблении в пищу неполированного риса болезнь не развивалась.
В 1880 г. русским ученым Н.И.Луниным было доказано, что мыши быстро гибнут, если их кормить очищенными белками, жирами, углеводами и дистиллированной водой. Однако они живут скол угодно долго при кормлении их молоком. Из этого он сделал вывод, что в молоке кроме белков, жиров и углеводов содержатся еще другие вещества, незаменимые для жизнедеятельности. Какие? В 1912 г. польский ученый Казимир Функ выделил препарат из отрубей и подтвердил существование в продуктах питания жизненно важных веществ и назвал их витаминами. С этого времени началось интенсивное изучение витаминов. Слово «витамин» состоит из двух частей: «вита» - жизнь и «амин» - жизненный (жизненно важный амин).
Витамины содержатся в продуктах питания растительного и животного происхождения. При разнообразном питании человек получает все необходимые витамины. Известно, что для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Витамины обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы - B1, B2, B12 и др. При отсутствии в пище того или иного витамина возникают заболевания, называемые авитаминозами, которые являются следствием нарушения обмена веществ. Нехватка витаминов ведёт к гиповитаминозам, избыток- к гипервитаминозам.
Гиповитаминоз - нехватка витаминов в организме.
Гипервитаминоз - избыток витаминов в организме.
Авитаминоз - полное отсутствие витаминов.
Далее работаем в группах. Жители городов- витаминов ведут работу по имеющимся заданиям. Они стараются узнать как можно больше о своём городе.
Витамин А
Дайте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу.
-
В каких продуктах питания содержится витамин А?
-
Какова суточная потребность витамина А?
-
Какие заболевания возникают при нехватке витамина А?
-
Какие заболевания возникают при избытке витамина А?
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин
Продукты питания
Суточная потребность (мг)
Симптомы, возникающие при гиповитаминозе
Симптомы, возникающие при гипервитаминозе
Витамин В1
Дайте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу.
-
В каких продуктах питания содержится витамин В1?
-
Какова суточная потребность витамина В1?
-
Какие заболевания возникают при нехватке витамина В1?
-
Какие заболевания возникают при избытке витамина В1?
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин
Продукты питания
Суточная потребность (мг)
Симптомы, возникающие при гиповитаминозе
Симптомы, возникающие при гипервитаминозе
Витамин С
Дайте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу.
-
В каких продуктах питания содержится витамин С?
-
Какова суточная потребность витамина С?
-
Какие заболевания возникают при нехватке витамина С?
-
Какие заболевания возникают при избытке витамина С?
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин
Продукты питания
Суточная потребность (мг)
Симптомы, возникающие при гиповитаминозе
Симптомы, возникающие при гипервитаминозе
Витамин D
Дайте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу.
-
В каких продуктах питания содержится витамин D?
-
Какова суточная потребность витамина D?
-
Какие заболевания возникают при нехватке витамина D?
-
Какие заболевания возникают при избытке витамина D?
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин
Продукты питания
Суточная потребность (мг)
Симптомы, возникающие при гиповитаминозе
Симптомы, возникающие при гипервитаминозе
А как же сохранить витамины в продуктах питания? О сохранении витаминов в пище выступит сообщением Вариков Александр.
Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Однако их содержание в пищевых продуктах колеблется и не всегда обеспечивает потребности организма. Эти колебания связаны с сезонными изменениями состава пищевых продуктов, с длительностью хранения овощей и фруктов от момента созревания до употребления в пищу. Например, витамин А теряется при длительном хранении и сушке овощей. В связи с этим количество витаминов в пище может значительно снижаться и возникает опасность развития авитаминоза.
Большую роль в сохранении витаминов играет и правильное приготовление пищи. Запомним, что при действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 60 % витаминов группы В, при варке овощей - до 20% витаминов группы В и от 30 до 50 % витамина С. Кроме того витамин С разрушается и при соприкосновении с воздухом. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Прежде всего овощи следует очищать и нарезать только перед самой варкой, опускать в кипящую воду и недолго варить в кастрюле с закрытой крышкой. При кипении воды растворенный в ней воздух удаляется, что способствует сохранению витаминов в пище. Овощи лучше варить в эмалированной посуде, так как соприкосновение с металлом ведет к разрушению витамина С. Овощные блюда нужно употреблять сразу после их приготовления. В противном случае из-за соприкосновения с воздухом витамин С в них почти полностью исчезает.
Различают водорастворимые витамины (гр.В, С, РР) и жирорастворимые витамины (А, D, E, K). Последние усваиваются значительно лучше, если их употреблять вместе с жирами. Так, морковь со сметаной или растительным маслом обогащает организм витамином А значительно лучше, чем та же морковь, употребляемая без жиров.
III. Закрепление знаний.
Эпизод из книги Ю.Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться. (У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар же сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А, который присутствовал в рыбьем жире.)
Домашнее задание: §38