Разработка урока биологии в 5 классе на тему Лишайники

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека. Задачи:          Образовательные: 1. Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей. 2. Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особое царство. 3. Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.          Развивающие: 1. Развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой, а также умение делать выводы на основании полученной информации.       Воспитательные: 1. Формирование умения работать самостоятельно и в группе; 2. Воспитывать любовь к родному краю, стремление беречь и охранять природные объекты.   Планируемые результаты: Ø   личностные: осознание ценностей биологического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Ø   метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования. Ø   предметные: расширение знаний о лишайниках, формирование понятий симбиоз, кустистые, листоватые и накипные лишайники. Универсальные учебные действия: Ø   личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана; Ø   регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; Ø   познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, добывать новые знания из источников ЭОР. Ø   коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах. Средства ведения урока: учебник 5 класса автора В.В. Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе  POWER POINT, химические реактивы, магнитная доска.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19.02.2014

Тема: «Лишайники»

(разработка урока биологии для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС)

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.

2. Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особое царство.

3. Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой, а также умение делать выводы на основании полученной информации.

Воспитательные:

1. Формирование умения работать самостоятельно и в группе;

2. Воспитывать любовь к родному краю, стремление беречь и охранять природные объекты.

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание ценностей биологического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

  • предметные: расширение знаний о лишайниках, формирование понятий симбиоз, кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана;

  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

  • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, добывать новые знания из источников ЭОР.

  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Средства ведения урока: учебник 5 класса автора В.В. Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, магнитная доска.

Ход урока

1.Организационный момент

- Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Вот звенит для нас звонок - начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

2. Постановка познавательной задачи.

- Сегодня мы продолжаем изучение многообразия растительного мира. Но прежде чем продолжить знакомство со следующей группой живых организмов я предлагаю вам отрывок из книги К.А. Тимирязева «Тайна жизни».

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли обломок от скалы,

обнаружив свежий, невыветренный излом.

Выламывается ли валун, века пролежавший под землей,

везде на голой бесплодной поверхности

первым появляется лишайник, разлагая горную породу.

Превращая её в плодоносную почву.

Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы.

Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;

Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли

И только по его следам, по проторенному пути

появляются более сложные формы жизни.

Отрывок из книги К. А. Тимирязева «Тайна жизни»

Знакомьтесь, К.А. Тимирязев. Великий русский учёный, биолог.

Попробуем проанализируем отрывок из книги «Тайна жизни».

3. Актуализация знаний.

-Какие организмы первыми появляются на бесплодной поверхности? (лишайники)

- Какую работу выполняют лишайники? (разлагают горную породу)

- Во что превратится горная порода, после работы лишайников? (в плодородную почву)

- В каких климатических условиях могут жить лишайники? (зимняя стужа, летний зной им нипочём)

- Кто может поселиться после лишайников? (более сложные формы жизни).

4. Мотивация.

- Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы наука биология продолжала раскрыть вам свои секреты.

5. Создание проблемной ситуации.

- Что собой представляют лишайники?

- Вы знаете, какие организмы называются паразитами?

- Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить.

(записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока).

6. Целеполагание.

Учитель представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

-Что вы сегодня будете изучать?

-Что, по-вашему, мнению, побудило людей изучать лишайники?

Подвести к выводу: для чего необходимо изучать тему Лишайники?

- Какова цель нашего урока?

(Организует обсуждение возникших затруднений).

7. Открытие новых знаний.

Итак, героями нашего урока будут удивительные организмы - ЛИШАЙНИКИ

Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, скверах, на лугах, болотах т.е. практически повсеместно.

Практическое задание.

На ваших партах разложены природные образцы.

Задание: работая в парах, разделите образцы по внешнему виду на группы

У каждого учащегося на столе находится алгоритм выполнения задания.

Выполнив работу, поднимите руку.

- Молодцы, все справились с заданием. - Так кто не является объектом изучения на нашем уроке? (гриб трутовик, мох)

-Почему эти организмы лишние? (это другие жизненные формы).

- Изучением отдела Лишайники занимается наука лихенология (термин прикрепляется учеником на магнитную доску). Эта наука сравнительно молодая, возникла в конце XVIII - начале XIX века. Ее основоположником считается шведский ученый Ахариус. В 1860 г. русский ученый Андрей Николаевич Бекетов предложил термин "лишайник".

Работа в тетрадях. Давайте запишем в своих тетрадях.

Лихенология - наука изучающая лишайники.

Вначале некоторые исследователи называли эти организмы «хаосом природы» или «убогой нищетой растительности».

- Как вы думаете почему?

- Найдите в тексте учебника описание цвета и свойства лишайников. (Выслушиваются ответы учащихся)

-Какие существуют 3-и формы лишайников, внимание на экран.

-Накипные

-Листоватые

-Кустистые

Работа в печатных тетрадях.

Заполнить схему «Формы лишайников».

- Вот мы все говорим о лишайниках, а из чего состоят лишайники?

Тело лишайника представлено слоевищем. Из чего же оно состоит?

Я смотрел кору на ветке

Сквозь стекло точёное:

Там в ячейках белой сетки

Рыбки спят зеленые.

Под микроскопом можно увидеть светлые гифы гриба, между которыми находятся одноклеточные зеленые водоросли или цианобактерии.

(работа в парах) Задание: Откроете учебник на стр. 102, рассмотрите рисунки. С помощью учебника или слайда презентации сделайте следующие записи в тетрадях.

Работа в тетрадях. Строение лишайников (слайд №11).

слой

функции

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от

чрезмерного освещения

Образует органические вещества


Проводит воздух к клеткам водорослей


- Закончили работу, давайте вместе проверим и обсудим результаты (результаты на слайд.)

Верхний и нижний корковый слой

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от

чрезмерного освещения

Слой водорослей

Образует органические вещества


Сердцевина

Проводит воздух к клеткам водорослей


8. Физкультминутка.

- Мы хорошо поработали, самое время отдохнуть.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На поляну мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

В окошко мы увидели и речку, и цветы.

Узнали много нового и я, и ты, и мы.

- Молодцы, займите свои рабочие места. Продолжаем урок.

- Как вы думаете, почему тело лишайника названо - слоевищем?

Ответы учащихся (состоит из разных слоёв).

Продолжим работу.

Ответьте на вопрос, а чем же питаются лишайники?

Учитель: Внимание, загадка.

Сговорились Клим с Пахомом

Жить совместно, общим домом:

Клим готовит соль, водицу,

А Пахом Зерно, мучицу.

- Как вы, думаете, о чем идет речь в этой загадке? (симбиоз) - термин прикрепляется на магнитную доску. Запишем.

Симбиоз - это взаимовыгодное взаимодействие двух или более организмов.

Внимание на экран.

Гриб всасывает своими гифами воду и минеральные вещества.

Водоросль создает органические вещества.

Таким образом, лишайники представляют собой симбиотический организм.

Самостоятельно запишите, какую работу выполняют

а) нити гриба-?

б) клетки водоросли-?

Задание: прочитайте самостоятельно в учебнике абзац «Размножение лишайников» на стр. 105. Выпишите в тетрадь возможные способы размножения.

- А теперь давайте проверим (слайд).

- слоевищем

- специализированными клетками.

Учитель: гуляя в лесу, мы можем с вами заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог, промышленных центров. О чем это говорит? Ответы учащихся.

-Лишайники не любят загрязненный воздух.

-Ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха.

-По количеству лишайников можно судить о чистоте воздуха.

В настоящее время развивается такое перспективное направление в использовании лишайников, как лихеноиндикация.

- Какого же значение лишайников?

9. Закрепление материала

-Кто такие лишайники? Организмы симбионты.

-Что такое симбиоз? Симбиоз - это взаимовыгодное взаимодействие двух или более организмов.

-Какие формы лишайников мы сегодня изучили? (накипные, листоватые, кустистые)

- Какую работу выполняют клетки водорослей? (фотосинтез)

- Какую работу выполняют нити гриба? (накачивают воду и минеральные вещества)

10. Итог урока.

- Нам пора подвести итоги нашего урока. Обратите внимание на лишайники, занесённые в Красную книгу, они нуждаются в Вашей защите!

Подвожу итоги урока. Комментирую и выставляю оценки за урок.

- Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?

(информационные листы у каждого на столах:

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

- А теперь посмотрите, на столах у вас лежат три вида смайликов, отразите свое отношение к сегодняшнему уроку. Прикрепите их на доску в виде солнышка.



© 2010-2022