- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока Приспособленность организмов к сред обитания
Разработка урока Приспособленность организмов к сред обитания
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Владимирова Л.М. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Приспособленность организмов к среде обитания
Цели и задачи урока:
-
углубить и расширить знания учащихся о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде обитания;
-
познакомить учащихся с современными классификациями адаптаций;
-
формировать умения объяснять причины возникновения той или иной приспособленности организма к окружающей среде.
Планируемый результат: учащиеся расширяют и систематизируют знания о приспособительных особенностях организмов.
Тип урока - комбинированный.
Методы обучения - репродуктивный, частично - поисковый.
Оборудование: дидактические карточки, схемы, таблицы, живые объекты или гербарии и чучела, интерактивная доска, презентация, учебник «Общая биология. 11 класс»
План урока
В мире нет ничего более постоянного, чем непостоянство.
Д. Свифт
Вечная изменчивость - это не хорошо и не плохо.
Это просто неотъемлемое свойство мира!
Эндрю Мэтьюз
Чтобы выжить, надо быстро изменяться.
Л. Кэрролл («Алиса в Зазеркалье»)
I. Организационный момент
Проверка изученного материала. Беседа о результатах эволюции.
II. Постановка проблемы
Пример. На расчищенной от травы площадке блекло-бурого цвета ученые к колышкам привязали богомолов трех цветов - бурых, желтых, зеленых. За время опыта птицами было уничтожено 60% желтых, 55% зеленых и только 20% бурых богомолов, у которых окраска тела совпадала с цветом фона.
Аналогичные опыты были поставлены с куколками бабочки-крапивницы. В случае несоответствия окраски куколки окраске фона птицы уничтожали гораздо больше куколок, чем в случае совпадения фона с окраской.
Водоплавающие птицы в бассейне ловят преимущественно рыбу, окраска которой не соответствует цвету дна.
Вопросы
-
Что удалось выяснить при помощи описанных опытов?
-
Что обеспечило выживаемость богомолов, куколок бабочек и рыб?
-
Как можно объяснить полученные учеными результаты опытов?
(Устные мини-выводы).
III. Изучение нового материала
Как вы понимаете термин «приспособленность»? (ответы обучающихся)
Определение термина на слайде.
Приспособленность организмов (от лат. «адаптацио» - приспособление) - способность организмов противостоять воздействию условий окружающей среды.
Работа с карточками в группах
- Прочтите предложенные примеры.
- Попробуйте определить типы адаптации.
- Разбейте эти примеры на группы, объясните свой выбор.
Карточка 1. В Южной Америке обитает около 10 видов ленивцев - строго древесных животных. Нормальное положение тела этих чрезвычайно медлительных существ - висячее, спиной вниз. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище направлен не со спины к брюху, а, наоборот, с брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие животному зеленую окраску, что помогает ему скрываться в листве.
Карточка 2. Гусеницы пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются сучку. Некоторые богомолы цветом и формой тела похожи на те или иные части цветка, поэтому их называют цветочными.
Карточка 3. Английский энтомолог Брейди, изучавший поведение мухи цеце, пришел к выводу, что она нападает на любой движущийся теплый предмет, даже автомобиль. Не нападает муха только на зебру, которую воспринимает лишь как мелькание черных и белых полос.
Карточка 4. Жук-бомбардир вырабатывает химические вещества, которые при опасности поступают в воронкообразный отдел задней части его тела. Там начинается бурная реакция, и образовавшаяся неприятная жидкость, взрываясь, выбрасывается прямо на нападающего. Обычная шпанская мушка «награждает» хищника жидкостью, которая вызывает нарывы.
Карточка 5. Вдоль побережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень ядовитый осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, яда в нем достаточно, чтобы убить 10 человек.
Карточка 6. Некоторые животные в качестве защиты используют запах: североамериканский скунс способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса.
Карточка 7. Покрытая предостерегающими полосками, но совершенно безобидная муха - журчалка извлекает нектар из цветка, как и медоносные пчелы, обладающие грозным жалом. Подражание журчалки не ограничивается окраской, но включает и поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым пчелами и осами, и, если их потревожить, угрожающе жужжат.
Карточка 8. Австралийская бородатая ящерица способна напугать самого храброго хищника. Она громко свистит, бьет хвостом и поднимает гребень так, что кажется в 4 раза больше, чем есть на самом деле.
Карточка 10. В африканских саваннах живет небольшой подземный грызун - голый землекоп. Это странное, почти голое, лишенное шерстного покрова создание. Тем забавнее видеть торчащие в разные стороны вибриссы - на голове и на брюхе. Многочисленные чувствительные волоски помогают землекопам ориентироваться в огромных подземных лабиринтах, проложенных этими трудолюбивыми зверьками.
Карточка 11. Некоторые ежи используют выделения ядовитых жаб для смазывания своих иголок. Нападая на жабу, еж, прежде всего, кусает ее ядовитые околоушные железы, а потом отравленной слюной смазывает свои иголки. Коварные привычки усваиваются еще в детстве. Новорожденный, еще слепой ежонок слизывает с иголок матери ядовитую смазку и наносит ее языком на свои еще мягкие иголочки.
Итоги обсуждения проверяются коллективно: делается запись тех вариантов адаптации, которые обнаружили учащиеся в примерах.
Некоторые формы приспособленности у животных
-
Форма тела:
- торпедообразная;
- подражающая;
- уплощенная.
-
Окраска тела:
- предостерегающая;
- покровительственная;
- расчленяющая, «камуфляжная».
Адаптация, при которой форма тела и окраска животного сливаются с окружающими предметами, называется маскировкой.
Подражание хорошо защищенным и обладающим предостерегающей окраской или, напротив, безобидным животным, помогает потенциальным жертвам защититься от поедания хищниками и называется мимикрией.
-
Приспособительное поведение:
- отпугивающее (защита от хищников)
- замирание (защита от хищников)
- запасающее (многие животные запасают корм на неблагоприятный сезон года)- миграции (избегание неблагоприятных условий путем перемещения в другие районы)
Существует много других типов приспособительного поведения. Например, в пустыне для многих видов время наибольшей активности - ночь, когда спадает зной.
IV. Подведение итогов урока
Растения и животные удивительно приспособлены к условиям среды, в которой они обитают. В понятие «приспособленность вида» входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям (например, длинный и сложно устроенный пищеварительный тракт жвачных животных, питающихся растительной пищей).
-
Подумайте, какой вывод следует сделать из вышесказанного, обсудите в парах, сделайте записи в своих отчетах.
Выводы урока
-
Приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора.
-
Приспособленность носит относительный характер.
V. Домашнее задание
§ 1.4.6.
Вопросы для повторения и задания на с. 63.