• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по биологии к учебнику Пасечника Биология. Введение в общую биологию 9 класс

Рабочая программа по биологии к учебнику Пасечника Биология. Введение в общую биологию 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Важская основная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО

___________(___________)

Протокол №____

от «___»____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «ОВОШ»

__________(______________)



«____»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ОВОШ»

_________Воеводкина Г.А.

Приказ №__116___

от «_1_»__сентября__20_15_г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Чернышёвой Татьяны Витальевны, II кв. категория

по учебному курсу

«Биология. Введение в общую биологию и экологию»

9 класс













2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказом № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

освоение следующих общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.

3 Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

3.1 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

3.2 Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

3.3 Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

3.4 Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.

3.5 Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

3.6 Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).

3.7 Определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.

4 Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются у м е н и я самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает н а в ы к и деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

4.1 Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

4.2 Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

4.3 Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

4.4 Умение готовить и делать сообщения.

4.5 Умение пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.

4.6 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

5.1 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5.2 Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

5.3 Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

5.4 Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5.5 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

7.1 Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

7.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

7.3 Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

7.4 Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

7.5 Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Основной формой организации учебного процесса является урок различных типов: УИНМ - урок изучения нового материала, КУ - комбинированный урок, УПЗУ - урок применения знаний умений, УК - урок контроля, УОП - урок обобщающего повторения.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Общеобразовательная Важская основная школа» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю. При изучении инвариантной части программы включаются вопросы из регионального компонента. 7 уроков включают в себя темы, связанные с изучением экосистем Архангельской области.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Увеличено количество часов на изучение тем: «Введение», «Организменный уровень», за счет сокращения часов на изучение темы: «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».

Количество контрольных работ за год - 5

Количество лабораторных работ за год - 4

Экскурсий за год - 2

Структура рабочей программы:

- Титульный лист

- Пояснительная записка

- Учебно-тематический план

- Содержание тем учебного курса

- Требования к уровню подготовки учащихся

- Календарно-тематическое планирование

- Перечень учебно-методического обеспечения

- Список литературы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Введение

3

3

Молекулярный уровень

10

10


Клеточный уровень

15

14

Лабораторных работ - 1

Организменный уровень

16

15

Лабораторных работ - 1

Популяционно-видовой уровень

3

2

Лабораторных работ - 1

Экосистемный уровень

5

4

Экскурсия - 1

Биосферный уровень

4

4


Эволюция

7

6

Экскурсия - 1

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

4

Лабораторных работ - 1

ИТОГО

68

62

Лабораторных работ - 4

Экскурсий - 2



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Биология в системе наук

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел I. Уровни организации живой природы

Глава 1. Молекулярный уровень

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.

Вирусы.

Глава 2. Клеточный уровень

Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Деление клетки. Митоз.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Лабораторные работы:

• Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.

Глава 3. Организменный уровень ( 14ч)

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

• Изучение изменчивости у растений и животных.

Практическая работа:

• Решение генетических задач.

Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 4. Популяционно - видовой уровень

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.

Лабораторные работы:

• Изучение морфологического критерия вида

Глава 5. Экосистемный уровень

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Глава 6. Биосферный уровень

Биосфера - глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

Раздел II. Эволюция органического мира

Глава 1. Основы учения об эволюции

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Глава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина - Холдейна.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Лабораторная работа:

• Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках - значение биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

ИМО

Введение - 3 часа



3.09

1

Биология - наука о жизни

Вводный

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Должны знать/ уметь: давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи; называть методы изучения живой природы;

называть общие признаки (свойства) живого организма



7.09

2

Методы исследования в биологии.

ИНМ

Текущий


10.09

3

Сущность жизни и свойства живого.

ИНМ, закрепления ЗУН

Текущий


Тема 1. Молекулярный уровень - 10 часов



14.09

4

Молекулярный уровень: общая характеристика.

ИНМ

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.

Вирусы.

Должны знать/ уметь: давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение; перечислять составляющие углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, АТФ; перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом; называть факторы, увеличивающие скорость химических реакций.

Текущий


17.09

5

Углеводы.

ИНМ

Текущий


21.09

6

Липиды.

ИНМ

Текущий


24.09

7

Состав и строение белков.

ИНМ

Текущий


28.09

8

Функции белков.

ИНМ

Текущий


1.10

9

Нуклеиновые кислоты.

ИНМ

Текущий


5.10

10

АТФ и другие органические соединения.

ИНМ

Текущий


8.10

11

Биологические катализаторы.

ИНМ

Текущий


12.10

12

Вирусы.

ИНМ

Текущий


15.10

13

Контрольная работа № 1 по теме: «Молекулярный уровень».

повторительно-обобщающий

Контрольная работа


Тема 2. Клеточный уровень - 15 часов



19.10

14

Основные положения клеточной теории.

Лабораторная работа № 1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

ИНМ, практикум

Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Деление клетки. Митоз.


Должны знать/ уметь: Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов); называть органоиды клетки, их функции; описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке; знать этапы энергетического обмена; называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов; называть этапы процессов, происходящих в клетке: метаболизма, энергетического обмена в клетке, фотосинтеза, хемосинтеза, синтеза белков в клетке; знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки

Текущий


22.10

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

ИНМ

Текущий


26.10

16

Ядро клетки.

ИНМ

Текущий


29.10

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

ИНМ

Текущий


9.11

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

ИНМ

Текущий


12.11

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

ИНМ

Текущий


16.11

20

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

ИНМ

Текущий


19.11

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

ИНМ

Текущий


23.11

22

Энергетический обмен в клетке.

ИНМ

Текущий


26.11

23

Типы питания клеток.

ИНМ

Текущий


30.11

24

Фотосинтез и хемосинтез.

ИНМ

Текущий

3.12

25

Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция.

ИНМ

Текущий


7.12

26

Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция.

ИНМ

Текущий

10.12

27

Деление клетки. Митоз.

ИНМ

Текущий


14.12

28

Контрольная работа № 2 по теме: «Клеточный уровень».

повторительно-обобщающий

Контрольная работа


Тема 3. Организменный уровень - 16 часов



17.12

29

Бесполое размножение.

ИНМ

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Должны знать/ уметь: знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды; знать сущность и стадии мейоза, сущность процесса оплодотворения; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет; характеризовать периоды онтогенеза, знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; знать генетические термины и понятия, законы наследственности; характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Называть центры происхождения культурных растений.


Текущий

21.12

30

Половое размножение. Оплодотворение.

ИНМ

Текущий

24.12

31

Онтогенез. Биогенетический закон.

ИНМ

Текущий

28.12

32

Закономерности наследования признаков Менделя. Моногибридное скрещивание.

ИНМ

Текущий


11.01

33

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

ИНМ

Текущий

14.01

34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

ИНМ

Текущий


18.01

35

Дигибридное скрещивание.

ИНМ

Текущий

21.01

36

Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана.

ИНМ

Текущий


25.01

37

Взаимодействие генов.

ИНМ

Текущий

28.01

38

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

ИНМ

Текущий


1.02

39

Решение задач по генетике.

ИНМ

Текущий

4.02

40

Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости организмов.

ИНМ, практикум

Текущий


8.02

41

Мутационная изменчивость.

ИНМ

Текущий


11.02

42

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

ИНМ

Текущий

15.02

43

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

ИНМ

Текущий

18.02

44

Контрольная работа № 3 по теме: «Организменный уровень организации живого».

повторительно-обобщающий

Контрольная работа


Тема 4. Популяционно-видовой уровень - 3 часа



25.02

45

Вид. Критерии вида.

Лабораторная работа № 3. Изучение морфологического критерия вида.

ИНМ, практикум

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.

Должны знать/ уметь: знать основную систематическую единицу в биологии, определение понятия «вид»; определять критерии вида; знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах; характеризовать основные систематические категории.

Текущий

29.02

46

Популяции.

ИНМ

Текущий


3.03

47

Биологическая классификация.

ИНМ

Текущий

Тема 5. Экосистемный уровень - 5 часов



10.03

48

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

РК. Основные экосистемы Архангельской области.

ИНМ

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.


Должны знать/ уметь: знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, знать морфологическую и пространственную структуру сообщества. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем

Текущий

14.03

49

Состав и структура сообщества.

РК. Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера.

ИНМ

Текущий


17.03

50

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

РК. Экологические сукцессии в Архангельской области.

ИНМ

Текущий

28.03

51

Продуктивность сообщества.

РК. Агроэкосистемы Архангельской области.

ИНМ

Текущий

31.03

52

Саморазвитие экосистемы.

Экскурсия № 1 в биогеоценоз.

РК. Влияние деятельности человека на экосистемы Архангельской области.

практикум

Текущий

Тема 6. Биосферный уровень - 4 часа



4.04

53

Биосфера. Среды жизни.

РК. Охрана природы в Архангельской области.

ИНМ

Биосфера - глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.


Должны знать/ уметь: знать среды жизни живых организмов; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде; характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания; знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере

Текущий

7.04

54

Средообразующая деятельность организмов.

ИНМ

Текущий

11.04

55

Круговорот веществ в биосфере.

ИНМ

Текущий

14.04

56

Контрольная работа № 4 по теме: «Экосистемный и биосферный уровни».

повторительно-обобщающий

Контрольная работа


Тема 7. Эволюция - 7 часов



18.04

57

Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин.

ИНМ

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.

Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.


Должны знать/ уметь: иметь представление об истории взглядов на эволюцию живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Обосновывать роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции Знать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции

Текущий

21.04

58

Изменчивость организмов.

ИНМ

Текущий

25.04

59

Борьба за существование. Естественный отбор.

ИНМ

Текущий

28.04

60

Видообразование.

Экскурсия № 2. Причины многообразия видов в природе.

ИНМ, практикум

Текущий

5.05

61

Макроэволюция.

ИНМ

Текущий

12.05

62

Основные закономерности эволюции.

ИНМ

Текущий

16.05

63

Контрольная работа № 5 по теме: «Эволюция».

повторительно-обобщающий

Контрольная работа


Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле - 5 часов



19.05

64

Гипотезы возникновения жизни. Лабораторная работа № 4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

ИНМ, практикум

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина - Холдейна.

Должны знать/ уметь: знать современные представления о возникновении жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле; методы и результаты пале-онтологических исследований. Обосновывать появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Знать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных.

Текущий

20.05

65

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

ИНМ

Текущий

23.05

66

Основные этапы развития жизни на Земле.

ИНМ

Текущий

24.05

67

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

ИНМ

Текущий

25.05

68

Заключительный урок по курсу биологии 9 класса.

Закрепление ЗУН





ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Введение.

3

Текущий контроль

2.

Молекулярный уровень.

10

Текущий контроль

Контрольная работа - 1

3.

Клеточный уровень.

15

Текущий контроль

Контрольная работа - 1

4.

Организменный уровень.

16

Текущий контроль

Контрольная работа - 1

5.

Популяционно-видовой уровень.

3

Текущий контроль

6.

Экосистемный уровень.

5

Текущий контроль

7.

Биосферный уровень.

4

Текущий контроль

Контрольная работа - 1

8.

Эволюция.

7

Текущий контроль

Контрольная работа - 1

9.

Возникновение и развитие жизни.

5

Текущий контроль

ИТОГО

68

Контрольных работ - 5











ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Интерактивная доска «Smart»

  2. Мультимедиапроектор «Beng»

  3. Компьютерное оборудование

  4. Принтер «ML - 2510»

  5. Микроскоп «Биомед 2П-3»

  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Общая биология» ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2004г.

  7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Медиатека по биологии»

  8. 1С: Репетитор. Биология





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: «Дрофа», 2009.

  3. В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - М.: Дрофа, 2010.

  4. В. В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.- М.: «Дрофа», 2004

  5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. - Москва: «ВАКО», 2011

  6. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с.

  7. Контрольные и проверочные работы. Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2008






















© 2010-2022